Выступление на МО кураторов
материал

Выступление на МО кураторов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Развитие одаренной молодежи

Разработал:

преподаватель

Хисматуллина

Гузель Хажиевна

2021 г.

Одним из приоритетных направлений развития учебно-воспитательной и научно-методической деятельности колледжа считаем разработку и развитие мероприятий, направленных на выявление и поддержку обучающихся, имеющих признаки одаренности, а также высокий уровень развития учебной мотивации и мотивации саморазвития.

Реализацию данного направления необходимо производить через следующие виды работы:

- учебно-исследовательская работа студентов (УИРС): проектная деятельность, научно-практические конференции по результатам исследовательских работ и т.д.;

- интеллектуальные марафоны;

- семинары для преподавателей и обучающихся.

     Целью данного направления является выявление, поддержка и развитие одаренности молодежи в рамках учебно-воспитательного процесса колледжа.

Для реализации поставленной цели необходима разработка комплексно-целевой программы «Одаренная молодежь».

Основными направлениями реализации работы с одаренной молодежью являются следующие комплексы мероприятий:

  1. Разработка и создание научной и методической базы по теме «Работа с одаренной молодежью».
  2. Повышение квалификации преподавателей по теме «Одаренная молодежь» через систему семинаров, конференций, проблемных групп и т.д.
  3. Создание системы целенаправленного выявления одаренной молодежи.
  4. Создание и введение банка данных, отслеживание развития одаренности каждого обучающегося.
  5. Создание максимально благоприятных условий для интеллектуального творческого и морально-физического развития одаренных обучающихся.
  6. Разработка и поэтапное внедрение современных технологий в работе с одаренной молодежью.
  7. Обеспечение целенаправленной поддержки одаренных обучающихся.
  8. Создание условий одаренным обучающимся для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской, поисковой, учебной деятельности.
  9. Создание условий для комфортного развития и становления одаренного обучающегося как социально адаптивной и ответственной личности, обладающего общими и профессиональными компетенциями.

     Важным направлением работы в направлении создания условий для поддержки и развития одаренной молодежи является согласованная работа всех систем структурных подразделений колледжа, а именно учебной, воспитательной, психологической, методической и других, а также активная работа УИРС.

Организация работы по направлению УИРС:

- разработка критериев результативности УИРС обучающихся;

- определение принципов построения и создание в колледже поисковой модели обучения;

- внедрение форм предъявления результатов учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

С целью формирования творческой личности, обладающей навыками научно-исследовательской работы, знакомства с современными научными достижениями, пропаганды исследовательской работы в колледже ежегодно   обучающиеся участвуют в научно-практических студенческих конференциях, проводимых в колледже и в городе, дебатах, интеллектуальных конкурсах, проектах др. Необходимо:

- использовать в обучении междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных обучающихся к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний;

- предполагать изучение проблем «открытого типа», позволяющих учитывать склонность обучающихся к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

- учитывать интересы одаренного обучающегося и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим обучающимся;

- содействовать изучению способов получения знаний;

- обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения вплоть до возможности их корректировки самими обучающимися с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

- поддерживать и развивать самостоятельность в учении;

- гарантировать наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации;

- предусматривать качественное изменение самой учебной ситуации и учебного материала вплоть до создания специальных учебных аудиторий с необходимым оборудованием, подготовки специальных учебных пособий;

- обучать студентов оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов творческой деятельности;

- способствовать развитию рефлексии, самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

- включать элементы индивидуализированной психологической поддержки и помощи с учетом своеобразия личности каждого одаренного обучающегося.

     Приоритетными задачами при работе с одаренными обучающимися являются: развитие личных способностей; психологическая поддержка и помощь; проектирование и экспертиза образовательной среды, включая разработку и мониторинг образовательных технологий, программ и образовательных учреждений и т.д.

Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных обучающихся им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному обучающемуся, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности.

