Экологический проект « Зелёная полянка»
план-конспект занятия
Экологический проект « Зелёная полянка» для детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.docx | 53.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект « Зелёная полянка» для детей старшего дошкольного возраста.
Составлен:
воспитателем МБДОУ
д/с №28 г. Павлово
Мишуковой К.А.
Введение :
Дошкольники – прирожденные экологи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянная потребность в общении с природой, стремление в развитии умений любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать.
И именно Экологическое воспитание- это одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды. ( Закон «Об образовании», ФГОС, законы « Об охране окружающей среды»). Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.
Актуальность темы:
Именно с детьми старшего дошкольного возраста можно говорить о более углубленном изучении и восприятии природы, экологическом образовании, что обусловлено их психофизиологическими особенностями (Результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики- А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н. Поддъякова).
В научных работах С. Николаевой, Н Рыжовой В. Христовскойподтверждена возможность формирования у дошкольников динамических представлений о природе. Наличие экологических представлений, эмоционально-положительного отношения к природе и организация полезной деятельности детей, по их мнению, является основной для осознанного бережного отношения к природе.
Территория дошкольного образовательного учреждения – это огромная составляющая в жизни каждого дошкольника – здесь он проживает, чуть ли не половину всего своего времени. Благоустройство и озеленение участков ДОУ способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников на материале природного окружения, развитию любознательности, способности удивляться. Способствуют укреплению здоровья детей, развитию их самостоятельности, познавательной активности. От того, насколько ухоженной, красивой и разумно спланированной она будет, зависит то, каких взрослых мы воспитаем.
Данный проект запланирован с целью благоустройства территории детского сада.
Проект разработан с учетом требований к содержанию участков дошкольных учреждений и представляет собой модель будущего окружения детского сада. Такой подход помогает воспитателям проявить весь свой творческий потенциал. При этом дошкольникам представиться возможность заниматься различными видами деятельности: игрой, конструктивной, познавательно-исследовательской деятельностью, трудом, физкультурой.
Основное направление проекта: гуманизация среды ДОУ через создание экологического пространства благоустройство и декоративное оформление участка, игровых площадок, цветников, озеленение и оформление малыми архитектурными и игровыми формами территории, создание безопасных условий для жизнедеятельности детей;
Новизна: Современные дети обладают довольно большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, литературы и мультфильмов. Зачастую эти знания бывают ошибочны. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного экологического обучения, на что, и направлен наш проект. Работа основывается на принципе интеграции образовательного содержания и видов детской деятельности
Направления интеграции:
- Ознакомление с окружающим миром: обогащение представлений детей об объектах окружающего мира; развитие экологическо-познавательной мотивации; формирование интереса к различным формам познания мира: наблюдение, экспериментирование, чтение, обсуждение.
- Развитие речи: расширение и систематизация словарного запаса; совершенствование грамматической структуры речи; развитие связной речи.
- Продуктивная деятельность: реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в играх, изобразительном и конструктивном творчестве; реализация коммуникативных навыков совместной игровой и творческой деятельности, создание видеофильма, участие в создании: «Бабушкиного дворика»,экологическойтропы на участке, огорода, акции для семей воспитанников ДОУ «А весной зацветут тюльпаны» (посадка деревьев, кустов и многолетних растений).
Гипотеза проекта. Развитие экологического сознания, творческого потенциала личности ребенка, средствами познавательной, продуктивной, трудовой деятельности.
Целью данного проекта являетсяблагоустройство и озеленение территории детского сада, создание комфортной ландшафтной зоны для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.
Задачи проекта «Зелёная полянка»:
Задачи деятельности педагогов:
1. Создание психологически и экологически комфортной среды для жизнедеятельности детей на территории ДОУ;
2. Формирование условий для эффективного экологического образования дошкольников, способствующего воспитанию экологической культуры и осознанного отношения к природе, через организациюНОД, наблюдения, чтения художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов, мультимедийных презентаций;
-содействие сотрудничеству детей и взрослых: привлечение родителей для создания комфортной ландшафтной зоны;
3. Создание своего «образа» территории МБДОУ детского сада №29 «Полянка»: (разбивка цветников, создание экологической тропы,огорода, «Бабушкиного дворика», облагораживание прогулочных участков)
4. Активизация творческого потенциала педагогов.
5. Пропаганда охраны окружающей среды и формирование экологической культуры воспитанников и их родителей.
