Профессиональная направленность в обучении иностранному языку в колледже
статья
Профессиональная направленность в обучении иностранному языку в колледже
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnaya_napravlennost_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku_v_kolledzhe.docx | 18.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная направленность в обучении иностранному языку в колледже
Одним из важнейших направлений развития сферы образования в нашей стране является комплексное совершенствование системы среднего профессионального образования (СПО). Конечным результатом должно стать обеспечение возможности быстрого реагирования образовательных организаций на возникающие социально-экономические изменения, предоставление широких возможностей для различных категорий населения с целью приобретения необходимых профессиональных квалификаций, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с требованиями рынка труда и запросами обучающихся .
В рамках модернизации системы СПО предусмотрено внедрение на базе основного общего образования методик преподавания общеобразовательных учебных предметов с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования. Профессионально ориентированный подход к обучению в организациях СПО предполагает развитие у студентов профессионального мышления, формирование способности применять теоретические знания и практические умения, полученные при изучении дисциплин общеобразовательного цикла, в конкретных профессиональных ситуациях. Профессиональная направленность обучения, нацелена на удовлетворение потребностей обучающихся в изучении дисциплин, учитывающих особенности получаемой профессии или специальности .
Таким образом, необходимость реализации профессиональной составляющей при обучении студентов колледжа в рамках общеобразовательной подготовки становится новым вызовом профессионального образования. Вместе с тем вопрос проектирования соответствующих методик остается открытым ввиду существующего разрыва между традиционным общеобразовательным обучением и профессиональной подготовкой . Проблемы профессиональной направленности обучения иностранному языку в рамках высшей школы достаточно полно разработаны отечественными учеными (Л. Ш. Гегечгори, М. А. Давыдова, Р. П. Мильруд и др.). Вопросам обучения профессионально ориентированному иностранному языку в системе среднего профессионального образования посвящены работы И. В. Комарцева . На важность процесса интеграции иноязычного и профессионального компонентов как необходимого условия формирования конкурентоспособной модели выпускника-специалиста на мировом рынке труда указывают Гриднева и Медведева. В свою очередь, Кисметова и Таирова вслед за Скарпаас и Хеллекер считают, что именно профессиональная направленность поддерживает интерес к обучению иностранному языку. Анализ зарубежных источников выявил незначительное количество научных работ (K. Sadeghi, J. C. Richards, B. D. Wever и др.), посвященных изучению практико-ориентированного подхода при реализации общеобразовательных дисциплин . При неоспоримой теоретической и практической значимости уже проведенных по данной проблематике исследований (Г. Р. Нигматуллина, А. В. Медведев и др.) следует отметить, что вопрос формирования профессиональной компетентности студентов системы СПО в рамках освоения общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» остается открытым. Все упомянутое выше позволило сформулировать следующую проблему: каковы методики преподавания, формирующие профессиональные компетентности студентов колледжа в рамках общеобразовательной подготовки? Решение данной проблемы и составило цель исследования. На первом этапе работы были проанализированы основные трудности и противоречия, возникающие при обучении студентов системы СПО профессионально ориентированному иностранному языку:
● использование в образовательном процессе устаревших технологий и методов обучения;
● обучение иностранному языку в искусственной языковой среде;
● дефицит учебной литературы, отражающей специфику получаемой профессии или специальности;
● низкая мотивация студентов к освоению иностранного языка;
● восприятие английского языка как второстепенной дисциплины, не имеющей профессиональной значимости;
● отсутствие у педагогических работников опыта интеграции содержания общеобразовательных учебных дисциплин и дисциплин общепрофессионального цикла, а также профессиональных модулей.
