Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Родомановская средняя школа »
Гагаринского района Смоленской области
Конспект урока по биологии
«Прорастание семян»
6 класс
Учитель: Филипович Любовь Владимировна
первая квалификационная категория
2021 г.
Тип урока: урок решения исследовательских задач (открытие нового знания).
Вид урока: исследование (начальный уровень).
Целевое назначение: практическая направленность изучения теоретических положений ( акцент смещен с теоретических знаний на исследовательскую деятельность учащихся, на обучение навыкам проведения полноценного естественнонаучного исследования через постановку эксперимента).
Ведущая педагогическая методология: реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии.
Формы и методы обучения: проблемный, групповая, индивидуальная, активные методы обучения (проблемные ситуации, обучение через деятельность, метод исследовательского изучения).
Средства обучения:
- для учащихся: результаты опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян, таблица «Прорастание семян», «Строение семени», учебник, лабораторное оборудование для постановки опытов, семена различных культур, технические средства обучения (компьютер) для использования на уроках ИКТ;
- для учителя: учебник, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер.
Наименование учебника: Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учебник/ В. В. Пасечник. – 4е изд., стереотип - М.: Дрофа, 2016.
Исследовательские группы: 1группа — изучает воды и температуры на прорастание семян; 2 группа — влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян; 3 группа — влияние света; 4 группа — этапы прорастание семян; 5 группа , изучает строение семян.
Задачи урока:
- Образовательные: обеспечить знание учащимися условий необходимых для прорастания семян; сформировать умение посадки семян различных растений в почву разного типа;
- Воспитательные: воспитать любовь к природе; воспитать в учениках уверенность в своих силах;
- Развивающие: организовать групповую исследовательскую деятельность; развить логическое мышление (на основе усвоения причинно-следственных связей), коммуникативную культуру.
Характеристика деятельности учащихся (виды учебной деятельности): работа с текстом параграфа учебника, биологическими терминами, выделять признаки, сравнивать и описывать биологические процессы. Объяснять роль биологических процессов. Умение устанавливать причинно-следственные связи.
Опорные понятия, термины: семя однодольных и двудольных растений.
Основные термины и понятия: условия прорастания семян, проросток, всхожесть, подземное и надземное прорастание, теплолюбивые и холодостойкие растения.
План урока: 1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
3. Изучение нового материала
4. Первичное осмысление и закрепление, применения знаний.
5. Итоги урока. Рефлексия
6. Домашнее задание
Планируемые результаты:
- личностные: формируется познавательный интерес к изучению биологии, осознание возможности использования полученных знаний в практической деятельности при условии соблюдения определенных правил, оформление отчетов; умение эстетически воспринимать объекты природы; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе, отношение к жизни как бесценному дару, воспитание интереса к земледелию, знание роли труда человека;
- метапредметные: познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, умение пользоваться дополнительными информационными источниками, моделирование понятий;
-регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки и самоанализа, оценка действий партнера;
- коммуникативные: воспринимать информацию на слух, грамотно формулировать вопросы, высказывать и аргументировать свою точку зрения, умение работать в группе;
- предметные: знать основные понятия темы - проросток; давать определения понятиям: семя, зародыш, оптимальные условия; различать семена однодольных и двудольных растений; выделять существенные признаки подземного и надземного типов прорастания семян; характеризовать условия необходимые для прорастания семян; описывать правила посева семян; различать теплолюбивые и холодостойкие растения на рисунках, и среди натуральных объектов; объяснять причины различной глубины заделки семян у разных видов растений; проводить фенологические наблюдения; умение использовать лабораторное оборудование.
Использованная литература:
- Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология 5- 11 кл.- второе издание, стереотип.- М.:Дрофа, 2011.
- Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: поурочные планы по учебнику И. Н. Пономарёвой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко / авт.-сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Кузнецова В. И. Уроки ботаники: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
- Пасечник В.В. Биология (бактерии, грибы, растения). Учебник для 6 кл. -М.: «Дрофа», 2014.
- Трайтак Д.И."Книга для чтения по биологии. Растения" - М.: Просвещение, 1996.
