НСГК "Педагог"
методическая разработка
Программа профессиональной пробы в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций "Билет в будущее" про профессиональному направлению "Педагог"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nsgk_pedagog.docx | 568.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ
в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации
учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций
«Билет в будущее»
Профессиональное направления: «Педагог»
Нижневартовск
2023
- Паспорт программы профессиональной пробы
Профессиональная среда: умная
Наименование профессионального направления: педагог
Автор программы: Калинина Г.А., преподаватель.
Контакты автора: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Нижневартовск,
e-mail kalinina_g@inbox.ru, телефон 8(922)655-52-20
Вид | Формат проведения | Время проведения | Возрастная категория | Доступность для участников с ОВЗ |
Базовый | Очный | 30 минут | 6-9 класс | Общие заболевания (нарушение дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем, сердечно-сосудистой системы и т.д.) Возможно одновременное участие детей с инвалидностью и ОВЗ и детей без инвалидности |
- Содержание программы
Введение (5 мин)
- Краткое описание профессионального направления.
Современный учитель — это преподаватель, наставник, психолог, партнер, можно сказать универсальный специалист. Современный учитель, как и много лет назад, это специалист благородной профессии, с особым уровнем ответственности.
Современный учитель выполняет важную миссию – он формирует личность ребенка, начиная с ранних лет. Учитель дает ребенку знания формирует стремление к развитию.
Поэтому крайне важно соответствовать такой ответственной роли – роли учителя. Самая важная воспитательная задача современного учителя быть последовательным и терпеливым, объективным и справедливым, толерантным и человечным, важно уметь проявлять уважение к каждой личности.
Современный учитель — это человек, который сочетает доброжелательность, открытость и одновременно некоторую строгость, ведь именно эти качества позволяют завоевать авторитет и у детей, и у взрослых.
Особенности профессии современного учителя. В настоящее время профессия учителя очень востребована, и есть много причин, чтобы выбрать эту профессию важным делом всей дальнейшей жизни, однако есть некоторые нюансы, о которых так же важно знать заранее. Специфика цели педагогической деятельности требует от учителя личностного принятия социальной задачи общества, принятия педагогической позиции; творческого понимания целей и задач конкретных действий, умения учитывать интересы ребенка и преобразовывать их в заданные цели учебной деятельности.
Если вы планируете принять решение построить свою профессиональную траекторию, связанную с профессией учителя, первоначально нужно оценить уровень своей стрессоустойчивости, оценить уровень гибкости мышления, и самое главное и уровень самодисциплины так как эти качества вам очень понадобятся.
- Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира.
Возможность реализовать свой творческий потенциал: современный учитель может использовать в своей педагогической деятельности не только общепринятые стандарты при проведении уроков, но и может активно применять разнообразные современные методики обучения и воспитания, преподнося их во время занятий в виде интересных заданий, мероприятий, игр и т. д.
Достойная заработная плата: совсем недавно заработная плата учителя была очень и очень скромной, но в настоящее время тенденция меняется. Многие обращают внимание на то, что заработная плата учителей школ и лицеев, педагогов центров образования, педагогов онлайн-школ достаточна высока, многие знают, что работа в таких учреждениях очень востребована и интересна.
Социальные гарантии: учителю предоставляется достаточно длительный отпуск, который длится 56 дней (преимущественно в летний период). Молодым учителям разных регионов нашей страны предоставляются стимулирующие выплаты, предоставляются возможности оформления ипотеки при приобретении жилья, по сниженной ставке. Существует множество региональных программ, с помощью которых можно получить ипотечный кредит на льготных условиях или получить выплату на приобретение жилья.
- Необходимые навыки и знания для овладения профессией. Для овладения профессией педагога необходимо обладать следующими качествами, навыками и умениями:
- Высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений
- Потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему
- Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность
- Гражданская и нравственная зрелость
- Профессиональная идейность
- Увлеченность педагогической профессией
- Искренняя любовь к детям
- Заботливое и гуманное отношение к детям и детству
- Высокие требования к себе как к педагогу
- Развитые коммуникативные качества
- Умение расположить к себе учащихся, коллег, родителей и т.д.
- Вежливость в общении
- Умение работать в команде
- 1-2 интересных факта о профессиональном направлении.
Первоочередная задача школы, отмечал В.А. Сухомлинский, состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант — значит поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства”.
Воспитание во имя счастья ребенка — таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А.Сухомлинского, а его практическая деятельность — убедительное доказательство тому, что без веры в ребенка, без доверия к нему вся педагогическая премудрость, все методы и приемы обучения и воспитания несостоятельны. Основой успеха учителя, считал он, является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.
- Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью.
Современный учитель — это очень ответственная профессия. В ней смогут полностью реализоваться только те, кто имеет лидерские задатки, только те, кто умеет повести людей за собой, кто умеет привлечь и удержать внимание аудитории своей эрудированностью, кто умеет изложить материал и креативно подойти к делу.
Если вы приняли решение построить свою профессиональную траекторию, связанную с профессией учителя, оцените уровень своей стрессоустойчивости, оцените уровень гибкости мышления, и самое главное и уровень самодисциплины так как эти качества вам очень понадобятся.
Современный учитель — это человек, который стремится к постоянному развитию, к своей самореализации в профессиональном плане, иначе чему же он сможет научить, если не будет совершенствоваться сам.