Задачи развития воспитанников:
1.Обеспечение оптимального уровня знаний, умений, навыков экологического поведения в ближайшем природном окружении.
2. Формирование у детей старшего дошкольного возраста бережного отношения к природе.
3. Формирование у детей трудовых навыков, умений и положительного отношения к трудовой деятельности в природе, желание участвовать в создании экологического пространства на территории детского сада (разбивка цветников, создание экологической тропы, огорода, «Бабушкиного дворика», облагораживание прогулочных участков).
4. Развитие навыков работы с природным и бросовым материалом в сочетании с разными видами изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
5. Развитие эстетических чувств: умение видеть и воспринимать красоту, гармоничность форм, красок природы и явлений происходящих в ней.
6. Воспитание экологической культуры и бережного отношения к природному окружению.
Задачи взаимодействия с семьями воспитанников:
- Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс, через выполнение совместной деятельности с детьми: посадка растений в ДОУ, участие в создание «Бабушкиного дворика", «Веселого огорода», «Экологической тропы на участке старшей группы».
- Установить эмоциональный контакт между воспитателем, родителями и детьми.
Концепция проекта «Зеленая полянка»
Вид проекта:
По содержанию – интерактивный
По продолжительности – долгосрочный(4 месяца: май, июнь, июль, август)
По доминирующему виду – творческий
По количеству участников –групповой
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители.
Ожидаемые результаты:
- эстетическое оформление участков ДОУ;
- создание условий для охраны и укрепления здоровья детей;
-создание благоприятных и безопасных условий для отдыха, игр и экспериментирования детей на прогулочных площадках и территории детского сада;
- привлечение родителей к активному участию в организации воспитательно-образовательного процесса;
- удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников;
- создание своего "образа" территории дошкольного учреждения, имиджа дошкольного учреждения в микрорайоне;
- повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей;
-гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
Показатели личностного развития:
Социально- коммуникативное развитие:
-развиты принятые нормы взаимодействия в коллективных формах работы: подчинятся общим правилам, уступать или доказательно настаивать на своих предложениях, стремиться помочь;
- прислушивается к предложениям и советам других детей, умеет уступать;
- принимает посильное участие в различных видах творческой деятельности, организуемой взрослым или по инициативе других детей;
- сформировано понимание важности бережного отношения к природе.
Познавательное развитие:
- сформированы представления о мире природы и экологическом отношении к ней (правила поведения в природе);
-применяет свои знания и умения в решении практических задач (создание экологической тропы, «Бабушкиного дворика", огорода).
Речевое развитие:
- развита диалогическая речь, зарождается монолог (коллективные беседы, совместное рассказывание);
-словарь ребёнка обогащён экологическими названиями, как бережно относиться к природе);
-стремится к грамматически правильной речи;
Художественно- эстетическое развитие:
- сформированы первичные эстетические чувства: умение видеть и воспринимать красоту, гармоничность форм, красок природы и явлений происходящих в ней;
- развито желание изготавливать поделки из природного и бросового материала;
- развитие творческих способностей детей. Проявление самостоятельности
- развита творческая самостоятельность, умение согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого) в процессе выполнения коллективной работы.
Физическое развитие:
-сформирован интерес к здоровому образу жизни: чистый воздух нужен для организма человека, нельзя загрязнять природу вокруг нас, нужно бережно и аккуратно относиться к объектам живой природы.
В результате осуществления деятельности воспитателя с детьми
- будет обустроена территория детского сада, а именно:
- убран мусора, веток и листвы прогулочные участки и прилегающая территория;
- посажены растения: цветы, кустарники;
- создана «Экологическая тропа» на прогулочном участке в старшей группе;
- оформлен «Бабушкин дворик» на площадке детского сада у центрального входа;
- посажен «Огород»
- оформлена выставка рисунков: «Экология» и «Берегите природу»;
- будет создан фильм «Зеленая полянка»
- будет установлен деловой и эмоциональный контакт между участниками воспитательно-образовательного процесса: дети, родители, педагоги.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный.
1. Постановка цели и задач, определение методов исследования, составление стратегического плана работы.
2. Сбор информации по проблеме. Подготовка материала и оборудования.
3. Приобретение семян и рассады цветов и растений, бросового материала для поделок и малых архитектурных форм.
2. Основной этап работы:
- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
- посадка цветов и декоративных растений: «Экологическая тропа»;
- оформление тематического уголка «Бабушкин дворик»;
- посадка овощных культур и благоустройство территории огорода - «Веселый огород»
-изготовление поделок из бросового материала для оформления «Веселого огорода» и «Бабушкиного дворика»
-Привлечение родителей, к благоустройству территории.
