Кураторство
материал


Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Патриотическое воспитание обучающихся в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Составил:

преподаватель

Медведева Л.А.

2021 г.

Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство - силой его патриотизма.

                                                                                        (Н. Г. Чернышевский)

Трансформация Российского общества в последние десятилетия привела к изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском обществе значительно усилились националистические настроения. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последние десятилетия мы практически потеряли целые поколения, представители которых в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах педагогов-новаторов.

Патриотизм в России всегда понимался, как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального достоинства было характерно для России на протяжении веков.

Сила патриотизма наших людей особенно ярко проявилась в годы Великой Отечественной войны, война носила характер народной. «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой!» - пели наши деды и прадеды, не щадившие жизни ради победы.

Объект исследования - патриотическое воспитание как компонент педагогического процесса.

Цель исследования: обосновать теоретические подходы к содержанию патриотического воспитания школьников.

Задачи исследования:

Выявить теоретические основания развития патриотического воспитания в современной общеобразовательной школе

Выявить специфику патриотического воспитания и технологий учебной и внеурочной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей.

Патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.

Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Практический интерес к теме на современном этапе обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося. 

Глава 1. Исторический аспект патриотического воспитания 

Вопросы патриотического воспитания молодого поколения в духе любви к Родине и преданности Отечеству, законопослушных граждан государства всегда стояли в центре внимания ученых на протяжении всей истории развития человечества. Великие философы, педагоги уделяли этому вопросу значительное внимание с древнейших времен.

Так, в учении Конфуция, наряду с другими общечеловеческими ценностями, выделены и такие, как почитание старших, традиций, любовь к семье, народу, стране.

В концепциях воспитания Древней Греции характерной чертой было рассмотрение человека только в отношении его к государству, а не самого по себе. Граждане мелких самостоятельных рабовладельческих государств-полисов не могли мыслить себя вне Родины, которая гарантировала их существование, и поэтому высшей целью каждого гражданина и всего государства считалось благо полиса.

В трудах Перикла идеалом человека представлен полноправный гражданин,

должны воспитываться в духе трудолюбия и преданности отечеству [13,с.48].

Г. Кершенштейнер, разрабатывая теорию трудовой школы, отмечал, что такая школа должна воспитывать в детях служение товарищам и государству, воспитывать людей, понимающих и поддерживающих цели государства, с благодарностью служащих ему, уважающих законы.

В российской науке проблеме патриотического воспитания также посвящено немало исследований.

Выдающиеся педагоги считали патриотизм, стремление человека к процветанию Родины основой его духовной жизни. Так, А.Н. Радищев отмечал, что «истинный человек и сын отечества есть одно и то же», он «ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые, по его мнению, должны быть присущи каждому человеку, он писал «Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества».

К.Д. Ушинский, развивая принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания у детей любви к Родине, гуманности, трудолюбия, ответственности.

При этом он отмечал огромное влияние труда на формирование личности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

В.Г. Белинский также считал главной задачей нравственного воспитания развитие в детях чувства человеческого достоинства, патриотизма, гуманизма, любви к труду: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».

После 1917 г. в России вопросы патриотического воспитания молодежи приобрели особую актуальность и новое содержание. Изменение идеологии и определение целей коммунистического воспитания нашли отражение в работах педагогов того времени.

Многие государственные деятели, касаясь вопросов воспитания подрастающего поколения, подчеркивали важность развития у молодежи любви к Родине, советского патриотизма на основе знакомства детей с родной страной, с историей народа, его культурой, бытом и активного их участия в общественно-трудовой жизни страны.

Педагогические исследования по проблеме патриотического воспитания советского периода многочисленны и разнообразны. В них раскрываются как теоретико-методологические аспекты (сущность понятия «патриотизм» и «советский патриотизм», его характеристики, пути и средства формирования и пр.), так и прикладные (различные направления патриотического воспитания: военно-патриотическое, воспитание на трудовых и боевых традициях советского народа, взаимосвязь патриотического, эстетического, трудового воспитания учащихся различного возраста и др.).

А.С. Макаренко, рассматривая цели воспитания в советской школе, отмечал, что каждый воспитанник «должен быть смелым, мужественным, честным, трудолюбивым патриотом». При этом он подчеркивал, что патриотизм проявляется не только в героических поступках, от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная». Школа должна воспитывать, считал он, образованных людей, квалифицированных работников, людей, имеющих организационные навыки, дисциплинированных, бодрых и жизнерадостных.

Исследования по данной проблеме не прекращались и в период Великой Отечественной войны, раскрываются возможности внеклассных занятий патриотического содержания, сочинений на патриотические темы, форм и методов воспитания патриотических чувств учащихся.

В период после Великой Отечественной войны проблема патриотического воспитания подрастающего поколения приобретает особое значение. Это обусловлено тем, что патриотические чувства проявляются особенно ярко в трудные периоды развития страны, трудности войны и послевоенного восстановительного периода обусловили массовые проявления героизма и трудового патриотизма советских людей. Данные вопросы рассматривались в исследованиях педагогов того времени, в которых раскрывались и обосновывались различные аспекты патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы. Необходимо, однако, отметить, что все проблемы решались на основе решений партии и правительства, с учетом идей социализма и коммунизма.

