Экспертная работа
материал


Предварительный просмотр:

                                    Приложение 1

к образовательной программе подготовки специалиста среднего звена 31.02.01,

утвержденной

педагогическим советом

от 02.07.2022 г. № 8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

2022 г.

Рабочая программа учебной дисциплины Основы философии, является частью ОППССЗ, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 31.02.01 «Лечебное дело», квалификация фельдшер.

Организация-разработчик: Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский медицинский колледж».

Разработчик: Савицкая Валерия Викторовна, преподаватель Бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский медицинский колледж».

Эксперты:

1. Романова Светлана Ирославовна – заместитель директора по учебно-практической работе.

2. Кабардаева Айщат Асламбековна – методист высшей квалификационной категории.

3. Пьянкова Елена Сергеевна – преподаватель.

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3

ОК 4.

ОК 5.

ОК 6.

ОК 7.

ОК 8.

ОК 9.

ОК 10.

ОК 11.

ОК 12

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

основные категории и понятия философии;

роль философии в жизни человека и общества;

основы философского учения о бытии;

сущность процесса познания;

основы научной, философской и религиозной картин мира;

об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:. 

максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 10 часов.


2.Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

теоретическое обучение

48

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

в том числе:

-конспекты;

-рефераты;

-эссе;

-доклады;

тестирование

10

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета в 1 семестре

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

2.21. Тематический план на 2021- 2022 учебный год

2 курс III - IV семестры

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

1 семестр

Раздел 1. Философия, ее роль в жизни человека и общества

7

Тема 1.1. Происхождение философии. Философия как наука

Содержание учебного материала

2

1.

Философия как выражение мудрости в рациональных формах.

Бытие как основной предмет философского знания. Понятие объективного и субъективного. Материализм и идеализм – основные направления в философии. Понимание природы бытия в материализме и идеализме.

ОК 1. ОК 2.

ОК 3. ОК 4.

ОК 5. ОК 10.

ОК 11. ОК 13.

ОК 8. ОК 6.

2.

Мировоззрение и его структура. Мифология, религия и философия – исторические формы мировоззрения.

3.

Основные разделы философии: онтология, гносеология, аксиология, социальная философия, философская антропология.

Тема 1.2. Вопросы философии. Основные категории и понятия философии

Содержание учебного материала

2

1.

Вечные вопросы как предпосылка философского освоения действительности Категории как предмет философского знания и как результат его развития.

2.

Основной вопрос философии. Неотделимость проблемы познания от проблемы бытия. Рациональное и внерациональное; рациональное и эмпирическое в философском знании.

3.

Человек и его бытие как центральная проблема философии. Философия и ее человеческое измерение.


Тема 1.3. Специфика философского знания и его функции

Содержание учебного материала

2

1.

Специфика категорий, законов, принципов и методов философии.

2.

Анализ соотношения философского и научного знания, родства и различия функций.

3.

Обоснование философии как источника полноты человеческой духовности. Изучение методологической роли философии и ее функций.

Самостоятельная работа. Подготовка докладов по разделу «Философия, ее роль в жизни человека и общества».

1

Раздел  2. История философии

19

Тема 2.1. Философия Древнего Востока

Содержание учебного материала

2

1.

Истоки прафилософского мировоззрения в Древней Индии. Веды. Упанишады. Брахман и атман. Буддизм. Дхарма. Йога как философия и медицина. Идеалы в философии, религии и медицине Древней Индии.

2.

Китайская специфика в философии. Учения Лао-Цзы и Конфуция. Проблема человека в традиционных древнекитайских учениях.

Самостоятельная работа. Работа с источниками.

1

Тема 2.2. Развитие античной философии

Содержание учебного материала

2

1.

2.

Периоды развития античной философии: досократовский, классический, эллинистический, римский. Космоцентризм ранней античной философии.

Проблема «первоначала» у милетских философов. Элеаты.

1

3.

 Атомизм Демокрита. Первые идеи диалектики. Гераклит.

 Софисты. Сократ.

4.

Философская система Платона. Теория идей.

5.

 Аристотель и первая систематизация знаний. Учение Аристотеля о бытии. Римское государство и развитие философии.

Самостоятельная работа. Работа с источниками.


Тема 2.3. Философия эпохи  Средневековья

Содержание учебного материала

2

1.

Теоцентризм средневековой духовной культуры. Статус философии. Патристика. Блаженный Августин. Схоластическая философия. Учение об универсалиях: номинализм и реализм. Философия Фомы Аквинского – вершина схоластики.

Тема 2.4. Философия эпохи  Возрождения

Содержание учебного материала

2

1.

Гуманизм как ценностная ориентация философии эпохи Возрождения. Антропоцентризм. Достижения возрожденческой науки и искусства. Пантеизм и натурфилософское естествознание эпохи Возрождения. Николай Кузанский. Джордано Бруно. Николай Коперник, Галилео Галилей.

Самостоятельная работа. Работа с источниками.

1

 Тема 2.5. Философия Нового времени

Содержание учебного материала

2

1.

Эпоха научной революции. Проблемы методологии научного познания. Френсис Бэкон. Эмпиризм и индукция. Рационализм Рене Декарта. Дедуктивный метод.

Тема 2.6. Философия XX века

Содержание учебного материала

2

1.

Политические, экономические, социальные изменения в странах Западной Европы конца XIX – начала XX в. и новая философская картина мира. Место и роль философии в культуре XX века. Философское исследование личности, творчества и свободы, жизни и смерти, любви и ненависти в качестве бытийных феноменов.

2.

Позитивизм. Проблема соотношения философского и научного познания. Неопозитивизм и постпозитивизм.

3.

Философия всеединства. Идея богочеловечества. Философия свободы. Философское открытие бессознательного. З. Фрейд. Иррационализм. Философия А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

4.

Экзистенциализм.

5.

Западная религиозно-философская мысль XX века - неотомизм.

Самостоятельная работа. Подготовка докладов по разделу «История философии»

1


Тема 2.7. Русская философия

Содержание учебного материала

2

1.

Специфические особенности русской философии: исторические и социальные условия ее формирования. Периодизация развития философской мысли в России. «Русская идея». М.В. Ломоносов – первый русский ученый, мыслитель, просветитель. Н.А. Радищев и постановка проблемы свободы. П.Я. Чаадаев.

2.

 Западники и славянофилы в русской философии.

3.

 Русская религиозная идеалистическая философия (Владимир Соловьев, Н.А. Бердяев и др.).

4.

Становление и развитие отечественной диалектической мысли. Революционеры-демократы.

5.

Русский космизм - (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский). Судьба русской философии в XX веке.

Самостоятельная работа. Подготовка докладов. Русская философия

1

Раздел 3. Философское учение о бытии

4

Тема 3.1. Философская категория бытия

Содержание учебного материала

2

1.

Категория «бытие» и ее роль в философии.

Тема 3.2. Материя, ее основные свойства

Содержание учебного материала

2

1.

Фундаментальный характер философской категории «материя». Первичность материи как объекта отражения.

2.

Изучение материи и ее атрибутов, уровней организации и видов.

