НСГК "Педагог"
методическая разработка

Калинина Галина Анатольевна

Программа профессиональной пробы в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций "Билет в будущее" про профессиональному направлению "Педагог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nsgk_pedagog.docx568.7 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ

в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации

учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций

«Билет в будущее»

Профессиональное направления: «Педагог»

Нижневартовск

2023


  1.  Паспорт программы профессиональной пробы

Профессиональная среда: умная

Наименование профессионального направления: педагог

Автор программы: Калинина Г.А., преподаватель.

Контакты автора: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск,

e-mail kalinina_g@inbox.ru, телефон 8(922)655-52-20

Вид

Формат проведения

Время проведения

Возрастная категория

Доступность для участников с ОВЗ

Базовый

Очный

30 минут

6-9 класс

Общие заболевания (нарушение дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем, сердечно-сосудистой системы и т.д.)

Возможно одновременное участие детей с инвалидностью и   ОВЗ и детей без инвалидности

  1. Содержание программы

Введение (5 мин)

  1. Краткое описание профессионального направления.

Современный учитель — это преподаватель, наставник, психолог, партнер, можно сказать универсальный специалист. Современный учитель, как и много лет назад, это специалист благородной профессии, с особым уровнем ответственности.

Современный учитель выполняет важную миссию – он формирует личность ребенка, начиная с ранних лет. Учитель дает ребенку знания формирует стремление к развитию.

Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли – роли учителя. Самая важная воспитательная задача современного учителя быть последовательным и терпеливым, объективным и справедливым, толерантным и человечным, важно уметь проявлять уважение к каждой личности.

Современный учитель — это человек, который сочетает доброжелательность, открытость и одновременно некоторую строгость, ведь именно эти качества позволяют завоевать авторитет и у детей, и у взрослых.

Особенности профессии современного учителя.  В настоящее время профессия учителя очень востребована, и есть много причин, чтобы выбрать эту профессию важным делом всей дальнейшей жизни, однако есть некоторые нюансы, о которых так же важно знать заранее. Специфика цели педагогической деятельности требует от учителя личностного принятия социальной задачи общества, принятия педагогической позиции; творческого понимания целей и задач конкретных действий, умения учитывать интересы ребенка и преобразовывать их в заданные цели учебной деятельности.

Если вы планируете принять решение построить свою профессиональную траекторию, связанную с профессией учителя, первоначально нужно оценить уровень своей стрессоустойчивости, оценить уровень гибкости мышления, и самое главное и уровень самодисциплины так как эти качества вам очень понадобятся.

  1. Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира.

Возможность реализовать свой творческий потенциал: современный учитель может использовать в своей педагогической деятельности не только общепринятые стандарты при проведении уроков, но и может активно применять разнообразные современные методики обучения и воспитания, преподнося их во время занятий в виде интересных заданий, мероприятий, игр и т. д.

Достойная заработная плата: совсем недавно заработная плата учителя была очень и очень скромной, но в настоящее время тенденция меняется. Многие обращают внимание на то, что заработная плата учителей школ и лицеев, педагогов центров образования, педагогов онлайн-школ достаточна высока, многие знают, что работа в таких учреждениях очень востребована и интересна.

Социальные гарантии: учителю предоставляется достаточно длительный отпуск, который длится 56 дней (преимущественно в летний период). Молодым учителям разных регионов нашей страны предоставляются стимулирующие выплаты, предоставляются возможности оформления ипотеки при приобретении жилья, по сниженной ставке. Существует множество региональных программ, с помощью которых можно получить ипотечный кредит на льготных условиях или получить выплату на приобретение жилья.

  1. Необходимые навыки и знания для овладения профессией. Для овладения профессией педагога необходимо обладать следующими качествами, навыками и умениями:
  • Высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений
  • Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему
  • Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность
  • Гражданская и нравственная зрелость
  • Профессиональная идейность
  • Увлеченность педагогической профессией
  • Искренняя любовь к детям
  • Заботливое и гуманное отношение к детям и детству
  • Высокие требования к себе как к педагогу
  • Развитые коммуникативные качества
  • Умение расположить к себе учащихся, коллег, родителей и т.д.
  • Вежливость в общении
  • Умение работать в команде
  1. 1-2 интересных факта о профессиональном направлении.

Первоочередная задача школы, отмечал В.А. Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства”.

Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского, а его практическая деятельность — убедительное доказательство тому, что без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.

  1. Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью.

Современный учитель   — это очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, только те, кто умеет повести людей за собой, кто умеет привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, кто умеет изложить материал и креативно подойти к делу.

Если вы приняли решение построить свою профессиональную траекторию, связанную с профессией учителя, оцените уровень своей стрессоустойчивости, оцените уровень гибкости мышления, и самое главное и уровень самодисциплины так как эти качества вам очень понадобятся.

Современный учитель — это человек, который стремится к постоянному развитию, к своей самореализации в профессиональном плане, иначе чему же он сможет научить, если не будет совершенствоваться сам.

Постановка задачи (5 мин)

  1. Постановка цели и задачи в рамках пробы

В рамках профессиональной пробы предлагаем построить индивидуальную профессиограмму «Будущего педагога».

Профе́ссиогра́мма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.

