Курс «Основы групповой психотерапии»
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Курс «Основы групповой психотерапии»
Программа тренинга
ТЕХНИКИ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ
Цель: ознакомить слушателей с методами психоаналитического воздействия
Задачи:
1. Изучить основные понятия и принципы психоаналитической психотерапии
2. Познакомить слушателей с основными техниками психоаналитического направления
Ход занятия:
Групповое обсуждение основных понятий психоаналитической психотерапии: свободные ассоциации, перенос и интерпретация.
Выполнение упражнений
Упражнение 1 Молчаливое невмешательство
Пары «клиент-терапевт» рассаживаются по периметру помещения так, что исполняющий роль клиента сидит лицом к стене, а «терапевт» за его плечом, так близко, чтобы ему было слышно «пациента».
Инструкция «пациенту»: говорить о чем угодно в режиме свободных ассоциаций. Инструкция «терапевту»: слушать молча и только в тех случаях, когда, по его мнению, «пациент» нуждается в поддержке прикасаться к его плечу.
Упражнение 2 Контр вопросы
Упражнение выполняется в малых группах по 6-7 человек. Каждый участник (из роли клиента) задает группе вопросы обозначает просьбу:
Сколько Вам лет?
Как давно работаете?
Замужем ли Вы? И т.д.
Остальные участники группы должны «перевести» эти вопросы в предположения, которые могли возникнуть у клиента в данном терапевтическом контакте. Чем больше будет разных предположений, тем лучше и глубже можно будет понять суть контрпереноса.
Упражнение 3 Контрперенос
Упражнение выполняется в тройках «клиент-терапевт-супервизор». Все слушатели делятся на три группы: К/Т/С. Терапевты выбирают себе супервизора для участия в этом упражнении. Терапевты и супервизоры садятся друг напротив друга на достаточном расстоянии, деля пространство на условные терапевтические кабинеты.
Задание «терапевтам»: поддерживать терапевтический диалог с клиентами, ориентируясь на понимание собственных чувств больше чем на интерпретации или другие интервенции.
Задание «супервизорам»: отслеживать взаимодействие терапевта с клиентами, обращать внимание на возникающие в диалоге трудности, следить за временем.
Задание «клиентам»: рассказывать о какой-либо проблеме, меняя терапевтов переходя из «кабинета» в «кабинет».
Вторая часть упражнения.
Участвуют только «терапевты супервизоры». Задание терапевтам: обсудить с супервизором наиболее сложные ситуации взаимодействия, проанализировать собственные чувства и то, каким образом такой эмоциональный резонанс мог быть вызван собственными проблемами.
Третья часть упражнения.
Упражнение обсуждается со всей группой, последовательно анализируются отзывы: клиентов, терапевтов, супервизоров
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Групповая терапия интересна тем, что живя в обществе и ежедневно сталкиваясь проблемами и конфликтами, можно в этой же созданной микросоциальной среде изменить отношение личности к своей болезни. Этот вид терапии представляет собой принципиально новое направление терапевтической деятельности, ориентированное прежде всего на активизацию личности клиента ,человека через группу.
Литература:
- Гринсон Р. Техника и практика психоанализа. — М, 2020
- И.А. Фурманов, Н.В.Фурманова. Основы групповой психотерапии. Минск, 2002 .- 166 с.
- Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р.Кочюнас. – М.: Академический проект, ОППЛ, 2002. – 464 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия – СПб. :Издательство «Питер», 2000. – 384с.: (Серия «Мастера психологии»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Создание условий для эффективной социализации выпускников в рамках курса «Основы малого предпринимательства»
Данный курс «Основы малого предпринимательства» был разработан для того, чтобы помочь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья найти в современном обществе своё место....
Контрольно-измерительные материалы по курсу "Основы компьютерной графики"
Контрольно-измерительные материалы по курсу "Основы компьютерной графики"...
Тест "Цифровая графическая информация" в курсе Основы компьютерной графики
Тест "Основы компьютерной графики" - включает вопросы о размере фалов, расширении, форматах, но не специализируется на конкретном виде графической информации...
Методические разработки для студентов СПО в помощь изучению курса "Основы научно-исследовательской деятельности"
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов СПО по дисциплине "Основы научно-исследовательской деятельности" специальности 46.02.01 "Документационное обеспечение управлен...
МАСТЕР-КЛАСС Дисциплина «Маркетинговые исследования рынка» Тема: Активизация учебно-познавательной деятельности студентов на основе группового взаимодействия
В методической разработке мастер-класса по дисциплине «Маркетинговые исследования рынка» на тему «Изучение и моделирование покупательского спроса» рассмотрено применение технологии групповой раб...
Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций
Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций...
Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы исламской культуры» для обучающихся 4 классов
Предлагаю Среди основных особенностей нашего времени – существенные изменения системы образования. Она становится гибкой, открытой. В новых условиях от педагога как специалиста в области образов...