- Хуторской А.В. "Ключевые компетенции на уроках естественнонаучного цикла" - М.: ЦДО "Эйдос" 2009.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент
| Учитель приветствует ребят.
| Учащиеся занимают определенную экспертную зону (по номеру группы). |
2. Актуализация знаний
| «У меня в руке будущая жизнь! Будущий побег и могучий корень! Дружно прорастут в глубину и ввысь, Лишь вода дождей землю всю напоит. А пока гостит осень на дворе, А пока зима вьюгою все воет, Спит и дышит жизнь у меня в руке: Будущий побег и могучий корень!» Что у меня в руке? О чем пойдет речь на уроке? Каков основной вопрос урока? Запишите тему урока.
Великий Цицерон говорил: «Практика — лучший учитель!»
Сегодня вы не просто ученики, а исследователи, которые заранее заложили опыты. На уроке отчет о проделанной работе будут представлять семь исследовательских групп, поприветствуем друг друга! Нам предстоит послушать выступления коллег, и по ходу сделать записи в экспериментальных журналах (таблица, схема), которые есть у каждого из вас. То есть, слушая определенную исследовательскую группу, нужно выполнять задания, всего их 7, по количеству групп. Эти экспериментальные журналы в конце урока сдадите учителю. Какие опыты вы ставили дома? Какова цель урока
Запишите цель урока ( заранее записана тема и цель на закрытой части доски) | Отвечают на вопрос: «О прорастании семян». Основной вопрос урока: выяснить при каких условиях прорастают семена.
Записывают тему «Прорастание семян».
Цель урока: изучить условия прорастания семян.
|
3. Изучение нового материала
|
Жизнь цветкового растения начинается с семян. Семена различаются по форме, окраске, размерам, весу, но все они имеют сходное строение. Что такое семя? Как различают цветковые растения по строению семян ? (работает группа 5). Наши бабушки, прабабушки занимались огородничеством. Наверняка в детстве многие из нас им помогали в этом деле. Брали семена, вырывали для них ямку, сажали, поливали водой. А через некоторое время наблюдали за появлением новой жизни – молодого растения. Но что же происходит там - в почве? Как простое семечко превратилось в молодое растение: со стебельком, листочками? Ответы на эти вопросы мы узнаем на сегодняшнем уроке.
1. В случае если группа не готова, то демонстрируется рисунок «Прорастание семян» Сделаем вывод: что такое прорастание? Каковы этапы прорастания? (работают учащиеся)
|
Работает группа (5), изучавшая строение семян. Рассказывают по рисункам о строении семян фасоли и зерновки пшеницы. Учащиеся заполняют экспериментальный журнал. Выполняют задание 1. (Семя пшеницы имеет околоплодник, сросшийся с семенной кожурой, зародыш, эндосперм. Семя фасоли состоит из семенной кожуры и зародыша, а запасы питательных веществ находятся в семядолях. Растения, семена которых состоят из одной семядоли, называются однодольными. Растения, семена которых состоят из двух семядолей, называются двудольными).
|
|
2. Ставится проблема: почему так говорят: "Сей овес в грязь, будешь князь" или "Весенний день год кормит"? Какие условия окружающей среды влияют на прорастание семян? Условия прорастания семян: беседа по результатам опытов по выявлению условий, необходимых для прорастания семян, заложенных заранее.
|
№ опыта | 1 | 2 | 3 | 4 | Описание опыта | В стакан насыпаем сухие семена. Стакан оставляем в теплом месте. | В стакан насыпаем семена, добавляем немного воды. Стакан оставляем в холодном месте. | В стакан насыпаем семена, наполняем стакан до краев кипяченой водой. Стакан оставляем в теплом месте. | В стакан насыпаем семена, добавляем немного воды. Стакан оставляем в теплом месте | Результат опыта. | Никаких изменений не произошло. | Семена набухли. | Семена набухли, загнили. | Семена проросли, появился корешок. |
Отчёт 1группы. 1. Семена не проросли, так как не было воды. 2. Семена не проросли, так как не было тепла. 3. Семена не проросли, так как не хватило воздуха. 4. Семена проросли. Следовательно, для прорастания семян необходимы – тепло, вода, воздух. | 1 | 2 | 3 | 4 |
Этапы прорастания семян.
| Рассматривание проростков и анализ этапов прорастания. - Набухание.