В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. (источник: Википедия)

В нашем случае, профессиограмма – это характеристика профессии педагога, в которой описаны ее особенности, содержание и характер труда. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией, требований: профессиональные, деловые, личные качества.

Для заполнения данной карты нужно выполнить задания с наставником. Задания направлены на поиск и подбор приемов для формирования требуемых умения будущего педагога. На слайде представлен графический элемент SmartArt.

Примеры Профессиограммы педагога.

C:\Users\kalinina_ga\Desktop\mZkrngEqtzY.jpgC:\Users\kalinina_ga\Desktop\dBrwu3HxtNE.jpgC:\Users\kalinina_ga\Desktop\-EWA0GAEi9A.jpg

  1. Демонстрация итогового результата, продукта. Представление вариантов профессиограммы «Будущего педагога»

Выполнение задания (15 мин)

  1. Подробная инструкция по выполнению задания:
  • разделиться на пары и обсудить вариант профессиограммы;
  • составить примерный план задач, обязательных для выполнения;
  • воспользовавшись компьютером/ноутбуком с выходом в сеть Интернет, ознакомиться с информацией по пунктам профессиограммы, что может понадобиться для презентации готового задания;
  • подобрать электронный ресурс для демонстрации профессиограммы «Будущего педагога»;
  • создать документ примерной профессиограммы «Будущего педагога»;
  • подготовиться к защите своего проекта.
  1. Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания.
  • Заранее ознакомиться с материалами в сети Интернет
  • Заранее подготовить шаблон профессиограммы (чтобы был выбор участника)
  • Владеть ИКТ-компетенцией
  • Владеть электронными ресурсами для создания шаблона
  • Информировать участников о наиболее оптимальных способах поиска (выдать список рекомендованных сайтов, продемонстрировать примеры итоговой работы).
  • Важно сформировать у участников правильное понимание представления продукта, совместными усилиями с участниками создать шаблон, показать возможности ресурсов, дать возможность участникам предложить свои творческие идеи.
  • После окончания технического этапа выполнения задания рекомендуется в течение 2-3 минут провести рефлексию: выяснить ход выполнения, наличие или отсутствие затруднений при выполнении задания, возможно оказать помощь, поделиться собственным опытом решения представленной задачи.
  • Наставнику необходимо быть готовым к вопросам учащихся относительно реального положения дел в сфере работы педагога.

Контроль, оценка и рефлексия (5 мин)

  1. Критерии успешного выполнения задания:
  • соответствие результата выполнения задания заданной теме;
  • учет индивидуальных особенностей участника;
  • ответственное отношение и помощь наставника;
  • грамотность и логичность составления презентации проекта, творческий подход.
  1. Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки.

Соблюдение временных требований, четкость, открытость, объективность в оценке.

  1. Вопросы для рефлексии учащихся:
  • Насколько важно Вам было выполнить задание качественно?
  • Какие уже имеющиеся знания пригодились Вам для выполнения задания?
  • Какой из этапов выполнения проекта вызвал трудности, почему, Ваше мнение?
  • Хотелось бы вам поучаствовать в мероприятиях педагогического отделения колледжа и в качестве кого (участника, слушателя, волонтера)?
  • Как будете использовать созданную профессиограмму «Будущего педагога»?
  • Какие личностные качества и черты характера стоит развивать уже в школе, чтобы стать профессионалом? Какими качествами Вы уже владеете?
  • Что бы еще Вам хотелось узнать о профессии педагога?
  • Планируете ли выбрать профессиональное педагогическое направление?

3.Инфраструктурный лист

Наименование

Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями

Количество

На группу/ на 1 чел.

Рабочее место участника:

  • стол ученический,
  • стул ученический,

- ноутбук или компьютер с компьютерной мышью

Ноутбук или компьютер оснащены: текстовым редактором, браузером, выходом в сеть Интернет.

Письменные принадлежности по желанию участников

1

На 1 чел.

Флипчарт или доска магнитная с набором маркеров

Для демонстрации примеров составления планов наставником

1

На группу

Рабочее место педагога- наставника:

  • стол,
  • стул,

- ноутбук или компьютер с компьютерной мышью

Ноутбук или компьютер оснащены: текстовым редактором, браузером, выходом в сеть Интернет

1

На группу

4.Приложение и дополнения

№ п.п.

Автор, наименование учебного пособия, реквизиты

1

Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства. Учебное пособие. - Воронеж: МОДЭК, 2020

2

Виненко В. Г. Общие основы педагогики. Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2019

3

Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А. С. Роботовой. - М.: Академия, 2019

4

Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства/Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2023

Ссылка

Комментарий

https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2021/01/06/kriterii

Дополнительный материал по теме: Педагогическая компетентность и мастерство учителя

https://infourok.ru/uchebnometodicheskoe-posobie-po-discipline-osnovi-pedagogicheskogo-masterstva-dlya-3843493.html

Дополнительный материал по теме: Педагогическая компетентность и мастерство учителя

https://infourok.ru/pedagogicheskaya-kompetentnost-i-masterstvo-uchitelya-2486024.html

Дополнительный материал по теме: Педагогическая компетентность и мастерство учителя

https://www.mindomo.com/ru/

Может быть использовано как пример ментальной карты, используемой в работе педагога

https://www.canva.com/

Может быть использовано как пример сайта, используемого в работе педагога

ПРОГРАММА ПЕДАГОГ

ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА КАЛИНИНА