Кураторство
материал
Кураторство
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса.
Методы воспитания В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.
Классификация методов воспитания Методы формирования тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.; Методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций; Методы стимулирования , активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.
определение его содержания, которое в свою очередь зависит от целей и задач, возрастных особенностей подростков, опыта воспитателя. Методика подготовки и проведения кураторского часа в СПО предполагает:
человек и его взаимоотношения с другими людьми; наука и познание; прекрасное в жизни, искусстве, человеке; вопросы государства и права; соблюдение гигиенических норм, половое воспитание-профориентация; психологическое просвещение; экономическое и экологическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни и т. д. Циклы кураторских часов
Темы, содержание кураторских часов куратор определит тогда, когда изучит: уровень воспитанности обучающихся; их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы). К выявлению наиболее важных тем педагог может привлечь своих подопечных и их родителей.
Методы и приемы, используемые при подготовке и проведении классных часов: Рассказ, чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий, лекции специалистов, анкетирование и анализ его результатов, беседы за круглым столом, обсуждение конкретных событий или ситуаций, знакомство с произведениями искусства, элементы художественно-творческой деятельности самих студентов (поют, рисуют, сочиняют), обращения к высказываниям выдающихся людей с последующим обсуждением, «мозговая атака», работа по творческим группам.
Воспитательный час можно провести и вне учебного заведения: Кураторский час, посвященный охране природы, лучше всего организовать в лесу, а проблемы нравственности или современного искусства целесообразно рассмотреть после коллективного посещения театра или картинной галереи. Цикл кураторских часов по нравственному воспитанию: этическая беседа или ситуативные практикумы о нравственных качествах: о дружбе и товариществе, честности и правдивости, доброте, душевной щедрости, проблемах современной молодежи и т. д. Живое слово куратора здесь чередуется с ответами, размышлениями, мнениями обучающихся.
Подготовка куратора к воспитательному часу предполагает следующие действия: определение темы кураторского часа, формулировка его цели исходя из задач воспитательной работы с коллективом; тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач, исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опыт обучающихся, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность); составление плана подготовки и проведения кураторского часа;
Подготовка куратора к воспитательному часу предполагает следующие действия: привлечение обучающихся к активной деятельности в период подготовки и в ходе кураторского часа; подбор наглядных пособий и музыкального оформления (если они уместны для данного кураторского часа), подготовка помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора; определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения воспитательного часа; выявление возможностей по закреплению полученной на кураторском часе информации в дальнейшей практической деятельности обучающихся.
Подготовка куратора к воспитательному часу предполагает следующие действия: Особое внимание куратор обращает на психологическую подготовку обучающихся. Желательно уйти от методики обычных разговоров на классных часах о посещаемости, поведении на учебных занятиях, учебе и академических задолженностях обучающихся. Естественно, на некоторых кураторских часах разговор будет идти и об этом. Но в целом обучающиеся должны ожидать кураторский час, настроиться на важный и серьезный разговор.
Подготовка куратора к воспитательному часу предполагает следующие действия: Настрой возникает с момента оповещения обучающихся о кураторском часе. Время от времени можно напоминать о предстоящем разговоре. Но самым лучшим способом подготовки является коллективная творческая деятельность, когда все обучающиеся, разбившись на группы, готовят фрагменты, разделы кураторского часа, оформляют помещение и т. п.
Структура (план) кураторского часа состоит из трех частей: вступительной части - мобилизовать внимание обучающихся, обеспечить серьезное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека вообще и молодежи в частности. основной части - определяется воспитательными задачами кураторского часа, функциями или формой проведения. Здесь рассматривается основное содержание проблемы. заключительной части - создать у всех обучающихся чувство удовлетворения от состоявшегося разговора, возбудить у старших подростков желание внести изменения в свое поведение, в жизнь учебной группы в стенах СПО.
Час куратора - это форма воспитательной работы, при которой обучающиеся под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский медицинский колледж»
Методика организации и проведения кураторских часов
в СПО
Разработал: преподаватель
Адыева Валентина
Викторовна
2020 г.
Разнообразие методов проведения кураторских часов – залог интереса обучающихся
Методика подготовки и проведения кураторского часа в СПО прежде всего предполагает определение его содержания, которое в свою очередь зависит от целей и задач, возрастных особенностей подростков, их опыта.
Могут быть предложены различные циклы кураторских часов, например: человек и его взаимоотношения с другими людьми; наука и познание; прекрасное в жизни, искусстве, человеке; вопросы государства и права; соблюдение гигиенических норм, половое воспитание-профориентация; психологическое просвещение; экономическое и экологическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни и т. д.
Безусловно, что темы, содержание кураторских часов классный руководитель определит тогда, когда изучить уровень воспитанности студентов; их нравственные представления, взгляды, интересы, желания, суждения (с помощью анкеты, беседы), К выявлению наиболее важных тем педагог может привлечь своих подопечных и их родителей.