Раздел 4. Философское осмысление природы человека

12

Тема 4.1. Человек как объект философского осмысления

Содержание учебного материала

2

1.

Сущность проблемы человека. Историко-философский аспект проблемы человека.

2.

Антропосоциогенез – процесс формирования человека из животного. Основные этапы антропосоциогенеза. Духовное и материальное в человеке. Проблема биологического начала в человеке и его влияние на социальные процессы. Понятие социального в человеке.

3.

Проблема соотношения биологического и социального в человека.

4.

Внутренняя противоречивость человеческой природы как соотношение индивидуального и надиндивидуального.

5.

Усвоение философской проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия.

Тема 4.2. Основополагающие категории человеческого бытия

Содержание учебного материала

2

1.

Свобода. Понятие свободы в истории философии.

2.

Многообразие человеческого творчеств. Гений и талант.

3.

Любовь. Любовь как путь реализации личности. Любовь как подлинное живое существование человека. Любовь к человеку и любовь к человечеству. Многообразные формы псевдолюбви.

4.

Счастье. Счастье как состояние внутренней удовлетворенности.

5.

Смерть. Проблема конечности бытия человека в философии. Страх смерти. Смерть и проблема свободы.

6.

Смысл жизни. Представление о смысле жизни в философии. Поиск смысла жизни как борьба против бессмысленности существования.

Самостоятельная работа. Подготовка докладов по разделам «Философское осмысление природы человека. Философское учение о бытии»

1

В 1 семестре

33 ч

2 семестр

Тема 4.3.  Сознание, его происхождение и сущность

Содержание учебного материала

2

1.

Основные традиции в объяснении природы сознания. Сознание как субстанция. Сознание как отражение бытия. Сознание – продукт высокоорганизованной материи мозга (онтологический аспект). Сознание – отражение действительности (гносеологический аспект).

ОК 1. ОК 2.

ОК 3. ОК 4.

ОК 5. ОК 10.

ОК 11. ОК 13.

ОК 8. ОК 6.

2.

Основные структурные компоненты сознания: ощущения, восприятие, представление, идеалы, мотивы, память, эмоции, воля.

3.

Мышление и его виды. Функциональная асимметрия мозга и мышление. Сознание и самосознание. Рефлексия. Мозг и психика

Тема 4.4. Познание как объект философского анализа. Сущность процесса познания

Содержание учебного материала

4

1.

Познание как предмет философского анализа. Человек как субъект познания. Многообразие форм познания. Проблема субъективности и объективности в познании.

2.

Понятие «знания». Знание, познание и язык. Роль знаковых систем и символических форм культуры в познании. Абсолютности и относительности в познании. Сенсуализм и рационализм. Интуитивное познание.

3.

Этапы познания. Субъект и объект познания. Истина как цель познания. Теория истины. Диалектика истины. Практика как критерий истины.

4.

Анализ форм и методов научного познания.

Самостоятельная работа при изучении темы.

Составление конспекта «Научное познание. Философские основания науки. Этические проблемы современной науки».

1

Раздел 5. Философское учение об обществе

9

Тема 5.1. Общество как саморазвивающаяся система

Содержание учебного материала

4

1.

Целостность и системность социальной реальности. Саморазвитие социальной реальности. Взаимодействие природы и общества. Понятие о цивилизации как типе общественного порядка.

2.

Структура общества. Соотношение общества и индивида.

3.

Духовная жизнь общества. Понятие культуры. Основные области культуры. Культура и природа: от противопоставления к коэволюции.

4.

Ноосфера – новая форма взаимодействия биосферы и общества.  Философские аспекты будущего цивилизации.

5.

Изучение глобальных проблем современности.

Тема 5.2. Проблема личности в философии

Содержание учебного материала

4

1.

Индивид-индивидуальность-личность. Генезис личности. Социализация личности. Автономность и целостность личности.

2.

Структура и составные элементы личности. Физическая личность. Социальная личность. Духовная личность.

3.

Социальные типы личности. Деградация личности.

4.

Осмысление проблемы свободы и ответственности личности.

Самостоятельная работа. Подготовка докладов.

1

Раздел 6. Философия и медицина

5

Тема 6.1. Философия и медицина: общие проблемы и ценности

Зачёт

Содержание учебного материала

4

1.

Антропоцентризм как мировоззренческий и методологический принцип медицины. Философия человеческой ответственности. Проблема здоровья как глобальная проблема современности.

2.

Гуманизм как философско-этический менталитет медиков. Деонтология фельдшера.

3.

Философия медицины.

4.

Врачебная тайна и этика. Этикет как искусство общения медицинского работника с пациентом. СПИД: этические проблемы и права человека.

5.

Осмысление проблем генетики человека, биоэтики, проблемы эвтаназия.

6.

Анализ проблемы смысла жизни как основы формирования гражданской позиции и культуры будущего специалиста.

Самостоятельная работа. Подготовка докладов. Философия и медицина

1

Содержание учебного материала

2

Промежуточная аттестация в форме зачёта.

Во 1 семестре

25

Всего

58


3.Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Специальные помещения для реализации рабочей программы учебной дисциплины.

Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет «Лекционная аудитория», оснащенный оборудованием: парты, посадочные места обучающихся, рабочее место преподавателя, доска классная и техническими средствами обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, проекционный экран, колонки 

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе.

3.2.1. Печатные издания

  1.  Волкогонова О.Д. Основы философии. / О.Д. Волкогонова, М.Н.  Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2015. - 480 с.
  2.  Горелов А.А. Основы философии. / А.А. Горелов - М.: Академия, 2016. - 256 с.
  3.  Жаров Л.В., Матяш Т.П., Несмеянов Е.Е. Основы философии. / Л.В. Жаров, Т.П. Матяш.,Е.Е. Несмеянов – Ростов- на – Дону, Феникс, 2015. -314 с.
  4.  Кохановский В.П. Основы философии. / В.П.Кохановский, Л.А.Жаров, В.П.Яковлев – Ростов-на-Дону, Феникс, 2018. - 320 с.
  5.  Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2016 -506 с.
  6.  Хрусталев Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. – 304 с.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы, Интернет-ресурсов)

Интернет-ресурсы:

  1. www.philosophy.ru (портал «Философия в России»).
  2. www.intencia.ru (сайт «Всё о философии»).
  3. www.anthropology.ru («Антропология»).
  4. ido.rudn.ru (электронный учебник по курсу «Философия»).
  5. http://mesi.ru/our/events/detail/121866/(новая библиотека)
  6. http://www.mesi.ru/about/structure/library/moscow.php(электронно-библиотечная система).
  7. http://znanium.com/catalog.php?item=bookinfo&book=395523 (учебник )

3.2.3. Дополнительные источники

  1.  Нижников С.А. Философия. Курс лекций. / С.А. Нижников. -  М.: Экзамен, 2016. - 396 с.
  2.  Стрельник О.Н. Философия. Конспект лекций. / О.Н. Стрельник. - М.: Высшее образование, 2017 - 335 с.
  3.  Шевченко Ю.Л. Философия медицины.  - М.:  ГЭОТАР-МЕД, 2015. - 408 с.