3. Заключительный:
1. Обобщение результатов работы;
2. Закрепление полученных знаний;
3. Формулировка выводов и, по возможности, - составление рекомендаций.
Этапы реализации проекта
Этап | Задачи этапа | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Сроки |
Первый этап: выбор темы, постановка цели и задач. Гипотеза исследования | ОБУЧАЮЩИЕ: -пробуждение интереса к деятельности, предлагаемой взрослым. РАЗВИВАЮЩИЕ: - развитие эколочическо- познавательных умений: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение из предложенных вариантов; -обогащение экологическо- познавательной деятельности и творческого воображения для создания: экологической тропы, огорода, " Бабушкина дворика, цветников) ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: -формирование потребности в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. | 1. Воспитатель вводит мотивационную ситуацию Круг друзей. Воспитатели групп (старшей и подготовительной) сообщают детям о том, что сегодня утром в музыкальном зале их будет ждать заведующий детским садом с очень важной информацией. 2. Воспитатель (заведующая) формулирует проблему Дети приходят в музыкальный зал, где их ждет заведующий: - Ребята, посмотрите, к нам в детский сад пришло письмо от царицы Экологии. Вот послушайте, что она пишет: «Здравствуйте, ребята. Ко мне прилетели синички и рассказали, что после зимы на ваших прогулочных участках накопилось много мусора (ветки, прошлогодние опавшие листья, полиэтиленовые пакеты), который нужно срочно убрать или быть беде! Сможете ли вы, ребята, помочь птицам?» Заведующий задает детям вопросы: - Как вы, думаете, какая беда может произойти? - Правильно, птицы могут принять мусор за еду. Съесть и отравиться, а может быть и погибнут. - Ребята, как нам помочь синичкам? - Правильно, убрать мусор. - Ребята, хотите узнать, что еще в письме написала царица Экология. -«Я знаю, что вы очень любите свой детский сад. Скоро наступит лето, и я надеюсь, что вы сумеете сделать ваши участки зелеными и цветущими, посадите огород и вырастите урожай, с помощью взрослых сделаете уголок для игр малышей «Бабушкин дворик» 3. Воспитатель формулирует задачи. - Что нам нужно сделать, чтобы выполнить задания царицы Экологии? Помогает детям сформулировать задачи: - Надо убрать участки, посадить там растения: деревья, кусты, цветы. - Нужно посадить овощи на огороде - Для игр малышей можно сделать игровой уголок, где они смогут узнавать о домашних животных. - Что нам нужно сделать, чтобы справиться со всеми заданиями царицы Экологии? - Правильно, нужно узнать какие растения можно посадить на участках и огороде, каких домашних животных можно сделать для игровой площадки малышам. Воспитатель демонстрирует детям «Экран исследователя» - Кто и что нам может помочь в выполнении заданий. Помогает детям распределить методы исследования проблемы с помощью «Экрана исследователя» и сформулировать задачи: - надо подумать, каким у нас будет огород, что там будет расти, и какие животные будут жить на «Бабушкином дворе». - провести наблюдения за растениями на участках и подумать, что можно посадить еще; - расспросить взрослых (родителей и воспитателя) о том, как сделать участки и огород красивыми и цветущими; - прочитать и посмотреть журналы и книги; - провести опыты: выращивание рассады цветов и овощей; - обратится за помощью к компьютеру. 4. Определяет продукт проекта. Далее воспитатель предлагает детям подумать: - Какой ответ мы можем послать царице Экологии? - Альбом из фотографий «Как мы украшали Полянку», видеофильм «Зелёная Полянка». | 1.Входят в проблему. Читают письмо от царицы Экологии Отвечают на вопросы: Какая беда может произойти с птицами? Как нам помочь синичкам? Что нужно сделать, чтобы справиться со всеми заданиями царицы Экологии? Какой ответ можно послать царице Экологии? 2.Выдвигают гипотезы: Чтобы узнать,что может произойти с птицами и как сделать участки красивыми и интересныминадо: спросить у взрослых, посмотреть энциклопедии, посмотреть в компьютере, посмотреть познавательные телепередачи по ТВ. Чтобы выполнить задания царицы Экологии надо: попросить взрослых помочь убрать участки; посадить цветы, кустарники; посадить овощи на огороде. Посадить семена и ухаживать за рассадой цветов и овощей в группе. 3.Принимают дополнительную задачу: « Нам нужно написать письмо царице Экологии и вложить туда фотографии «Как мы украшали Полянку» и видеофильм «Зелёная Полянка». | май. 1 день |