По нашему мнению, вопреки суждению, что на первом кураторском часе надо просто познакомиться с первокурсниками, первый классный час должен быть ярким событием в новой жизни молодых людей в стенах нового для них учебного заведения, он должен пленить, должен поразить ребят. Педагог может исходить из того, что ему самому особенно близко и дорого.
При подготовке и проведении кураторских часов используются различные методы и приемы: рассказ, чтение газетного и журнального материалов с последующим обсуждением, обзоры периодических изданий, лекции специалистов, анкетирование и анализ его результатов, беседы за круглым столом, обсуждение конкретных событий или ситуаций, знакомство с произведениями искусства, элементы художественно-творческой деятельности самих обучающихся (поют, рисуют, сочиняют), обращения к высказываниям выдающихся людей с последующим обсуждением, «мозговая атака», работа по творческим группам.
Практика показывает, что наиболее эффективными и интересными для студентов являются приемы и элементы методики коллективной творческой деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого подростка.
Воспитательный час можно провести и вне учебного заведения: классный час, посвященный охране природы, лучше всего организовать в лесу, а проблемы нравственности или современного искусства целесообразно рассмотреть после коллективного посещения театра или картинной галереи.
Особый цикл составляют классные часы по нравственному воспитанию. В этом случае чаще всего используется этическая беседа или ситуативные практикумы о нравственных качествах: о дружбе и товариществе, честности и правдивости, доброте, душевной щедрости, проблемах современной молодежи и т. д. Эти беседы должны помочь молодым людям уяснить принципы общечеловеческой морали, осмыслить имеющийся жизненный опыт; посмотреть на окружающий мир не только с позиции 17-18-летних, но и старшего поколения. Живое слово куратора здесь чередуется с ответами, размышлениями, мнениями обучающихся.
Такие беседы рекомендуется начинать с определения содержания нравственного понятия. Целесообразно использовать конкретные примеры, помогающие осознать и суть соответствующих нравственных категорий. Однако использовать примеры нужно разумно; лучше, если они будут положительные, неизбитые, малоизвестные ребятам. При анализе отрицательных примеров необходимы большой такт, чувство меры: разбирать следует не столько поведение людей, сколько моральную сторону их поступков. Нельзя сводить беседу к поучениям, ибо воспитательная позиция преподавателя должна быть скрыта от обучающихся.
Например, взрослым в большинстве случаев не нравятся телевизионные молодежные передачи, зарубежные кинобоевики или современная музыка. Обсуждая эту проблему, классный руководитель может попасть в категорию «отставших», «устаревших» людей, не разбирающихся в современных течениях моды, живописи, музыки или искусства, В данном случае целесообразно «оттолкнуться от обратного» - предложить подросткам самим рассказать о новинках киноискусства или музыки, а в ходе диалога умело направить разговор на этические нормы и правила, опереться на мнения известных искусствоведов, нормы современного законодательства.
В формировании нравственных представлений и убеждений, гражданско-правовой культуры студентов важное значение имеют классные часы-диспуты. Дискуссия возможна в том случае, если у молодых людей есть некоторые знания, собственные мнения по обсуждаемому вопросу, поэтому чаще всего диспут является продолжением серии кураторских часов по нравственным проблемам или разговора, возникшего на учебных занятиях. Диспут в определенной мере позволяет увидеть и результат, действенность проведенных ранее классных часов, воспитательной работы в целом.
Часы куратора очень разнообразны по содержанию, формам, методам их подготовки и проведения. Тем не менее делаются попытки их типизации. Так, выделяют воспитательные часы, в основе которых лежат: рассказ, беседа, сообщение самого куратора;
выступление специалиста; встреча с интересным человеком, политиком, артистом, юристом и т. п.; сообщения самих ребят по определенной теме или проблеме; элементы театрализации событий; познавательная или развлекательная коллективная деятельность.
В зависимости от этого кураторские часы можно подразделить на три вида.
К первому относятся те, подготовка к которым требует широких познаний, жизненного и педагогического опыта. Обучающиеся лишь привлекаются в ходе беседы к обсуждению некоторых вопросов, изложению фактов, примеров. Таковы, например, классные часы на тему: «О самовоспитании», «Что такое самообразование», «Почему ты выбрал это училище (колледж, лицей, техникум) ?», «Художественный вкус и мода», «Об индивидуальности и индивидуализме», «Молодежь и право», «От прав подростка до прав обучающегося», «Как уберечь себя от чумы XXI века?» и др. Некоторые часы данного вида целесообразно проводить, привлекая специалистов: врача, психолога, юриста. Задача куратора - оказать им помощь в подготовке выступления.
