Финансовая грамотность - требование времени
статья
Финансовая грамотность в современном мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе компетенций человека. Финансовая грамотность необходима взрослым гражданам для управления личными финансами, оптимизации соотношения сбережения - потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, и, конечно, для планирования пенсионного обеспечения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_trebovanie_vremeni_2017.docx | 28.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Финансовая грамотность - требование времени
Кумакшева Т.Е., методист ГБПОУ «НТГХиП»
Финансовая грамотность в современном мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе компетенций человека. Финансовая грамотность необходима взрослым гражданам для управления личными финансами, оптимизации соотношения сбережения - потребление, оценки рисков и принятия разумных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами, и, конечно, для планирования пенсионного обеспечения. [6,7]
Требования общества сделали проблему финансового воспитания достаточно актуальной, поскольку экономические категории, такие как труд, вещи, стоимость, деньги связаны с жизнью любого человека.
Важность финансового воспитания признавали русские ученые‐педагоги еще в XIX веке. К.Д. Ушинский в работе «Труд в его психическом и воспитательном значении», поставил задачу подготовки подрастающего поколения к экономической жизни общества [2]. В педагогических трудах А.С. Макаренко большое место отводится воспитанию сознательного хозяина. Для этого воспитанники должны знать «экономическую целесообразность и сущность производственного процесса, способы эффективного труда, а также включаться в хозрасчетные отношения, ибо хозрасчет ‐ замечательный педагог, позволяющий реально ощутить плоды своей работы, хозяйственные заботы, ответственность за порученное дело» [4].
Рассмотрим определение финансовой грамотности представленные как в зарубежных, так и в российских работах ученых.
В работах зарубежных ученых для определения финансовой грамотности как социального понятия используется два термина: «financial literacy» и «financial capability». Необходимо подчеркнуть, что оба определения используются в официальных документах организаций, которые задают мировые стандарты изучения финансовой грамотности – Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирный банк (The World Bank). Эксперты Всемирного банка, в качестве рабочего определения приняли «финансовую грамотность (financial capability)» как внутреннюю способность действовать для достижения лучших финансовых интересов, с учетом социальноэкономических условий окружающей среды. Поэтому она включает в себя знания, установки, навыки и модели поведения потребителей в отношении управления их ресурсами и понимание, выбор и использование финансовых услуг, которые соответствуют их потребностям»[5, с. 7].
В работах Российские ученые, «финансовая грамотность» понимается как: совокупность знаний и умений, способностей, самостоятельности, адекватной самооценки, эмоционально – волевой регуляции и поведенческих проявлений личности [3, с. 68–72]; знание о финансовых институтах и предлагаемых ими продуктах, а также умение их использовать при возникновении потребности и понимание последствий своих действий [1, с. 133–141]; эффективное управление личными финансами, краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование, учет доходов и расходов, оптимизация соотношения между сбережениями и потреблением [8, с. 74]. Как видно подходы ученых к определению понятия «финансовая грамотность» тождественные.
В последнее десятилетие во многих развитых и развивающихся странах мира все большее внимание уделяется проблематике повышения финансовой грамотности населения. В Правительство Российской Федерации уделяет данной проблеме большое внимание (таблица 1).
Таблица 1
Обзор документационного обеспечения
Дата | Содержание | Мероприятие |
2006 г. | Правительство РФ, Центральный банку, Ассоциации российских банков - развитие национальной банковской системы | Система мер, направленных на повышение финансовой грамотности и информированности населения в области банковской деятельности и банковских услуг |
2008 г. | Формирование в России международного финансового центра | Продолжить работу по улучшению финансовой грамотности населения, формировать в целом позитивное отношение и к финансовым институтам. |
2008 г. | Общефедеральная программа «Финансовая культура и безопасность граждан России» | Молодежь - приоритетная целевая группа. |
29.12.2008 г. | Программа «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года». | Правительство Российской Федерации план реализации стратегии |
2009 г. | Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации | Реализация концепции через проекты |
2011 г. | Министерством финансов РФ совместно с Всемирным банком разработали проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации». | Реализация пилотного проекта в Волгоградской, Тверской и Калининградской области |
2016 г. | РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институтом экономической политики имени Е.Т. Гайдара | Программа «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности» |
апрель 2016 г. | «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (ФМЦ) структурное подразделение НИУ ВШЭ | Методическая поддержка. УМК и видео лекции по Финансовой грамотности https://fmc.hse.ru/ |
май 2016 г. | Минфин сайт «Вашифинансы.рф». | Уникальная онлайн-библиотека материалов http://xn--80aaeza4ab6aw2b2b.xn--p1ai/ |
май 2016 г | Нижегородский институт управления филиал РАНХиГС «Региональный методический центр» | Банк методических разработок http://niu.ranepa.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/finansovaya-gramotnost/bank-metodicheskikh-razrabotok/ |
На уровне стратегии развития страны повышение финансовой грамотности населения уже рассматривается как важнейший фактор развития. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года повышение финансовой грамотности названо среди основных направлений формирования инвестиционного ресурса. Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года и Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации рассматривают вопросы повышения финансовой грамотности населения в качестве важного фактора развития финансового рынка в России, повышения стабильности финансовой системы и повышения общей конкурентоспособности российской экономики [6].
