«Особенности групповых занятий в студии электроакустической музыки «АккСи+» 2020г
статья

Брызгалова Марина Олеговна

«Особенности групповых занятий

в студии электроакустической музыки «АккСи+»

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Брызгалова Марина Олеговна

Педагог дополнительного образования

               Государственное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

Дворец детского (юношеского) творчества

Кировского района Санкт-Петербурга

«Особенности групповых занятий

в студии электроакустической музыки «АккСи+»

В настоящее время происходит изменение всей системы дополнительного образования, появляются новые программы, формы, методы и технологии обучения, разработка которых - одно из приоритетных направлений процесса модернизации. При этом социальный заказ общества отражается в популярности того или иного направления дополнительного образования. Электронный клавишный синтезатор занимает одну из лидирующих позиций среди желающих обучаться музыке, создает прекрасные возможности для творческого музыкального самовыражения учащихся, открывает мир музыки с совершенно другой стороны, о которой они даже не догадывались: область электронной аранжировки музыки – музыкальной деятельности нового типа, без которого немыслимо электронное музицирование.

В 2011году  в ГБУ ДО Дворец детского юношеского творчества Кировского района Санкт-Петербурга появился новый творческий коллектив -  студия электроакустической музыки «АккСи+». «АккСи+» - это содружество прекрасного и живого звука Аккордеона и многогранного инструмента-оркестра Синтезатора. Большую роль в становлении студии сыграл опыт использования синтезатора как аккомпанирующего инструмента (с 2003г) в ансамбле аккордеонистов «АккСи+» в ДДЮТ «На Торжковской» (сейчас «Китеж плюс»), в котором и зародилось наше музыкально-электронное творчество. Увидев огромные возможности синтезатора и стабильное проявление интереса учащихся к новому инструменту, постепенно сложилась методика работы по обучению игре на синтезаторе, созданию аранжировок, обогащению творческого развития учащихся. Клавишный синтезатор довольно быстро занял лидирующие позиции, и стал использоваться не только в составе ансамбля аккордеонистов, но и для сольной игры учащихся, влюбленных в этот чудо-инструмент. Внедрение в педагогическую практику клавишного синтезатора открывает новые возможности в многогранной творческой деятельности, и одного процесса самообразования и практической деятельности становится недостаточно, т. к. владение электронным музыкальным инструментом требует определенных знаний и навыков. И мне представилась такая возможность, когда в ЦТР и ГО «На Васильевском», совместно с городским Центром развития дополнительного образования СПб, были организованы  курсы повышения квалификации и  городское учебно-методическое объединение,  способствуя профессиональному росту и развитию педагогов системы дополнительного образования, использующих в образовательном процессе электронные музыкальные инструменты. Популяризация клавишного синтезатора привела к введению номинации «Синтезатор» в конкурсы инструментальной музыки, а также к организации конкурсов электроакустической музыки различных уровней, в которых юные музыканты студии «АккСи+» участвуют и становятся Лауреатами с 2012г., выступая как соло, так  и ансамблем.

Занятия в студии ведутся  по двум образовательным программам:

-«Синтезатор - инструмент-оркестр» реализуется в системе дополнительных платных услуг, наиболее эффективно позволяет развивать индивидуальные способности  учащегося;

-«Инструментальный ансамбль «АккСи+» одна из самых интересных и доступных форм обучения совместному музыкальному творчеству.

Традиционно обучение детей игре на клавишном синтезаторе, как и на других инструментах, осуществляется в форме индивидуальных занятий. Достоинства такого обучения очевидны: реализуется в полной мере индивидуальный подход к учащемуся, устанавливается тесный контакт преподавателя и ученика, учащийся не отвлекается, он полностью вовлечен в учебный процесс. Изначально в  программе «Инструментальный ансамбль «АккСи+», отводились часы на индивидуальные, малые групповые и групповые занятия, где  учащиеся имели возможность в индивидуально-групповой форме занятий овладеть игрой на двух инструментах: аккордеоне и синтезаторе. Постепенно индивидуальные и малые групповые занятия перешли в систему платных услуг, которые, к сожалению, доступны далеко не всем желающим научиться играть на каком-либо инструменте, да и времени на индивидуальные педагогические часы, из-за увеличивающегося с каждым годом числа бюджетных групп, становится все меньше.