Особое значение в исследовании вопросов патриотического воспитания этого периода имеют работы В.А. Сухомлинского, который считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности. Определяя советский патриотизм как «благородную любовь советского народа к своему социалистическому отечеству», В.А. Сухомлинский подчеркивал, что одной из главных воспитательных задач школы является подготовка учащихся к простому, будничному, повседневному труду для общества, как к патриотической деятельности, причем сама деятельность детей, организуемая педагогом с данной целью, представляет движущую силу формирования личности растущего гражданина.

         Сущность, содержание, методы патриотического воспитания 

Понятие и аспекты патриотизма 

Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

Патриотизм включает в себя:

·чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

·уважительное отношение к языку своего народа;

·осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

·проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

·гордость за социальные и культурные достижения своей страны;

·гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

·уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

·ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

·гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Различают несколько уровней патриотизма:

·биологический, по определению Л.Н. Гумилева и других сторонников социально-демографической космической теории, формируется на генно-клеточном уровне под воздействием космических излучений на данную территориально-географическую площадь.

·психологический уровень патриотизма формируется на основе второй сигнальной системы, описанной И.П. Павловым. Основные составляющие психологического патриотизма как базовая культура формируются в процессе национального воспитания в младшем и среднем детском возрасте.

·Социальный уровень патриотизма соотносится с цивилизованными нормами бытия индивида. Это писаные и неписаные нормы поведения, социальная этика, система координации и субординации, исполнения конвенциальных ролей, - индивида в социуме, его внутреннее, психологическое отношение к указанным нормам и ролям как к «своим».

Духовный уровень патриотизма связан с традиционными верованиями, сформированным неформальным мировоззрением.

Компоненты патриотизма 

Потребностно-мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется прежде всего в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории. Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. История - это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина. Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, проза Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Шолохова, А. Твардовского и др.). Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.

Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку. Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма. Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.

Поведенческий и волевой компоненты патриотизма - это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами. Специфика патриотического воспитания и технологии учебной и внеурочной деятельности школьников с учетом их возрастных особенностей.

Направления работы по патриотическому воспитанию в современной школе 

Первым и основным процессуальным пониманием патриотического воспитания детей в школе является его восприятие как воспитательного процесса на уровне всех составляющих компонентов целевого, субьект-объектного, содержательного, результативного. Патриотическое воспитание детей в современной школе направлено на формирование успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как индивидуальности.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования на современном этапе можно определить следующие:

Духовно-нравственное. Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение подростками отечественной истории, в ходе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется ценностное отношение к отечественной культуре, обусловливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в социальной практике [2, с.65]. 

Формы работы по патриотическому воспитанию детей в современной школе 

Формирование патриотических качеств личности - это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества - это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую деятельность [1, с.73].

Доказано, что применение активных форм и методов обучения и воспитания в их взаимосвязи и взаимообусловленности таких, как выразительное чтение, эвристическая беседа, эмоциональный рассказ, приведение положительного примера, обсуждение видеофильмов, реферирование, написание исторических сочинений, эссе, работа с мемуарами, биографиями, одновременно несколькими документами - развивают теоретическое мышление, умения и навыки работы с большим объемом информации, развивают историческую память; коллективные творческие дела, ролевые и тематические игры, - формируют опыт поведения, регуляции взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; разработка мультимедийных проектов, слайд-презентаций, - развивают толерантность, коммуникативные навыки, опыт ролевого взаимодействия. Данные формы и методы, дифференцированные с учетом возрастных особенностей подростков, их знаний и интересов воздействуют на чувства, волю, сознание, развивают творческую инициативу детей, их самостоятельность, обеспечивают эффективность и непрерывность патриотического воспитания в учебной и внеурочной деятельности. 

         Основные этапы реализации патриотического воспитания в современном образовании: 

Основные этапы реализации патриотического воспитания в современной школе обусловлены динамикой личностного развития обучающихся.

Вопросы патриотического воспитания в современной школе находят отражение во всех применяемых в школе видах педагогического анализа: параметрическом; тематическом; итогом.

Заключение 

Организация патриотического воспитания в школе на современном этапе - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.

Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.

Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

Учебная, воспитательная и методическая работа по организации патриотического воспитания в современной школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие государственные программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденные соответствующими Постановлениями Правительства РФ; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

Формирование патриотических качеств личности - это целенаправленный, специально организуемый процесс.

Патриотическое воспитание в современной школе - фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Итак, патриотическое воспитание в процессе обучения предполагает не только правильное (в научном и идейном отношении) усвоение учащимися знаний о природе и общественной жизни, о нормах поведения, но и обязательно требует формирования социально направленного, личностного отношения учащихся к усваиваемым мировоззренческим и моральным понятиям, выработки на основе этих понятий системы идейных взглядов и убеждений. Достижение этой задачи может быть обеспечено лишь на основе активной, эмоционально окрашенной деятельности учащихся по претворению идеалов в жизнь. Активная познавательная и практическая патриотически-ориентированная деятельность учащихся, усиление роли самостоятельных и практических работ обеспечивают сознательное усвоение знаний и создают условия для их творческого применения. 

Литература 

1) Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13-т. / Ред. коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. - М.: АН СССР, 1954. - Т.4. - 676 с.

2) Большая советская энциклопедия. -- 2-е изд. -  М.: Советская энциклопедия, 1956. -- Т.39. -- 664 с.

3) Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики. - М.: Мысль, 2015. -- 285 с.

4) Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 2016. 268с.

Основные требования к написанию эссе:

Эссе – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем соответствующей дисциплины или самостоятельно избранная студентом по проблематике читаемого курса. Цель написания эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого подхода к пониманию и осмыслению проблем научного знания, а также навыков письменного изложения собственных мыслей и отношения к различным проблемам богословия и религиоведения.

По своей структуре эссе содержит следующие разделы: 1. титульный лист; 2. содержание, или краткий план, выполняемой работы; 3. введение; 4. основную часть; 5. заключение; 6. список использованной литературы (библиографию).

В зависимости от специфики изучаемой дисциплины формы представления эссе и его тематика могут значительно различаться. В основном это  может быть анализ отечественной или зарубежной литературы по какой-либо проблеме.

Требования к оформлению и содержанию эссе

Эссе должно быть напечатано 14 шрифтом через 1,5 интервала (MS Word), общим объемом от 3 до 6 страниц. Страницы эссе должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

Введение

Введение должно включать обоснование интереса к выбранной теме, ее актуальность или практическую значимость. Важно учесть, что заявленная тема должна быть адекватна раскрываемому в эссе содержанию, иначе говоря, не должно быть рассогласования в названии и содержании работы.

Основная часть

Основная часть предполагает последовательное, логичное и доказательное раскрытие заявленной темы эссе с ссылками на использованную и доступную литературу, в том числе электронные источники информации. Каждый из используемых и цитируемых литературных источников должен иметь соответствующую ссылку.

Примеры ссылок

Цитата – должна быть дословной, заключаться в кавычки, внизу страницы должна быть ссылка на источник, в которой указывается фамилия автора, название, год издания, соответствующая страница. Однако при этом в списке литературы дается полное библиографическое описание каждого использованного источника. Если источник из Интернета: Gartner P. Globalisierung als Epochenbruch? / htpp://opentheory.ru/gk-sachsen-3/text.phtml. Через точку с запятой разделяются несколько источников.

Заключение

Обычно содержит до 1 страницы текста, в котором отмечаются достигнутые цели и задачи, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме и перспективные направления возможных исследований по данной тематике.

Литература:

                                                                                    

В конце дается список использованной литературы.

Требования к написанию и оценке эссе могут трансформироваться в зависимости от их формы и содержания, при этом особое внимание уделяется следующим критериям:

• самостоятельность выполнения работы;

• творческий подход к осмыслению предложенной темы;

• способность аргументировать основные положения и выводы;

• обоснованность, доказательность и оригинальность постановки и решения проблемы;

• четкость и лаконичность изложения собственных мыслей;

• использование литературных источников и их грамотное оформление;

• соответствие работы формальным требованиям и жанру самостоятельной работы.

Эссе

Я ГОРЖУСЬ СВОЕЙ РОДИНОЙ И ЗЕМЛЯКАМИ

В современном мире патриотизм, который так необходим нашему обществу, в каждом новом поколении угасает. Во время Великой Отечественной войны на защиту СССР, в борьбе с фашизмом встали не только русские, но белорусы, украинцы и другие народы союзных республик. Однако в последнее время отмечается рост профашистских группировок и в России, и в других государствах, входивших в состав СССР. Сложная, страшная ситуация на Украине в наши дни – тому доказательство. Прошло всего лишь шестьдесят девять лет со дня победы над фашизмом, а последние поколения уже стремятся его возродить, не желая помнить всего ужаса, горя, страданий, мучений, несчастья, которые были из-за нацистов. Проблема воспитания чувства патриотизма у молодого поколения очень важна и актуальна в наше время. Мы должны любить свою страну и уважать все народы.

В этом году 27 января была семидесятая годовщина снятия блокады Ленинграда. Героическая оборона этого города является ярчайшим примером проявления патриотизма. До начала блокады Ленинград был красивым городом с историческими достопримечательностями. В городе на тот момент проживало около трех миллионов человек.

Самое страшное в истории событие началось 8 сентября 1941 года, когда немцы уничтожили железную дорогу в Ленинград из Москвы, взяли Шлиссельбург и окружили Ленинград. Всем было приказано защищать город, чего бы им этого не стоило. Отбиваться от фашистов Ленинградцам было слишком тяжело, поскольку все солдаты красной армии были на защите Москвы. По приказу Гитлера его войска должны были начать долговременную осаду. Адольф Гитлер говорил: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод».