Психолого-педагогический мониторинг, используемый с целью выявления одаренных студентов, должен отвечать целому ряду требований:

1) комплексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности обучающегося, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;

2) длительность процесса идентификации;

3) анализ поведения обучающегося в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

4) экспертная оценка продуктов деятельности обучающихся - специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности;

5) выявление признаков одаренности обучающегося не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития. Целесообразно проведение проблемных занятий по особой программе; использование тренинговых методов и т.п.;

6) многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного обучающегося;

7) диагностическое обследование желательно проводить в ситуации реальной жизнедеятельности, приближая его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб и т.д.);

8) использование таких предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность и позволяют обучающемуся проявить максимум самостоятельности в овладении и развитии деятельности;

9) анализ реальных достижений обучающихся в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, фестивалях, смотрах и т.п.



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Толерантность как личностная черта

Разработал:

преподаватель

Хисматуллина

Гузель Хажиевна

2022 г.

Толерантность как личностная черта - сложное интегрированное явление, представляющее сущностные характеристики совокупности соподчиненных элементов: когнитивного, эмоционального, поведенческого и личностного.

Структурно-функциональная модель формирования толерантности студентов, опирается на идеи гуманистического подхода и базируется на принципах позиционности, поликультурности, сотрудничества, сотворчества; интегрирует целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты; отражает специфику поликультурной среды колледжа: обеспечивает целостность образовательного процесса и повышение уровня толерантности.

Успешную реализацию модели формирования толерантности студентов осуществляет комплекс педагогических условий (единство учебной и внеаудиторной деятельности студентов; информационно-психологическое просвещение и обучение студентов; личностно-ориентированное взаимодействие «студент - преподаватель», позволяющих расширить диапазон культурно-образовательных контактов участников образовательного процесса, сформировать у них установку на толерантность.

Диагностический инструментарий позволяет изучать уровень сформированности толерантности студентов, осуществлять контроль, определять динамику развития личности и степень сформированности толерантности студентов (методика, наблюдения и т. д.).

Толерантность, ее сущность и структура в педагогическом контексте изучения

Россия — страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Сегодня русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. В России говорят более чем на 150 родных языках. Между тем владение языком и культурой другого народа, способность или, по крайней мере, готовность посмотреть на мир его глазами есть вообще признак культурного человека.

Многонациональность, многоязычие и многокультурность России - ее богатство, фактор ее национальной безопасности. Уважение к другому народу, готовность понять и в чем-то даже принять его традиции и ценности совсем не означает отказа от своих собственных традиций и ценностей. Нормальное самосознание гражданина новой России - это единство трех начал, трех компонентов. Во-первых, это чувство принадлежности к своему этносу, своему народу, любовь и уважение к национальным традициям и истории своего народа, стремление владеть национальным языком и национальной культурой. Во-вторых, это чувство принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, непременно сопряженный с отказом-от национального (этнического) тщеславия, представления о своей этнической исключительности. В-третьих, это чувство принадлежности к мировому (и европейскому как его части) сообществу, ответственности не только за судьбы своего народа и своей многонациональной страны, но и всего мира.

Подлинная толерантность не имеет никакого отношения к какой-либо беспринципности, равнодушию, истине. По отношению к самому себе человек может быть нетолерантным максималистом, но по отношению к другим он должен быть толерантным.

Формирование толерантности приобретает особое значение в РФ. В данном контексте молодежь является той социальной группой, которая требует к себе пристального внимания. Это связано с маргинальностью молодежи, которая обусловлена, во-первых, статусной неопределенностью и поиском социальных ролей, а также трудностями их освоения. Во-вторых, возрастные психологические особенности создают дополнительные условия для интериоризации молодежью радикальных идей и реализации их в экстремистской деятельности. И именно поэтому, изучение социального поведения молодежи, а также формирование толерантности является необходимостью в плане преодоления существующих или возможных форм проявления нетерпимости в молодежной среде.

Как известно, понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. «Толерантность» - один из самых популярных терминов в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе. Существует множество гуманитарных подходов к определению и исследованию толерантности.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году, проделана тщательная работа по анализу категории «толерантность». В указанном документе суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в т. ч. права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, т. к. вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

Характеристика поликультурной среды колледжа

Одним из направлений косвенных воспитательных влияний является путь через «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» (И.С. Кон]). При таком подходе, по мнению Н. М. Борытко, «становление ценностных ориентации происходит как бы стихийно, в индивидуальном движении каждого в специально педагогически организованной среде».