С 2013г занятия в нашей студии проводятся только в группах, в каждой  из которых  не менее 15 детей 1-го года обучения, 12 учащихся 2-го, и не менее 10 учащихся с 3-го года обучения. На первый год обучения принимаются дети от 7 до 15 лет без специальной подготовки, но я стараюсь  учитывать  психолого-возрастные особенностей личности ребенка,  и формировать группы 7 - 9 лет или 10 – 12 лет (это могут быть  и 2 группы 1-го года обучения, тогда надо набрать не менее 30 желающих обучаться в студии). Набор в ансамбль осуществляется в процессе предварительного прослушивания, на котором педагог проводит тестирование музыкальных способностей учащихся, определяется степень заинтересованности в музыкально-творческой деятельности, визуально определяется физическое и психическое здоровье ребенка.

Групповые занятия по обучению игре на клавишном синтезаторе несомненно имеют ряд положительных особенностей. Это эффективное формирование у учащихся учебной мотивации, сценического поведения, артистизма, самостоятельности, учебной активности, знаний, а также развитие коммуникативных способностей, активная социализация, реализация воспитательных функций, личный исполнительский пример педагога, учебно-творческие мероприятия. А коллективное ансамблевое исполнение создает наиболее благоприятные условия для развития творческого потенциала обучающегося. Это одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. В коллективе дети чувствуют себя намного увереннее и проявляют свои способности наиболее ярко. С одной стороны, присутствующий в коллективе дух товарищеского соперничества не только рождает заинтересованность, но и придаёт атмосфере занятий динамичность и приподнятость. С другой стороны, в коллективе необходимо чувство слаженной, совместной стройной игры, которая возможна после продолжительного общения ребят друг с другом. Именно в коллективе воспитываются такие качества, как взаимопонимание, чувство ответственности, инициативность, дисциплинированность. По мнению академика Б.В. Асафьева, ребенок, активно осваивающий  коллективные  формы  музыкального исполнения, способен качественно по-иному, более глубоко и полно  воспринимать музыкальное искусство.

Многие  преподаватели по классу ЭМИ  используют положительные стороны групповых занятий наряду с традиционными индивидуальными уроками, но чаще это занятия в малых группах: дуэты, трио, другие ансамбли синтезаторов. И  все они  формируются  из детей уже владеющими навыками игры на инструменте. Между тем, учебно-методическaя литературa, посвященная синтезатору, направлена на индивидуaльную форму обучения и не рассматривает вопросов начального обучения детей игре на синтезаторе в группе.

Внедрение групповой формы занятий начального обучения игре на синтезаторе является новым, и даже пугающим своими  сложностями в плане организации и дисциплины, моментом в работе педагога. Так как  дети, приходящие в коллектив, не имеют музыкальной подготовки и не владеют игрой на инструменте, работа группы ведется с «чистого листа». И здесь на первый план выходит более важное и главное, нежеле скорость обучения игре на инструменте, которая, несомненно, падает без индивидуальных занятий, это создание сплоченного коллектива! Нужно увлечь, любыми способами заинтересовать и сделать все, чтобы детям было интересно на занятиях. Это игры на знакомство, снятия напряжения, придумка названия группы ансамбля, упражнения на сплочение, знакомство и приобщение к традициям студии.

Я считаю, что необходимо  создать условия, при которых учащийся испытывает череду эмоций. Ведь когда задействованы чувства и эмоции учащихся, учебный процесс проходит конструктивнее.

Сначала удивление: «Неужели этому можно научиться?»

Потом восхищение: «Как здорово!»

И, наконец, восторг: «И я так могу!»

