Консультация для родителей «Как помочь медлительному ребенку» (с рекомендациями и играми)
консультация

Данные рекомендации помогут взрослым более эффективно общаться и заниматься с медлительными детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как помочь медлительному ребенку»    (с рекомендациями и играми)

                                                                             Выполнила: учитель-дефектолог

                                                                              Е.В. Медведева

                                                                                   

В любом детском коллективе есть дети, которые занимаются и выполняют элементарные действия медленнее, чем их сверстники. Таких детей часто называют «копуши».
Медлительность - это индивидуальная особенность ребенка, которая может быть обусловлена разными причинами.
Так, выделяются следующие причины медлительности:
1. индивидуально-типологические особенности, свойства нервной системы. Обычно холерик и сангвиник делают все быстро. Флегматик и меланхолик напротив никуда не торопятся;
2. особенности воспитания (все делаем за ребенка);
3. отставание в развитии отдельных психических функций (моторики, речи);
4. общее состояние здоровья ребенка (например, состояние сильного физического или эмоционального напряжения, последствия тяжелых стрессовых ситуаций (развод родителей, тяжелые травмы могут вызвать такую реакцию).
 
Давайте вместе составим «портрет» медлительного ребенка (опишем).
Мы выделили особенности медлительных детей, сейчас рассмотрим их подробнее, чтобы знать, как помочь такими детям.
Медлительность детей связана с функционированием центральной нервной системы, т.е. с низкой подвижностью нервных процессов.
У детей с такими особенностями нервной системы, как правило:

 низкая (примерно в 2 раза) скорость любых действий, любой деятельности и, конечно, всех движений (эта особенность часто раздражает взрослых);

 медленно одеваются, медленно едят, медленно реагируют на просьбы и обращения взрослых;

 наблюдается медленная речь, дети «тянут» слова, делают ненужные паузы между ними, говорит еле слышно;

 движения тела вялые, замедленные, при рисовании линии едва видны;

 новые двигательные навыки у медлительных детей формируются дольше, а выполнение новых, незнакомых движений нередко представляет значительную трудность;

 усваивают на треть меньше информации, чем их сверстники, при одинаковой интенсивности ее подачи; если темп подачи материала увеличивается, то медлительные дети воспринимают меньше половины сказанного - все это затрудняет обучение;

 они дольше других включаются в работу - например, при сборе игрушек, одевании; начиная любую игру, они будут долго «примериваться», прежде чем начать что-то делать;

 долго переключаются на другую деятельность, труднее переходят от одного дела к другому;

 долго восстанавливаются после нагрузки, быстро отвлекаются во время к-л д.;

 не могут продолжительно и интенсивно работать;

 этим детям легче выполнять то, что уже известно, опробовано ими;  

 часто имеют проблемы в социальном и личностном развитии, у них не сформированы элементарные навыки социального общения, взаимодействия, с трудом вступают в контакт со сверстниками и взрослыми, бывают очень нерешительны, скованны;

 ощущение вины накапливается из-за опыта собственных неудач и неприятностей, связанных с медлительностью. Их постоянно торопят взрослые, нередко запугивают будущими неудачами.

Подобная установка неизбежно вызывает новые трудности, эта постоянная вина лишает их надежды на успех, на преодоление, делает все их действия еще более неловкими и медленными;чаще всего бывает занижена самооценка и отсутствует желание идти в школу. Это желание формируется в старшем дошкольном возрасте, и вполне понятно, что неудачи в любой деятельности разрушают мотивацию. Восстановить желание ребенка учиться новому, узнавать новое возможно только в ситуации удачи, успеха, удовлетворения той деятельностью, которой занимается ребенок.Трудности, испытываемые этими детьми, накладывают отпечаток и на их характер: очень часто дети становятся необщительными, замыкаются в себе. Они больше подвержены развитию неврозов.

Работа с медлительными детьми требует большого терпения, внимания, понимания их психологических особенностей и проблем. Специальные исследования показывают, что систематические занятия, тренировки могут в определенной мере повысить скорость работы у дошкольников. Наиболее успешной такая тренировка будет для детей 4-6 лет. Именно в этом возрасте идет активное созревание нервных процессов. Если упустить время, то полностью компенсировать упущенное будет сложно.

Следующие рекомендации помогут взрослым более эффективно общаться и заниматься с медлительными детьми.

 Работа с медлительными детьми требует умения сдерживаться, не повышать голоса. Необходимо спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз без упреков и раздражения. Помните, что окрик и недовольство взрослых еще больше замедляет включение в деятельность медлительного ребенка.