Второй вид классных часов характеризуется совместной деятельностью педагогов и студентов. Определение содержания главных идей, как правило, принадлежит преподавателю, а разработка путей, методов их воплощения осуществляется педагогом вместе с подростками или молодыми людьми. Под руководством преподавателя ребята готовят фрагменты воспитательного часа, педагог ведет классный час, привлекая молодых людей к обсуждению проблемы, объединяя их выступления в единое целое. Примерные темы подобных классных часов: «О культуре внешнего вида», «О красоте внутренней и внешней», «Твори добро ради добра», «Любовь, секс и современная молодежь», «Как найти свое место в жизни?» и др.
Третий вид кураторских часов предполагает активную самостоятельную работу самих студентов. Ответственность за их подготовку и проведение возлагается на несколько человек из учебной группы - совет дела. Классный руководитель вместе с данными студентами продумывает лишь идеи, общую композицию классного часа, помогает составить творческие задания микроколлективам. При самостоятельной подготовке по группам молодые люди проявляют много выдумки, фантазии. Между микрогруппами возникает дух соревнования: кто интереснее представит свою часть творческой работы. Ведут воспитательный час сами ребята, педагог незаметно направляет их. После проведения классных часов такого типа целесообразно подвести итоги, дать оценку работе совета дела и микроколлективов. Данный тип куратосрких часов возможен в том случае, если:
в учебной группе царят взаимопонимание и взаимоуважение между студентами; студенты имеют некоторые знания по обсуждаемой проблеме, она близка и доступна им для самостоятельного осмысления;
значительная часть обучающихся владеет навыками и умениями коллективной творческой работы, самостоятельна и ответственна;
актив, совет дела способен стать организующим и координирующим центром при подготовке и проведении кураторского часа.
Выбор вида воспитательного часа зависит от темы, содержания материала, возраста студентов, уровня их знаний по данной проблеме, опыта коллективной деятельности, сформированности коллектива учебной группы, а также педагогического мастерства, индивидуальных особенностей классного руководителя, характера его взаимоотношений с обучающимися. Такие классные часы, как правило, посвящены датам календаря или традиционным студенческим праздникам (Татьянин день, посвящение в студенты, День святого Валентина, новогодний карнавал, вечера отдыха и т. д.).
Особо следует выделить те классные часы, когда перед обучающимися выступают приглашенные гости. Встречи с интересными людьми играют важную роль в воспитании, но они достигают успеха лишь тогда, когда удовлетворяют интересы подростков (в ходе встречи с интересным человеком или специалистом они нашли ответы на внутренние вопросы, интересующие их по данной проблеме) и реализуют педагогические «замыслы» воспитателя. Подготавливая встречу, куратор создает желаемую воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашенными, рассказывает им о цели мероприятия, его идейной направленности, об особенностях коллектива учебной группы, дает некоторые советы по содержанию и форме выступления. Вместе с тем педагог готовит к встрече студентов, вызывая у них интерес к предстоящему, рассказывая о достоинствах гостей.
Подготовка куратора к воспитательному часу предполагает следующие действия: определение темы классного часа, формулировка его цели исходя из задач воспитательной работы с коллективом; тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опыт учащихся, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность); составление плана подготовки и проведения классного часа; следует предусмотреть привлечение обучающихся к активной деятельности в период подготовки и в ходе классного часа, использование разнообразных методов и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение молодых людей, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме; подбор наглядных пособий и музыкального оформления (если они уместны для данного классного часа), подготовка помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора; определение своей роли и позиции в процессе выявление возможностей по закреплению полученной на классном часе информации в дальнейшей практической деятельности учащихся или студентов.
Особое внимание классный руководитель обращает на психологическую подготовку студентов. Желательно уйти от методики обычных разговоров на классных часах о посещаемости, поведении на учебных занятиях, учебе и академических задолженностях обучающихся. Естественно, на некоторых классных часах разговор будет идти и об этом. Но в целом учащиеся или студенты должны ожидать кураторский час, настроиться на важный и серьезный разговор. Настрой возникает с момента оповещения обучающихся о классном часе. Время от времени можно напоминать о предстоящем разговоре. Но самым лучшим способом подготовки является коллективная творческая деятельность, когда все обучающиеся, разбившись на группы, готовят фрагменты, разделы классного часа, оформляют помещение и т. п.
В период завершения подготовки воспитательного часа педагог окончательно определяет его структуру (план). Хотя каждый час куратора неповторим, нередко его структуру представляют в виде трех частей: вступительной, основной, заключительной.
Назначение вступительной части - мобилизовать внимание студентов, обеспечить серьезное отношение к теме разговора, определить место и значение обсуждаемого вопроса в жизни человека вообще и молодежи в частности. Время вступительной части ограничено до 5-7 минут. Разговор можно начать с проблемной ситуации или с примеров, побуждающих к раздумьям.
Назначение основной части определяется воспитательными задачами классного часа, функциями или формой проведения. Здесь рассматривается основное содержание проблемы.