Также учебный прoцесс, осуществляемый на оснoве группoвой формы обучения, будет бoлее эффективным, если сoблюдать следующие педагoгические услoвия: учет психолого-возрастных осoбенностей личности, моделирование ситуаций концертного выступления, взаимообучение учащихся, развитие артистизма, организация различных учебнo-твoрческих мероприятий, создание благоприятного психологического климата и творческой атмосферы, использование компьютерных технологий и интернет-ресурсoв.

С введением в учебный процесс групповых занятий, появились и  новые формы взаимодействия педагога и учащихся, при которых происходит активизация учащихся. Наиболее продуктивными формами  групповых  занятий являются такие,  как:   занятие-игра,  практическое занятие, творческий зачет,  технический зачёт, зачёт по теории, репетиция,  творческая   встреча,  концерт,  конкурс, фестиваль,  праздник,  открытое занятие.   При этом  особенно эффективны следующие виды учебной деятельности: индивидуализированная работа с каждым учащимся (например, поправляет Настю, которая неверно держит кисть, напоминает Саше, что он давно не играл, просит Арину помочь Ане сделать правильную настройку на синтезаторе), игра в ансамбле, взаимообучение учащихся, беседа, выступления учащихся друг перед другом в классе, прослушивание аудио- и видеозаписей, конкурс среди учащихся студии, концерт учащихся студии, концерт профессионального музыканта или музыкального коллектива, мастер-класс, внеклассное мероприятие.

Перечислю некоторые задачи обучения в студии «АккСи+»:

Обучающие:

  • дать базовые знания по музыкальной грамоте и теории музыки;
  • сформировать систему знаний, умений, навыков игры на синтезаторе, аккордеоне;
  • сформировать систему знаний, умений, навыков ансамблевого исполнения;
  • познакомить с художественными возможностями синтезатора, аккордеона;
  • научить исполнительской технике на инструментах;
  • дать базовые знания по созданию электронной аранжировки на синтезаторе;
  • научить самостоятельной работе в совершенствовании навыков музыкально-творческой деятельности;
  • дать базовые знания, умения и навыки музыкального сочинения, подбора по слуху;
  • приобрести навыки выступлений на сцене

Развивающие:

  • развивать  музыкальную память;
  • развивать музыкальный и гармонический слух;
  • развивать чувство ритма;
  • способствовать развитию эмоциональной отзывчивости и художественного вкуса;
  • способствовать развитию артистических способностей;
  • развивать координацию движения рук во время игры и переключения функций;
  • способствовать развитию творческого потенциала.

Воспитательные:

  • пробудить интерес к ансамблевому исполнению музыкальных произведений, музыкальным занятиям;
  • сформировать чувство уважения к традициям коллектива ансамбля и чувство ответственности за участие в репетиционной и  концертной деятельности;
  • пробудить интерес к созданию аранжировки музыкальных произведений;
  • воспитывать самостоятельность, трудолюбие, дисциплинированность, целеустремлённость и творческую активность;
  • воспитывать  чувство товарищества и личной ответственности;
  • воспитывать устойчивость к стрессовым ситуациям во время выступлений;
  • воспитывать образованного, художественно развитого музыканта–любителя, просвещенного слушателя музыки с хорошим вкусом, музыкальной культурой;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость, способную к сопереживанию.

По учебному плану программы обучения каждая группа студии занимается 2 раза в неделю по  2 учебных часа.  Занимаясь в нашем коллективе, ребята приобретают навыки музицирования на любимых инструментах, знакомятся с нотной грамотой, основами гармонии, аранжировки. Приобретают  навыки игры соло и в ансамбле, опыт концертных и конкурсных  выступлений.