И тогда немцы начали бомбить город, не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков. Военная фашистская авиация сбрасывала на город тысячи бомб. Немцы разбомбили склады с продовольствием, в результате чего Ленинград остался без запасов. Положение в городе становилось тяжелее. Люди ежедневно получали по 200г недоброкачественного хлеба. Выдача других продуктов резко сократилось. Всентябре 1941 года начала действовать Дорога жизни – трасса, проложенная вдоль Ладожского озера. По ней в город на судах доставлялись солдаты, боеприпасы. Эти же суда возвращались обратно с эвакуированными людьми, также вывозили произведения искусства и культуры. С 13 ноября 1941 года норма выдачи хлеба была снижена. Спустя неделю в Ленинград почти совсем перестали поступать продукты, и поэтому норма выдачи хлеба стала еще ниже. Чтобы выжить люди искали разные способы борьбы с голодом. Они ловили грачей, кошек, собак. Также в пищу использовали касторку, глицерин, вазелин, а из столярного клея варили суп, студень. Зима блокадного города была ужасной. В ноябре ударили сильные морозы. Замерзли водопроводные трубы, и жители города остались без воды, и отопления в домах. Ленинградцы не сдавались и искали пути решения этой проблемы. В домах они устанавливали печки времянки. Как топливо использовали все, что можно было сжечь, но надолго такого топлива не хватало.  Ситуация с запасами пищи ухудшались.  20 ноября, когда Ладожское озеро покрылось льдом в Ленинград на санях начали доставлять муку. Также в рейс выходили машины, но поскольку лед был тонким и не выдерживал машин, решили половину груза укладывать на сани, а сани прикреплять к машинам. В январе 1942 года, когда лед окреп, из города эвакуировали детей, женщин, больных, раненых, стариков, инвалидов. В апреле лед растаял, и трасса была закрыта. Шли боевые действия, за город сражались, как могли. Но только лишь в ночь на 19 января 1943 года по радио Ленинграда было передано, что блокада прорвана. После разрыва блокады в городе Ленинграде осталось в живых 560 тысяч человек.

В нашем городе проживает ветераны, пережившие блокаду Ленинграда. В честь юбилейной годовщины в колледже, где я учусь, организовали встречу с блокадницей – Александровой Идой Павловной. Когда Ида Павловна зашла в аудиторию и увидела большое количество студентов, она поняла, что ее здесь очень ждали. С первого взгляда она показалась мне обычной жительницей нашего города, которая живет и радуется жизни. Но на самом дела Ида Павловна героическая женщина, ведь она пережила в своей жизни ужасную блокаду Ленинграда, которая оставила в душе тяжелый отпечаток.

Ида Павловна родилась в 1936 году в городе Ленинград. Когда началась война она была совсем ребенком, ей было пять лет. Семья Александровых прожила в осаждении 450 дней. Они жили большой, дружной семьей. Первой ушла из семьи бабушка, которая  не вынесла голода. Следующей из семьи ушла маленькая сестренка Иды, которой было всего 3 годика. Умерла она нелепой смертью. Когда родители ушли на реку за водой, ребенка оставили с соседкой Соней. Соня поднесла  малышку слишком близко к печи. И падая в голодный обморок, Соня уронила девочку в печь. После сильных ожогов малышка умирала мучительной смертью.

Обо всех, прошедших событиях в Ленинграде, Ида Павловна написала поэму, в которой она описала все: себя, чувства и переживания своих близких, родных.  Когда Ида Павловна начала читать, я каждое прочитанное ею слово слушала с придыханием. Она читала так трогательно, что я едва сдерживала слезы. Читая поэму Иде Павловне было очень тяжело вспоминать прошлое. После прочитанных слов:

«…Бабушка, что с нами проживала,

троих детей она обороняла,

Себе в пойке ничтожном отказала,

Видела, что хлеба было мало.

Мученья голода не вынесла она

И самой первой из семьи ушла…»,

Ида Павловна не смогла сдержать слез. На эти слезы было так больно смотреть, от этого у меня сильно сжималось сердце. И мне хотелось подбежать к Иде Павловне и обнять ее.

В ноябре 1942 года семью Александровых эвакуировали в Узбекистан, где их не ждали. Жить им было негде. Добрые люди дали семье какие-то одеяла, чтоб они не замерзли. Папа Иды Павловны на фронт не взяли, так как он был инвалидом. Отец устроился санитаром в госпиталь. Позже их семье выдали квартиру. В 1944 году семья Александровых получила извещение, в котором было приглашение вернуться в Ленинград. Но родители решили не возвращаться, поскольку, время, проведенное в блокадном городе оставило суровые воспоминания. Когда пришла долгожданная победная весна Иде было девять лет.

Ида Павловна рассказала нам, что она долгое время после войны не могла, что она является жительницей блокадного  Ленинграда. И только лишь в две тысяча втором году, когда Ида Павловна посетила архив Ленинграда, ей удалось доказать истину. Во время пребывания в Ленинграде она посетила дом, в котором жила семья Александровых, который до сих пор стоит. Также посетила роддом, в котором она родилась.

Сейчас Ида Павловна на заслуженном отдыхе, воспитывает внуков. Ежегодно в честь 9 Мая Ида Павловна устраивает встречи, на которых рассказывает о военном детстве. Я восхищаюсь и горжусь такими людьми, как Ида Павловна. Ведь, несмотря на все трудности, которые пришлось ей пережить, она остается истинным патриотом своей родины.

С каждым годом все меньше становится участников блокадного Ленинграда. И мы должны помнить подвиг великих людей, прошедших войну и отстоявших нашу страну, и гордиться ими. В будущем мы будем рассказывать нашим детям об этих подвигах, тем самым с самого детства прививать чувство патриотизма.



Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский медицинский колледж»

Толерантность как личностная черта

                                                                                Разработал:

                                                                                     преподаватель

                                                                              Медведева

Людмила Алексеевна

2022 г.

Толерантность как личностная черта - сложное интегрированное явление, представляющее сущностные характеристики совокупности соподчиненных элементов: когнитивного, эмоционального, поведенческого и личностного.

