Формирование ценностных ориентиров на уроках естественного цикла в начальной школе посредством проектной деятельности.
материал

Ильина Альбина Владимировна

          Воспитывающий потенциал любого урока может быть очень высоким, если воспитание происходит благодаря комплексным воздействиям: - стиля образовательного общения, - дидактической структуры урока, - методических приемов. Оптимальный выбор всех этих средств – и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ilina_av_.docx22.77 КБ

Предварительный просмотр:

Ильина А.В.

МАОУ «Школа № 17г. Благовещенска»

Формирование ценностных ориентиров на уроках естественного цикла  в начальной школе посредством проектной деятельности.

        ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

          Воспитывающий потенциал любого урока может быть очень высоким, если воспитание происходит благодаря комплексным воздействиям: - стиля образовательного общения, - дидактической структуры урока, - методических приемов. Оптимальный выбор всех этих средств – и есть педагогическое мастерство, к которому мы все стремимся.

Важно направлять интересы ребенка в сферы, которые помогают ему развиваться духовно, нравственно. Здесь метод проектной деятельности подходит оптимально.

Задачи учителя: поддержать интерес ребенка к вопросу, проблеме, научить выдвигать гипотезы и проверять их своими исследованиями, работать с информацией, оформлять и представлять свою работу, организовывать свой учебный и исследовательский труд.

«Эти удивительные животные!» Этой темой мы объединили уроки окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства.

Итогом стал красочный урок, на котором дети пришли к выводу, что животных надо оберегать. И поэтому наш класс всегда с удовольствием принимает активное участие в акции «Помоги приюту для животных»

        При одном и том же содержании учебного материала урок может иметь разный воспитательный эффект, в зависимости от методов и приемов, которые использует учитель. Можно, например, таблицу умножения пяти и на 5 дать как скучный математический материал, а можно увязать его с жизнью, активизируя при этом познавательный процесс и воспитывая трудолюбие. - «Пять пальцев на одной руке, на двух – десять. Руки – это наши помощники. Что хорошего могут сделать наши руки? Почему иногда руки называют золотыми?»

        И такое развитие получил самый обыкновенный урок окружающего мира  «Грибы». После подробного изучения темы я предложила детям почувствовать себя в роли писателей-сказочников и создать свою книгу сказок. Результат превзошёл все ожидания, дети написали удивительные сказки, не забыв, что «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Вот только некоторые из сказок.

Как гриб друзей нашёл.      

       Жил-был на полянке маленький грибок. Был он очень печальный потому, что жил совсем один. Однажды мимо него проходил ёжик и спросил:

- Отчего ты такой невесёлый?

- У меня нет ни семьи, ни друзей! – ответил гриб.

- Забирайся ко мне на спину, вместе найдём тебе друзей.

Малыш забрался на ежика, и отправились они в путь. Весь день они шли по полянке, а к вечеру вышли на опушку леса. Там повстречали много других грибов, которые сами подошли к гостю и пригласили к себе дружить. И стал грибок весёлым и улыбчивым.

С тех пор все грибы живут рядышком друг с другом!

Эвелина Жукова

Гриб и берёзка.

        Жил-был гриб. Был он очень несчастный, потому что у него не было друзей. Он был одинок. И мечтал найти друга. Однажды, после грибного дождя, он увидел яркую радугу и загадал своё заветное желание. И вдруг рядом с грибочком появилось красивое дерево! Оно было стройное, белое с ярко-зелёными листочками, которые блестели на солнце. Это была Берёзка. Грибочек подружился с Берёзкой и с тех пор они стали неразлучны. И все стали звать этот гриб – Подберёзовик!

Знаменщикова Настя

Поучительная история.

        Жила-была в лесу дружная семейка Грибов. Однажды старший грибок обидел маленького. А старый дед Мухомор погрозил пальцем и покраснел. А Белый гриб сказал громко: «Старшие должны защищать младших. А младшие уважать старших!»

Стрельцов Даниил

      В 3 классе мы впервые попробовали запустить проект «Природа в опасности». Этой темой мы объединили уроки окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства.

      На этом мероприятии я подвела детей к мысли, что начинать нужно с себя, со своего дома, улицы, города. Мы задумались, а куда можно девать, то, что мы обычно выкидываем: бутылки, пакеты, фантики и т п. И продолжением этого проекта стал конкурс поделок и костюмов из бросового материала, на котором дети совместно с родителями проявили фантазию и творчество.

      Однажды в наш  класс пришёл необычный гость. Это был дедушка одной из учениц, Струтинский Анатолий Владимирович, майор, сейчас военный пенсионер. Анатолий Владимирович рассказал детям о том, как он стал военным, как проходила его служба. Затронул темы дружбы, взаимовыручки, поддержки без которой невозможно стать как настоящим военным, так и просто человеком. Ответил на многочисленные вопросы детей. Провёл небольшой мастер-класс для мальчиков. Дети были довольны беседой. Мы надеемся, что эта встреча будет далеко не последней.

       Ещё один интересный проект: «Великая Отечественная война в истории моей семьи». Я считаю необходимым осуществлять ежегодно, т к с каждым возрастным этапом дети открывают для себя что-то новое.

      Формирование ценностных ориентиров – это очень сложный, длительный, глубокий и даже загадочный процесс Метод проектов является интересным педагогическим инструментом, помогающим в этой работе.

        Из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношений не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и её задачам должно быть неугасающим и постоянным.

        Ещё хотелось бы сказать, что воспитывающий успех урока зависит от эмоционального уровня общения. Эмоциональный уровень урока – это методика разнообразных воздействий на чувства детей. Пользуясь на уроке методом рассказа и беседы, нужно создавать атмосферу задушевного разговора с детьми, во время которого даются разнообразные задания. Воспитание всегда идет не только через знания, но более всего через чувства. Чтобы определить, достигнута ли воспитательная цель урока, достаточно посмотреть на детей: они активны в работе, глаза их горят, внимание собрано. 

        В заключение, хочу подчеркнуть свою конечную цель: заложенные мудро, ненавязчиво ценностные ориентиры станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей, будут потребностью и неотъемлемой частью достойного человека.

Ведь…

«Воспитание – великое дело;

Им решается участь человека».

В. Белинский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке ФК в начальной школе

Презентация для работы сотрудников методических кабинетов и написания ВКР...

Проектная работа «Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»»

Проектная работа«Развитие творческого потенциала детей с ОВЗ посредством проектной деятельности кружка «Раз крупинка, два крупинка»»...

Профессионально-ориентирующее воспитание обучающихся на уроках технологии интеллектуального труда и индивидуальной проектной деятельности

Профессионально-ориентирующее направление (развитие карьеры) является неотъемлемой частью профессионального воспитания обучающихся.На уроках общеобразовательной учебной дисциплины Технология (технолог...

Педагогические техники формирования УУД у учащихся на уроках математики в начальной школе

Роль начальной школы заключается в интеграции, обобщении, осмыслении новых знаний, увязывании их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.  Учить себя – вот та задач...

Статья по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе"

Данная статья посвящена теме формирования коммуникативных УУД на уроках математики в начальной школе...

Формирование 4 К компетенций у обучающихся начальной школы через урочную деятельность

Разработка учебного занятия с акцентом на формирование 4К компетенций.Урок русскогоязыка в 4 классе .Тема "Склонение имен существительных"...