На втором этапе исследования были рассмотрены учебные планы и рабочие программы, установлено, что дисциплина «Иностранный язык» преподается в рамках основных специальностей . Внедрение профессионально ориентированной составляющей в процесс обучения позволит преодолеть излишнюю его вербальность (когда учебный материал не связывается с имеющимся опытом и пониманием жизни), глубже понять выбранную профессию (специальность), актуализировать мотивацию к изучению иностранного языка и пониманию его роли в дальнейшей профессиональной деятельности. Отличительной особенностью профессионально ориентированного обучения английскому (немецкому) языку в СПО является учет профессиональной специфики: терминологии, лексических и грамматических особенностей языка, формата учебных текстов. D. Coyle предлагает принимать во внимание и когнитивный компонент обучения – создание эффективной учебной среды, способствующей развитию познавательных способностей обучающихся . Следовательно, предметное содержание учебного курса по каждой профессии (специальности) должно отличаться. Профессиональная направленность в обучении иностранному языку осуществляется посредством речевой деятельности. Важно, чтобы студенты овладели профессиональной лексикой . С этой целью преподавателю необходимо произвести отбор лексического материала с учетом профессиональной специализации. Примеры заданий, направленных на формирование необходимых навыков работы с технической литературой, совершенствование базового словарного запаса, Эффективными в вопросе обучения профессиональной лексике на уроках английского языка показали себя такие приемы работы, как составление ментальных карт, глоссариев, визуальных схем основных понятий профессии, соотнесение терминов с их определениями или изображениями, заполнение пропуска в тексте профессиональной лексемой, подбор синонимов и антонимов, поиск устойчивых словосочетаний, содержащих профессиональный термин, их перевод, прослушивание диалогов и монологов, в которых употребляется профессиональная лексика, их заучивание или составление собственных, перевод профессиональных текстов и т. п. Одной из главных методических задач в отношении создания благоприятной среды для восприятия информации по иностранному языку у студентов называют формирование высокой мотивации. Опыт показывает, что использование интенсивных технологий обучения, таких как методы ускоренного обучения, активизации резервных способностей, погружения, экспресс-метод, эмоционально-смысловой метод, курс речевого поведения, позволит сформировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка . Необходимо отметить, что применение игрового метода обычно способствует усилению мотивации к изучению новой лексики у студентов колледжа. Использование данного метода помогает в непринужденной обстановке осваивать «сухие» профессиональные термины. В качестве примера можно привести следующие игры: guess – один из студентов загадывает слово по изучаемой теме, а остальные пытаются его угадать; домино – на карточках игры указываются термины на английском и русском языках; bingo – вместо цифр используются профессиональные лексемы; tick tack boom – студенты должны назвать термин по одной из лексических тем до звукового сигнала, имитирующего звук взрыва. Основными формами предъявления учебного материала при обучении иностранному языку являются аудио, видео и печатный текст. В этом плане важное значение в преподавании дисциплины «Иностранный язык» имеют цифровые образовательные сервисы: https:// learnenglishteens.britishcouncil.org/; https://bbc.co.uk/bitesize/; https:// en.islcollective.com/ и др.
Апробация современных педагогических методик с целью формирования профессиональной компетентности студентов в рамках освоения дисциплины «Иностранный язык» на базе колледжа показала положительную динамику. Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности актуализирует необходимость повышения квалификации педагогов системы среднего профессионального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение иностранному языку с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО
В данной статье рассматриваются основные задачи обучения иностранному языку в учреждениях СПО. В соответствии с требованиями ФГОС преподаватели колледжа осуществляют профессионально-ориентированный по...
Методическая разработка: "Обучение иностранному языку с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО"
Роль иностранного языка в современном мире. Особенности преподавания английского языка в СПО...
Методическая разработка урока профессиональной направленности по дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАМетодическая разработка урока профессиональной направленностипо дисциплине «Иностранный язык в профессиональной деятельности»для специальности 08.02.03 Про...
"Профессиональная направленность при обучении иностранному языку как средство повышения качества образования".
В статье рассматриваются вопросы использования профессионального аспекта при обучении иностранному языку....
Статья «Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий»
Сборник «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы 3-й всероссийской. научно-практической конференции с международным участием». Иркутск, 16&ndash...
Статья «Профессиональная направленность при обучении иностранным языкам»
Современное общество предъявляет высокие требования к студентам среднего профессионального образования в овладении иностранными языками. Владение иностранным языком необходимо, чтобы быть конкурентосп...
«Профессионально направленный конкурс по иностранному языку для обучающихся СПО по специальностям 35.02.16 Эксплуатация и ремонт с/х техники и оборудования 35.01.14 Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка
В условиях происходящей глобализации современным специалистам, работающим с иностранным языком, необходимо четко осознавать фундаментальную роль иноязычного общения в профессиональной деятельности для...