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК.3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК.6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК.9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК.10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК.11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК.12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии. Проявление инициативы в аудиторной и самостоятельной работе.

Систематическое планирование собственной учебной деятельности и действие в соответствии с планом.

Структурирование объема работы и выделение приоритетов.

Грамотное определение методов и способов выполнения учебных задач.

Осуществление самоконтроля в процессе выполнения работы и ее результатов.

Анализ результативности

использованных методов и способов выполнения учебных задач.

Адекватная реакция на внешнюю оценку выполненной работы.

Признание наличия проблемы и адекватная реакция на нее.

Выстраивание вариантов альтернативных действий в случае возникновения нестандартных ситуаций.

Грамотная оценка ресурсов, необходимых для выполнения

заданий.

Расчет возможных рисков и определение методов и способов их снижения при выполнении профессиональных задач.

Нахождение и использование

разнообразных источников

информации.

Грамотное определение типа и формы необходимой информации.

Получение нужной информации и сохранение ее в удобном для работы формате.

Определение степени достоверности и актуальности информации.

Грамотное применение специализированного программного обеспечения для сбора, хранения и обработки информации, подготовки самостоятельных работ.

Положительная оценка вклада членов команды в общекомандную работу.

Передача информации, идей и опыта членам команды.

Использование знания сильных сторон, интересов и качеств, которые необходимо развивать у членов команды, для определения персональных задач в общекомандной работе.

Формирование понимания членами команды личной и

ответственности.

Регулярное представление обратной связь членам команды.

Демонстрация навыков эффективного общения.

Грамотная постановка целей.

Точное установление критериев успеха и оценки деятельности.

Гибкая адаптация целей к изменяющимся условиям.

Обеспечение выполнения поставленных задач.

Демонстрация способности контролировать и корректировать работу коллектива.

Демонстрация самостоятельности в принятии ответственных решений.

Демонстрация ответственности за принятие решений на себя, если необходимо продвинуть дело вперед.

Способность к организации и планированию самостоятельных занятий и домашней работы при изучении учебной дисциплины.

Эффективный поиск возможностей развития профессиональных навыков.

Разработка, регулярный анализ и совершенствование плана личностного развития и повышения квалификации.

Проявление готовности к освоению новых технологий в профессиональной деятельности.

Нахождение и использование

разнообразных источников

информации.

Грамотное определение типа и формы необходимой информации.

Получение нужной информации и сохранение ее в удобном для работы формате.

Определение степени достоверности и актуальности информации.

Проявлять социальную

толерантность.

Разработка, регулярный анализ и совершенствование плана личностного развития и повышения квалификации.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины и выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе деловых игр.

Оценка деятельности обучающегося в процессе

Самостоятельной работы. Экспертная оценка выполненной домашней работы.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины и выполнения самостоятельной внеаудиторной работы. Интерпретация

Результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе деловых и имитационных игр, групповой работы.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины и групповой работой

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе Самостоятельной работы. Экспертная оценка выполненной домашней работы.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе

самостоятельной работы.

Экспертная оценка выполненной домашней работы.

тестирование,

собеседование, наблюдение

за обучающимися на

занятиях, защита докладов, анкетирование

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе

самостоятельной работы.


Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Формы и методы контроля и оценки

Освоенные умения:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

- оценка выполнения заданий по сопоставлению основных философских категорий и понятий;

- оценка результатов тестирования

Зачет

Усвоенные знания:

-  основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий

оценка точности определений разных философских понятий в форме терминологического диктанта;

- оценка индивидуальных устных ответов;

- оценка результатов письменного опроса в форме тестирования;

-оценка результатов выполнения проблемных и логических заданий;

- оценка точности определения различных философских концепций;

- оценка результатов публичного выступления;

- оценка выполнения заданий  по сопоставлению разных философских подходов и концепций.

Зачет

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования и других видов работ в пятибалльной системе.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности

(правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных

образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 – 100

5

отлично

80 – 89

4

хорошо

70 – 79

3

удовлетворительно

Менее 70

2

не удовлетворительно


  1. Применение активных и интерактивных форм проведения занятий

При проведении занятий и организации аудиторной самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии наряду с традиционными формами и методами, предполагающими передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу используются активные и интерактивные формы, при которых происходит смещение акцентов в направлении активизации деятельности обучающихся.

Активные формы и методы предполагают равнозначное участие преподавателя и обучающихся в учебном процессе.

Интерактивные формы и методы предполагают коллективное сообучение (и обучающихся, и преподавателя), основанное на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих однокурсников

Согласно учебному плану по дисциплине - 48 аудиторных часов, из них проводимых в активной и интерактивной формах -16 ч. (33,3%) от аудиторных.

Активные и интерактивные формы обучения, применяемые на аудиторных занятиях по дисциплине

ОГСЭ.01 Основы философии

Тема занятия

Тип занятия

Используемые активные и интерактивные формы обучения

Количество часов

Тема 1.3. Специфика философского знания и его функции

Лекция

Брифинг.

2

Тема 2.2. Развитие античной философии

Лекция

Деловая игра.

2

Тема 2.3. Философия эпохи Средневековья

Лекция

Дискуссия.

2

Тема 2.7. Русская философия

Лекция

Коллоквиум.

2

Тема 3.1. Философская категория бытия

Лекция

Интерактивная (проблемная) лекция.

2

Тема 4.1. Человек как объект философского осмысления

Лекция

Групповая дискуссия (обсуждение).

2

Тема 5.2. Проблема личности в философии

Лекция

Информационно-проблемная лекция

2

Тема 6.1. Философия и медицина: общие проблемы и ценности

Лекция

Лекция-пресс-конференция.

2

Итого:

16

Использование активных и интерактивных форм обучения способствует повышению интереса и мотивации обучающихся, делает более эффективным усвоение материала, позволяет индивидуализировать обучение и вести экстренную коррекцию знаний.

Используемые активные и интерактивные формы обучения обеспечивают высокий уровень усвоения обучающимися знаний, эффективное и успешное овладение умениями и навыками по специальности 31.02.01 «Лечебное дело», квалификация – фельдшер, формируют познавательную потребность и необходимость дальнейшего самообразования, позволяют активизировать исследовательскую деятельность, обеспечивают эффективный контроль усвоения знаний.

Все активные и интерактивные формы обучения призваны решить одну из задач ФГОС СПО - научить обучающегося учиться.


Лист регистрации изменений

№ п/п

Перечень изменений

Откорректирован перечень основной и дополнительной литературы, интернет-ресурсов.

Откорректирован перечень активных и интерактивных форм обучения, применяемых на аудиторных занятиях по дисциплине

Откорректирован перечень контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины



Предварительный просмотр:

Приложение

к образовательной программе подготовки специалиста среднего звена на базе основного общего образования

34.02.01 «Сестринское дело»,    

шифр специальности

утвержденной приказом

от  ______  № _____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05 ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ        

Очная форма обучения

Нижневартовск, 2022 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы социологии и политологии» является частью ППССЗ, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, квалификация медицинская сестра/медицинский брат, базовой подготовки среднего профессионального образования для очной формы обучения.