Среда человека издавна является объектом научного исследования. Однако в последние десятилетия интерес к изучению проблем среды многократно возрос. Это связано с осознанием значительной роли, которую играет среда в жизни человека, и растущей тревогой по поводу негативных влияний.

В мировом образовательном процессе возникла и широко обсуждается в настоящее время новая система ценностей и целей образования, возрождена концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность отражается с помощью нового языка науки. Логика исследования подводит к необходимости раскрытия, прежде всего понятия «среда», как родового для понятия «образовательная среда».

В современной педагогике «среда» - это совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Различают среду внутреннюю и внешнюю. Во взаимодействии среды и личности изменения личности могут отставать от изменения среды, что создает противоречия, учет которых существенен для воспитания

Диагностика степени проявления студентами толерантности.

Установление наличного уровня толерантности очень важно для исследования механизмов формирования этого качества, а также для определения эффективности работы в данном направлении.

Состав студенческих групп не отличается однообразием, скорее значительно богаче, чем состав преподавателей колледжа.

 «Толерантность обучающихся» — спектр личностных проявлений уважения, принятие и правильное понимание обучающимися богатого многообразия культур мира, ценность Другого; отражение доброжелательности и эмпатии, проявляющихся в активном отношении, общении, поведении, разрешении конфликтных и проблемных ситуаций.

«Поликультурная среда колледжа» представляет собой духовно насыщенную атмосферу деловых и межличностных контактов, обусловливающую кругозор, стиль мышления и поведения включенных в нее субъектов, и стимулирующую в них потребность приобщения к общенациональным и общечеловеческим духовным ценностям; пространство позитивного взаимодействия индивидов, групп, культур, представляющих разные этносы, культуры, религии и т. п.; учреждение с многокультурным контингентом, включающим разновозрастной, многонациональный и разноконфессиональный преподавательский и студенческий состав, призванным удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся.

Направления работы:

- с позиций системного подхода осуществлен анализ проблемы формирования толерантности обучающихся и ее проявления в условиях поликультурной среды СПО, показана сущность преодоления противоречий в современной организации образовательного пространства колледжа;

- охарактеризована поликультурная среда колледжа как соорганизация всех элементов образовательного процесса; пространство позитивного взаимодействия индивидов, групп, культур, представляющих разные этносы, культуры, религии и т. п.; учреждение с многокультурным контингентом, включающим разновозрастной, многонациональный и разноконфессиональный преподавательский и студенческий состав, призванным удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся;

- представлены элементы и основное содержание структурно-функциональной модели формирования толерантности обучающихся колледжа (целевой, содержательный, организационный, результативный).

Изучена феноменология толерантности (активное принятие Другого), позволившая уточнить педагогический смысл понятия «толерантность обучающихся» как спектр личностных проявлений уважения, принятие и правильное понимание студентами богатого многообразия культур мира, ценность Другого; отражение доброжелательности и эмпатии, проявляющихся в активном отношении, общении, поведении, разрешении конфликтных и проблемных ситуаций, что обогащает теорию педагогики в плане единства философских и педагогических основ современного образования; на основе гуманистического подхода выявлены принципы организации работы со студентами (позиционности, полиэтничности, сотрудничества, сотворчества и др.), следование которым позволило разработать программы развития вуза и формирования толерантности обучающихся в условиях его поликультурной среды; выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий и средств, обеспечивающих формирование толерантности студентов (единство учебной и внеаудиторной деятельности обучающихся; информационно-психологическое просвещение и обучение обучающихся; разработка программы.

- целенаправленное включение в содержание образования элементов отечественной, национальной и иноязычной культуры выступает базисом усвоения аксиологических и нормативных форм межкультурного взаимодействия.

Результат:

- смоделированный процесс формирования толерантности обучающихся колледжа позволяет комплексно решать указанную проблему в условиях поликультурной среды СПО;

- представленные педагогические условия формирования толерантности обучающихся в поликультурной среде СПО придают образовательному процессу системность и целостность;

- подготовленное научно-методическое обеспечение процесса формирования толерантности обучающихся в условиях поликультурной среды колледжа (Программа, проекты значительно обновляет содержание воспитательного процесса колледжа);

- разработанный и апробированный диагностический инструментарий (методика и др. материалы) вооружает преподавателей, кураторов студенческих групп конкретными методиками изучения уровня сформированности толерантности обучающихся и позволяет контролировать динамику развития их личности.