Постановка задачи (5 мин)
- Постановка цели и задачи в рамках пробы
В рамках профессиональной пробы предлагаем построить индивидуальную профессиограмму «Будущего педагога».
Профе́ссиогра́мма (от лат. Professio — специальность + Gramma — запись) — система признаков, описывающих ту или иную профессию, а также включающая в себя перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией или специальностью к работнику.
В частности, профессиограмма может включать в себя перечень психологических характеристик, которым должны соответствовать представители конкретных профессиональных групп. (источник: Википедия)
В нашем случае, профессиограмма – это характеристика профессии педагога, в которой описаны ее особенности, содержание и характер труда. Она является информационным источником, необходимым для ознакомления с профессией, требований: профессиональные, деловые, личные качества.
Для заполнения данной карты нужно выполнить задания с наставником. Задания направлены на поиск и подбор приемов для формирования требуемых умения будущего педагога. На слайде представлен графический элемент SmartArt.
Примеры Профессиограммы педагога.
- Демонстрация итогового результата, продукта. Представление вариантов профессиограммы «Будущего педагога»
Выполнение задания (15 мин)
- Подробная инструкция по выполнению задания:
- разделиться на пары и обсудить вариант профессиограммы;
- составить примерный план задач, обязательных для выполнения;
- воспользовавшись компьютером/ноутбуком с выходом в сеть Интернет, ознакомиться с информацией по пунктам профессиограммы, что может понадобиться для презентации готового задания;
- подобрать электронный ресурс для демонстрации профессиограммы «Будущего педагога»;
- создать документ примерной профессиограммы «Будущего педагога»;
- подготовиться к защите своего проекта.
- Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания.
- Заранее ознакомиться с материалами в сети Интернет
- Заранее подготовить шаблон профессиограммы (чтобы был выбор участника)
- Владеть ИКТ-компетенцией
- Владеть электронными ресурсами для создания шаблона
- Информировать участников о наиболее оптимальных способах поиска (выдать список рекомендованных сайтов, продемонстрировать примеры итоговой работы).
- Важно сформировать у участников правильное понимание представления продукта, совместными усилиями с участниками создать шаблон, показать возможности ресурсов, дать возможность участникам предложить свои творческие идеи.
- После окончания технического этапа выполнения задания рекомендуется в течение 2-3 минут провести рефлексию: выяснить ход выполнения, наличие или отсутствие затруднений при выполнении задания, возможно оказать помощь, поделиться собственным опытом решения представленной задачи.
- Наставнику необходимо быть готовым к вопросам учащихся относительно реального положения дел в сфере работы педагога.
Контроль, оценка и рефлексия (5 мин)
- Критерии успешного выполнения задания:
- соответствие результата выполнения задания заданной теме;
- учет индивидуальных особенностей участника;
- ответственное отношение и помощь наставника;
- грамотность и логичность составления презентации проекта, творческий подход.
- Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки.
Соблюдение временных требований, четкость, открытость, объективность в оценке.
- Вопросы для рефлексии учащихся:
- Насколько важно Вам было выполнить задание качественно?
- Какие уже имеющиеся знания пригодились Вам для выполнения задания?
- Какой из этапов выполнения проекта вызвал трудности, почему, Ваше мнение?
- Хотелось бы вам поучаствовать в мероприятиях педагогического отделения колледжа и в качестве кого (участника, слушателя, волонтера)?
- Как будете использовать созданную профессиограмму «Будущего педагога»?
- Какие личностные качества и черты характера стоит развивать уже в школе, чтобы стать профессионалом? Какими качествами Вы уже владеете?
- Что бы еще Вам хотелось узнать о профессии педагога?
- Планируете ли выбрать профессиональное педагогическое направление?
3.Инфраструктурный лист
Наименование | Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями | Количество | На группу/ на 1 чел. |
Рабочее место участника:
- ноутбук или компьютер с компьютерной мышью | Ноутбук или компьютер оснащены: текстовым редактором, браузером, выходом в сеть Интернет. Письменные принадлежности по желанию участников | 1 | На 1 чел. |
Флипчарт или доска магнитная с набором маркеров | Для демонстрации примеров составления планов наставником | 1 | На группу |
Рабочее место педагога- наставника:
- ноутбук или компьютер с компьютерной мышью | Ноутбук или компьютер оснащены: текстовым редактором, браузером, выходом в сеть Интернет | 1 | На группу |
4.Приложение и дополнения
№ п.п. | Автор, наименование учебного пособия, реквизиты |
1 | Азаров Ю.П. Тайны педагогического мастерства. Учебное пособие. - Воронеж: МОДЭК, 2020 |
2 | Виненко В. Г. Общие основы педагогики. Учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2019 |
3 | Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А. С. Роботовой. - М.: Академия, 2019 |
4 | Занина Л. В., Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства/Серия «Учебники, учебные пособия». — Ростов н/Д: Феникс, 2023 |
Ссылка | Комментарий |
https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2021/01/06/kriterii | Дополнительный материал по теме: Педагогическая компетентность и мастерство учителя |
Дополнительный материал по теме: Педагогическая компетентность и мастерство учителя | |
https://infourok.ru/pedagogicheskaya-kompetentnost-i-masterstvo-uchitelya-2486024.html | Дополнительный материал по теме: Педагогическая компетентность и мастерство учителя |
Может быть использовано как пример ментальной карты, используемой в работе педагога | |
https://www.canva.com/ | Может быть использовано как пример сайта, используемого в работе педагога |