Электронный образовательный ресурс на тему: "Простое осложненное предложение"
презентация к уроку

ЭОР "Простое осложненное предложение" предназначен для студентов 1 курса по дисциплине русский язык. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_prostoe_oslozhnyonnoe_predlozhenie.pptm746.46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема «Простое осложнённое предложение » Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Кушнаренковский многопрофильный профессиональный колледж имени Д.Б.Мурзина Разработала : преподаватель высшей категории Нурбахтина Р.Р. Кафедра общеобразовательных дисциплин Русский язык, 1 курс

Слайд 2

Простое осложненное предложение. Осложняющие элементы . Предложения с однородными членами . Предложения с обособленными и уточняющими членами. Вводные конструкции. Обращение. Итоговый тест Содержание

Слайд 3

Простые осложненные предложения – это предложения, в которые включены синтаксические конструкции с дополнительной (добавочной) информацией . Конструкции, которые осложняют простое предложение, - это осложняющие элементы. К ним относятся: однородные члены, обособленные определения, приложения и обстоятельства, уточняющие члены, вводные (и вставочные) конструкции (слова, сочетания слов и предложения), обращения. Такие осложняющие элементы, как вводные (и вставочные) конструкции и обращения , не являются членами предложения, к ним нельзя поставить вопрос от других слов в предложении. К предложению они привязаны только интонационно и знаками препинания.

Слайд 4

Зачастую простое осложненное предложение по своей семантике весьма напоминает сложное, однако таким не является. Для того чтобы выяснить, является предложение сложным или простым осложненным, необходимо определить грамматическую основу этого предложения. Однородные члены . Я люблю мороженое, шоколад, печенье, торты. Обособленные определения . Тропинка, мощенная мелким гравием, поднималась вверх. Обособленные дополнения . Весь коллектив, исключая Павла Петровича, был в сборе. Обособленные приложения . Мы, юристы, знаем ценность закона. Обособленные обстоятельства . Кирилл, несмотря на вмешательство отца, устроил все по своему усмотрению. Уточняющие члены предложения . Возле дома, на груде старых осок, уже ждали Вася и Петя. Вводные и вставные конструкции . Наташа, по всей вероятности, будет смотреть сегодня фильм. Обращения . Петр Иванович, позвольте мне быть сегодня откровенным.

Слайд 5

Вопрос 1. Восстановите текст, вставляя необходимые слова или словосочетания. Простое осложненное предложение по своей смысловой нагрузке напоминает … , однако таким не является.

Слайд 6

Для того чтобы выяснить, является предложение сложным или простым осложненным, необходимо определить … … . Вопрос 2. Восстановите текст, вставляя необходимые слова или словосочетания.

Слайд 7

Простое осложненное предложение отличается от простого предложения тем, что в нем содержится … … Вопрос 3. Восстановите текст, вставляя необходимые слова или словосочетания.

Слайд 8

Вопрос 3. Выберите из списка те единицы, которые относятся к осложняющим элементам: .

Слайд 10

Предложения с однородными членами Однородные члены предложения — это синтаксически одинаковые члены предложения, связанные друг с другом сочинительной связью и осложняющие предложение дополнительной информацией . Однородные члены : выполняют одинаковую синтаксическую функцию в предложении; связаны с одним и тем же общим для них членом предложения, по отношению к которому они играют одинаковую смысловую роль; отвечают на один и тот же вопрос; соединены или могут быть соединены сочинительным союзом. Далее

Слайд 11

Чтобы найти в предложении однородные члены, необходимо: Выделить главные и второстепенные члены предложения; Определить , какие члены предложения отвечают на один вопрос и относятся к одному слову; Проверить , связаны ли они сочинительной или бессоюзной связью (произносятся ли с интонацией перечисления). Однородными могут быть все члены предложения. На листьях клёна блестят капли не то росы , не то дождя . (однородные дополнения) 2. Предложения с однородными членами

Слайд 12

Однородные и неоднородные определения 1 . Однородные определения произносятся с перечислительной интонацией и характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, форме, размеру и так далее. По утрам солнце бьет в беседку сквозь пурпурную , лиловую , зеленую и лимонную листву (Паустовский). 2 . Неоднородные определения характеризуют предмет с разных сторон и произносятся без перечислительной интонации, например: Был невыносимо жаркий июльский день (Тургенев). Определения считаются неоднородными, если одно определение выражено местоимением или числительным, а другое – прилагательным. Почему ты не надеваешь свое новое платье? Наконец мы дождались первых теплы х дней.