В заключительной части важно создать у всех студентов чувство удовлетворения от состоявшегося разговора, возбудить у старших подростков желание внести изменения в свое поведение, в жизнь учебной группы в стенах СПО. Заключительная часть может быть большей по времени, если разговор перешел в русло практических дел. Она не должна длиться слишком долго, чтобы не затмить впечатления от основного содержания.
При составлении плана воспитательного классного часа эти его части полезно иметь в виду, чтобы было легче проверить логическую связь и наличие логического стержня: постановка вопроса - в первой части; его решение - во второй; определение значимости решения в третьей.
Работая со студентами СПО, куратору часто приходится встречаться со своими воспитанниками. У скептиков бытует мнение, что все проблемы можно решить на классном часе. Отношение к классному часу в системе начального и среднего профессионального образования не следует понимать формально. Необходимо исходить из конкретной ситуации. Возможны экстренные сборы коллектива учебной группы в случае решения неотложных вопросов, смещение сроков проведения классных часов по объективным причинам, сочетание в одном кураторском часе различных форм (ученическое собрание и собрание родителей, час куратора и ученическое собрание и т.д.).
Следует учитывать, что час классного руководителя и собрание учебной группы имеют разные задачи, содержание, организационные формы и методы проведения, иначе определяют роль, функции, позицию педагога и его взаимоотношения со старшими подростками.
Час куратора представляет собой форму воспитательной работы педагогов с обучающимися во внеурочное время. В отличие от собрания учебной группы он не предполагает принятия решений по обсуждаемым вопросам.
В то же время следует учитывать, что формы проведения классного часа тесно взаимосвязаны. Так, очень часто проблемы, рассматриваемые на воспитательном часе, завершаются принятием конкретного решения по данному вопросу на собрании учебной группы.
Час классного руководителя - это форма воспитательной работы, при которой студенты под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Классный час может проводиться в различных формах. Куратору важно разнообразить эти формы по содержанию и методике проведения, добиваясь при этом решения конкретных и перспективных воспитательных задач.
Метод воспитания — система взаимосвязанных действий воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих усвоение содержания воспитания. Метод воспитания характеризуется тремя признаками: конкретным содержанием воспитательной деятельности; определенным способом его усвоения; специфической формой взаимодействия участников воспитательного процесса. В каждом методе выражается своеобразие этих признаков, их совокупность обеспечивает достижение всех целей и задач воспитания.
В отличие от методов обучения воспитательные методы способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций.
Выбор наиболее эффективных методов воспитания определяется содержанием воспитания, особенностями воспитанников, способностями и возможностями воспитателя.
Под методами воспитания понимаются отличающиеся своеобразием способы деятельности, которые применяются в воспитательном процессе для достижения его целей. Кроме термина «методы», в педагогической литературе используются также и близкие по смыслу понятия способов, приемов, форм воспитания. Однако, поскольку четкого различения этих категорий не существует, они будут употребляться здесь как однозначные.
Вместе с тем следует учитывать, что категория методов — одна из основных в теории воспитания и что ее четкое понимание — важное условие повышения эффективности всей воспитательной деятельности.
Своеобразие отдельных способов, приемов обусловлено прежде всего характером тех качеств обучаемого, на совершенствование которых они направлены. Поэтому наиболее приемлемым типом классификации, т.е. деления на виды, многочисленных методов воспитания является их трехчленная классификация на:
методы формирования тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств, к которым относятся, например, методы убеждения, дискуссии и т.п.;
методы организации практической деятельности, накопления опыта поведения, прежде всего в форме проведения различного рода упражнений, создания воспитывающих ситуаций;
методы стимулирования, активизации установок сознания и форм поведения с помощью таких приемов, как поощрение или наказание.
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский медицинский колледж»
Толерантность как личностная черта
Разработал: преподаватель
Адыева Валентина
Викторовна
2020 г.
Толерантность как личностная черта - сложное интегрированное явление, представляющее сущностные характеристики совокупности соподчиненных элементов: когнитивного, эмоционального, поведенческого и личностного.
Структурно-функциональная модель формирования толерантности студентов, опирается на идеи гуманистического подхода и базируется на принципах позиционности, поликультурности, сотрудничества, сотворчества; интегрирует целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты; отражает специфику поликультурной среды колледжа: обеспечивает целостность образовательного процесса и повышение уровня толерантности.
Успешную реализацию модели формирования толерантности студентов осуществляет комплекс педагогических условий (единство учебной и внеаудиторной деятельности студентов; информационно-психологическое просвещение и обучение студентов; личностно-ориентированное взаимодействие «студент - преподаватель», позволяющих расширить диапазон культурно-образовательных контактов участников образовательного процесса, сформировать у них установку на толерантность.
Диагностический инструментарий позволяет изучать уровень сформированности толерантности студентов, осуществлять контроль, определять динамику развития личности и степень сформированности толерантности студентов (методика, наблюдения и т. д.).