Структурно-функциональная модель формирования толерантности студентов, опирается на идеи гуманистического подхода и базируется на принципах позиционности, поликультурности, сотрудничества, сотворчества; интегрирует целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты; отражает специфику поликультурной среды колледжа: обеспечивает целостность образовательного процесса и повышение уровня толерантности.

Успешную реализацию модели формирования толерантности студентов осуществляет комплекс педагогических условий (единство учебной и внеаудиторной деятельности студентов; информационно-психологическое просвещение и обучение студентов; личностно-ориентированное взаимодействие «студент - преподаватель», позволяющих расширить диапазон культурно-образовательных контактов участников образовательного процесса, сформировать у них установку на толерантность.

Диагностический инструментарий позволяет изучать уровень сформированности толерантности студентов, осуществлять контроль, определять динамику развития личности и степень сформированности толерантности студентов (методика, наблюдения и т. д.).

Толерантность, ее сущность и структура в педагогическом контексте изучения

Россия — страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. Сегодня русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними. В России говорят более чем на 150 родных языках. Между тем владение языком и культурой другого народа, способность или, по крайней мере, готовность посмотреть на мир его глазами есть вообще признак культурного человека.

Многонациональность, многоязычие и многокультурность России - ее богатство, фактор ее национальной безопасности. Уважение к другому народу, готовность понять и в чем-то даже принять его традиции и ценности совсем не означает отказа от своих собственных традиций и ценностей. Нормальное самосознание гражданина новой России - это единство трех начал, трех компонентов. Во-первых, это чувство принадлежности к своему этносу, своему народу, любовь и уважение к национальным традициям и истории своего народа, стремление владеть национальным языком и национальной культурой. Во-вторых, это чувство принадлежности к многонациональному российскому обществу, российский патриотизм, непременно сопряженный с отказом-от национального (этнического) тщеславия, представления о своей этнической исключительности. В-третьих, это чувство принадлежности к мировому (и европейскому как его части) сообществу, ответственности не только за судьбы своего народа и своей многонациональной страны, но и всего мира.

Подлинная толерантность не имеет никакого отношения к какой-либо беспринципности, равнодушию, истине. По отношению к самому себе человек может быть нетолерантным максималистом, но по отношению к другим он должен быть толерантным.

Формирование толерантности приобретает особое значение в РФ. В данном контексте молодежь является той социальной группой, которая требует к себе пристального внимания. Это связано с маргинальностью молодежи, которая обусловлена, во-первых, статусной неопределенностью и поиском социальных ролей, а также трудностями их освоения. Во-вторых, возрастные психологические особенности создают дополнительные условия для интериоризации молодежью радикальных идей и реализации их в экстремистской деятельности. И именно поэтому, изучение социального поведения молодежи, а также формирование толерантности является необходимостью в плане преодоления существующих или возможных форм проявления нетерпимости в молодежной среде.

Как известно, понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. «Толерантность» - один из самых популярных терминов в современной отечественной и зарубежной социально-политической, культурологической и правоведческой литературе. Существует множество гуманитарных подходов к определению и исследованию толерантности.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли. В Декларации принципов толерантности, утвержденной Резолюцией Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 1995 году, проделана тщательная работа по анализу категории «толерантность». В указанном документе суть толерантности формулируется на основе признания единства и многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в т. ч. права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, т. к. вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя.

Характеристика поликультурной среды колледжа

Одним из направлений косвенных воспитательных влияний является путь через «влияния среды в целом, которые приобщают индивида к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя и выполнению различных социальных ролей» (И.С. Кон]). При таком подходе, по мнению Н. М. Борытко, «становление ценностных ориентации происходит как бы стихийно, в индивидуальном движении каждого в специально педагогически организованной среде».

Среда человека издавна является объектом научного исследования. Однако в последние десятилетия интерес к изучению проблем среды многократно возрос. Это связано с осознанием значительной роли, которую играет среда в жизни человека, и растущей тревогой по поводу негативных влияний.

В мировом образовательном процессе возникла и широко обсуждается в настоящее время новая система ценностей и целей образования, возрождена концепция личности, основанная на идеях природосообразности, культуросообразности и индивидуально-личностного развития. Появляются новые парадигмы образования, в которых педагогическая действительность отражается с помощью нового языка науки. Логика исследования подводит к необходимости раскрытия, прежде всего понятия «среда», как родового для понятия «образовательная среда».

В современной педагогике «среда» - это совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Различают среду внутреннюю и внешнюю. Во взаимодействии среды и личности изменения личности могут отставать от изменения среды, что создает противоречия, учет которых существенен для воспитания

Диагностика степени проявления студентами толерантности.

Установление наличного уровня толерантности очень важно для исследования механизмов формирования этого качества, а также для определения эффективности работы в данном направлении.

Состав студенческих групп не отличается однообразием, скорее значительно богаче, чем состав преподавателей колледжа.

 «Толерантность обучающихся» — спектр личностных проявлений уважения, принятие и правильное понимание обучающимися богатого многообразия культур мира, ценность Другого; отражение доброжелательности и эмпатии, проявляющихся в активном отношении, общении, поведении, разрешении конфликтных и проблемных ситуаций.