Слайд 13

Однородные члены предложения и обобщающие слова При однородных членах могут быть обобщающие слова , которые являются теми же членами предложения, что и однородные. Обобщающее слово стоит или перед однородными членами, или после них. В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях — повсюду заливались цикады. После обобщающего слова перед однородными членами могут быть слова как- то, а именно, например , которые указывают на идущее далее перечисление. Вся усадьба Чертопханова состояла из четырёх ветхих срубов разной величины, а именно : из флигеля, конюшни, сарая и бани . После однородных членов перед обобщающим словом могут быть слова, имеющие значение итога (словом, одним словом) . Среди птиц, насекомых, в сухой траве — словом, всюду чувствовалось приближение осени.

Слайд 14

Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами 1 . Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие. Желтые кленовые листья лежали всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах машин. 2 . Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире. На дорожках, на скамейках, на крышах машин – всюду лежали желтые кленовые листья. 3 . Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается, то после обобщающего слова ставится двоеточие, а после однородных членов – тире. Всюду: на дорожках, на скамейках, на крышах машин – лежали желтые кленовые листья.

Слайд 15

Узнайте, как вы поняли содержание этой темы. Выполните тестовые задания

Слайд 16

1) выступают в разной синтаксической функции 2) не вносят в предложение дополнительную информацию 3) относятся к разным членам предложения 4) соединяются только сочинительной связью Вопрос 1 . Укажите верное утверждение: Однородными называются такие члены предложения, которые

Слайд 17

1) Горный стремительный поток бился о скалы . 2) Горячее заставлявшее щуриться солнце стояло высоко. 3) Его не покидало радостное праздничное лучезарное настроение. 4) Осенью откроется выставка молодых московских художников. Вопрос 2 . Укажите предложение с однородными определениями (знаки препинания не расставлены):

Слайд 18

1) И по горам и по долам ВСЁ спит . 2) В степи, за рекой, в саду – ВЕЗДЕ тихо. 3) НИЧТО не шевелилось: ни одна травинка внизу , ни один лист на ветке. 4) ЛИСТВЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ: осины, ольха, берёзки – ещё голы. Вопрос 3 . В каком предложении неверно выделено обобщающее слово?

Слайд 19

1) Сегодня у меня находка так находка. 2) Иван Никифорович был ни жив ни мёртв. 3) И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. 4) На листьях клёна блестят капли не то росы не то дождя. Вопрос 4 . В каком предложении нужно поставить одну запятую?

Слайд 20

Критерии Если вы выполнили тест на оценки 3, 4, 5, то переходите к следующей теме, нажав на кнопу далее. Если вы тест не пройден, то изучите материал и снова выполните этот тест, нажав на кнопку снова.

Слайд 21

3.Предложения с обособленными и уточняющими членами. Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении. В устной речи они выделяются интонацией, а на письме отделяются или выделяются знаками препинания. Обособленные члены Способы выражения Примеры Согласованные определения Одиночными прилагательными и причастиями Месяц, полный и красивый , показался из-за горизонта. Он, сытый , быстро заснул. Взволнованная , она не могла заснуть. Причастными оборотами Тяжелые тучи, гонимые ветром , заволакивают все небо. Книги, прочитанные в детстве , помнятся всю жизнь. Несогласованные определения Прилагательными с зависимыми словами Меня, мокрого до нитки , сняли с лошади почти без памяти. Именными словосочетаниями Коля, в своей новой курточке с золотыми пуговками , был героем дня.