Организация-разработчик: Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский медицинский колледж».

Разработчик:

Минниахметова Э.Р. преподаватель бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский медицинский колледж».

Эксперты:

Кабардаева А.А., методист высшей категории БУ «Нижневартовский медицинский колледж»;              

Лихачева Е.С., преподаватель высшей категории БУ «Нижневартовский медицинский колледж».

Пьянкова Е.С., преподаватель.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.05 ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ        

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена, составленной в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», квалификация медицинская сестра / медицинский брат, базовой подготовки среднего профессионального образования для очной формы обучения.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3

ОК 4.

ОК 5.

ОК 6.

ОК 7.

ОК 8.

ОК 9.

ОК 10.

ОК 11.

ОК 12

ОК 13

ориентироваться в основных понятиях социологии и политологии;

связывать теоретический материал с проблемами современности;

разбираться в специфике социальных процессов в России;

использовать текст различных источников при ответе на вопросы, решении различных задач, сравнивать свидетельства различных источников;

рассказывать о важнейших социальных и политических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов;

давать описание общественных событий на основе текста и иллюстративного материала;

использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе эссе), рефератов;

соотносить общие социальные и политические процессы и отдельные факты;

выявлять существенные черты общественных процессов, явлений и событий;

группировать социальные и политические явления и события по заданному признаку;

объяснять смысл изученных социологических и политологических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых общественных событий и явлений;

определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших социальных и политических событий России;

оценивать проблему, высказать свою точку зрения, объяснять своё отношение к наиболее значимым социальным и политическим событиям.

основные понятия социологии и политологии, методы и функции социологии и политологии;

основные признаки и типологию социальных общностей и общества в целом;

критерии социальной стратификации и причины социального неравенства;

способы разрешения социальных конфликтов;

особенности процесса социализации личности и формы регуляции и саморегуляции социального поведения;

основные категории политологии;

основы мировой политики и международных отношений;

основные идеологические течения современности;

типы политического участия;

виды и формы социальных движений, и факторы социального изменения и развития;

сущность власти, субъекты политики; политические отношения и процессах в России и в мире (в целом);

политические системы и политические режимы;

основные формы государственного устройства, признаки правового государства, основы конституционного строя Российской Федерации.

1.4. Количество часов на освоение учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 44 часа, в том числе:

- обязательная аудиторная учебная нагрузка 30 часов,

- самостоятельная работа обучающегося 14 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

44

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

30

в том числе:

  • Теоретические занятия

30

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

14

в том числе:

  • написание рефератов, эссе по заданным темам

4

  • создание мультимедийных презентаций по заданным темам

4

  • поиск информации в периодической печати, работа в сети Internet

2

  • подготовка сообщений, докладов

2

  • составление тезисов и таблиц

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета в 4 семестре

  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы социологии и политологии»

Тематический план на 2023 – 2024 учебный год.

2 курс III семестр.

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1. Основы социологии

Тема 1.1.

Социология и ее роль в жизни общества

Содержание учебного материала.

Объект и предмет социологии

Функции социологии

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить схему «Основные функции социологии».

Подготовка доклада (создание презентации) по теме: «Законы и формы прогресса».

1

Тема 1.2.

Возникновение и развитие социологии как самостоятельной науки

Содержание учебного материала:

Западная социология XIX – начала XX в.

Марксистская социология

Особенности становления и развития социологии в России

Основные социологические теории первой половины XX в.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Доклад на тему «Социология как наука»

1

Тема 1.3.

Социология личности и девиантное поведение, как социологическая проблема

Содержание учебного материала:

Личность как объект социологии и социализация личности

Девиантное поведение, причины, виды и типы девиаций

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Сравнить сущность и значение социальных лифтов в индустриальном и постиндустриальном обществах.

Составление схемы «Виды социальной мобильности».

1

Тема 1.4.

Социальное взаимодействие и социальные конфликты, их способы разрешения

Содержание учебного материала:

Социальное взаимодействие, его механизм. Технология и формы социального взаимодействия. Социальное управление: сущность, структура, формы и цели деятельности. Социологические аспекты управления. Формы организованного протеста. Социальный обмен. Сущность конфликта. Причины, функции и субъекты социальных конфликтов. Динамика социальных конфликтов. Роль конфликтов в жизни общества. Типология социальных конфликтов. Политические конфликты. Основные особенности политических конфликтов. Конфликты в современном российском обществе. Пути и методы урегулирования политических конфликтов.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовка сообщений (создание презентации) по темам:

  1. Общественные конфликты.
  2. Структура и динамика конфликта.
  3. Пути разрешения конфликтных ситуаций в профессиональной деятельности.

Тест «Социальные нормы и социальный контроль».

2

Тема 1.5. Социальная стратификация и социальная мобильность

Содержание учебного материала:

Современные тенденции изменения социальной структуры современного российского общества. Социальное неравенство и стратификация общества. Виды стратификации общества. Исторические типы стратификации: рабство, касты, сословия. Классовая система. Стратификация российского общества.

Социальная мобильность: формы социальной мобильности, процессы достижения статуса. Проблемы социальной мобильности. Параметры социальной мобильности. Классификация социальной мобильности. Каналы вертикальной мобильности. Вертикальная и горизонтальная мобильность. Индивидуальная и групповая мобильность. Восходящая и нисходящая социальная мобильность. Миграционные процессы как разновидность социальной мобильности.

2

Тема 1.6. Социология организаций. Функционирование и развитие социальной организации

1. Социальная организация понятие, функции.

2. Основные свойства и закономерности функционирования социальной организации 

3. Роль социальных организации современном мире

2

Раздел 2.

Основы политологии

Тема 2.1.

Предмет политологии, ее место в системе гуманитарных наук

Содержание учебного материала:

Многообразие определений политики. Объект и предмет политологии. Структура политологии. Функции политологии: познавательная, прогностическая, экспертная, нормативно-ценностная, мотивационно-регулятивная функции; функция рационализации политической жизни.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить доклады (мультимедийные презентации) по темам:

«Основные этапы развития политической науки».

«Политическая наука в современной России: основные задачи, пути развития и перспективы».

1

Тема 2.2.

Политическая система общества и ее функционирование

Содержание учебного материала:

2

Понятие, структура, подходы и методы изучения политической системы общества. Функции политической системы. Теории политических систем Д. Истона и Г. Алмонда. Типология политических систем. Специфика современной российской политической системы.

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Написание творческих работ (эссе) по темам:

«Политические лидеры России: история и современность».

1

Тема 2.3.

Общественно – политические организации и движения в политической жизни общества

Содержание учебного материала:

Общественно – политические организации и движения в политической жизни общества 

Функции общественных организаций и движений 

Политические партии

2

 

Самостоятельная работа

Подготовить рефераты (мультимедийные презентации) по изучаемой теме.

Политические партии

1

Тема 2.4.