«Поликультурная среда колледжа» представляет собой духовно насыщенную атмосферу деловых и межличностных контактов, обусловливающую кругозор, стиль мышления и поведения включенных в нее субъектов, и стимулирующую в них потребность приобщения к общенациональным и общечеловеческим духовным ценностям; пространство позитивного взаимодействия индивидов, групп, культур, представляющих разные этносы, культуры, религии и т. п.; учреждение с многокультурным контингентом, включающим разновозрастной, многонациональный и разноконфессиональный преподавательский и студенческий состав, призванным удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся.

Направления работы:

- с позиций системного подхода осуществлен анализ проблемы формирования толерантности обучающихся и ее проявления в условиях поликультурной среды СПО, показана сущность преодоления противоречий в современной организации образовательного пространства колледжа;

- охарактеризована поликультурная среда колледжа как соорганизация всех элементов образовательного процесса; пространство позитивного взаимодействия индивидов, групп, культур, представляющих разные этносы, культуры, религии и т. п.; учреждение с многокультурным контингентом, включающим разновозрастной, многонациональный и разноконфессиональный преподавательский и студенческий состав, призванным удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся;

- представлены элементы и основное содержание структурно-функциональной модели формирования толерантности обучающихся колледжа (целевой, содержательный, организационный, результативный).

Изучена феноменология толерантности (активное принятие Другого), позволившая уточнить педагогический смысл понятия «толерантность обучающихся» как спектр личностных проявлений уважения, принятие и правильное понимание студентами богатого многообразия культур мира, ценность Другого; отражение доброжелательности и эмпатии, проявляющихся в активном отношении, общении, поведении, разрешении конфликтных и проблемных ситуаций, что обогащает теорию педагогики в плане единства философских и педагогических основ современного образования; на основе гуманистического подхода выявлены принципы организации работы со студентами (позиционности, полиэтничности, сотрудничества, сотворчества и др.), следование которым позволило разработать программы развития вуза и формирования толерантности обучающихся в условиях его поликультурной среды; выявлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий и средств, обеспечивающих формирование толерантности студентов (единство учебной и внеаудиторной деятельности обучающихся; информационно-психологическое просвещение и обучение обучающихся; разработка программы.

- целенаправленное включение в содержание образования элементов отечественной, национальной и иноязычной культуры выступает базисом усвоения аксиологических и нормативных форм межкультурного взаимодействия.

Результат:

- смоделированный процесс формирования толерантности обучающихся колледжа позволяет комплексно решать указанную проблему в условиях поликультурной среды СПО;

- представленные педагогические условия формирования толерантности обучающихся в поликультурной среде СПО придают образовательному процессу системность и целостность;

- подготовленное научно-методическое обеспечение процесса формирования толерантности обучающихся в условиях поликультурной среды колледжа (Программа, проекты значительно обновляет содержание воспитательного процесса колледжа);

- разработанный и апробированный диагностический инструментарий (методика и др. материалы) вооружает преподавателей, кураторов студенческих групп конкретными методиками изучения уровня сформированности толерантности обучающихся и позволяет контролировать динамику развития их личности.

В ходе целенаправленной работы в направлении формирования толерантности студентов необходимо ориентироваться на структурно-функциональную модель формирования толерантности обучающихся в поликультурной среде колледжа (включает целевой, содержательный, организационный и результативный компоненты) и модель выпускника колледжа – толерантной личности, обладающей готовностью к общению в поликультурной среде на основе заданных характеристик: – понимание необходимости сосуществования различных культур как основы сохранения жизни на земле; – целостное представление о мультикультурной картине мира, теории и практике международных отношений; – приятие различных культур как равноценных, равнозначных и равноправных; – стремление к познанию различных культур, выявлению присущих им своеобразий; – проявление доброжелательности и такта во взаимоотношениях с представителями различных культур; – наличие умений и навыков взаимодействия в мультикультурной среде посредством языка общения, толерантности и уважительности к ее специфическим особенностям.

Модель выпускника колледжа понимается нами как некий идеал, который может быть достигнут, при реализации структурно-функциональной модели формирования толерантности. При этом успех решения данной задачи зависит от желания и умения преподавательского состава колледжа приблизить реальные результаты к желаемым.

Одной из составляющих толерантность является умение найти выход из конфликтной ситуации.

Многократные наблюдения за общением студентов в группе помогло дать характеристику студенческой группы: толерантная/интолерантная группа.

Формированию толерантности обучающихся в поликультурной среде колледжа способствует реализация ряда педагогических условий при соответствующем научно-методическом сопровождении: единство учебной и внеаудиторной деятельности студентов; информационно-психологическое просвещение и обучение студентов; личностно-ориентированное взаимодействие «студент – преподаватель».

Был сделан вывод о значительном преимуществе активных методов обучения, которые были подобраны в соответствии с основными условиями, способствующими формированию толерантности (игры, упражнения, тренинги и пр.).

Формирование толерантности выступает и как условие успешного развития современного общества, и как социальный заказ системе образования.

Среди основных научных направлений большое значение придается разработке и реализации образовательных программ, способствующих гуманизации отношений между людьми.

Толерантность рассматривается как личностная черта, сложное интегрированное явление, представляющее сущностные характеристики совокупности соподчиненных элементов: когнитивного, эмоционального, поведенческого и личностного.

