Организация проектной деятельности по математике для 6 классов по теме Математика древних миров
учебно-методический материал
Описание организации проектной деятельности по математике
Для обучающихся 6х классов
по теме "Математика Древних миров"
с описанием этапов деятельности для учителя и учеников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор:
Прокофьева Юлия Викторовна, учитель математики ГБОУ школа №487 Выборского района Санкт-Петербург
Название проекта: Математика Древних миров.
1. Проект предназначен учащимся 6 классов.
2. Актуальность проекта: Формирование знаний о математике древнего мира, понимание важности математики, стимулирование интереса к науке. Развитие проектных умений (планирование, сбор, анализ информации, коммуникация, презентация), творческих способностей, самостоятельности.
3. Цели:
- организация поиска новых знаний, формирование умений использовать эти знания при создании продукта проектной деятельности;
- развитие учебно-познавательной мотивации и познавательного интереса учащихся;
- формирование умений преобразования практической задачи в познавательную и наоборот;
- формирование умений самоорганизации, саморегуляции, контроля и управления временем, эмоционально-волевыми усилиями;
- формирование умений по организации сотрудничества в группе, распределение функций в совместной деятельности, осуществление взаимного контроля;
- создание условий для формирования познавательной рефлексии;
- формирование умений осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- формирование коммуникативных умений составления текстов различных типов в устной и письменной форме;
- овладение различными формами устных публичных выступлений.
4. Местоположение проекта
- школьные дисциплины: Математика, история;
5. Вид проекта
A. По предметно-содержательной области: межпредметный проект, на стыке различных областей.
В. По количеству участников проекта: групповой (до 15 человек).
С. По характеру доминирующей в проекте деятельности:
- Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления.
- Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, произведения.
6. Продолжительность работы над проектом: четверть.
7. Проблемная ситуация: мультфильм "Коля, Оля и Архимед".
8. Формулировка проектного задания для учащихся: Изучить развитие математики в древности, наглядно предоставить полную информацию по этой теме.
9. Возможный продукт проекта: Выставка, Стенгазета, Доклад, Сценарий, Экскурсия (виртуальная или реальная), Видеоролик.
10. Список литературы / источников, рекомендуемых учащимся по теме проекта:
- Березкина Э. И. Древнекитайская математика. - М.: Наука, 1980. - Точка доступа - https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nauki/berezkina_eh_i_matematika_drevnego_kitaja_1980/51-1-0-1107
- Варден Б.Л. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. - М.: ГИФМЛ, 1959. Точка доступа - https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_nauki/b_l_van_der_varden_probuzhdajushhajasja_nauka_matematika_drevnego_egipta_vavilona_i_grecii_perev_s_golland_i_n_veselovskogo/51-1-0-358
- Википедия. Свободная энциклопедия. Точка доступа - https://ru.wikipedia.org
- Глейзер Г.И. История математики в школе. М., Просвещение, 1964. Точка доступа - http://ilib.mccme.ru/djvu/istoria/school.htm
- Гнеденко Б. В. Очерки по истории математики в России. - М.: КомКнига, 2005.
- Матье М.Э. День египетского мальчика. - М., 1975 - Точка доступа - http://www.rodon.org/mme/dem/
- Просветов Г. История математики. Учебно-практическое пособие. Учебно-практическое пособие обложка книги. - М.: Альфа-Пресс, 2018.
- Стройк Д.Я. Краткий очерк истории математики. - М.: Наука, 1984 - Точка доступа - https://edu-lib.com/matematika-2/dlya-studentov/stroyk-d-ya-kratkiy-ocherk-istorii-matem
- Хармац А. Математика Древнего мира на уроках в школе: книга об истории развития математики. - М.: Прометей, 2019.