Отдельно хочу остановиться на традиционном конкурсе солистов нашей студии  «Я уже артист» (для 1-го года обучения) и «Моя аранжировка». Благодаря нашему волшебному инструменту (пока у нас 8 синтезаторов Yamaha psr-e 443 и одно электропианино Casio) и возможности работать в наушниках, я стараюсь выстроить работу таким образом, чтобы каждый ребенок смог играть соло, а не только свою партию в ансамбле.  При работе над репертуаром мы последовательно учим все партии ансамблевого произведения (4-6 тем), затем подбираем гармонию в режиме автоаккомпанемента, соединяем 2-мя руками и далее начинается захватывающий творческий процесс по созданию собственной аранжировки каждым учащимся.  Конечно, в группе 1-го года обучения это простая одноголосная мелодия в До-мажоре, главные трезвучия в левой, начальные навыки игры с аккомпанементом, управление настройками синтезатора, первая аранжировка и первый выход на сцену. На наших конкурсах у всех ребят есть возможность продемонстрировать свои навыки владением инструментом, а их родителям увидеть реальные успехи своих детей в обучении игре на синтезаторе. У родителей укрепляется вера в возможности детей, их таланты, приходит понимание приобретения синтезатора для домашнего музицирования.

Чтобы наша студия «АккСи+» жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей. Совместной работе с родителями я стараюсь уделять особое внимание через атмосферу сотворчества внутри коллектива, проводя совместные мероприятия: традиционные Новогодние и отчетные концерты студии, конкурс портфолио обучающихся, конкурсы солистов «Я уже артист», «Моя аранжировка», «Звезда «АккСи», дискотеки с забавными играми, музыкальные посиделки - сокопития, походы на концерты, творческие видео - отчеты, видео-уроки, праздники. Для решения организационных вопросов проводятся родительские собрания, он-лайн беседы, есть группа нашей студии в «контакте». Такое тесное общение с родителями коллектива приносит новый импульс в создании настоящего содружества педагога – ребенка – родителя.

Сегодня в  студии электроакустической музыки занимаются около 60 юных музыкантов от 5 до 18 лет.  Это  четыре сплоченных и дружных ансамбля со своими названиями и репертуаром: уже ставшие Лауреатами конкурсов «Музыкальные вирусы» и «Озорные нотки», делают первые шаги в мир музыки: «Магнит» и «Музыкаторы». В студии есть и свои звездочки-солисты, юные музыканты имеют еще и свой сольный репертуар, которым радуют нас на концертах, участвуют в конкурсах, где становятся Лауреатами.

В заключении хочется еще раз oтметить несoмненную ценнoсть занятий учащихся в группе, где всегда возникают осoбые отнoшения совместногo творчества, причастнoсти общему делу, что спосoбствует взаимообогащению и партнерским, дружеским отношениям между учащимися и педагогом. oднако в музыкальном образoвании эти тенденции носят скорее характер новатoрства и требуют дальнейшего изучения, разрабoтки и развития методики групповых занятий начального обучения игре на клавишном синтезаторе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности групповых занятий в студии электроакустической музыки «АккСи+»

Статья по теме: «Особенности групповых занятий в студии электроакустической музыки «АккСи+»...

Статья «Творческие встречи - способ мотивации создания мобильного коллектива студии электроакустической музыки «АккСи+»

laquo;Творческие встречи - способ мотивации создания мобильного коллективастудии электроакустической музыки «АккСи+»...

«Современные формы коммуникаций с родителями в студии «АккСи+»

laquo;Современные формы коммуникаций с родителями в студии «АккСи+»...

Презентация «Особенности групповых занятий в студии электроакустической музыки «АккСи+» 2020г

Презентация «Особенности групповых занятий  в студии электроакустической музыки «АккСи+» 2020г...

Внутренний конкурс солистов студии "АккСи+" 1-го года обучения «Я уже артист»

Внутренний конкурс солистов студии "АккСи+" 1-го года обучения «Я уже артист»...

Внутренний конкурс солистов «Моя аранжировка» Студии электроакустической музыки «АккСи+» 5 декабря 2021г.

Внутренний конкурс солистов «Моя аранжировка» Студии электроакустической музыки «АккСи+» 5 декабря  2021г....

Особенности групповой работы с учащимися содержащимися в пенитенциарных заведениях: метод беседы «Роль семьи в жизни человека».

Групповая работа с учащимися, содержащимися в пенитенциарных заведениях, представляет собой важную и эффективную меру для их ресоциализации. Один из способов достичь этой цели - проведение групповых б...