В ходе целенаправленной работы в направлении формирования толерантности студентов необходимо ориентироваться на структурно-функциональную модель формирования толерантности обучающихся в поликультурной среде колледжа (включает целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты) и модель выпускника колледжа – толерантной личности, обладающей готовностью к общению в поликультурной среде на основе заданных характеристик: – понимание необходимости сосуществования различных культур как основы сохранения жизни на земле; – целостное представление о мультикультурной картине мира, теории и практике международных отношений; – приятие различных культур как равноценных, равнозначных и равноправных; – стремление к познанию различных культур, выявлению присущих им своеобразий; – проявление доброжелательности и такта во взаимоотношениях с представителями различных культур; – наличие умений и навыков взаимодействия в мультикультурной среде посредством языка общения, толерантности и уважительности к ее специфическим особенностям.

Модель выпускника колледжа понимается нами как некий идеал, который может быть достигнут, при реализации структурно-функциональной модели формирования толерантности. При этом успех решения данной задачи зависит от желания и умения преподавательского состава колледжа приблизить реальные результаты к желаемым.

Одной из составляющих толерантность является умение найти выход из конфликтной ситуации.

Многократные наблюдения за общением студентов в группе помогло дать характеристику студенческой группы: толерантная/интолерантная группа.

Формированию толерантности обучающихся в поликультурной среде колледжа способствует реализация ряда педагогических условий при соответствующем научно-методическом сопровождении: единство учебной и внеаудиторной деятельности студентов; информационно-психологическое просвещение и обучение студентов; личностно-ориентированное взаимодействие «студент – преподаватель».

Был сделан вывод о значительном преимуществе активных методов обучения, которые были подобраны в соответствии с основными условиями, способствующими формированию толерантности (игры, упражнения, тренинги и пр.).

Формирование толерантности выступает и как условие успешного развития современного общества, и как социальный заказ системе образования.

Среди основных научных направлений большое значение придается разработке и реализации образовательных программ, способствующих гуманизации отношений между людьми.

Толерантность рассматривается как личностная черта, сложное интегрированное явление, представляющее сущностные характеристики совокупности соподчиненных элементов: когнитивного, эмоционального, поведенческого и личностного.

Представлена сущностная характеристика поликультурной среды колледжа как духовно насыщенная атмосфера разноплановых контактов; пространство позитивного взаимодействия индивидов, групп, культур, представляющих разные этносы, культуры и т. п.; учреждение с многокультурным контингентом, призванным удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся.

Изучение педагогической литературы по формированию толерантной культуры

- проведение анкетных исследований; - семинарские занятия;

- разработка классных часов по проблемам толерантности;

 -налаживание межличностных взаимоотношений в педагогическом коллективе с помощью психологической службы;

- развитие у студентов, их родителей и преподавателей таких качеств как коммуникативная толерантность, эмоциональная комфортность, эмпатические способности и др.

Использование формирования толерантной культуры при проведении аудиторных занятий: лекций, бесед, дискуссий, практикумов.

Использование формирования толерантной культуры при организации самостоятельной работы;

- формирование толерантности во внеурочной деятельности через классные часы, участие обучающихся в массовых мероприятиях, волонтерскую работу, экскурсионную деятельность, встречи с «интересными людьми», работу с родителями.

- проведение итогового мониторинга сформированности толерантности через анкетирование, наблюдение за обучающимися, анализ характера поведения студентов как в урочное, так и во внеурочное время, в общении с родителями.

- развитие у будущей медсестры умения управлять своим поведением в общении с пациентами и коллегами;

- повышение профессиональной культуры,

-совершенствование коммуникативных навыков с позиции толерантного взаимодействия;

- развитие умений саморегуляции в процессе общения.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Многонациональный Нижневартовск

Исторический поворот в судьбе народов России коренным образом изменил ход общественного развития в стране. В процессе преобразований в обществе нередко терпят крушение прежние ценностей, идет поиск новых духовных ориентиров, и это положение особо актуализирует проблему сохранения базовых ценностей, созвучных с новыми представлениями об обществе, человеке, природе.

