Эссе "Педагог-наставник"
статья
Эссе для 1 этапа профессионального конкурса "Золотая астра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_pedagog-_nastavnik.docx | 18.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж №7» (ГБПОУ ДЗМ «МК№7») | |
Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра» - 2023 | |
Эссе | |
«Педагог-наставник» | |
Номинация: Эссе | |
ФИО Булкина Надежда Борисовна | |
Должность – преподаватель первой категории | |
Преподаваемые дисциплины: «Психология», «Психология общения» | |
Педагогический стаж 29 лет | |
Стаж работы в данном образовательном учреждении 25 лет |
2023
Эссе «Педагог-наставник»
Наставничество - неотъемлемая часть обучения в любой профессии, а в профессии воспитателя, учителя и преподавателя наставничество занимает особое место! Это связано с тем, что работа с людьми требует особого мировоззрения, забирает много душевных сил. Наставник может помочь молодому специалисту адаптироваться, войти в профессию. Это особенно важно в первые дни и месяцы работы, когда молодой преподаватель сам чувствует себя учеником. Ему ещё предстоит накопить свой опыт, пройти через трудности и успехи, ошибки и удачи. Опыт педагогической деятельности нельзя выучить, скопировать или купить, его можно увидеть, полюбить и постараться сделать своим, попробовав повторить лучшее, приспособив к себе опыт других. Хорошо, когда первые шаги молодого специалиста начинаются под покровительством педагога-наставника.
Кто же такой педагог-наставник?
На мой взгляд, это человек, у которого есть практический опыт преподавания и знания в педагогике и психологии. Это человек, который ориентирован на коллективную деятельность, работая в школе и СПО, т.е. человек, которому чуждо скрывать свои педагогические находки и новаторство ради своей выгоды.
Наставник, это человек, который понимает все тяготы педагогического труда, особенно в первые годы, когда идет формирование индивидуального стиля работы. Он по-отечески хочет помочь молодому специалисту обойти все острые углы, не делать лишних ошибок, не выгореть на старте. Практика показывает, что люди, которые пришли впервые к преподавательской деятельности, часто не готовы к тому, что учебный год требует полного погружения в учебный процесс на девять – десять месяцев! Выходной – это выдох-вдох перед новым заплывом на неделю! Наставник расскажет, что даже минуты отдыха надо использовать для самообразования и подготовки. Прочёл интересную книгу – расскажи о ней своим ученикам! Посмотрел фильм или спектакль – заинтересуй, замотивируй сходить и посмотреть! В редкие минуты отдыха, в дороге, преподаватель оценивает результаты своего рабочего дня: отмечает удачи, анализирует неудачи. Изо-дня в день, от урока к уроку идет постоянная работа с учебным материалом. Появляются новые примеры, новые вопросы, новый иллюстративный материал. Все эти наработки надо быстро аккумулировать в основную канву урока, внести коррективы в презентацию и домашнее задание.
Наставник объяснит, почему одна тема, проработанная в семи группах – это семь совершенно уникальных занятий. Не надо бояться такого разнообразия, но надо увидеть за этими отличиями групповой настрой, сплочение и микроклимат учебной группы. И надо научиться опираться на учебную группу, как на коллектив и стараться на каждом уроке сделать что-то для развития этого коллектива. Если идти на каждом уроке строго по шаблону, урок может и провалиться.
Педагог-наставник подскажет, как учитывать индивидуальные особенности учащихся. На активных и подвижных (экстравертов) надо опираться на уроке: они первые поднимут руку, бойко ответят на вопрос, первые откликнуться для участия в деловой игре или конференции. Сдержанные и спокойные (интроверты) стабилизируют работу на уроке, они хорошо слушают, аккуратно записывают, тщательно выполняют домашнее задание, но активную импровизацию на уроке не любят. Экстравертов методично приучаем к стабильности и порядку в тетради, интровертов мотивируем на активность на уроке, но не ломаем никого! Помним, что такое поведение продиктовано врожденными особенностями их нервной деятельности, поэтому мы не можем оценивать всех по единому критерию. Лучше использовать гибкую систему оценки. Это и есть индивидуальный подход к ученику. Задача педагога – подсказать студентам их нишу в профессии и в жизни, и в этом качестве, преподаватель выступает уже наставником для студентов.
Мне думается, что педагог-наставник это не должность и не оплачиваемая нагрузка. Педагог с опытом и новичок сами находят друг друга, на основании симпатии, открытости обоих и готовности к диалогу. Здесь важна доступность наставника, его чуткость по отношению к новому члену коллектива. В вопросах наставничества молодой специалист не должен себя чувствовать в роли опекаемого ребенка. Он должен чувствовать себя, как равный партнер, у которого тоже можно многому научиться! В этом отношении хорошо, когда молодой специалист в союзе с наставником, делают совместный урок, конференцию, круглый стол или другое совместное мероприятие. Живое взаимодействие даст новичку гораздо больше, чем прочитанная статья по педагогике. Хотя и книги тоже надо читать! Так как при чтении обнаруживается, что все, что мы придумываем и открываем при общении с учениками, уже было кем-то открыто и описано задолго до нас!
Любите и помните своих учителей и наставников! Потому что они помогли вам стать в профессии теми, кто вы есть!
Я благодарна своим школьным учителям:
Журавлёвой Лидии Алексеевне (русский и литература), Артемьевой Раисе Александровне (физика), Казанцеву Сергею Анатольевичу (английский и черчение). Все они были в разные годы моими классными руководителями.
Я благодарна своим учителям художественной школы:
Самоходкину Геннадию Андреевичу (композиция) и Нефедовой Татьяне Алексеевне (живопись).
Я благодарна своим преподавателям своего ВУЗа - МПГУ им Ленина:
Занковской Людмиле Васильевне, д. филологических н.; Сосновскому Борису Алексеевичу, д. психологических н.; Четверухиной О.С., преподавателю психологии и всем другим преподавателям.
Я благодарна преподавателям медицинских училищ и колледжей:
Пироговой Вере Сергеевне, Воронцовой Людмиле Ивановне, Куликову Владимиру Алексеевичу, Хоботову Владимиру Михайловичу, Федотчевой Лилии Дмиртиевне и всем другим моим старшим коллегам.
Я благодарна психологам наших московских училищ и колледжей:
Манакиной Екатерине Михайловне, Соколовской Ларисе Анатольевне, Виноградовой Светлане Васильевне, Бекировой Ирине Ивановне и всем нашим действующим преподавателям психологии.