Классный час музейно-игровой "Русская изба-мини музей"
классный час
Предварительный просмотр:
Классный час «Русская изба – мини музей»
Цель занятия: способствовать развитию представлений школьников о приоритете духовных ценностей над материальными и приобщению к народному творчеству.
Задачи: привитие любви и уважения к народным традициям, расширение представлений учащихся о культуре русского народа, привитие любви к семье и близким, воспитание отзывчивости, щедрости, желания доставлять радость другим людям, формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего, будущего.
Формирующиеся ценности: приоритет духовного над материальным, бескорыстие, любовь к ближнему, сострадание, преемственность поколений. Продолжительность занятия: 20 минут.
Рекомендуемая форма занятия: музейно – игровая.
Комплект материалов: сценарий, убранство русской избы.
Содержательные разделы занятия:
Часть 1. Вступительная часть (мотивационная)
Часть 2. Основная часть. Актуализация знаний.
Часть 3. Заключительная. Подведение итогов, рефлексия
Часть 1. Вступительная
Учитель: для классного часа приглашаю вас на Крещенские посиделки в библиотеку. (Встреча гостей скоморохами и караваем.)
Скоморох (Варя):
Тень, тень, потетень,
Возле города плетень,
Собирайтесь под плетень
Все, кому играть не лень!
Скоморох (Александра)
Ой, вы гости – господа,
Заходите все сюда! (обращение к жюри)
Ну-ка, детки – ребятня, (обращение к ребятам из 8 в, которые сидят на диванчике в холе)
Здесь у нас пойдет игра.
Скоморох (Варя):
Рады всех вас повстречать
Будем праздник начинать!
Красны девицы (Злата, Катя, Алина):
Катя держит каравай, а Злата говорит:
С Караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
-Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб-соль из рук! (подаете каравай – каждый из жюри отламывает и макает в соль, а в это время Злата говорит слова):
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье, наша сила,
В нем, чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.
Девица (Алина):
Каравай! Ах, красота!
Хлеб такой для торжества.
Не у всякой мастерицы
Может хлеб такой родиться! (угощают гостей, проходят все в избу)
Часть 2. Основная часть. Актуализация знаний
Дорогие ребята, сегодня мы с вами прокатимся на машине времени и отправимся в прошлое на двести лет назад, в девятнадцатый век. Итак, сегодня мы крестьянские дети, живущие 200 лет назад. Как ты думаешь, какое бы у тебя было имя? Скорее всего, Ивашка (Иван) и Маняшка (Мария) – это были самые распространенные имена. А жили бы вы непременно в деревне, так как в то время каждый 10 житель жил в сельской местности. И какой бы у вас был дом? Обычная русская изба!
Учитель: Мало дела, много слов. Загадку вам хочу я загадать, а кто отгадает получит сверток берестяной.
Загадка о печке:
Мать толста
Дочь красна,
Сын – бес,
Долетел до небес. (Если отгадали, то выдаем берестяной сверток из корзинки) Подсказка: Пироги то откуда доставали? (Из печи)
«Красна изба углами, а печь пирогами». Что это значит? (выслушиваются ответы учащихся – красна значит красива, хороша, а в хорошей печи и пироги должны получаться, что пальчики оближешь.
Учитель: Правильно ребята, у наших предков было такое выражение «плясать от печки». Как вы думаете почему так говорили? (ответы учащихся заслушать: да потому что при постройке избы сразу решали самый важный вопрос – где сложить печь. И все остальное размещали в зависимости от расположения печки). В нашем воображаемом доме печь стоит слева от входа. И там, где стоит печь место называется печной угол. Печь большая и занимает много места, но она и дел много делает: и греет, и кормит, и светит, и моет, и сушит, и даже лечит.» Всякая хвороба отцепится, если прогреть все косточки. Есть у печки и необычное умение. Знает она какая будет погода. Как определить? Если дрова горят с терском –к морозу, если гудит –к бурану. И потому как дым из трубы стелется, и по цвету пламени….
Учитель: Ну что ж, следующая загадка. Я загадываю, а вы слушайте внимательно:
«Его край – и под елью рай, а его ни куска – и в полатях тоска» (хлеб)
Учитель: Правильно ребята, это хлеб. Говорили так: «худ обед, коли хлеба нет», (а еще какие поговорки о важности хлеба знаете «хлеб всему голова»). Пекли хлеб из ржаной муки, иногда добавляли лебеду, иногда сосновую кору, а позже разваренный картофель. Сытно…ммм (показать хлеб)
Учитель: Есть такое слово - утварь, произошло оно от какого слова, как думаете? (правильно – творить). Разные предметы обихода, сделанные человеком. В избе много утвари, она не только нужная, но и красивая.
Отец много работает: пашет, сеет, плотничает, рыбачит, сено косит, дрова заготавливает, а мать занимается домашним хозяйством.
Давайте посмотрим какие вы знаете предметы домашней утвари – (учащиеся называют и показывают: ухват, чугунок, лоскутное одеяло, крынка, кружка…
Загадка про прялку:
Пляшу по горнице с работаю моею,
чем больше верчусь, тем больше толстею.
Учитель: Ай, да молодцы – получайте 3 сверток. НЕ зря говорили: Какова пряха, такова и рубаха! Девочки с 6 лет начинают прясти пряжу. И были у них специальные детские прялки. Для того, чтобы работать было веселее, пели песни (песня под гитару) А из чего пряли? Слушайте следующую загадку:
Били меня, колотили,
во все чины производили,
на престол с царем посадили.