Толерантность, ее сущность и структура в педагогическом контексте изучения
Россия — страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Сегодня русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. В России говорят более чем на 150 родных языках. Между тем владение языком и культурой другого народа, способность или, по крайней мере, готовность посмотреть на мир его глазами есть вообще признак культурного человека.
Многонациональность, многоязычие и многокультурность России - ее богатство, фактор ее национальной безопасности. Уважение к другому народу, готовность понять и в чем-то даже принять его традиции и ценности совсем не означает отказа от своих собственных традиций и ценностей. Нормальное самосознание гражданина новой России - это единство трех начал, трех компонентов. Во-первых, это чувство принадлежности к своему этносу, своему народу, любовь и уважение к национальным традициям и истории своего народа, стремление владеть национальным языком и национальной культурой. Во-вторых, это чувство принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, непременно сопряженный с отказом-от национального (этнического) тщеславия, представления о своей этнической исключительности. В-третьих, это чувство принадлежности к мировому (и европейскому как его части) сообществу, ответственности не только за судьбы своего народа и своей многонациональной страны, но и всего мира.
Подлинная толерантность не имеет никакого отношения к какой-либо беспринципности, равнодушию, истине. По отношению к самому себе человек может быть нетолерантным максималистом, но по отношению к другим он должен быть толерантным.
Формирование толерантности приобретает особое значение в РФ. В данном контексте молодежь является той социальной группой, которая требует к себе пристального внимания. Это связано с маргинальностью молодежи, которая обусловлена, во-первых, статусной неопределенностью и поиском социальных ролей, а также трудностями их освоения. Во-вторых, возрастные психологические особенности создают дополнительные условия для интериоризации молодежью радикальных идей и реализации их в экстремистской деятельности. И именно поэтому, изучение социального поведения молодежи, а также формирование толерантности является необходимостью в плане преодоления существующих или возможных форм проявления нетерпимости в молодежной среде.
Как известно, понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. «Толерантность» - один из самых популярных терминов в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе. Существует множество гуманитарных подходов к определению и исследованию толерантности.
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году, проделана тщательная работа по анализу категории «толерантность». В указанном документе суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в т. ч. права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, т. к. вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.
Характеристика поликультурной среды колледжа
Одним из направлений косвенных воспитательных влияний является путь через «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» (И.С. Кон]). При таком подходе, по мнению Н. М. Борытко, «становление ценностных ориентации происходит как бы стихийно, в индивидуальном движении каждого в специально педагогически организованной среде».
Среда человека издавна является объектом научного исследования. Однако в последние десятилетия интерес к изучению проблем среды многократно возрос. Это связано с осознанием значительной роли, которую играет среда в жизни человека, и растущей тревогой по поводу негативных влияний.
В мировом образовательном процессе возникла и широко обсуждается в настоящее время новая система ценностей и целей образования, возрождена концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность отражается с помощью нового языка науки. Логика исследования подводит к необходимости раскрытия, прежде всего понятия «среда», как родового для понятия «образовательная среда».
В современной педагогике «среда» - это совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Различают среду внутреннюю и внешнюю. Во взаимодействии среды и личности изменения личности могут отставать от изменения среды, что создает противоречия, учет которых существенен для воспитания
Диагностика степени проявления студентами толерантности.
Установление наличного уровня толерантности очень важно для исследования механизмов формирования этого качества, а также для определения эффективности работы в данном направлении.
Состав студенческих групп не отличается однообразием, скорее значительно богаче, чем состав преподавателей колледжа.
«Толерантность обучающихся» — спектр личностных проявлений уважения, принятие и правильное понимание обучающимися богатого многообразия культур мира, ценность Другого; отражение доброжелательности и эмпатии, проявляющихся в активном отношении, общении, поведении, разрешении конфликтных и проблемных ситуаций.
«Поликультурная среда колледжа» представляет собой духовно насыщенную атмосферу деловых и межличностных контактов, обусловливающую кругозор, стиль мышления и поведения включенных в нее субъектов, и стимулирующую в них потребность приобщения к общенациональным и общечеловеческим духовным ценностям; пространство позитивного взаимодействия индивидов, групп, культур, представляющих разные этносы, культуры, религии и т. п.; учреждение с многокультурным контингентом, включающим разновозрастной, многонациональный и разноконфессиональный преподавательский и студенческий состав, призванным удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся.
Направления работы:
- с позиций системного подхода осуществлен анализ проблемы формирования толерантности обучающихся и ее проявления в условиях поликультурной среды СПО, показана сущность преодоления противоречий в современной организации образовательного пространства колледжа;
- охарактеризована поликультурная среда колледжа как соорганизация всех элементов образовательного процесса; пространство позитивного взаимодействия индивидов, групп, культур, представляющих разные этносы, культуры, религии и т. п.; учреждение с многокультурным контингентом, включающим разновозрастной, многонациональный и разноконфессиональный преподавательский и студенческий состав, призванным удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся;
- представлены элементы и основное содержание структурно-функциональной модели формирования толерантности обучающихся колледжа (целевой, содержательный, организационный, результативный).