- Появление зародышевого корешка.
- Появление зародышевого стебелька.
- Развитие надземной части.
|
4.Первичное осмысление и закрепление, применения знаний
5.Итоги урока. Рефлексия
6.Домашнее задание
| Для всех ли семян требуется одинаковая температура, рассмотрите рис.86? Чем питается зародыш в начале прорастания? (2 группа Проблемный вопрос: может ли маленький проросток редиса пробиться через слой почвы в 5—10 см? Как опытным путем выяснить, на какую глубину следует заделывать семена различных растений в почву? Существуют научно обоснованные и подтвержденные практикой нормы глубины заделки семян в почву. Рассмотрите рисунок, расположенный у вас на столе. Учитель демонстрирует таблицу оптимальных норм заделки семян в почву и указывает, что культурные растения по размерам семян объединяют в три группы: 1) мелкие: капуста, редис, морковь (семена заделывают в почву на глубину 1—2 см); 2) средние: пшеница, ячмень, огурцы (семена заделывают в почву на глубину 2-=-4 см); 3) крупные: горох, фасоль (семена заделывают в почву на глубину 5—6 см). Объясните значение поговорки: «Весенний день год кормит». Почему семена закладывают на хранение хорошо просушенными?
| .
Изучают рисунок в учебнике «Температура необходимая для прорастания семян», анализируют и отвечают на вопрос. Учащиеся заполняют экспериментальный журнал, составляя схему Типы растений по отношению к температуре: холодостойкие и теплолюбивые. Приводят примеры таких растений. а) теплолюбивые (+15°С +25°С) – огурец, тыква, перец, фасоль, кукуруза. б) холодостойкие (+2°С +5°С) – горох, редис, лук, петрушка, пшеница, рожь.
Отчёт 2 группы. Вывод по влиянию запасных питательных веществ: Чем больше питательных веществ, тем крупнее проросток.
Учащиеся выполняют практ. работу: линейкой измеряют выданные им семена и распределяют на группы, и делают соответствующие выводы. Или анализируют данные из таблицы «Глубина заделки семян». Выясняют значение глубины заделки семян в почву. На основе изученного учащиеся делают вывод, что глубина заделки семян в почву зависит от их размеров (записывают в журнал).
Отвечают на вопрос о условиях хранения семян: семена закладывают на хранение хорошо просушенными, в период прорастания семена активно дышат, выделяется энергия и тепло, семена нагреваются и могут от высокой температуры погибнуть, потерять всхожесть. Во влажных условиях могут появиться болезни, плесень, что тоже приводит к гибели семян. |
| В стакан насыпаем семена, добавляем немного воды. Стакан оставляем в холодном месте. | В стакан насыпаем семена, наполняем стакан до краев кипяченой водой. Стакан оставляем в теплом месте. | В стакан насыпаем семена, добавляем немного воды. Стакан оставляем в теплом месте. |
|
|
Что называется проростком? Какие этапы прорастания он проходит?
Какие опыты больше всего вам запомнились, произвели впечатление? Какие эксперименты вам захотелось повторить? Что на уроке было интересным? Что на уроке было важным? Где могут пригодиться знания, полученные на этом уроке? Учитель подводит итоги работы, оценивает активно работающих на уроке учащихся.
П. 20 ДОМАШНЯЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА (ОТЧЕТ В МАЕ) Вырастить петунию, бархатцы или другое цветковое растение, ухаживай за ним, и принесите для посадки на клумбу пришкольного участка.
| Проросток - развившееся из семени молодое растение. Составляет этапы прорастания семян.
Самоанализ учащегося 1. Все понял, могу этот материал объяснить другому (5 баллов). 2.Я все понял, но объяснить другому не могу этот материал (4 баллов). 3.Для полного понимания мне нужно повторить тему (3 балла) 4.Я ничего не понял ( 2 балла) Заполняют лист в журнале с самоанализом. Анализируют работу, отвечая на вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы, делятся впечатлениями от увиденного, высказывают желания провести самостоятельно эксперименты, позволяющие установить условия прорастания семян. Учитель спрашивает у желающих поставить эксперименты в домашних условиях ход работы и алгоритм постановки того или другого опыта. |
|
|
|
|