Кто угадает, о чем речь?
Дополнительная загадка (если не угадают):
В поле рос, нам скатерть принес.
Учитель: пряли и из шерсти, и из льна, немного грубоватые может, но зато натуральные. В основном ткань из льна была серого цвета. Холсты в обычно белили на солнце. А если цветную, то чем красили? (кора, листья, цветы).
А какую одежду носили тогда (переходим к костюму)
Рубахи были широкие и длинные, почти до колен. Под мышками выкраивали ластовицы, чтобы было удобнее работать. Рубахи подпоясывали тоненьким пояском и носили поверх портов. Зимой надевали овчинные тулупы и валяные шапки. Крестьянки были одеты в рубахи, сарафаны.
На ногах лапти – плели из лыка липы, вяза, вереска. Искусство плетения крестьянин освоил в совершенстве.
А теперь нарядим крестьянскую девочку и мальчика. Ну ка, кто быстрее (музыку веселую народную)
Мы с вами хорошо поработали: печку натопили, хлеб испекли, льна напряли, нарядились и теперь мы готовы праздновать. А какой праздник был вчера? (выслушиваются ответы учащихся) Правильно Крещение. А что это за праздник? (Крещение — один из 12 главных христианских праздников. Согласно Евангелию, в этот день Иисус Христос крестился в реке Иордан. В народных традициях в Крещение завершаются Святки. «Крещение» с греческого — «погружение в воду». В первом столетии в водах реки Иордан совершал это таинство Иоанн Креститель. Проповедник призывал людей к покаянию и смывал грехи, очищая от скверны.) Кто-нибудь окунался, ребята?
Крещенскую воду в Крещенский сочельник и сам праздник Крещения можно пить в течение всего дня. Даже дома из крана вода считается целебной в этот день.
Часть 3. Заключительная. Подведение итогов.
За время игры у вас появились берестяные свитки. Пришло время узнать, что же у Вас получилось. (Ребята складывают слова).
Мои хорошие, а что это значит? Какими еще синонимичными выражениями можно подобрать к этому высказыванию? (выслушиваются ответы учащихся)
Ребята, наш классный час подошел к концу. А что мы сегодня с вами узнали, какова цель нашего занятия? (выслушиваются ответы)
Народные традиции и обычаи представляют собой уникальную связь, это «мост», связывающий прошлое и будущее. Прошлое – это наши корни. Большое количество традиций связано с семейной жизнью. Вот сегодня мы погрузились с вами в быт крестьянской семьи. Да, он отличается от современности, но это генетический код русского человека, это наша с вами «душа» и «сила»!
Скоморох (Варя)
Мы гордимся стариною
Стала нам она родною.
И за день мы утомились.
Ведь играли, веселились.
Скоморох (Александра)
А сейчас мы отдохнем,
И пойдем чайку попьем.
Дополнительная информация
Ребята, а куда гостей посадим в доме? Правильно в Красный угол – там находится «божница» или шкафчик для икон. Зайдет гость в дом и сразу же поклонится и перекрестится. А перед иконами горит лампадка, как живой светлячок в доме.
Очень важная деревенская мебель –это лавка. В доме их много и все они разные. Все спят в избе на лавках.
Загадки: зашел в дом – всех собрал. (стол)
Черный конь- скачет в огонь.
Воспитывать пока поперек лавки лежит, что это значит? (Пока маленький)
Красный угол – угол с иконой напротив входа. Гостей сажали в Красный угол.
Светец – подставка для лучины.
Одежду хранили в сундуках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация по теме "музей мадам тюссо"
презентация для интерактивной доски по английскому языку для учащихся 5-6 классов. тема "музей мадам тюссо"...
Классный час "Санкт-Петербург - музей под открытым небом"
Классный час "Санкт-Петербург - музей под открытым небом". Цель классного часа - показать учащимся ценность памятников архитектуры и объектов культурного наследия города. Сформировать интере...
Классный час в музее
29 сентября 2020 года на классный час мы с группой 211 посетили музей истории колледжа. Руководитель музея Людмила Васильевна все нам показала и рассказала. Студентам очень понравилось, особенно про М...
Классный час . Виртуальная экскурсия в Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского г. Калуга
Классный час ко дню космонавтики в формате виртуальной экскурсии в Государственный музей истории космонавтики имени К. Э. Циолковского г. Калуга.Цель образовательная: познакомить обучающихс...
Экскурсия в музей А.С.Пушкина Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина
Экскурсия в музей А.С.ПушкинаМемориальный музей-квартира А. С. ПушкинаВ этом доме, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин с семьей поселился в сентябре 1836 г., и эта квартира стала пос...
Экскурсия в музей А.С.Пушкина Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина
Экскурсия в музей А.С.ПушкинаМемориальный музей-квартира А. С. ПушкинаВ этом доме, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин с семьей поселился в сентябре 1836 г., и эта квартира стала пос...
Достижения, классное руководство КСК-113 2023 - 2024. Городские мероприятия. Олимпиада "Музеи. Парки. Усадьбы". Дипломы.
Достижения, классное руководство КСК-113 2023 - 2024. Городские мероприятия. Олимпиада "Музеи. Парки. Усадьбы". Дипломы....