Слайд 22

Обособленные члены Способы выражения Примеры Приложения Именем существительным Другу Обломова , Штольцу , удавалось вытаскивать его в люди. Именем существительным с зависимыми от него словами Звезды, живые цветы ночи , горели над ними . Дополнения существительными в косвенных падежах с предлогами или без них или предложными сочетаниями (вместо, кроме, помимо, за исключением, исключая, сверх и т.п.) В степи никого и ничего не было видно, кроме блеска молний Обстоятельства Одиночными деепричастиями Сказал, не подумав. Туман, редея , ползёт вверх. Деепричастным оборотом Мы шли, утопая в песке. Приехав на вокзал , он пошел в кассу покупать билет. Туман ползёт вверх, сливаясь с быстро несущимися тучами. Именем существительным с предлогами благодаря, вопреки, согласно, ввиду, вследствие, в силу,несмотря на, по причине, по случаю, за неимением Козак мой, вопреки приказанию , спал крепким сном. Несмотря на поздний час , на улице было многолюдно

Слайд 23

Уточняющие обособленные члены предложения служат для конкретизации других членов предложения. Уточняющий член и тот, который он конкретизирует, выполняют одну синтаксическую функцию и отвечают на один и тот же вопрос. К уточняющему члену можно поставить дополнительный вопрос где именно? как именно? кто именно? когда именно? и т. п. Чаще всего в роли уточняющих членов предложения выступают обстоятельства места и времени. Уточняющие члены Примеры обстоятельства места и времени Поздно вечером, то есть часов в одиннадцать , я пошёл гулять по липовой аллее бульвара. (Когда?) поздно вечером, (когда именно?) часов в одиннадцать. Там, в новом магазине , было столько всего интересного! 3.Предложения с обособленными и уточняющими членами.

Слайд 24

Узнайте, как вы поняли содержание этой темы. Выполните тестовые задания

Слайд 25

1) Это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов предложения . 2) Это постановка в предложении любых знаков препинания . 3) Это постановка знаков препинания при обобщающем слове . Вопрос 1 . Что называется обособлением? Выберите верное утверждение.

Слайд 26

1) Весь мир с листвой с весенним громом для радости открылся им . 2) Литература предполагает прежде всего массового читателя . 3) Мне часто вспоминается теперь эта тёмная река затенённая горами. Вопрос 2 . Найдите предложение с обособленным согласованным определением (знаки препинания не расставлены).

Слайд 27

1) Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу. 2) Встали мы очень поздно, в девять часов. 3) С утра поползли серые, как дым, облака. 4) Там, в деревне, он никуда не спешил. Вопрос 3 . В каком предложении нет уточняющих членов?

Слайд 28

1) Степь или безлесная равнина окружала нас со всех сторон. 2) У зверей за исключением птиц обоняние развито очень сильно. 3) Бывало выглянешь в поле а вьюга свистит заметая на бегу следы по ухабистой дороге. Вопрос 4 . Обособленное дополнение есть в предложении (знаки препинания не расставлены)

Слайд 29

1) 2,3, 4 2) 1,2, 3 3) 3, 4 4) 1,2,3, 4 Вопрос 5 . На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении : Туман(1) редея(2) ползёт вверх(3) сливаясь(4) с быстро несущимися тучами

Слайд 30

Критерии Если вы выполнили тест на оценки 3, 4, 5, то переходите к следующей теме, нажав на кнопу далее. Если вы тест не пройден, то изучите материал и снова выполните этот тест, нажав на кнопку снова.

Слайд 31

4 . Вводные конструкции. Обращение . Обращения , вводные слова и вставные конструкции - такие осложняющие элементы, которые грамматически не связаны с членами предложения и сами членами предложения не являются . Обращения Обращение – это слово или сочетание слов, которое называет того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращения не являются членами предложения и всегда выделяются на письме. Обращениями бывают: Имена людей: Я, Александр , с вами не согласна. Названия лиц по их родственным связям, профессиональной деятельности, положению в обществе, по национальному или возрастному признаку: Мама , я уже пришла . Эй, кто там покрепче , давай сюда, к воротам. Клички или породы животных: Тузик , как ты вырос! Географические наименования: Москва, Москва!.. люблю тебя как сын, Как русский, - сильно, пламенно и нежно! Название предметов и явлений неживой природы: О родная земля ! Ты книга вечной жизни. Низкий дом с голубыми ставнями , не забыть мне тебя никогда…