- Цикл видео-лекций BBC: The Story of Maths (История математики). Точка доступа - https://www.youtube.com/watch?v=7RI748nJYu0
- Юшкевич А.П. История математики. - М.: Наука, 1970 - Точка доступа: http://ilib.mccme.ru/djvu/istoria/istmat1.htm
11. Необходимые ресурсы для выполнения проектного задания:
- Материально-технические: Компьютер, принтер, бумага, листы ватмана, кисти, краски, карандаши, одежда, реквизит.
- Информационные: Литература, интернет, Youtube
12. Организация проектной деятельности.
Основные этапы работы над проектом, содержание проектной деятельности | Деятельность учащихся на данном этапе | Деятельность учителя на данном этапе | Используемые технологии и методики | Сроки выполнения, средства промежут. контроля |
1. Ориентирование | Просмотр м/ф "Коля, Оля и Архимед", ответы на вопросы, обсуждение, выявление значимости, формулирование проблемы, вариантов тем. Объединение в группы по разным направлениям. Ответы на вопросы анкеты, составление дидактических синквейнов | Показ м/ф "Коля, Оля и Архимед", наводящие на тему вопросы после просмотра. - Почему Коля и Оля заинтересовались личностью Архимеда? - Как нам узнать чем продолжилась история Архимеда? - Опишите, что Коле помогло в работе над докладом? - Что было бы интересно узнать больше о математике в древности? - Зачем нам знания о том, что изучали люди в прошлом? Мотивирование учащихся к деятельности. | Демонстрация видео, беседа, наблюдение, анкетирование, дидактический синквейн | 1-2 академических часа |
2. Планирование | Распределение обязанностей между участниками, ответственные: - за поиск, сбор информации по темам (сыщики), - за рисование газеты (художники), - за подготовку костюмов и декораций (декораторы), - за чтение доклада и информации на презентации (ораторы). Обсуждение и выбор предстоящего продукта. Начало сбора портфолио, ведение дневника наблюдений | Консультации по возникающим вопросам. Предоставление литературных источников по запросу. Возможно, озвучивание аспектов темы, важных для структуры работы:
| Методы поиска и анализа информации — поиск в библиотеке, поиск в интернете. | 1-2 недели |
3. Реализация | Подготовка докладов каждой группой и утверждение их текстов у учителя. Конструирование макетов стенгазет, подготовка сценок, сьемки клипа. Возможные варианты — на компьютере, на листах ватмана, в виде сценки. | Консультирование по возникающим вопросам. Утверждение текстов докладов. Просмотр предоставленных учащимися материалов | Сбор, анализ информации. | Месяц |
4. Подготовка и защита | Репетиции выступления, тренировка ответов на вопросы. | Консультирование по возникающим вопросам, поддержка/помощь во время репетиций представления, управление группами в ходе защиты | Выбранные группами методы презентации продукта. | Две недели |
5. Анализ и оценка | Заполнение анкет по диагностике, самооценка своей деятельности, участие в беседе | Проведение диагностики, в том числе групповой, анализ полученных результатов, стимулирование учащихся к рефлексии, рефлексия собственной деятельности. Проведение занятия с обсуждением итогов. | Анкетирование, методика неоконченных предложений, совместное обсуждение | 1 академический час |
13. Оценка результативности проектной деятельности. (Заполняется самостоятельно)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка...
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка...
Открытый урок. ГОД РОССИЙСКОГО КИНО - 2016. Математика 5 класс. По теме: "Натуральные числа"
Открытый урок. ГОД РОССИЙСКОГО КИНО - 2016. Математика 5 класс. По теме: "Натуральные числа"...
Открытый урок по математике 5 класс по теме Сложение и вычитание десятичных дробей
Открытый урок по математике 5 класс по теме Сложение и вычитание десятичных дробей...
Контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира"
Контрольная работа, которая построена по принципу "Продолжите фразу" или "Дайте односложный ответ"....
Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Особенности организации проектной деятельности в образовательной деятельности "Технология"
Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 преподавание в началь...
Роль учителей начальных классов в организации проектной деятельности обучающихся
В данной работе я предлагают отчет, как учителя начальных классов в течение года роботали над проектной деятельностью....