Представлена сущностная характеристика поликультурной среды колледжа как духовно насыщенная атмосфера разноплановых контактов; пространство позитивного взаимодействия индивидов, групп, культур, представляющих разные этносы, культуры и т. п.; учреждение с многокультурным контингентом, призванным удовлетворить образовательные, социокультурные и адаптивные потребности обучающихся.

Изучение педагогической литературы по формированию толерантной культуры

- проведение анкетных исследований; - семинарские занятия;

- разработка классных часов по проблемам толерантности;

 -налаживание межличностных взаимоотношений в педагогическом коллективе с помощью психологической службы;

- развитие у студентов, их родителей и преподавателей таких качеств как коммуникативная толерантность, эмоциональная комфортность, эмпатические способности и др.

Использование формирования толерантной культуры при проведении аудиторных занятий: лекций, бесед, дискуссий, практикумов.

Использование формирования толерантной культуры при организации самостоятельной работы;

- формирование толерантности во внеурочной деятельности через классные часы, участие обучающихся в массовых мероприятиях, волонтерскую работу, экскурсионную деятельность, встречи с «интересными людьми», работу с родителями.

- проведение итогового мониторинга сформированности толерантности через анкетирование, наблюдение за обучающимися, анализ характера поведения студентов как в урочное, так и во внеурочное время, в общении с родителями.

- развитие у будущей медсестры умения управлять своим поведением в общении с пациентами и коллегами;

- повышение профессиональной культуры,

-совершенствование коммуникативных навыков с позиции толерантного взаимодействия;

- развитие умений саморегуляции в процессе общения.

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Многонациональный Нижневартовск

Исторический поворот в судьбе народов России коренным образом изменил ход общественного развития в стране. В процессе преобразований в обществе нередко терпят крушение прежние ценностей, идет поиск новых духовных ориентиров, и это положение особо актуализирует проблему сохранения базовых ценностей, созвучных с новыми представлениями об обществе, человеке, природе.

В сложившихся условиях поиск путей гармоничного развития этнокультур и неконфликтного их сосуществования представляется для многонациональной России важнейшей государственной и социально-политической задачей.

В Нижневартовске, где интенсивно взаимодействуют различные народы национальные культуры и религии, создаются все условия для сохранения и развития как каждой национальной культуры в отдельности, так и единого культурного пространства многонационального города. Этнокультурное многообразие нашего города – его особая ценность. да, мы разные, но вот более 40 лет мы вместе. История Нижневартовска неразрывно связана с освоением крупнейшего месторождения в мире - Самотлора. Ежедневными усилиями вартовчан крепнет и развивается наш округ, его экономика и социальная сфера. Добрые традиции живут в коллективах и семьях горожан, а это значит, что новые поколения достойно принимают эстафету первопроходцев.

Город Нижневартовск уникален не только месторождениями нефти, но и тем, что в нем единой дружной семьей проживает более ста больших и малых народов и народностей. Для многих из них Нижневартовск стал второй родиной. Русские и белорусы, украинцы и татары, башкиры и представители народов Кавказа, Средней Азии, Прибалтики  и других национальностей нашли здесь свою судьбу и успешно трудятся на нефтяных промыслах в социальной сфере города и Югры. Бережно хранят свою самобытную культуру и традиционные промыслы коренные малочисленные народы – ханты и манси. В течение четырех десятилетий в городе сформировались 24 национальные культурно-общественные автономии, которые проводят большую работу по укреплению дружбы между всеми народами, населяющими Нижневартовск.

Настоящее и будущее связано не только с упорным трудом, но и с планомерной работой над тем, чтобы условия для жизни и работы становились лучше. Для осуществления этих задач в Нижневартовске создано более двух десятков национально-культурных объединений, результатом работы которых является оптимизация межнациональных отношений и воспитание духа толерантности. В Нижневартовске существует богатый опыт работы по взаимодействию власти, общественных организаций, учреждения образования, культуры и науки в сфере построения межнационального и межконфессионального мира и согласия. Основными принципами такого сотрудничества являются взаимное уважение и учет интересов горожан, недопущение политизации межнациональных отношений, воспитание любви, патриотизма и гражданского долга.  

Национальные праздники, в которых участвуют в проведение регулярных культурных мероприятий, таких как праздник Дружбы народов, Дни национальных культур, на которых горожане знакомятся с культурой, традициями и обычаями народов дегустируют блюда национальной кухни для горожан стали доброй традицией. В эти дни царит атмосфера единения толерантности и межнационального согласия. Это способствует воспитанию будущих поколений в духе патриотизма, уважения к истории традициям, культуре, языку независимо от этнического происхождения. Наш колледж принимает активное участие в празднике Дружбы народов: «Мы разные, но мы вместе» с Нижневартовской городской общественной организацией «Центр коренных народов Севера «ТОР-НАЙ» во главе с председателем Антоновой И.С.

Сотрудничество с колледжами и Вузами города:

- Предоставление сценических костюмов директором МБУ «Центр национальных культур» Князевой Е. А.;

- В рамках реализации проекта «Многонациональный Нижневартовск» участвуем во встречах студентов с председателями национальных организаций.

Пожелаем всем нам взаимоуважения, добра и дальнейшего развития межнациональных отношений.

«У хантыйского чувала

Всем не будет места мало –

Разноликими гостями

Веселитесь вместе с нами!

Пусть живет многоязычье

На просторе нашем птичьем,

Лишь бы доброта звучала

У хантыйского чувала».