 Необходимо избегать крайностей, когда за ребенка все делают взрослые, либо чересчур активно подгоняют его, упрекают. Не торопите, не подгоняйте ребенка, не напоминайте ему о его медлительности, неловкости. Предлагайте медлительному ребенку свою эпизодическую помощь в одевании, раздевании, выполнении умственных задач. Но постепенно уменьшать долю своего участия.

 Помните, медлительному ребенку нужно время на «раскачку». Не забывайте о перерывах, физкультминутках.

 Предоставьте ему дополнительное время для того чтобы он смог доделать какое-то задание, поделку или рисунок и т.п. без спешки. Даже если придется доделывать в несколько этапов.

 Чтобы помочь ребенку адаптироваться в социальной среде, постоянно тренируйте на подвижность его нервные процессы.

Игры для развития психомоторики
«Смотай клубок»
Это упражнение развивает координацию движений и моторику рук, что очень пригодится при письме. У каждого участника должно быть 4-5 цветных шерстяных ниток, каждая длиной 2 м.
Задача: смотать плотный клубочек одной рукой. Сперва правой (ведущей), а затем левой. Контрольное время: для ведущей руки - 20 сек., для другой - 25 сек. Через некоторое время у ребенка станет получаться лучше. Тогда возьмите более тонкие и длинные нити. Что делать с клубочками? Можно, например, на листе бумаги нарисовать котенка и корзинку. В корзинку «положить» клубочки, а самый красивый из них приклеить к лапкам котенка.
 
 Большее внимание в воспитании медлительного ребенка нужно уделять физическим упражнениям.
Игры со сменой темпа движений: Основная суть этих приемов - резкие переходы от медленного темпа движений к быстрому и обратно, причем время от времени даются и предельные скорости движений.
1) ходьба-бег-ходьба медленная;
2) хлопки ладонями медленно-быстро-медленно;
3) «бег» пальчиками (большим и указательным); для ребенка это довольно сложное задание, поэтому сначала пусть научится так «бегать» в обычном темпе; можете посоревноваться;
4) прыгать через прыгалку, меняя темп;
5) стучать по столу или на барабане (всеми пальцами или одним);
6) чертить палочки и ставить точки (для этого используйте тетрадь в клетку);
7) то же задание, но усложненное - ставить точки, чертить палочки и считать: «Один, два, три...» - до десяти.
 
«Бегу, иду, гуляю»
В этой игре ребенок идет по кругу. Скорость, с которой он это делает, зависит от того, какой сигнал подаст взрослый (или другой водящий). Если взрослый поднимает руку вверх, ребенок бежит как можно быстрее, если складывает руки на груди - малыш идет по кругу достаточно ритмично, а если водящий опускает руки вниз, то играющий идет очень медленно, как бы не спеша прогуливаясь. В случае, если ребенок не успевает перестроить свои действия в соответствии с сигналом, он получает штрафное очко. Набравший три штрафных очка считается проигравшим.
 
«Кошачьи коготки»
Все наверняка видели, как кошки, потягиваясь, выставляют свои коготки. Обычно они делают это медленно, получая удовольствие от собственной лени. Однако, если вдруг неподалеку показалась добыча, движения их лапок становятся стремительными.
В этой игре ребенок должен сжимать и разжимать пальцы рук в определенном темпе. Сигналом к смене скорости служат слова взрослого. Если взрослый произносит слово "солнышко", то ребенок старается представить себя котом (или кошкой), нежащимся на солнце, и медленно сгибать и разгибать пальцы. Если взрослый вдруг произносит слово "мышь", то ребенок делает те же движения очень быстро, как бы пытаясь не упустить кошачью добычу.

Полезны разного рода конкурсы и соревнования для детей и взрослых: кто быстрее оденется, разденется и т. д. Естественно, взрослые уступают, но дошкольники учитывая свои психологические возможности этого не замечают и пытаются выиграть, получая при этом удовольствие и похвалу.

Эстафеты.
Здесь возможны разные варианты, например, бежать, отбивая рукой воздушный шарик или мячик.
 Нельзя сравнивать медлительного ребенка с его подвижным сверстником. Быстрый темп дается медлительным детям большой ценой.
 Для воспитания работоспособности нужно менять виды деятельности; отдых должен быть более длительный.
 Особое внимание следует обратить на тренировку движений рук.
 