Слайд 32

Знаки препинания при обращении Обращение на письме выделяется: одной запятой, если находится в начале или в конце предложения. Голубушка , как хороша! (И. Крылов ). двумя запятыми, если находится внутри предложения. Куда ты, светлый ручеёк , стремишься; (И. Крылов ). восклицательным знаком, если находится в начале предложения и произносится с повышением голоса. Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас (М. Лермонтов). После обращения, выделенного восклицательным знаком, следующее первое слово пишется с заглавной буквы. частица о от обращения знаками препинания не отделяется: Как хорошо ты, о море ночное ( Тютч .) Распространённые и нераспространённые обращения Поздравляю тебя, Наташа (нераспространённое). Однажды ты заметишь, милая , как сильно я изменился (нераспространённое). Забудь, друг мой любезный , нашу нелепую ссору (распространённое). Здравствуйте, легкие звезды пушистого снега (распространённое).

Слайд 33

Вводные конструкции Вводными конструкциями в предложении называются слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает: Вероятно, погода переменится. Как нарочно , дожди и холод продолжались весь май. Вводные конструкции всегда выделяются запятыми и имеют различные значения . Классификация вводных конструкций Выражают Наиболее употребительные вводные слова и сочетания слов 1. 1.Различную степень уверенности (предположение, неуверенность) конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, разумеется, действительно, без сомнения, наверное, очевидно, вероятно, кажется, может быть, по-видимому, пожалуй, должно быть 2. Различные чувства (радость, огорчение, удивление) к счастью, к общей радости, к несчастью, к сожалению, к удивлению, к великой досаде 3. Источник сообщения говорят, по сообщению…, по словам…, по мнению…, по-моему, по-твоему, по слухам, по преданию, по их расчёту 4. Порядок мыслей и их связь во-первых, во-вторых, наконец, например, с одной стороны, с другой стороны; следовательно, значит, итак, таким образом, между прочим, напротив, наоборот 5. Замечания о способах оформления мыслей одним словом, иначе говоря, лучше сказать, точнее сказать, прямо скажем 6. Привлечение внимания собеседника, читателей или слушателей видишь ли, знаете ли, представьте себе, пожалуйста, позвольте, согласитесь, извините, простите, допустим

Слайд 34

Внимание ! Следующие слова и словосочетания не являются вводными и не обосабливаются: вдруг, будто, буквально, вдобавок, вряд ли, почти, едва ли, даже, именно, исключительно, по предложению, по постановлению, в конечном счёте . Отличие вводных конструкций от членов предложения Вводные конструкции Члены предложения 1. Кажется, шепчут колосья друг другу. (Кажется – вводное слово, выражает сомнение, предположение) 1. Мир кажется мне книгой бесконечной. (Кажется книгой- составное именное сказуемое.) 4. Вводные конструкции. Обращение.

Слайд 35

Узнайте, как вы поняли содержание этой темы. Выполните тестовые задания

Слайд 36

Б A В Г Вопрос 1 . Установите соответствие между значениями вводных конструкций и вводными конструкциями в предложениях 1 Видишь ли, мой брат готовится к конкурсу музыкантов-исполнителей. 2 Отменить экспедицию теперь уже вряд ли возможно. 3 Он, очевидно, стесняется среди незнакомых. 4 По мнению Вернадского, живой организм и земная кора близки по химическому составу. 5 Все это, прямо скажем, не соответствует действительности. 6 Имя педагога мы, к сожалению, не записали и забыли. А Вводное слово выражает чувства говорящего. Б Вводное слово выражает оценку говорящим степени уверенности в сообщаемом В Вводное слово — призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание. Г Вводное слово указывает на оформление высказываемых мыслей.

Слайд 37

1) Слова, выраженные одушевлённым именем существительным или другими частями речи в именительном падеже. 2) Слова, служащие для выражения отношения говорящего к адресату. 3) Слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. Вопрос 2 . Обращение— это…

Слайд 38

1) это слова, словосочетания (или предложения), грамматически не связанные с предложением и вносящие дополнительные смысловые оттенки. 2) Второстепенные члены предложения. 3) Слова, которые выделяются запятыми. Вопрос 3 . Вводные конструкции — это…

Слайд 39

1) Мы хозяина кажется утомили. 2) Небо кажется страшно глубоким и прозрачным. Вопрос 3 . В этом предложении есть вводное слово, его надо выделить запятыми:

Слайд 40

1) 1 2) 1 и 2 3) 3 Вопрос 4 . На месте каких цифр должны стоять запятые в данном предложении Как хорошо ты (1) о (2) море ночное!