Изучена феноменология толерантности (активное принятие Другого), позволившая уточнить педагогический смысл понятия «толерантность обучающихся» как спектр личностных проявлений уважения, принятие и правильное понимание студентами богатого многообразия культур мира, ценность Другого; отражение доброжелательности и эмпатии, проявляющихся в активном отношении, общении, поведении, разрешении конфликтных и проблемных ситуаций, что обогащает теорию педагогики в плане единства философских и педагогических основ современного образования; на основе гуманистического подхода выявлены принципы организации работы со студентами (позиционности, полиэтничности, сотрудничества, сотворчества и др.), следование которым позволило разработать программы развития вуза и формирования толерантности обучающихся в условиях его поликультурной среды; выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий и средств, обеспечивающих формирование толерантности студентов (единство учебной и внеаудиторной деятельности обучающихся; информационно-психологическое просвещение и обучение обучающихся; разработка программы.
- целенаправленное включение в содержание образования элементов отечественной, национальной и иноязычной культуры выступает базисом усвоения аксиологических и нормативных форм межкультурного взаимодействия.
Результат:
- смоделированный процесс формирования толерантности обучающихся колледжа позволяет комплексно решать указанную проблему в условиях поликультурной среды СПО;
- представленные педагогические условия формирования толерантности обучающихся в поликультурной среде СПО придают образовательному процессу системность и целостность;
- подготовленное научно-методическое обеспечение процесса формирования толерантности обучающихся в условиях поликультурной среды колледжа (Программа, проекты значительно обновляет содержание воспитательного процесса колледжа);
- разработанный и апробированный диагностический инструментарий (методика и др. материалы) вооружает преподавателей, кураторов студенческих групп конкретными методиками изучения уровня сформированности толерантности обучающихся и позволяет контролировать динамику развития их личности.
В ходе целенаправленной работы в направлении формирования толерантности студентов необходимо ориентироваться на структурно-функциональную модель формирования толерантности обучающихся в поликультурной среде колледжа (включает целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты) и модель выпускника колледжа – толерантной личности, обладающей готовностью к общению в поликультурной среде на основе заданных характеристик: – понимание необходимости сосуществования различных культур как основы сохранения жизни на земле; – целостное представление о мультикультурной картине мира, теории и практике международных отношений; – приятие различных культур как равноценных, равнозначных и равноправных; – стремление к познанию различных культур, выявлению присущих им своеобразий; – проявление доброжелательности и такта во взаимоотношениях с представителями различных культур; – наличие умений и навыков взаимодействия в мультикультурной среде посредством языка общения, толерантности и уважительности к ее специфическим особенностям.
Модель выпускника колледжа понимается нами как некий идеал, который может быть достигнут, при реализации структурно-функциональной модели формирования толерантности. При этом успех решения данной задачи зависит от желания и умения преподавательского состава колледжа приблизить реальные результаты к желаемым.
Одной из составляющих толерантность является умение найти выход из конфликтной ситуации.
Многократные наблюдения за общением студентов в группе помогло дать характеристику студенческой группы: толерантная/интолерантная группа.
Формированию толерантности обучающихся в поликультурной среде колледжа способствует реализация ряда педагогических условий при соответствующем научно-методическом сопровождении: единство учебной и внеаудиторной деятельности студентов; информационно-психологическое просвещение и обучение студентов; личностно-ориентированное взаимодействие «студент – преподаватель».
Был сделан вывод о значительном преимуществе активных методов обучения, которые были подобраны в соответствии с основными условиями, способствующими формированию толерантности (игры, упражнения, тренинги и пр.).
Формирование толерантности выступает и как условие успешного развития современного общества, и как социальный заказ системе образования.
Среди основных научных направлений большое значение придается разработке и реализации образовательных программ, способствующих гуманизации отношений между людьми.
Толерантность рассматривается как личностная черта, сложное интегрированное явление, представляющее сущностные характеристики совокупности соподчиненных элементов: когнитивного, эмоционального, поведенческого и личностного.
Представлена сущностная характеристика поликультурной среды колледжа как духовно насыщенная атмосфера разноплановых контактов; пространство позитивного взаимодействия индивидов, групп, культур, представляющих разные этносы, культуры и т. п.; учреждение с многокультурным контингентом, призванным удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся.
Изучение педагогической литературы по формированию толерантной культуры
- проведение анкетных исследований; - семинарские занятия;
- разработка классных часов по проблемам толерантности;
-налаживание межличностных взаимоотношений в педагогическом коллективе с помощью психологической службы;
- развитие у студентов, их родителей и преподавателей таких качеств как коммуникативная толерантность, эмоциональная комфортность, эмпатические способности и др.