В сложившихся условиях поиск путей гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования представляется для многонациональной России важнейшей государственной и социально-политической задачей.

В Нижневартовске, где интенсивно взаимодействуют различные народы национальные культуры и религии, создаются все условия для сохранения и развития как каждой национальной культуры в отдельности, так и единого культурного пространства многонационального города. Этнокультурное многообразие нашего города – его особая ценность. да, мы разные, но вот более 40 лет мы вместе. История Нижневартовска неразрывно связана с освоением крупнейшего месторождения в мире - Самотлора. Ежедневными усилиями вартовчан крепнет и развивается наш округ, его экономика и социальная сфера. Добрые традиции живут в коллективах и семьях горожан, а это значит, что новые поколения достойно принимают эстафету первопроходцев.

Город Нижневартовск уникален не только месторождениями нефти, но и тем, что в нем единой дружной семьей проживает более ста больших и малых народов и народностей. Для многих из них Нижневартовск стал второй родиной. Русские и белорусы, украинцы и татары, башкиры и представители народов Кавказа, Средней Азии, Прибалтики  и других национальностей нашли здесь свою судьбу и успешно трудятся на нефтяных промыслах в социальной сфере города и Югры. Бережно хранят свою самобытную культуру и традиционные промыслы коренные малочисленные народы – ханты и манси. В течение четырех десятилетий в городе сформировались 24 национальные культурно-общественные автономии, которые проводят большую работу по укреплению дружбы между всеми народами, населяющими Нижневартовск.

Настоящее и будущее связано не только с упорным трудом, но и с планомерной работой над тем, чтобы условия для жизни и работы становились лучше. Для осуществления этих задач в Нижневартовске создано более двух десятков национально-культурных объединений, результатом работы которых является оптимизация межнациональных отношений и воспитание духа толерантности. В Нижневартовске существует богатый опыт работы по взаимодействию власти, общественных организаций, учреждения образования, культуры и науки в сфере построения межнационального и межконфессионального мира и согласия. Основными принципами такого сотрудничества являются взаимное уважение и учет интересов горожан, недопущение политизации межнациональных отношений, воспитание любви, патриотизма и гражданского долга.  

Национальные праздники, в которых участвуют в проведение регулярных культурных мероприятий, таких как праздник Дружбы народов, Дни национальных культур, на которых горожане знакомятся с культурой, традициями и обычаями народов дегустируют блюда национальной кухни для горожан стали доброй традицией. В эти дни царит атмосфера единения толерантности и межнационального согласия. Это способствует воспитанию будущих поколений в духе патриотизма, уважения к истории традициям, культуре, языку независимо от этнического происхождения. Наш колледж принимает активное участие в празднике Дружбы народов: «Мы разные, но мы вместе» с Нижневартовской городской общественной организацией «Центр коренных народов Севера «ТОР-НАЙ» во главе с председателем Антоновой И.С.

Сотрудничество с колледжами и Вузами города:

- Предоставление сценических костюмов директором МБУ «Центр национальных культур» Князевой Е. А.;

- В рамках реализации проекта «Многонациональный Нижневартовск» участвуем во встречах студентов с председателями национальных организаций.

Пожелаем всем нам взаимоуважения, добра и дальнейшего развития межнациональных отношений.

«У хантыйского чувала

Всем не будет места мало –

Разноликими гостями

Веселитесь вместе с нами!

Пусть живет многоязычье

На просторе нашем птичьем,

Лишь бы доброта звучала

У хантыйского чувала».

Приложение 4

Формулировки толерантности в Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.):

В переводе с латинского «толерантность» означает «терпение, терпимость». Неслучайно это понятие признано международным. Во многих языках есть такое слово:

 - в английском языке - готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

 - во французском - уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;

- в китайском - проявление великодушия в отношении других;

- в арабском - прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- в персидском - терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению.  

Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию «интолерантности» - явлению, противоположному по своему содержанию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой, что порождает педагогическую проблему толерантности.