Игры с максимально быстрыми движениями:
«Точки»
За одну минуту нужно поставить наибольшее количество точек на листке бумаги. Кто больше поставит - тот победил.
«Быстрый дятел»
Возьмите вместе с ребенком по листу бумаги и карандашу. Разделите каждый лист на четыре равные части, проведя линии по горизонтали и вертикали. По сигналу (например, по хлопку) начните ставить точки в первом прямоугольнике, каждый на своем листе. По второму сигналу оба остановитесь. Посчитайте количество точек на листе у каждого. Тот, у кого их окажется больше, считается победителем. Следующий кон игры проводите в другом прямоугольнике. 
«Обмоталочки»
Берется длинная веревка, середина ее помечается узлом. Игроки встают по разные стороны веревки, закрепляют концы на поясе. По сигналу начинают крутиться, накручивая на себя веревку, пока не встретятся. Побеждает тот, на чьем поясе окажется узелок. 
«Горячий мячик»
Дети встают кружком, ведущий за кругом, спиной к детям. По первому хлопку дети начинают передавать друг другу мяч, от соседа к соседу, из рук в руки, по второму хлопку - останавливаются. Тот, в чьих руках оказался мяч, выходит из игры. Если мяч роняют - из игры выходят оба играющих, между которыми упал мяч. Побеждает оставшийся.

Рекомендации родителям

  • Для того чтобы занятия были эффективными, следует так организовать жизнь ребенка, чтобы все нагрузки были тренирующими.
  • Необходима специальная тренировка - ежедневные 10-15-минутные занятия. Создать такие условия совсем не сложно, но есть особая тактика, которую вы должны соблюдать: не спешите, не торопите ребенка, не нервничайте при этом сами, не дергайте и не подгоняйте его. Вы спешите? Это уже ваши проблемы.
  • Помните: любая спешка приведет к еще большему замедлению! Спокойно, без раздражения ждите, когда ребенок встанет (кстати, медлительные дети не вскакивают тут же с постели, они должны отойти от сна, минут 5-10 просто полежать), умоется, позавтракает. Лучше разбудите его пораньше... 
  • Не конфликтуйте вечером перед сном, не корите за долгие сборы ко сну. При этом вы и сами должны быть достаточно организованны - иначе успеха не будет.
  • Нужно облегчить ребенку выполнение всех повседневных дел: помочь в этом может четко организованный режим. Если ребенок привыкнет (это требует времени, поэтому наберитесь терпения) в одно и то же время вставать и ложиться спать, есть и делать уроки, если он будет знать, что предстоит, а что он уже выполнил, то справляться с медлительностью ему станет гораздо легче.
  • Непростой вопрос: можно ли действовать на копушу юмором? Да, можно пошутить над копушей - но по-доброму, без раздражения! Можно подчеркнуть это качество у себя - и пусть посмеется ребенок. Дадим ему возможность осознать свою медлительность и в то же время не чувствовать себя ущербным и неспособным. 
  • Наиболее успешна работа с использованием приема "медленно-быстро".
  • Хвалите ребенка и радуйтесь даже самым маленьким его достижениям. Этим вы поможете сыну или дочери сформировать самоуважение и веру в свои силы, которые понадобятся им в жизни ничуть не меньше, чем быстрота реакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Соблюдайте режим дня ребенка.

Уважаемые родители!            Весь день в детском саду дети живут, соблюдая определённый распорядок дня: завтрак, занятия, прогулки, обед, сон и т. д. Постарайтесь ...

Консультация для родителей "««Что нужно знать родителям о безопасности жизнедеятельности ребенка»»

Вашему малышу скоро исполнится четыре года. В этом возрасте дети обладают естественным любопытством, у них - масса энергии и воображения, им надо непременно узнать всё, что их окружает.По мере того, к...

Консультации для родителей на тему: "В игры играем - речь развиваем"

В консультации подобран методический материал на развитие дифференцированных движений пальцев рук....

Консультация для родителей "Как воспитать у ребенка любовь к труду"

Воспитание трудолюбия потребует от воспи­тателя большого терпения, знания возрастной физиологии, особен­ностей личности ребенка. Основы трудолюбия закладываются в семье. Подражание — важ...

Конспект родительского собрания. Пальчиками мы играем — речь ребенка развиваем». Консультация для родителей

Пальчиками мы играем — речь ребенка развиваем». Консультация для родителей«Пальчиками мы играем — речь ребенка развиваем». Консультация для родителейУ детей при...

Памятка для родителей "Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации"

Памятка для родителей "Как помочь ребенку в трудной жизненной ситуации"...

консультация для родителей " Как помочь детям справиться с фрустрацией"

Что такое фрустрация. И почему важно научить ребенка с ней справляться....