Использование формирования толерантной культуры при проведении аудиторных занятий: лекций, бесед, дискуссий, практикумов.
Использование формирования толерантной культуры при организации самостоятельной работы;
- формирование толерантности во внеурочной деятельности через классные часы, участие обучающихся в массовых мероприятиях, волонтерскую работу, экскурсионную деятельность, встречи с «интересными людьми», работу с родителями.
- проведение итогового мониторинга сформированности толерантности через анкетирование, наблюдение за обучающимися, анализ характера поведения студентов как в урочное, так и во внеурочное время, в общении с родителями.
- развитие у будущей медсестры умения управлять своим поведением в общении с пациентами и коллегами;
- повышение профессиональной культуры,
-совершенствование коммуникативных навыков с позиции толерантного взаимодействия;
- развитие умений саморегуляции в процессе общения.
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Многонациональный Нижневартовск
Исторический поворот в судьбе народов России коренным образом изменил ход общественного развития в стране. В процессе преобразований в обществе нередко терпят крушение прежние ценностей, идет поиск новых духовных ориентиров, и это положение особо актуализирует проблему сохранения базовых ценностей, созвучных с новыми представлениями об обществе, человеке, природе.
В сложившихся условиях поиск путей гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования представляется для многонациональной России важнейшей государственной и социально-политической задачей.
В Нижневартовске, где интенсивно взаимодействуют различные народы национальные культуры и религии, создаются все условия для сохранения и развития как каждой национальной культуры в отдельности, так и единого культурного пространства многонационального города. Этнокультурное многообразие нашего города – его особая ценность. да, мы разные, но вот более 40 лет мы вместе. История Нижневартовска неразрывно связана с освоением крупнейшего месторождения в мире - Самотлора. Ежедневными усилиями вартовчан крепнет и развивается наш округ, его экономика и социальная сфера. Добрые традиции живут в коллективах и семьях горожан, а это значит, что новые поколения достойно принимают эстафету первопроходцев.
Город Нижневартовск уникален не только месторождениями нефти, но и тем, что в нем единой дружной семьей проживает более ста больших и малых народов и народностей. Для многих из них Нижневартовск стал второй родиной. Русские и белорусы, украинцы и татары, башкиры и представители народов Кавказа, Средней Азии, Прибалтики и других национальностей нашли здесь свою судьбу и успешно трудятся на нефтяных промыслах в социальной сфере города и Югры. Бережно хранят свою самобытную культуру и традиционные промыслы коренные малочисленные народы – ханты и манси. В течение четырех десятилетий в городе сформировались 24 национальные культурно-общественные автономии, которые проводят большую работу по укреплению дружбы между всеми народами, населяющими Нижневартовск.
Настоящее и будущее связано не только с упорным трудом, но и с планомерной работой над тем, чтобы условия для жизни и работы становились лучше. Для осуществления этих задач в Нижневартовске создано более двух десятков национально-культурных объединений, результатом работы которых является оптимизация межнациональных отношений и воспитание духа толерантности. В Нижневартовске существует богатый опыт работы по взаимодействию власти, общественных организаций, учреждения образования, культуры и науки в сфере построения межнационального и межконфессионального мира и согласия. Основными принципами такого сотрудничества являются взаимное уважение и учет интересов горожан, недопущение политизации межнациональных отношений, воспитание любви, патриотизма и гражданского долга.
Национальные праздники, в которых участвуют в проведение регулярных культурных мероприятий, таких как праздник Дружбы народов, Дни национальных культур, на которых горожане знакомятся с культурой, традициями и обычаями народов дегустируют блюда национальной кухни для горожан стали доброй традицией. В эти дни царит атмосфера единения толерантности и межнационального согласия. Это способствует воспитанию будущих поколений в духе патриотизма, уважения к истории традициям, культуре, языку независимо от этнического происхождения. Наш колледж принимает активное участие в празднике Дружбы народов: «Мы разные, но мы вместе» с Нижневартовской городской общественной организацией «Центр коренных народов Севера «ТОР-НАЙ» во главе с председателем Антоновой И.С.
Сотрудничество с колледжами и Вузами города:
- Предоставление сценических костюмов директором МБУ «Центр национальных культур» Князевой Е. А.;
- В рамках реализации проекта «Многонациональный Нижневартовск» участвуем во встречах студентов с председателями национальных организаций.
Пожелаем всем нам взаимоуважения, добра и дальнейшего развития межнациональных отношений.
«У хантыйского чувала
Всем не будет места мало –
Разноликими гостями
Веселитесь вместе с нами!
Пусть живет многоязычье
На просторе нашем птичьем,
Лишь бы доброта звучала
У хантыйского чувала».