Приложение 4

Формулировки толерантности в Декларации принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.):

В переводе с латинского «толерантность» означает «терпение, терпимость». Неслучайно это понятие признано международным. Во многих языках есть такое слово:

 - в английском языке - готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

 - во французском - уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;

- в китайском - проявление великодушия в отношении других;

- в арабском - прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

- в персидском - терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению.  

Толерантность является сравнительно поздним порождением культуры, а следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию «интолерантности» - явлению, противоположному по своему содержанию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой, что порождает педагогическую проблему толерантности.

 Таким образом, видим, что термин «толерантность» объемен и многогранен. «Толерантность означает уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности»;

«Толерантности способствуют знания, открытость, свобода мысли, совести и убеждений»;

«Толерантность - не терпимое отношение к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность - вот принципы толерантности. В результате расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счет обогащения собственного опыта и вариативности коммуникации с другими, отличными от нас».

 Толерантность - это реализуемая готовность  к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения, ценностные ориентации, стереотипы поведения.

Эмпа́тия (греч. ἐν - «в» + греч. πάθος - «страсть», «страдание») - осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответтвенно эмпа́т - это человек с развитой способностью к эмпатии

Ксенофо́бия (от греч. ξένος - чужой + φόβος - страх) - страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного. Воздвигнутая в ранг мировоззрения, может стать причиной вражды по принципу национального, религиозного или социального деления людей.

Генетические определители ксенофобии

Ряд этологов, таких как В. Р. Дольник, указывали на биологическую природу ксенофобии человека. У животных существует явление этологической изоляции - агрессии и неприязни, проявляемой ими по отношению к близким видам и подвидам. Биологическая целесообразность такого поведения - запрет на образование смешанных пар.

По мнению В. Р. Дольника, ксенофобия является сбоем генетического механизма, что объясняет её иррациональность и неподверженность рациональным доводам. Самоошибочное функционирование генетической программы также может быть генетически детерминировано.

С точки же зрения биосоциологии, ксенофобия является общественной проекцией инстинкта самосохранения определенной национально-экономической формации.

Ксенофобия могла возникнуть как инструмент адаптации в процессе эволюции, который способствовал выживанию и передаче генов потомкам. Так, страх перед незнакомцами мог быть, среди прочего, основан на наблюдении, что чужаки могут быть разносчиками новых, а значит очень опасных (из-за отсутствия нужных антител) для коренных жителей болезнетворных микроорганизмов.

Ксенофобия в России

По мнению руководителя аналитического отдела ВЦИОМ Леонтия Бызова, ксенофобские настроения всегда провоцировались ослаблением государственной власти. Руководитель центра по изучению ксенофобии Института социологии РАН Эмиль Паин отметил, что социальное неблагополучие играет существенную роль в формировании ксенофобии, по его мнению этим обусловлен тот факт, что лишь предприниматели продемонстрировали существенно меньший уровень недоброжелательности к мигрантам другой национальности.

Приложение 5

Многонациональный колледж

В БУ «Нижневартовский медицинский колледж» обучаются студенты различных национальностей и этнокультур. В последнее время прослеживается увеличение напряжения межнациональных отношений. Участились случаи насилия на почве национальной розни, особенно в молодежной среде. Увеличение числа профашистских организаций, агрессия возникают на почве низкой культуры, отсутствия активной гражданской позиции. Чтобы уберечь обучающихся от беды, в колледже созданы условия для эффективного интернационального воспитания, формирования высокой культуры и толерантного поведения студентов. Проводятся мероприятия с обучающимися по изучению законодательства РФ по вопросам ответственности за разжигание межнациональной и межконфессиональной розни. Воспитание в духе толерантности направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Творческое осмысление исторических событий в процессе формирования профессиональных навыков способствует духовно-нравственному воспитанию студентов.  

Национальный состав обучающихся колледжа:

- русские – 119;

- татары – 26;

- азербайджанцы – 18;

- кумыки – 16;

- лезгины – 14;

- украинцы – 12;

- башкиры – 8;

- таджики – 5;

- молдаване – 3;

- ногайцы – 3;

- чеченцы – 3;

- узбеки – 2;

- белорусы – 2;

- чуваши – 2;

- марийцы – 2;

- грузины – 1;

- даргинцы – 1;

- лаки – 1;

- табасаранцы – 1.

Формирование и укрепление в окружающем социуме и среди участников образовательного процесса универсальной толерантной среды на основе принципов соблюдения прав человека, ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности, на основе взаимообогащения культур народов России.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ О КУРАТОРСТВЕ В ГБПОУ «МССУОР №1».

1.1. Участие в воспитании студенческой молодежи - профессиональная обязанность и общественный долг каждого воспитателя.1.2. Назначение кураторов производится на весь учебный год приказом директора учи...

Воспитательная работа (кураторство)

Фрагмент плана воспитательной работы (план работы куратора учебной группы)...

Внеаудиторная работа, кураторство

Участие в практико-ориентированных проектах, осуществление кураторской работы с группами студентов  417Н/1,2 специальнось 44.02.02. Преподавание в начальных класса1. План воспитательной работы2. ...

Кураторство

Кураторство...

Кураторство

Кураторство...

Кураторство

Кураторство...

Кураторство

Кураторство...