Факторы, влияющие на эффективность внедрения инноваций в образовательный процесс.
статья
В статье рассматривается понятие инновации, готовности учителя к инновационной деятельности. Определены факторы, влияющие на эффективность внедрения инноваций в образовательный процесс.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«Павлово-Посадский техникум»
Факторы, влияющие на эффективность внедрения инноваций в образовательный процесс.
Подготовила
Дугушкина Татьяна Геннадьевна
2022 г.
Говоря об инновациях, необходимо дать понятие инновационного процесса, который представляет собой комплексную деятельность "по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств" — охватывает множество различного рода изменений в образовательной системе. В то же время, приведенное определение содержит в себе принципиальное положение о том, что инновационный процесс — это деятельность, следовательно, он обязательно должен быть целенаправленным, регулируемым, контролируемым. Инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса (тогда как традиционная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой обеспечивается стабильность образовательного процесса). Формирование инновационной деятельности как личностный компонент учителя есть процесс многофакторный, поэтому важно четко представлять ожидаемые результаты и, соответственно, правильно и эффективно строить и реализовывать процесс формирования инновационной деятельности в условиях модернизации образования. Для этого необходимо учитывать факторы, влияющие на эффективность инновационной деятельность и на степень активности участия учителей в инновационном процессе, которые, наряду с разнообразными моделями и специфическими особенностями инновационного процесса, рассматриваются в исследованиях по педагогической инноватике в работах В.И. Загвязинского, B.C. Лазарева, А.В. Лоренсова, З.Ф. Мазура, Б.П. Мартиросян, М.М. Поташника, Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, Н.Р. Юсуфбековой и др.
Выделенные исследователями факторы интенсивности и эффективности инновационных процессов можно разделить на две группы. Приведенные факторы имеют значение в условиях производственной деятельности, однако при реализации инновационной деятельности в школе их учет также необходим для обеспечения ее эффективности.
К первой группе факторов относятся те, которые определяют восприимчивость организации к новшествам. Данная характеристика организации определяет скорость обнаружения вовне полезных для себя новшеств. Можно выделить три группы факторов, определяющих уровень организации:
- Психологические характеристики персонала (установки руководителя к нововведениям; профессионализм руководителя; заинтересованность руководителя в служебном росте; склонность руководителя к риску; информационные контакты в коллективе организации; осведомленность персонала о новшестве; мотивированность персонала на изменения; образовательный уровень персонала; нормы, принятые в коллективе).
- Структурные характеристики организации (размер организации; величина ее ресурсов; наличие резервных ресурсов; наличие отдельного подразделения для создания нововведений; опыт во внедрении и использовании новшеств; сложность организационной структуры; степень централизации; степень регламентированности работы; развитость коммуникационных каналов; организационный климат).
- Характеристики окружения (уровень стабильности – неопределенности внешнего окружения; изменения в требованиях к продукту; уровень конкуренции; положение среди конкурентов; межорганизационная кооперация).
Ко второй группе относятся факторы, определяющие интенсивность и эффективность инновационных процессов, влияющие на успешность внедрения данных процессов. Результаты исследований свидетельствуют, что успеху внедрения новшеств способствуют:
- гибкость организационной структуры, проявляющуюся в способности организации создавать временные структурные единицы, ориентированные на достижение четко поставленных конечных целей, и обеспечивать горизонтальную, а не вертикальную координацию совместных действий;
- общая культура организации;
- стиль руководства;
- информированность членов организации о проблеме, демонстрация недостатков в ее деятельности;
- информированность членов организации о достоинствах новшества;
- вовлечение персонала в процесс планирования внедрения и управления им;
- наличие четко поставленных целей;
- хорошее планирование процесса изменений;
- наличие поддержки основных влиятельных групп в организации;
- мотивированность исполнителей (существование адекватных вознаграждений);
- способность руководства анализировать причины сопротивления и применять адекватные методы для его преодоления;
- организация обучения персонала;
- регулярный и эффективный контроль хода процесса внедрения;
- наличие отлаженной системы коммуникаций.