Политическая культура общества

Содержание учебного материала:

Сущность, функции, типы политической культуры общества

Сферы проявления политической культуры

2

 

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить ответы на контрольные вопросы

1

Тема 2.6.

Политическая элита и политическое лидерство

Содержание учебного материала:

Понятие и классические теории элиты. Политическая элита и лидерство. Основные характеристики политической элиты. Функции политической элиты. Функции политического лидера. Сущность, признаки и функции политических партий. Типология политических партий (по степени организованности: организационно оформленные и неоформленные; по принципам организации: кадровые и массовые; по идейно-политической ориентации: консервативные, либеральные, левые, правые и центристские; по социальной базе: классовые партии, партии, базирующиеся на межклассовой основе, партии, созданные на основе социальных групп; по интересам). Типология партийных систем современности. Однопартийная система, двухпартийная система (бипартизм), многопартийная система.

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщения (презентации) по темам:

«Политические партии, группы давления и группы интересов»,

«Основные идеологические течения современности»,

«Мировые идеологии».

2

Тема 2.8. Политическое участие и политическое сознание.

Содержание учебного материала:

Политическая жизнь общества. Механизмы участия граждан и их объединений в политической жизни. Формы и виды политического участия. Выборы в демократической политической системе. Функции выборов в условиях демократии. Избирательный процесс. Избирательные системы. Референдум.

4

Самостоятельная работа обучающихся:

1

Подготовить доклад на тему:

«Свободные выборы - утопия или реальность», 

«Выборы как форма политического участия».

«Политическое участие. Политические выборы»;

«Выборы в демократической политической системе»

«Современные избирательные системы».

«Эффективное вовлечение молодежи в политическую жизнь и участие».

«Способы вовлечения молодежи в деятельность региональных политических организаций».

2.2.3. Тематический план на 2023 – 2024 учебный год.

2 курс IV семестр.

Тема 2.9. Международные отношения в современном мире

Содержание учебного материала:

Глобальный уровень общества. Цивилизационный подход. Классификация геополитического пространства. Международные отношения: понятие, особенности, основные принципы. Институты международной власти, международное право. Отношения соперничества и отношения сотрудничества. Межгосударственные и неправительственные организации. Международные монополии и транснациональные корпорации. Основные теории международных отношений. Международное право. Принцип суверенитета. Внешняя политика. Дипломатия. Генезис геополитики. Подходы к понятию «геополитика». Географический детерминизм.

2

 Самостоятельная работа

Современные тенденции развития международных отношений.

1

Зачет

Тестирование

2

Максимальная нагрузка    

44/14

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 Реализация программы учебной дисциплины требует наличия кабинета социально-экономических дисциплин

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся.

- рабочее место преподавателя.

- доска классная.

Учебно-наглядные пособия: плакаты и таблицы по разделам учебной дисциплины «Социология и политология».

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор;

- ноутбук;

- проекционный экран.

  1.  Информационное обеспечение обучения

  1. Перечень учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы
  1. Демидов Николай МихайловичСолодилов Анатолий Васильевич, Основы социологии и политологии. Серия: Среднее профессиональное образование. Издательство: Кнорус, 2020 г. – 272 с.
  2. Кравченко А. И. Социология и политология: учеб. пособие для студ. сред.проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа, 2012. – 312 с.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы, Интернет-ресурсов)

Интернет-ресурсы:

http://www.alleng.ru/d/polit/pol017.htm учебные пособия по политологии.  http://www.alleng.ru/edu/soc2.htm учебные пособия по социологии.

http://morero.ru/sociology_albom_matveyev.pdfальбом учебно-наглядных пособий в логических схемах и таблицах.

http://bookre.org/reader?file=1338782&pg=0 политология в схемах и таблицах. Учебное пособие.

http://www.studfiles.ru/dir/cat26/subj525/file11445/view122059.html лекции по политологии.

http://www.studfiles.ru/dir/cat26/subj87/file4616/view37250.html лекции по социологии.

http://www.sl-lad.narod.ru/test_sl_polit.htmтесты по социологии и политологии.

  1. Организация образовательного процесса

Для организации образовательного процесса применяются современные технологии проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативных ресурсов. Средства и приемы организации образовательного процесса: коллективная система обучения, игровые методы.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль и оценка качества освоения учебной программы дисциплины включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию по итогам освоения дисциплины. Текущий контроль проводится в форме тестирования, устного опроса, экспертной оценки выполненных мультимедийных презентаций, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

         В основе текущего контроля лежит балльная система оценки и используется пятибалльная шкала оценки. Формы и методы текущего контроля по учебной дисциплине доводятся до сведения обучающихся в начале обучения. Для текущего контроля по программе создан фонд оценочных средств (ФОС), который включает в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки.

        Оценка знаний, умений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

91 ÷ 100

5

отлично

66 ÷ 90

4

хорошо

51 ÷ 65

3

удовлетворительно

менее 50

2

не удовлетворительно

                

Промежуточная аттестация осуществляется в форме зачета в 6 семестре.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- ориентироваться в основных понятиях социологии и политологии

Индивидуальные задания.

Написание реферата (создание презентации) по темам:

  • «Социология и ее место в системе современных наук».
  • «Возникновение социологической науки. Позитивизм и антипозитивизм в социологии».
  • «Основные этапы развития социологической науки в России».
  • «Основные этапы развития политической науки».
  • «Политическая наука в современной России: основные задачи, пути развития и перспективы».
  • «Концепции «общественного договора» и «естественного права» в истории политической мысли (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо)».
  • «Идеи Ш. Монтескье о разделении властей».

2. Составление концептуальной таблицы «Основные методы социологического исследования».

-связывать теоретический материал с проблемами современности;

разбираться в специфике социальных процессов в России.

Индивидуальные задания и исследовательская работа по темам:

  • «Антивоенное движение в современном мире»,
  • «Антиглобализм - политическое движение современности».
  •  «Россия в современной мировой политике»,
  • «Россия и Евросоюз – тенденции и перспективы сотрудничества»,
  • «Международное сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности».

-оценивать проблему, высказать свою точку зрения.

«Написание эссе на тему: «Этические проблемы социального влияния в условиях средств массовой информации».

-использовать текст различных источников при ответе на вопросы, сравнивать свидетельства различных источников.

Подготовка сообщений, рефератов, презентаций на темы (по выбору):

  • «Избирательные системы (сравнительный анализ)»,
  • «Политические конфликты в современном мире: причины и характеристика.
  •  «Сравнительный анализ учений о государстве Т. Гоббса и Дж. Локка»
  • «Современные концепции правового государства».

-рассказывать о важнейших социальных и политических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание общественных событий на основе текста и иллюстративного материала; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (эссе, рефератов).

Написание рефератов (эссе) по заданным темам на выбор:

  • «Процесс глобализации и тенденции перераспределения политической власти и экономических ресурсов в современном мире»
  • «Россия на геополитической арене».
  • «Политические лидеры России: история и современность».
  •  «Политика слишком серьезное дело, чтобы ей занимались одни политики» (Ш. де Голль)».