Слайд 41

Критерии Если вы выполнили тест на оценки 3, 4, 5, то переходите к следующей теме, нажав на кнопу далее. Если вы тест не пройден, то изучите материал и снова выполните этот тест, нажав на кнопку снова.

Слайд 42

Итоговый тест Вы изучили тему «Простое осложненное предложение» Выполните итоговый тест

Слайд 43

Вопрос 1 . Найдите верное утверждение. 1) Простое предложение содержит две грамматические основы. 2) Простое осложненное предложение содержит две грамматические основы. 3) Простое осложненное предложение содержит одну грамматическую основу.

Слайд 44

Вопрос 2 . Какие осложняющие элементы являются членами предложения? 1) однородные члены, вводные конструкции 2) обращения, обособленные члены 3) однородные члены, обособленные члены

Слайд 45

Вопрос 3 . Чем осложнено предложение? Гостей пригласили в комнату, оклеенную обоями. 1) однородными членами; 2) обособленным оборотом; 3) вводной конструкцией; 4) обращением

Слайд 46

Вопрос 4 . Укажите верную характеристику предложения. Заигравшийся котенок спрятался за кустом и начал внимательно следить за стойкой воробьев. 1) Простое, нераспространенное, полное. 2) Простое, осложнено однородными членами предложения. 3) Простое, не осложненное. 4) Простое, осложнено причастным оборотом.

Слайд 47

Вопрос 5 . В каком предложении есть однородные определения и нужно поставить запятую между ними? 1) Царственный дубовый лес подступал к самым окнам. 2) Мелкие лужицы подёрнулись тонкой ледяной коркой. 3) В воздухе чувствовалась резкая неприятная сырость. 4) Перед нами простиралось пустое запорошенное снегом поле.

Слайд 48

Вопрос 6 . В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? Лунный свет(1) прорезавшись сквозь чашу деревьев (2) скользил по резьбе ворот (3) слабыми фосфорическими пятнами. 1) 1 – выделяется причастный оборот 2) 1,2 – выделяется деепричастный оборот 3) 1,2 – выделяется причастный оборот 4) 1,3 – выделяется деепричастный оборот

Слайд 49

Критерии Если вы выполнили тест на оценки 3, 4, 5, то заканчивайте изучение материала презентации, нажав на кнопу далее. Если вы тест не пройден, то изучите весь материал и снова выполните все тесты, нажав на кнопку снова.

Слайд 50

Литература. 1. Антонова Е. С., Воителева Т. М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. образования. — М., 2018.2. Герасименко Н.А., Канафьева А.В. Русский язык. Учебник.- ОИЦ «Академия»,2017.- 384 стр. Режим доступа: http://znanium.com Режим доступа: http://znanium.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронный образовательный ресурс - электронная версия конспектов уроков в разделе "Виды транспорта и сферы и применения"

Электронный конспект.http://cs610926.vk.me/u147071118/docs/c5d90ab31563/Vidy_transporta_i_sfery_ikh_primenenia.pptx?extra=897R6IDOLWFq215GF0k7PVW3jPCOTG1GUlvEfF89EckPsf4iuqYvDeXOfWGryTmcVJYoVB1SSkxYU...

Использование электронных образовательных ресурсов в современном образовательном процессе.

Применение электронных образовательных ресурсов сегодня необходимо, так как именно они позволяют сделать обучение более разнообразным, а правильная методическая организация работы с ними способствует ...

Использование электронный образовательных ресурсов в образовательном процессе

Перечень ЭОР, используемых в образовательном процессе...

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор"  Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса"  (Сиде...

Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса"  (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)...

Электронный образовательный ресурс "Составление текста из предложений" (1 класс)

Пособие предназначено для развития речи у детей 6-7 лет. Пройдите по ссылке https://learningapps.org/display?v=p2rngjddk20...

«Возможности использования электронного образовательного ресурса: «Мобильное электронное образование» и интерактивного оборудования в образовательном пространстве дошкольников»

 В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Образ...