Нет оснований полагать, что, будучи существенными для эффективности инновационных процессов в других организациях, названные выше факторы не будут сказываться на эффективности инновационных процессов в педагогической деятельности. Поэтому при анализе и совершенствовании системы инновационной деятельности школы необходимо учитывать все.
Однако благоприятные условия инновационной деятельности не всегда являются залогом активности участия в ней педагога. Как показывают исследования, важным фактором является наличие готовности к инновационной деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовывать эффективные способы их решения.
Основные задачи подготовки учителей к инновационной деятельности:
- Создать условия, благоприятные для стимулирования творческой деятельности учителей.
- Закрепить оптимальный для учителя стиль деятельности, создавая особую среду для индивидуальной неповторимости, нестандартности учителя.
- Развить и воспитать у учителей способность к поисково-исследовательской деятельности.
Подготовка учителей направлена на пробуждение интереса к педагогической инноватике, повышающей качество образовательного процесса, инновационную активность педагога.
Инновационная активность учителя в общем случае направлена на совершенствование собственной педагогической деятельности и деятельности всей школы в целом. В инновационной деятельности учителями решаются задачи четырех основных типов:
- освоения (внедрения) новшеств;
- собственной разработки новшеств;
- проведения педагогических экспериментов;
- передачи собственного опыта и разработок.
Специфические характеристики как:
- творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а также проектировать и моделировать их в практических формах деятельности;
- культурная развитость и образованность, предполагающие интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога;
- открытость субъекта новому, которая базируется на толерантности педагога, гибкости и панорамности мышления.
На основании выше изложенного можно предложить направления инновационной деятельности.
Направления инновационной деятельности.
- Теоретико-методологическая и методическая деятельность.
- Научно-исследовательская, проектировочная деятельность.
- Учебная деятельность.
- Внеурочная деятельность.
Формы работы (как инновационный продукт).
1. Семинары; лектории; курсы повышения квалификации; курсовая переподготовка; самостоятельная работа; инновационные деловые игры;
круглые столы и др.
2. Мастер-классы; экспериментальные авторские разработки; пакеты оригинальных технологий; открытые занятия; программы организации собственной инновационной профессиональной деятельности; стажерские площадки.
3. Урок; консультации; самостоятельная работа; учебные экскурсии; конференции; авторские уроки.
4. Встречи и тематические встречи; беседы; викторины; концерты; выставки творческих работ; научно-практические конференции; школа юного исследователя; кружки, секции; авторские внеурочные занятия.
Методы работы (как инновационный продукт)
1. Изучение и выборка научных и методических трудов и публикаций; анализ; обобщение; диспуты; дискуссии и др.
2. Исследовательский метод; методы проектирования; методы творческих преобразований и др.
3. Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; проблемного изложения; методы творческих преобразований.
4. Методы формирования сознания личности (беседа, рассказ, пример, лекции); методы организации деятельности и формирования опыта (упражнение, требование, поручение, создание воспитательных ситуаций); методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, наказание, соревнование).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Традиции и инновации в образовательном процессе
Статья о традициях и инновациях в образовательном процессе....

Факторы, влияющие на школьную успеваемость: нейропсихологический фактор.
Факторы, влияющие на школьную успеваемость: нейропсихологический фактор....

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Современные образовательные и информационно- коммуникационные технологии как фактор повышения качества образовательного процесса.Современный педагог должен быть мобильным и отвечать запросам стремител...

Эмоциональное выгорание педагогов, как фактор влияющий на образовательную среду.
Профессиональная деятельность оказывает влияет на специалиста, положительно или отрицательно сказываясь на социальном, психоэмоциональном статусе, а также поведенческих, психофизиологических реакциях ...
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ/ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОЦЕНОЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ Батуева О.Б. Известия Иркутской государственной экономической академии. 2011. № 2. С. 119-122.
Исследован процесс возникновения оценочных значений и объяснены его причины. Выделены основные факторы, которые способствуют образованию оценочных значений в деятельности организации. Проанализирован ...
«Роль традиций и инноваций в образовательном процессе»
laquo;Роль традиций и инноваций в образовательном процессе» выступление на международной научно-практической конференции...