-соотносить общие социальные и политические процессы и отдельные факты

Подготовка сообщений, презентаций на темы (по выбору):

  • «Особенности политических культур Запада и Востока».
  • «Современные информационные технологии как инструмент манипулирования политическим сознанием».

-выявлять существенные черты общественных процессов, явлений и событий

Составление развернутого плана по темам (на выбор):

  • «Политическое участие. Политические выборы»;
  • «Выборы в демократической политической системе»,
  • «Современные избирательные системы».

-группировать социальные и политические явления и события по заданному признаку

Выполнение практических работ.

Индивидуальные задания.

-объяснять смысл изученных социологических и политологических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых общественных событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших социальных и политических событий России

Индивидуальные задания и исследовательская работа по темам (на выбор):

  • «Цветные революции: сущность и роль в политических процессах»,
  • «Экономическая политика в современной России»,
  • «Современная внешняя политика России».

-объяснять своё отношение к наиболее значимым социальным и политическим событиям

Написание творческих работ (эссе) по темам:

  • «Геноцид в современном мире»,
  • «Ксенофобия в современном мире».

Знания:

- основные понятия социологии и политологии, методы и функции социологии и политологии

Письменный контроль (тестирование) по темам.

Составление графсхем:

  • «Методы социологии»
  • «Функции социологии»
  • «Основные этапы развития социологии и их краткая характеристика».

Домашняя работа.

Устный контроль: индивидуальный опрос, взаимоопрос, фронтальный опрос.

- основные признаки и типологию социальных общностей и общества в целом

Составление кластеров по темам.

  • «Типология обществ»
  • «Статусный портрет человека, статусный набор»
  •  «Классификация социальных групп»
  • «Виды социальной мобильности».

Индивидуальные задания.

Тестовый контроль по темам.

Устный контроль: индивидуальный опрос, взаимоопрос, фронтальный опрос.

- критерии социальной стратификации и причины социального неравенства

Сообщения по темам дисциплины.

Заполнение таблицы:

  • «Исторические типы стратификации»,
  • «Законы и формы прогресса».

- способы разрешения социальных конфликтов

Составление графсхемы:

  • «Общественные конфликты»,
  • «Способы разрешения конфликтов».

Устный контроль: индивидуальный опрос, взаимоопрос, фронтальный опрос.

- особенности процесса социализации личности и формы регуляции и саморегуляции социального поведения

Доклад по темам:

  • «Девиантное поведение: сущность, виды, факторы и возможная реакция общества».
  • Составление схемы:
  • «Социальные санкции»,
  • «Социальные нормы».

Письменный (тестирование) и устный опрос.

- основные категории политологии

Тестирование по теме.

Устный контроль.

Домашняя работа.

- основы мировой политики и международных отношений

Составление презентации по теме:

  • «Классификация геополитического пространства»,
  • «Межгосударственные и неправительственные организации. Международные монополии и транснациональные корпорации».

Письменный и устный опрос.

Контроль выполнения домашних заданий.

- основные идеологические течения современности

Сообщение по теме.

Письменный и устный опрос.

Контроль выполнения домашних заданий.

- типы политического участия

Индивидуальные задания по темам:

  • «Эффективное вовлечение молодежи в политическую жизнь и участие»;
  • «Способы вовлечения молодежи в деятельность региональных политических организаций»;
  • «Свободные выборы - утопия или реальность»,
  • «Формы и виды политического участия»;
  • «Выборы как форма политического участия».

Контроль выполнения домашних заданий.

- сущности власти, субъектах политики; политических отношениях и процессах в России и в мире (в целом)

Индивидуальные задания. Составление схем:

  • «Основания, ресурсы и виды политической власти»,
  • «Ветви политической власти»,
  • «Ресурсы власти».

Контроль выполнения домашних заданий.

- о политических системах и политических режимах

Заполнение сравнительных таблиц:

  •  «Авторитаризм и тоталитаризм: общее и особенное».
  • «Формы демократии».

Контроль выполнения домашних заданий.

- основные формы государственного устройства, признаки правового государства, основы конституционного строя Российской Федерации

Письменный и устный опрос.

Составление схем:

  • «Формы государственного устройства»,
  • «Государство как институт политической власти»,
  • «Гражданское общество и правовое государство»,
  • «Правовое государство и его признаки».



Предварительный просмотр:

Приложение

к образовательной программе подготовки специалиста среднего звена на базе среднего общего образования

34.02.01 «Сестринское дело»,    

шифр специальности

утвержденной приказом

от  ______  № _____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.06 ЯЗЫКОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И КУЛЬТУРА РЕЧИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Очная форма обучения

 Нижневартовск 2022 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности» является частью ППССЗ, разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.

Организация-разработчик: Бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский медицинский колледж».

Разработчик:

Полякова С.В., преподаватель бюджетного учреждения профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Нижневартовский медицинский колледж».

Эксперты:

Кабардаева А.А., методист высшей категории БУ «Нижневартовский

медицинский колледж»;

           Лихачева Е.С., преподаватель высшей категории БУ «Нижневартовский

медицинский колледж»

Пьянкова Е.С., преподаватель.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 06 «ЯЗЫКОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ И КУЛЬТУРА РЕЧИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

  1.  Область применения примерной рабочей программы учебной дисциплины

Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки, квалификация медицинская сестра / медицинский брат.

  1.  Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы по специальности:

Учебная дисциплина является частью общегуманитарного и социально-экономического цикла (вариативная часть) основной профессиональной образовательной программы по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки, квалификация медицинская сестра / медицинский брат.

  1.  Цель и задачи учебного курса, дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:

Повышение уровня практического владения языковой грамотностью и культурой речи в профессиональной деятельности, в ее письменной и устной разновидностях.

Задачи дисциплины:

  1.  Закрепить и углубить знания, развить умения обучающихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию, культуре речи в профессиональной деятельности.
  2. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся, расширить знания по культуре речи в профессиональной деятельности.
  3. Закрепить и расширить знания обучающихся о тексте, функциональных стилях, совершенствуя методы общения среднего медицинского работника.
  4. Способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе.

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 1.

ОК 2.

ОК 4.

ОК 6.

ОК 8.

ОК 11.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

-знать значение и роль языковой грамотности и культурой речи в профессиональной деятельности, в ее письменной и устной разновидностях;

- знать различия между языком и речью; функции языка как средства формирования и трансляции мысли; нормы русского литературного языка; специфику устной и письменной речи;

- знать правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

- знать способы поиска и накопления необходимой информации, ее обработки и оформления результатов;

- знать технологию подготовки текстового сообщения, тезисов, конспекта, реферата, доклада; технологию подготовки устного выступления;

-отличать грамотную речь от безграмотной; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи; пользоваться различными словарями русского языка; работать с текстом; грамотно оформлять документы

Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: 

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 45 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 30 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 15 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

45

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

30

в том числе:

Теоретическое обучение

10

Практическое обучение

20

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

15

в том числе:

Самостоятельная работа над проектом (рефератом, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.).

15

Промежуточная аттестация проводится в форме комплексного зачета с дисциплиной «Основы философии» во II семестре

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

2.2.1. Тематический план на 2022 - 2023 учебный год.

