История развития плавания
статья
Со времени появления человека на земле человек всегда был связан с водой. Именно в долинах больших рек – Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхе и Янцзы, Инда и Ганга – зародились человеческие культура и жизнь. Огромное значение, которое имела вода в жизни первобытных людей, послужило причиной обожествления этой стихии, внушавшей слабому ещё в борьбе с природой человеку чувство преклонения и страха.
Культ воды существовал почти у всех народов с самых древних времён.
Боги, повелевавшие водой – Нептун у римлян и Посейдон у греков, были среди наиболее почитаемых богов древности.
Особенно большое значение умение плавать приобрело в связи с военными действиями – во время морских сражений и переправ через реки. О применении древними египтянами плавания в военных целях свидетельствует надпись на гробнице военачальника Яхмоса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_razvitiya_plavaniya.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
История развития плавания
«Он не умеет ни читать, ни плавать» - так в Древней Греции говорили о человеке, недостойном называться гражданином.
С тех пор умение читать и плавать рассматривается как символ разностороннего развития человека.
Со времени появления человека на земле человек всегда был связан с водой. Именно в долинах больших рек – Нила, Тигра и Евфрата, Хуанхе и Янцзы, Инда и Ганга – зародились человеческие культура и жизнь. Огромное значение, которое имела вода в жизни первобытных людей, послужило причиной обожествления этой стихии, внушавшей слабому ещё в борьбе с природой человеку чувство преклонения и страха.
Культ воды существовал почти у всех народов с самых древних времён.
Боги, повелевавшие водой – Нептун у римлян и Посейдон у греков, были среди наиболее почитаемых богов древности.
Особенно большое значение умение плавать приобрело в связи с военными действиями – во время морских сражений и переправ через реки. О применении древними египтянами плавания в военных целях свидетельствует надпись на гробнице военачальника Яхмоса.
Какие способы плавания и ныряния применяли первобытные люди, сегодня установить практически невозможно. Но по сохранившимся наскальным рисункам можно предположить, что основным приемом было плавание с попеременным движением рук в сочетании с различными вариантами движений ног: от переменных ударов голенью или всей ногой в вертикальной плоскости, как при современном кроле, до горизонтального удара «ножницами», как при современном плавании на боку.
На гробнице правителя города Сиут Сети, жившего в Древнем Египте за 2,5 тыс. лет до н.э., сохранился текст, повествующий о его жизни, в котором, в частности, говорится: «Он давал мне уроки плавания вместе с царскими детьми». Из этого можно заключить, что умению плавать придавалось большое значение, а организованное обучение плаванию было привилегией знати.
Плавание чрезвычайно почиталось у древних греков. В программу Олимпийских игр оно не входило, но было обязательной частью некоторых других соревнований. Плавание считалось важным элементом не только общефизической подготовки подрастающего поколения, но и воспитания вообще. Греческий общественный деятель Солон предписывал в процессе воспитания юношества наряду с чтением и письмом обращать особое внимание на плавание. Его изречение «он не умеет ни плавать, ни читать» применялось для характеристики невежественного человека, недостойного называться гражданином.
На древнеассирийских барельефах встречаются изображения людей, переплывающих реки. На одном из них плывущий человек, выполняя движения ногами, как при способе на боку, транспортирует тростниковую лодку с людьми, а на другом – плывущий направляет ход плота.
Особенно большое значение умение плавать приобрело в связи с войнами. Отменными пловцами были Юлий Цезарь и Александр Македонский. Воины Древней Греции и Рима славились своим мастерством переправ и ведением морских сражений. Сообщение о быстрых переправах через реки армий, насчитывающих до 10 тыс. легионеров, свидетельствует о поразительной выучке этих воинов. Римские императоры устраивали грандиозные морские сражения с демонстрацией абордажных схваток, умения плавать и нырять, сражаться в воде, атаковать корабли, переправляться вплавь при полном вооружении.
Геродот (460 г. до н.э.) писал, как во время греко-персидской войны персидский царь Ксеркс использовал известного греческого пловца Скиллиса для поднятия ценностей с затонувшего корабля. Когда Скиллис поднял все ценности, Ксеркс не отпустил его. Тогда во время бури Скиллис прыгнул за борт из своей плавучей тюрьмы, перерезал якорные канаты всех кораблей, и они разбились о прибрежные камни. Спасаясь от врагов, он проплыл от Афет до острова Эвбея (около 14 км), часто ныряя, чтобы скрыться от глаз врагов. В честь этого подвига греки поставили ему статую в Дельфах.