Приложение 4
Формулировки толерантности в Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.):
В переводе с латинского «толерантность» означает «терпение, терпимость». Неслучайно это понятие признано международным. Во многих языках есть такое слово:
- в английском языке - готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;
- во французском - уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;
- в китайском - проявление великодушия в отношении других;
- в арабском - прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- в персидском - терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению.
Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию «интолерантности» - явлению, противоположному по своему содержанию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой, что порождает педагогическую проблему толерантности.
Таким образом, видим, что термин «толерантность» объемен и многогранен. «Толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»;
«Толерантности способствуют знания, открытость, свобода мысли, совести и убеждений»;
«Толерантность - не терпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность - вот принципы толерантности. В результате расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счет обогащения собственного опыта и вариативности коммуникации с другими, отличными от нас».
Толерантность - это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения, ценностные ориентации, стереотипы поведения.
Эмпа́тия (греч. ἐν - «в» + греч. πάθος - «страсть», «страдание») - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т - это человек с развитой способностью к эмпатии.
Ксенофо́бия (от греч. ξένος - чужой + φόβος - страх) - страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей.
Генетические определители ксенофобии
Ряд этологов, таких как В. Р. Дольник, указывали на биологическую природу ксенофобии человека. У животных существует явление этологической изоляции - агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. Биологическая целесообразность такого поведения - запрет на образование смешанных пар.
По мнению В. Р. Дольника, ксенофобия является сбоем генетического механизма, что объясняет её иррациональность и неподверженность рациональным доводам. Самоошибочное функционирование генетической программы также может быть генетически детерминировано.
С точки же зрения биосоциологии, ксенофобия является общественной проекцией инстинкта самосохранения определенной национально-экономической формации.
Ксенофобия могла возникнуть как инструмент адаптации в процессе эволюции, который способствовал выживанию и передаче генов потомкам. Так, страх перед незнакомцами мог быть, среди прочего, основан на наблюдении, что чужаки могут быть разносчиками новых, а значит очень опасных (из-за отсутствия нужных антител) для коренных жителей болезнетворных микроорганизмов.
Ксенофобия в России
По мнению руководителя аналитического отдела ВЦИОМ Леонтия Бызова, ксенофобские настроения всегда провоцировались ослаблением государственной власти. Руководитель центра по изучению ксенофобии Института социологии РАН Эмиль Паин отметил, что социальное неблагополучие играет существенную роль в формировании ксенофобии, по его мнению этим обусловлен тот факт, что лишь предприниматели продемонстрировали существенно меньший уровень недоброжелательности к мигрантам другой национальности.
Приложение 5
Многонациональный колледж
В БУ «Нижневартовский медицинский колледж» обучаются студенты различных национальностей и этнокультур. В последнее время прослеживается увеличение напряжения межнациональных отношений. Участились случаи насилия на почве национальной розни, особенно в молодежной среде. Увеличение числа профашистских организаций, агрессия возникают на почве низкой культуры, отсутствия активной гражданской позиции. Чтобы уберечь обучающихся от беды, в колледже созданы условия для эффективного интернационального воспитания, формирования высокой культуры и толерантного поведения студентов. Проводятся мероприятия с обучающимися по изучению законодательства РФ по вопросам ответственности за разжигание межнациональной и межконфессиональной розни. Воспитание в духе толерантности направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Творческое осмысление исторических событий в процессе формирования профессиональных навыков способствует духовно-нравственному воспитанию студентов.
Национальный состав обучающихся колледжа:
- русские – 119;
- татары – 26;
- азербайджанцы – 18;
- кумыки – 16;
- лезгины – 14;
- украинцы – 12;
- башкиры – 8;
- таджики – 5;
- молдаване – 3;
- ногайцы – 3;
- чеченцы – 3;
- узбеки – 2;
- белорусы – 2;
- чуваши – 2;
- марийцы – 2;
- грузины – 1;
- даргинцы – 1;
- лаки – 1;
- табасаранцы – 1.
Формирование и укрепление в окружающем социуме и среди участников образовательного процесса универсальной толерантной среды на основе принципов соблюдения прав человека, ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности, на основе взаимообогащения культур народов России.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ О КУРАТОРСТВЕ В ГБПОУ «МССУОР №1».
1.1. Участие в воспитании студенческой молодежи - профессиональная обязанность и общественный долг каждого воспитателя.1.2. Назначение кураторов производится на весь учебный год приказом директора учи...
Воспитательная работа (кураторство)
Фрагмент плана воспитательной работы (план работы куратора учебной группы)...
Внеаудиторная работа, кураторство
Участие в практико-ориентированных проектах, осуществление кураторской работы с группами студентов 417Н/1,2 специальнось 44.02.02. Преподавание в начальных класса1. План воспитательной работы2. ...
Кураторство
Кураторство...
Кураторство
Кураторство...
Кураторство
Кураторство...
Кураторство
Кураторство...