1 курс II семестр

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

Раздел 1. Нормативный аспект культуры речи

1

3

Тема 1.1

Культура речи.

Нормы русского литературного языка

Содержание учебного материала

Культура речи. Нормы русского литературного языка.

Основные качества речи.

Нормативный аспект культуры речи.

Практическое занятие

2

2

Самостоятельная работа

Подготовить сообщения: «Жаргонизмы», «Диалектизмы». Записать в рабочих тетрадях 3 столбика по 20 слов: с ударением в начале слова, в середине слова, в конце слова.

Записать в рабочих тетрадях: слова с равноправным ударением, слова с наиболее распространенными ошибками употребления ударений.

2

Тема 1.2

Орфоэпические и акцентологические нормы.

Орфографические нормы.

Содержание учебного материала

Изучение орфоэпических и акцентологических норм.

Изучение норм произношения гласных и согласных звуков.

Изучение особенностей русского ударения.

Орфоэпический минимум.

Принципы русской орфографии.

Изучение особенностей правописания Н-НН в суффиксах отыменных и отглагольных прилагательных.

Изучение особенностей правописания Н-НН в суффиксах причастий.

Изучение особенностей написания НЕ- с существительными, прилагательными, причастиями, с глаголами, деепричастиями и наречиями.

Изучение особенностей правописания союзов.

Изучение особенностей правописания производных предлогов.

Практическое занятие

2

2

1

3

Самостоятельная работа

Записать слова с учетом их произношения (транскрипция букв «Э», «Е», «ЧН», «ШН»).

Работа со справочной литературой – составление таблицы «Правописание наречий».

Изучить особенности производных предлогов, союзов и омонимичных частей речи.

Изучение особенностей правописания сложных существительных.

2

Тема 1.3

Лексические нормы и лексические ошибки

Содержание учебного материала

Изучение лексических норм и разновидностей лексических ошибок.

Устранение лексических ошибок в устной и письменной речи.

Нормативное использование различных лексических групп.

Основные типы словарей.

Изучение разновидностей лексических и лексико-стилистических ошибок.

Выявление и устранение лексических и лексико-стилистических ошибок.

Практическое занятие

2

2

1

Самостоятельная работа

Подготовка мультимедийной презентации по теме «Фразеология».

2

3

Тема 1.4

Словообразовательные нормы.

Морфологические нормы

Содержание учебного материала

Изучение словообразовательных норм.

Типы словообразовательных ошибок.

Устранение словообразовательных ошибок.

Морфологические нормы.

Изучение правил определения рода заимствованных слов.

Изучение правил определения рода в наименованиях лиц по профессии.

Изучение правил определения рода сложносокращенных слов.

Изучение правил употребления форм числа.

Выбор варианта окончаний имен существительных в Р. п. ед. и мн. числа.

Изучение вариантов падежных окончаний имен собственных.

Выполнение упражнений по устранению морфологических ошибок, связанных с образованием степеней сравнения прилагательных.

Выполнение упражнений по склонению местоимений.

Выполнение упражнений по склонению числительных.

Изучение норм образования форм глагола.

Глаголы, не имеющие формы 1 л. ед.  числа. Разноспрягаемые глаголы.

Практическое занятие

2

2

1

Самостоятельная работа

Подготовить сообщения на тему: «Типы словообразовательных ошибок».

Выполнить заданные упражнения: по установлению способа образования слов, по установлению этимологии слов.

Выполнить упражнения по выбору варианта окончаний имен существительных в Р. п. ед. ч. и мн. ч.

Подготовить обобщающую таблицу «Типы связи слов в предложении».

Выполнить заданные упражнения: по устранению ошибок, связанных с порядком слов в предложении, по преобразованию прямой речи в косвенную.

2

3

Тема 1.5

Синтаксические нормы.

Нормы управления.

Пунктуационные нормы

Содержание учебного материала

Изучение норм согласования сказуемого с подлежащим.

Изучение норм согласования определения с определяемым словом.

Устранение ошибок, связанных с порядком слов в предложении.

Изучение норм согласования собирательных числительных.

Изучение норм употребления предлогов В и НА.

Изучение норм употребления предлога ПО.

Изучение норм употребления производных предлогов.

Устранение ошибок при смешении предложного и беспредложного управления.

Устранения ошибок при преобразовании прямой речи в косвенную.

Устранение ошибок, связанных с употреблением обособленных конструкций.

Принципы русской пунктуации.

Выбор знаков препинания в зависимости от смысла или интонации.

Особенности постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Изучение особенностей постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.

Изучение особенностей постановки знаков препинания в предложениях, осложненных причастными и деепричастными оборотами.

Изучение особенностей постановки знаков препинания в союзных и бессоюзных сложных предложениях.

Изучение особенностей постановки знаков препинания в простом предложении.

Изучение особенностей постановки знаков препинания в простом осложненном предложении.

Изучение правил постановки знаков препинания в сложных предложениях.

Практическое занятие

2

2

1

Самостоятельная работа

Составление обобщающей таблицы «Типы связи слов в предложении».

Выполнение упражнения по поиску ошибок в построении конструкций.

Составление обобщающей таблицы «Знаки препинания при обособленных членах предложения» (определения, обстоятельства, приложения, уточняющие члены предложения).

Составление обобщающей таблицы «Знаки препинания при обращениях».

Составление обобщающей таблицы «Знаки препинания при вводных словах и конструкциях».

3

3

Тема 2.1. 

Текст и его

Особенности

Раздел 2 Текст и его особенности

1

3

Содержание учебного материала

Практическое занятие

Признаки и структура текста. Его анализ.

Типы текстов по функционально-смысловым особенностям.

Определение темы и идеи текстов разной направленности.

Изучение особенностей основных видов работы с текстом.

4

Самостоятельная работа

Составление плана и тезисов.

Выполнение упражнений

2

Раздел 3 Культура речи и стилистика

Тема 3.1. Функциональные стили речи

Содержание учебного материала

Практическое занятие

Оформление в рабочих тетрадях: официально-деловое письмо (информационное, письмо-просьбу, письмо-отказ), объяснительные (за пропуски, нарушение правил внутреннего распорядка), заявления (на зачисление, на академический отпуск).

4

1

3

Самостоятельная работа

Повторение норм русского литературного языка: акцентологических, орфографических, морфологических, лексических, синтаксических.

2

Тестирование

Промежуточная аттестация в форме зачёта

2

ВСЕГО:

Лекции

Практическое занятие

Самостоятельная работа

45

10

20

15

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет «Лекционная аудитория», оснащенный оборудованием: парты, посадочные места обучающихся, рабочее место преподавателя, доска классная и техническими средствами обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, проекционный экран, колонки. 

  1. Информационное обеспечение обучения

  1. Перечень учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе.

3.2.1. Перечень учебных изданий, интернет – ресурсов, дополнительной литературы

1.Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. /Л.А Введенская. – Ростов–на–Дону.: Феникс, 2017. – 382 с.