Известный римский полководец Юлий Цезарь был отличным пловцом и обучал своих воинов плаванию. Он устраивал в Риме театрализованное представление, сражение на воде – «нормахии», показывая доблести своих воинов. Первые зимние плавательные бассейны – «термы» были сооружены за много веков до н.э. Термы Диоклетиана сооружены в 302 году в древнем Риме, имели гигантскую искусственную ванну размером 1100 х 50 метров. Хотя и популярно было в то время плавание, но сведений о состязании пловцов до нас не дошло. Лишь в средневековье - в период рыцарства - интерес к плаванию вновь возрос. Каждый рыцарь должен был уметь хорошо плавать. Но и история средних веков не донесла до нас сведений о состязании рыцарей в плавании.
Плавание, как навык, получило довольно широкое распространение среди древних народов, населяющих территорию нашей страны, и в первую очередь – среди славян.
Карамзин в «Истории государства Российского» указывал, что во время вражеских нашествий славяне умели подолгу скрываться от многочисленного противника, отсиживаясь на дне рек и озер, дыша при этом в трубку из стебля камыша.
В самобытной системе физического воспитания славян, отличавшихся выносливостью, силой и смелостью, плавание занимало почетное место наряду с такими упражнениями, как бег, верховая езда, стрельба из лука, метание дротика. По свидетельству византийца Маврикия, древние славяне были «особенно способны переправляться через реки потому, что больше и лучше, чем остальные люди, умели держаться на воде».
В старинной Ипатьевской летописи рассказывается об отроке, пловце из Киева, который в 968 г. при осаде Киева печенегами переплыл Днепр на глазах у врагов и сообщил о нападении князю Святославу. В результате кочевники были разбиты.
А в истории средневековой Европы был период, когда плавание входило даже в обряд посвящения в рыцари. В 1538 г. вышло первое из известных нам письменных наставлений по плаванию – датчанина Н. Винмана.
В начале XIX века молодежь европейских стран широко интересовалась плаванием на дальние дистанции, проплывали через проливы, реки и другие водные преграды.
Первая любительская школа плавания была открыта в Париже в конце XVIII в. Чуть позже подобные школы появились в Германии, Австрии, Чехословакии. В 1844 г. в Лондоне в соревнованиях по плаванию приняли участие несколько североамериканских индейцев и уверенно их выиграли благодаря неведомой европейцам технике плавания «саженками». Но англичане, тем не менее, и после этого не изменили привычной для них «брассовой» технике. В 1875 г. Мэтью Уэбб вплавь преодолел Ла-Манш, положив начало заплывам на сверхмарафонские дистанции.
В середине XIX в. в разных странах началось строительство искусственных (закрытых) бассейнов, первый из которых открылся в 1842 г. в Вене. К концу века плавание приобрело невероятную популярность, которая и обусловила сначала проведение в 1889 г. в Будапеште первых международных соревнований, а через год европейского первенства. Но прошло еще 83 года, прежде чем в Белграде состоялся первый в истории этого вида спорта мировой чемпионат.
Первой русской школой плавания, где проводилось систематическое обучение, была Шуваловская школа, организованная в 1913 г. в пригороде Петербурга – Шувалово. Занималось в ней около 300 человек, преимущественно учащиеся средних и высших учебных заведений Петербурга. Просуществовала школа до 1917 г.
В 1912 г. в Москве было организовано «Московское общество любителей плавания», которое вело занятия не только летом, но и зимой в бассейне при Сандуновских банях. Этот год одновременно стал и дебютным для российских пловцов на Олимпиаде в Стокгольме, но успеха они не добились.
Спортивное плавание в России делало первые шаги, тренировки шли в открытой воде, результаты были невысокими. Если же говорить о массовости занятий плаванием, то в дореволюционной России едва ли насчитывалось полторы тысячи пловцов.