 Таким образом, видим, что термин «толерантность» объемен и многогранен. «Толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»;

«Толерантности способствуют знания, открытость, свобода мысли, совести и убеждений»;

«Толерантность - не терпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность - вот принципы толерантности. В результате расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счет обогащения собственного опыта и вариативности коммуникации с другими, отличными от нас».

 Толерантность - это реализуемая готовность  к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения, ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Эмпа́тия (греч. ἐν - «в» + греч. πάθος - «страсть», «страдание») - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т - это человек с развитой способностью к эмпатии.

Ксенофо́бия (от греч. ξένος - чужой + φόβος - страх) - страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей.

Генетические определители ксенофобии

Ряд этологов, таких как В. Р. Дольник, указывали на биологическую природу ксенофобии человека. У животных существует явление этологической изоляции - агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. Биологическая целесообразность такого поведения - запрет на образование смешанных пар.

По мнению В. Р. Дольника, ксенофобия является сбоем генетического механизма, что объясняет её иррациональность и неподверженность рациональным доводам. Самоошибочное функционирование генетической программы также может быть генетически детерминировано.

С точки же зрения биосоциологии, ксенофобия является общественной проекцией инстинкта самосохранения определенной национально-экономической формации.

Ксенофобия могла возникнуть как инструмент адаптации в процессе эволюции, который способствовал выживанию и передаче генов потомкам. Так, страх перед незнакомцами мог быть, среди прочего, основан на наблюдении, что чужаки могут быть разносчиками новых, а значит очень опасных (из-за отсутствия нужных антител) для коренных жителей болезнетворных микроорганизмов.

Ксенофобия в России

По мнению руководителя аналитического отдела ВЦИОМ Леонтия Бызова, ксенофобские настроения всегда провоцировались ослаблением государственной власти. Руководитель центра по изучению ксенофобии Института социологии РАН Эмиль Паин отметил, что социальное неблагополучие играет существенную роль в формировании ксенофобии, по его мнению этим обусловлен тот факт, что лишь предприниматели продемонстрировали существенно меньший уровень недоброжелательности к мигрантам другой национальности.

Приложение 5

Многонациональный колледж

В БУ «Нижневартовский медицинский колледж» обучаются студенты различных национальностей и этнокультур. В последнее время прослеживается увеличение напряжения межнациональных отношений. Участились случаи насилия на почве национальной розни, особенно в молодежной среде. Увеличение числа профашистских организаций, агрессия возникают на почве низкой культуры, отсутствия активной гражданской позиции. Чтобы уберечь обучающихся от беды, в колледже созданы условия для эффективного интернационального воспитания, формирования высокой культуры и толерантного поведения студентов. Проводятся мероприятия с обучающимися по изучению законодательства РФ по вопросам ответственности за разжигание межнациональной и межконфессиональной розни. Воспитание в духе толерантности направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Творческое осмысление исторических событий в процессе формирования профессиональных навыков способствует духовно-нравственному воспитанию студентов.  

Национальный состав обучающихся колледжа:

- русские – 119;

- татары – 26;

- азербайджанцы – 18;

- кумыки – 16;

- лезгины – 14;

- украинцы – 12;

- башкиры – 8;

- таджики – 5;

- молдаване – 3;

- ногайцы – 3;

- чеченцы – 3;

- узбеки – 2;

- белорусы – 2;

- чуваши – 2;

- марийцы – 2;

- грузины – 1;

- даргинцы – 1;

- лаки – 1;

- табасаранцы – 1.

Формирование и укрепление в окружающем социуме и среди участников образовательного процесса универсальной толерантной среды на основе принципов соблюдения прав человека, ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности, на основе взаимообогащения культур народов России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для выступления на педагогическом совете по теме "Итоги работы куратора группы"

Работая и ведя группу с первого курса – постепенно узнаешь  способности и таланты, каждый студент по-своему интересен, талантлив. Хочу поделиться своим опытом работы  студентами ...

Выступления на МО кураторов

Выступления на МО кураторов...

Выступления на МО кураторов

Выступления на МО кураторов...

Выступления на МО кураторов

Выступления на МО кураторов...

Выступления на МО кураторов

Выступления на МО кураторов...

Выступления на МО кураторов

Выступления на МО кураторов...

Выступления на МО кураторов

Выступления на МО кураторов...