В настоящее время проект по повышению уровня финансовой грамотности находится на стадии реализации. Информационная поддержка в системе интернет осуществляется на сайте: «Вашифинансы.рф»; «ФМЦ по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» https://fmc.hse.ru.; Школа личных финансов http://guide.aonb.ru/finance.html и других. Для лучшей информированности разных групп населения организуются Всеросиийских недель по тематики финансового просвещения.
В рамках «Всероссийской неделя сбережения» ежегодно всем гражданам России предоставляется возможность посетить бесплатные информационно-просветительские онлайн и оффлайн мероприятия, посетить уникальную онлайн-библиотеку материалов, принять участие во Всероссийском экзамене по финансовой грамотности, получить консультации ведущих экспертов.
Во время «Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи» на территории Российской федерации организуются образовательные мероприятия.
Впервые в России разработанная целостная система учебных курсов для дополнительного образования обучающихся - «Финансовая грамотность».
Для каждого курса создан учебно-методический комплект, включающий материалы для обучающихся, учебную программу, методические рекомендации для педагога, контрольные измерительные материалы и материалы для родителей.
Учебные материалы содержат значительный объём информации, что позволяет использовать их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности — для самообразования обучающихся, реализации их индивидуальной образовательной траектории, совместной работы с родителями.
Рекомендации по внедрению курса «Финансовой грамотности» в образовательный процесс в средние профессиональный организации представлен в таблице 2.
Таблице 2
Внедрение курса «Финансовая грамотность»
Вид образовательной деятельности | Мероприятия |
Учебная деятельность | Корректировка рабочих программ дисциплин «Обществознание», «Экономика». Проведение интегрированных занятий. Корректировка программы учебной практики по профессии «Контролер банка». |
Внеурочная деятельность | Участие во «Всероссийской неделе сбережения», «Всероссийской неделе финансовой грамотности для детей и молодежи». Семинар-практикум, КВН, факультативные занятия. Школа личных финансов http://guide.aonb.ru/finance.html |
Дополнительное образование | Кружок «Финансовой грамотности» |
Внеклассная деятельность | Классные часы в форме деловых игр, практикумы, квесты. Встречи с работниками финансовой сферы, пенсионного фонда. Экскурсии |
Работа с родителями | Лекции. Беседы. Семинар-практикумы. Совместные мероприятия. |
Внедрение в образовательный процесс мероприятий по финансовой грамотности способствует формированию в обучающихся рационального отношения к деньгам, планировать потребности своего жизненного цикла и в целом более ответственно относится к своему будущему. Грамотный потребитель финансовых услуг лучше защищен от мошеннических действий в области финансов.
Реализация мероприятий позволит решить задачи поставленные «Национальной программой повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации», привлечение средств граждан в экономику страны, развитие конкуренции на финансовых рынках и укрепление финансовой стабильности.
Литература:
- Абрамова С.Б. Социологический подход к исследованию денег: основания и перспективы / С.Б. Абрамова // Известия Уральского государственного университета. – Сер. 3, Общественные науки. – 2009. – №4. – С. 133–141
- К.Д. Ушинский. Труд в его психическом и воспитательном значении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biografia.ru/arhiv/470.html.
- Кузина О.Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы) [Текст] / О.Е. Кузина // Деньги и кредит. – 2012. – №1 – С. 68–72.
- Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.makarenko.edu.ru/biblio.htm.
- «Making Sense of Financial Capability Surveys around the World» A Review of Existing Financial Capability and Literacy Measurement Instruments, 2013, The World Bank Publishing. – 199р.
- Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации Москва 2009.- [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://refdb.ru/look/2961103.html
- Никулина М. Н. Развитие финансовой грамотности школьника как педагогическая проблема [Текст] / М. Н. Никулина, С. Н. Жданова // Приоритетные направления развития науки и образования : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 4 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (7). — С. 169–170. — ISSN 2411-9652.
- Результаты социологического исследования НАФИ (по заказу Всемирного банка). – М., 2011. – 74 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"
Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"...
Презентация по финансовой грамотности "Личная финансовая безопасность. Защита от финансового мошенничества"
Финансовое мошенничество — совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.Презентация р...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»
Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка составлена для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...
«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА БАЗЕ ОГАПОУ «АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»»
Развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является закономерным, поскольку достаточный уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни, финансовой безопасности гр...
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...
ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Финансовая грамотность»
ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Фин...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ТЕМА: «ЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН»
Методическая разработка открытого урока является приложением к проведению урока по дисциплине «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 2 курса среднего профессионального образования...