Второй этап: подготовка к проекту «Зеленая Полянка» | Образовательные задачи: -обогащение, расширение и уточнение представлений детей орастениях расположенных на территории дошкольного учреждения, микрорайона, района; о домашних животных; - формирование умения строить познавательную деятельность и самостоятельно анализировать полученные результаты; -совершенствование трудовых и изобразительных навыков и умений в изготовлении поделок из бросового материала. Развивающие задачи: - развитие творческих способностей и воображения, коммуникативных навыков в деятельности детей через социальное взаимодействие в играх, занятиях; -развитие саморегуляции поведения в соответствии с правилами, установленными в группе Воспитательные задачи: воспитание доброжелательного отношения со сверстниками; положительной эмоциональной отзывчивости на рисунки, поделки как произведения эстетической культуры; воспитание бережного отношения к природе родного края, домашним животным. | 1.Популяризирует и систематизирует полученную ранее детьми информацию о домашних животных. Занятие №1 «К бабушке в деревню» Задачи: 1. Формирование знаний о том, какие животные живут у бабушки в деревне. 2.Формирование знаний о том, как за ними ухаживать. 3 Формирование знаний о том, какую пользу приносят животные человеку. 4.Проявление интереса к дальнейшему познанию Круг друзей. Беседа из личного опыта детей «Я в гостях у бабушки вдеревне». Цель: развитие связной речи, умение через рассказ передавать события и впечатления. (Для рассказа дети могут использовать семейные фотографии). Совместная деятельность в центрах. Центр настольных игр
Центр «Умелые ручки»
Центр «Юные экологи»
Чтение художественной литературы: Русские народные сказки: «Зимовье зверей»; «Хаврошечка», «Сивка-Бурка» Борис Житков: «Храбрый утенок» В. Берестов «Веселое лето» В.Данько «Перепутаница» Трудовая деятельность на участке:
Предметно - развивающая среда:
Взаимодействие с родителями: Домашнее задание. Совместно с детьми нарисовать рисунки на тему «Кто живет у бабушки». 2. Дает детям представления о растительном мире Малой родине – Павлово Занятие №2 «Растительный мир моей Малой родины - Павлово» Задачи: 1.Закрепление представлений о том, какие растения: овощные культуры растут на огороде; фрукты и ягоды в саду; цветочные культуры в лесу, поле,цветнике. 2.Формирование знаний о том, как ухаживать за овощными культурами, плодовыми деревьями, кустами и цветниками(информация: - о сроках посева; - о глубине заделки семян; - о поливе; - о прополке; - о борьбе с вредителями и болезнями). 3. Помогает детям распределиться на выполнение творческих заданий в «Клубе знатоков» Круг друзей. Беседа: «Знатоки природы». Цель: определение с детьми тем для исследовательской деятельности по методике А. Савенкова:
Совместная деятельность в центрах. Центр настольных игр
Центр «Умелые ручки»
Центр «Юные экологи»
Опыт №1. «Нужно ли растениям тепло?» Опыт № 2. «Может ли растение дышать?» Опыт №3 «Нужен ли корешкам воздух?» Опыт №4 «Что выделяет растение?» Опыт №5 «На свету и в темноте» Опыт №6«Как вода поступает к листьям» Опыт №7«Как влияет солнце на растение»
Чтение художественной литературы: С.Есенин «Черемуха» Б.Заходер «Серая звездочка» Трудовая деятельность на участке и огороде:
Предметно- развивающая среда:
Взаимодействие с родителями: Домашнее задание.