III Олимпийские игры проводились в США в Сент-Луис в 1904 г. Впервые в программу плавания были включены брасс и прыжки в воду с вышки. В год проведения IV Олимпийских игр (1908г.) была создана Международная Федерация любителей плавания (ФИНА) в Лондоне. Начиная с 1924 г. состязания по плаванию проводятся в бассейнах 50-метровой длины. С 1 мая 1957 г. ФИНА стала регистрировать мировые рекорды, только в бассейнах длиной 50 м. В V Олимпийских играх приняла участие делегация России в составе 20 человек - воспитанники Шуваловской школы. Не имея опыта участия в крупных соревнованиях, русские пловцы и прыгуны в воду не смогли показать приличных результатов. Мировая война 1914-1918 гг. надолго затормозила развитие мирового плавания, особенно в Европе, из-за войны не проводились VI Олимпийские игры в 1916 году. Спортивная работа по плаванию особенно оживилась, когда война закончилась и стало известно о проведении в 1920 году летом VII Олимпийских игр. Начался новый период в развитии спортивного плавания. Уже в те годы наметились 3 главных направления, по которым строилась борьба за повышение скорости плавания на всех олимпийских дистанциях. Это - совершенствование методов тренировки пловцов, расширение строительства как открытых, так и закрытых искусственных бассейнов, наконец, создание новых способов плавания и модернизация уже известных. Последнее направление в то время было ведущим и наиболее эффективным.
Советские пловцы впервые приняли участие в XV Олимпийских играх в 1952 году в Хельсинки. Первое выступление пловцов оказалось не совсем удачным. Только М. Гавриш удалось участвовать в финальном заплыве, где на дистанции 200 м брасс она заняла шестое место.
На XVI Олимпийских играх в Мельбурне в 1956 году советские пловцы выступили гораздо успешнее, завоевав две бронзовые медали - на дистанции 200 м брасс (Х. Юничев) и эстафетном плавании 4 х 200 м вольный стиль (В. Сорокин, В. Стружанов, Г. Николаев, Б. Никитин).
На XX Олимпийских играх в Мюнхене в 1092 году советские пловцы завоевали 2 серебряные и 3 бронзовые медали.
Значительных успехов достигли советские пловцы на XXII Олимпийских играх в Москве в 1980 году. Ими было завоевано 8 золотых, 9 серебряных и 5 бронзовых медалей. Подлинным героем Московской Олимпиады стал Владимир Сальников, завоевавший 3 золотые медали. На дистанции 1500 м вольным стилем он впервые преодолел рубеж в 15 мин (14.58,27), долгие годы казавшийся недоступным. Уверенно выступили советские брассистки Лина Качюшите, Светлана Варганова и Юлия Богданова, повторив в плавании на 200 м успех своих предшественников, заняв весь пьедестал почета.
Героями Олимпийских игр в разные годы были – легендарный победитель трех Олимпиад Владимир Сальников (1980-1988гг.), четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов (1992-1996гг.), трехкратный – Евгений Садовый, двукратный – Денис Понкратов.
Современное спортивное плавание – второй после легкой атлетике вид спорта по представительству в программе Олимпийских игр: пловцы разыгрывают 32 золотые олимпийские медали.
Таким образом, проанализировав литературу можно сделать вывод что, история плавания, является частью истории физической культуры, повторяет основные этапы ее развития, одновременно конкретизируя их и раскрывая особенности данного вида физического упражнения. История плавания показывает, что развитие плавания, как и культуры в целом, подчинено общим закономерностям общественного развития и зависит от конкретных исторических условий. Прогресс плавания очевиден: увеличивается его массовость, растут спортивные результаты, расширяются возможности его использования в различных прикладных целях, появляются новые виды плавания и постоянно совершенствуются известные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История развития сварки
Конкурс для учащихся по профессии "Сварщик"...
Тесты по истории развития информатики
Тесты по теме "История развития информатики и вычислительной техники"...
История развития языков программировани
План - конспект открытого урока. Включает в себя основной тематический материал и сценку по данной теме. ...
История развития вычислительной техники
Слово «компьютер» означает «вычислитель», т.е. устройство для вычислений. Потребность в автоматизации обработки данных, в том числе вычислений, возникла очень давно. Более 1500 лет тому назад для счет...
" История развития автомобилестроения"
Профессия " Автомеханик". Лекционный материал....
История развития ЭВМ и перспективы их развития
Приводится история развития ЭВМ, поколения ЭВМ и перспективы развития электронно-вычислительных машин...
Учебная презентация «История развития метрополитена» К образовательной программе «ШКОЛЬНИК-ДОРОГА-АВТОМОБИЛЬ», 2 год обучения Р.3.Т.6. История развития метрополитена.
В работе представлена Учебная презентация «История развития метрополитена» К образовательной программе «ШКОЛЬНИК-ДОРОГА-АВТОМОБИЛЬ», 2 год обучения Р.3.Т.6. История развит...