3.2.2. Дополнительные источники:

1. Ожегов С.И Словарь русского языка. /С.И. Ожегов. –  М.: «АТЕМП», 2016. – 944 с.

2. Резниченко И.Л. Словарь ударений русского языка /И.Л. Резниченко. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2020. –  944 с.

3. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Д.Э. Розенталь. – М.: Айрис-пресс, 2018. – 832 с.  

4. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Московик. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2017. – 816 с.

5. Соловьев Н.В. Словарь правильной русской речи / Н.В. Соловьев. – М.: АСТ: Астрель, 2018. – 847 с.

6. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учебное пособие / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2016. – 350 с.

7. portal@gramota.ru;

8. http://www.slovari.gramota.ru;

9. http://www.slovari.ru.

  1.  Организация образовательного процесса

Для организации образовательного процесса применяются современные технологии проблемного обучения, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, информационно-коммуникативных ресурсов. Средства и приемы организации образовательного процесса: коллективная система обучения, игровые методы.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК.8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК-11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Демонстрация устойчивого интереса к будущей профессии. Проявление инициативы в аудиторной и самостоятельной работе.

Систематическое планирование собственной учебной деятельности и действие в соответствии с планом. Структурирование объема работы и выделение приоритетов. Грамотное определение методов и способов выполнения учебных задач. Осуществление самоконтроля в процессе выполнения работы и ее результатов. Анализ результативности использованных методов и способов выполнения учебных задач. Адекватная реакция на внешнюю оценку работы.

Нахождение и использование

разнообразных источников

информации. Грамотное определение типа и формы необходимой информации. Получение нужной информации и сохранение ее в удобном для работы формате. Определение степени достоверности и актуальности информации.

Положительная оценка вклада членов команды в общекомандную работу. Передача информации, идей и опыта членам команды. Использование знания сильных сторон, интересов и качеств, которые необходимо развивать у членов команды, для определения персональных задач в общекомандной работе. Формирование понимания членами команды личной и

ответственности. Регулярное представление обратной связь членам команды. Демонстрация навыков эффективного общения. Способность к организации и планированию самостоятельных занятий и домашней работы при изучении учебной дисциплины.

Эффективный поиск возможностей развития профессиональных навыков.

Разработка, регулярный анализ и совершенствование плана личностного развития и повышения квалификации.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины и выполнения самостоятельной внеаудиторной работы

Оценка деятельности обучающегося в процессе

Самостоятельной работы. Экспертная оценка выполненной домашней работы.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе освоения учебной дисциплины и выполнения самостоятельной внеаудиторной работы. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающихся в процессе деловых и имитационных игр, групповой работы.

Экспертное наблюдение и оценка деятельности обучающегося в процессе самостоятельной работы.

Экспертная оценка выполненной работы.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Формы и методы контроля и оценки

Умение применять теоретические знания для решения конкретных практических задач.

Умение определять объект исследования, формулировать цель, составлять план выполнения исследования.

Умение осуществлять сбор, изучение и обработку информации, пользоваться библиографической справочной информацией.

Умение анализировать и обрабатывать результаты исследований и экспериментов.

Умение формулировать выводы и делать обобщения.

Умение работать с компьютерными программами при обработке и оформлении результатов исследования.

Знание методики исследовательской работы (выпускной квалификационной работы).

Знание этапов теоретической и экспериментальной научно-исследовательской работы.

Знание техники эксперимента и обработки его результатов.

Знание способов поиска и накопления необходимой научной информации, ее обработки и оформления результатов. Знание методов научного познания.

Знание общей структуры и научного аппарата исследования.

Объективно оценивать результаты учебной деятельности.

Правильно организовывать режим дня.

Соответствовать требованиям, предъявляемым к обучающемуся во всех видах учебной деятельности.

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении и защите практических работ, тестировании, внеаудиторной самостоятельной работы и других видов текущего контроля.

Создание текстовых видов академических работ: тезисы, конспект, реферат.

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности

(правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных

образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 – 100

5

отлично

80 – 89

4

хорошо

70 – 79

3

удовлетворительно

Менее 70

2

не удовлетворительно


  1. Применение активных и интерактивных форм проведения занятий

При проведении занятий и организации аудиторной, самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине ОГСЭ.06 Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности наряду с традиционными формами и методами, предполагающими передачу информации в готовом виде, формирование учебных умений по образцу используются активные и интерактивные формы, при которых происходит смещение акцентов в направлении активизации деятельности обучающихся.

Активные формы и методы предполагают равнозначное участие преподавателя и обучающихся в учебном процессе. Интерактивные формы и методы предполагают коллективное сообучение (и обучающихся, и преподавателя), основанное на прямом взаимодействии обучающихся со своим опытом и опытом своих однокурсников

Согласно учебному плану по дисциплине 30 аудиторных часов, из них проводимых в активной и интерактивной формах -16 (50%) от аудиторных.

Активные и интерактивные формы обучения, применяемые на аудиторных занятиях по дисциплине/междисциплинарному курсу

 ОГСЭ.06 Языковая грамотность и культура речи в профессиональной деятельности

Тема занятия

Тип занятия

Используемые активные и интерактивные формы обучения

Количество часов

Тема 1.1 Культура речи. Нормы русского литературного языка

Лекция

Групповая дискуссия

2

Тема 1.2 Орфоэпические и акцентологические нормы. Орфографические нормы.

Лекция

Дискуссия.

2

Тема 1.3 Лексические нормы и лексические ошибки

Лекция

Деловая игра.

2

Тема 1.5. Синтаксические нормы

Нормы управления

Пунктуационные нормы

Лекция

Имитационные игры.

2

Тема 1.4. Словообразовательные нормы. Морфологические нормы

Лекция

Интерактивная (проблемная) лекция.

2

Тема 1.5. Синтаксические нормы

Нормы управления. Пунктуационные нормы

Практическое

Информационно-проблемная лекция

2

Тема 2.1. Текст и его особенности

Практическое

Коллективные решения творческих задач.

2

Тема 3.1. Функциональные стили речи

Практическое

Деловая игра.

2

Итого:

16

 Использование активных и интерактивных форм обучения способствует повышению интереса и мотивации обучающихся, делает более эффективным усвоение материала, позволяет индивидуализировать обучение и вести экстренную коррекцию знаний.

Используемые активные и интерактивные формы обучения обеспечивают высокий уровень усвоения обучающимися знаний, эффективное и успешное овладение умениями и навыками по специальности 34.02.01 «Сестринское дело» базовой подготовки, формируют познавательную потребность и необходимость дальнейшего самообразования, позволяют активизировать исследовательскую деятельность, обеспечивают эффективный контроль усвоения знаний. Все активные и интерактивные формы обучения призваны решить одну из задач ФГОС СПО - научить обучающегося учиться.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертная работа

Экспертная работа...

Экспертная работа

Экспертная работа...

Экспертная работа

Экспертная работа...

Экспертная работа

Участие в экспертной работе (региональный уровень)...

Экспертная работа

Экспертная работа...

Экспертная работа

Экспертная работа...

Экспертная работа

Экспертная работа...