| Дети по желанию участвуют в тренинге «Экран исследователя» Участвуют в деятельности организованной взрослым, проявляя любознательность, интерес, креативное мышление. Заинтересованные дети создают клуб «знатоков» («научный» руководитель -воспитатель): проводят опыты на выявление что нужно растениям для роста. На познавательных занятиях, где присутствуют все дети группы, «знатоки» выступают с сообщением («научным» докладом) 2.Систематизируют информацию о растениях в центрах:
Центр «Талантливые пальчики»
Центр «Маленькие строители»
3. Выбирают вид продуктивной деятельности и распределяются по группам: -для рисования, -для лепки, -для изготовления поделок из бросового материала для оформления «Веселого огорода» и «Бабушкиного дворика» 4. Обговаривают с воспитателем последовательность выполнения заданий и планируют совместную деятельность в центрах активности. 5. Выполняют работу:
| май: 3 недели |
Третий этап: реализация проекта | Образовательные задачи: -закрепление у детей представлений о растениях и животных родного края; -формирование у детей умения преобразовывать познавательный опыт, впечатления, эмоциональное состояние в продуктивную деятельность. Развивающие: -развитие ручной умелости, творческих способностей и воображения. Воспитательные: -воспитание бережного отношения к окружающей природе, к результатам своего труда, труда сверстников и взрослых. | 1. Организует работу над проектом «Зеленая Полянка»: создание тематических уголков «Бабушкин дворик», «Веселый огород» и «Экологическая тропа» 2.Оказывает словесную и практическую помощь:
при подготовки детских сообщений для экскурсии по тематическим уголкам «Бабушкин дворик», «Веселый огород» и «Экологическая тропа» 3.Следит за выполнением правил безопасности при работе:
4. Контролирует процесс выполнение работ. 5. Фотографирует деятельность детей и взрослых(поделки, малые скульптурные формы, трудовую деятельность детей и взрослых в природе) Взаимодействие с родителями: Привлечение родителей к совместной деятельности по благоустройству территории тематического уголка («Бабушкин дворик»), огорода («Веселый огород»), участка («Экологическая тропа») | 1.Отбирают необходимые материалы для изготовления поделок. 2.Обращаются к иллюстративному материалу (схема посадки растений) 3.Делятся впечатлениями и эмоциями, советуются. 4.Выполняют работу:
5.Придумывают, как лучше представить свою работу, рассказать о ней. 6. Проводят экскурсии по тематическим уголкам «Бабушкин дворик», «Веселый огород» и «Экологическая тропа» | июнь, июль, август: 11 недель |
4 этап. Подведение итогов | Образовательные: Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнеров, формировать эмоциональную отзывчивость к творческим результатам проекта «Зеленая Полянка». Развивающие: развивать интонационную выразительностьречи эмоциональную сферу ребенка. Воспитательные: Воспитывать у детей привязанность к детскому саду, желание участвовать в общественной трудовой деятельности, чувства признательности к сотрудникам детского сада, бережное отношение к природе родного края. | 1. Помогает организовать презентацию: - экскурсии для детей детского сада по тематическим уголкам: «Бабушкин дворик», «Веселый огород», «Экологическая тропа»; - альбома из фотографий «Как мы украшали Полянку» и видеофильма «Зелёная Полянка» на празднике «День знаний». 2. Побуждает детей сделать рассказ –сообщение по страницам альбома «Как мы украшали Полянку» и вступительный рассказ-сообщение перед просмотром видеофильма «Зелёная Полянка» с включением стихов и песен( в соответствии со сценарием праздника «День знаний»). 3.Приходит на помощь детям в случае затруднения. 4.Участвует в общей презентации альбома из фотографий «Как мы украшали Полянку» и видеофильма «Зелёная Полянка». . | 1.Готовят презентацию проделанной работы: -Проводят экскурсию по тематическим уголкам: «Бабушкин дворик», «Веселый огород», «Экологическая тропа»; 2.Рассказывают о содержании страниц в альбоме «Как мы украшали Полянку». 3..Участвуют в общей презентации альбома из фотографий «Как мы украшали Полянку» и видеофильма «Зелёная Полянка». . | август: 1 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа экологического кружка "Зелёная планета"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯШКОЛА № 64...
экологический проект"пристань под названием петровск"
вырыжаю любовь к своей малой родине,своим истокам......
Экологический проект ,,Лук - наш добрый друг"
Экологический проект ,,Лук - наш добрый друг"...
Экологический проект Городские птицы и экология города.
Проектная работа ученика 7 класса Гуськова Павла. В проектной работе изложен материал по изучению влияния птиц на городской ландшафт и вияние антропогенного фактора на жизнедеятельнось птиц. Проект бы...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО БУКЛЕТА...
Проект "Зелёная аптека" (средняя группа)
Проект "Зелёная аптека" (средняя группа) Паспорт проектаРуководитель проекта: Байбара Елена Николанвна.Педагогическая деятельность: познавательно-развивающаяАудитория:...
Педагогический проект "Зелёная красавица"
В исследовательском педагогическом проекте описывается проблема уничтожения множества елей и сосен в период празднования Нового года, проблема решается путем популяризации использования искусств...