Опыт участия во Всероссийском конкурсе для педагогов в области духовно-нравственного образования и воспитания « Клевер ДНК » , сентябрь , 2022
статья

Колунина Надежда Валентиновна

Организатором Конкурса  в области духовно-нравственного образования и воспитания «Клевер ДНК» является АНО Радиоканал «Вера, надежда, любовь» при поддержке религиозной организации «Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви», Министерства Просвещения Российской Федерации и АНО «Организационный комитет Международных Рождественских образовательных чтений».

Что же  такое ДНК?

ДНК — вещество, обеспечивающее хранение и передачу из поколения в поколение программы развития живых организмов. Организаторы  не зря взяли в название конкурса эту «двусмысленную» аббревиатуру. Ведь наши «духовные» предметы — как молекулы ДНК — призваны хранить и передавать важнейшие понятия и смыслы.

Основными  целями  и задачами Конкурса стали:

- увеличение количества просветительских проектов, направленных на расширение знаний традиционных религиозных культурных ценностей и основ историко-культурного наследия России среди молодежи и подрастающего поколения;

-  поддержка талантливых педагогов — разработчиков программ, проектов и методических материалов в области духовно-нравственного образования и воспитания;

-  привлечение педагогов к разработке методических материалов в области духовно-нравственного образования и воспитания;

- повышение качества преподавания школьных дисциплин с духовно-нравственным компонентом;

- создание единой электронной базы качественного, проверенного экспертами, контента в области духовно-нравственного образования и воспитания для дальнейшей трансляции его в широкую общественность.

В  Конкурсе свои работы представили педагоги общеобразовательных школ, приходские специалисты по работе с детьми, преподаватели высших и средних профессиональных учебных заведений,  студенты высших учебных заведений.

В выбранной номинации  «Классический подход к ДНК» были представлены конспекты классных часов « В.Ф. Войно - Ясенецкий – врач, учитель, священник», которые направлены  и адресованы  обучающимся очной и очно-заочной форм обучения в колледже  по  специальностям: 31.02.01 Лечебное дело , 31.02.02 Акушерское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностика  , 31.02.05 Стоматология профилактическая, 31.02.06  Стоматология ортопедическая, 33.02.01 Фармация, 34.02.01 Сестринское дело.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт участия во Всероссийском конкурсе

 для педагогов в области

духовно-нравственного образования и воспитания « Клевер ДНК »

Организатором Конкурса  в области духовно-нравственного образования и воспитания «Клевер ДНК» является АНО Радиоканал «Вера, надежда, любовь» при поддержке религиозной организации «Синодальный отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви», Министерства Просвещения Российской Федерации и АНО «Организационный комитет Международных Рождественских образовательных чтений».

Что же  такое ДНК?

ДНК — вещество, обеспечивающее хранение и передачу из поколения в поколение программы развития живых организмов. Организаторы  не зря взяли в название конкурса эту «двусмысленную» аббревиатуру. Ведь наши «духовные» предметы — как молекулы ДНК — призваны хранить и передавать важнейшие понятия и смыслы.

Основными  целями  и задачами Конкурса стали:

- увеличение количества просветительских проектов, направленных на расширение знаний традиционных религиозных культурных ценностей и основ историко-культурного наследия России среди молодежи и подрастающего поколения;

-  поддержка талантливых педагогов — разработчиков программ, проектов и методических материалов в области духовно-нравственного образования и воспитания;

-  привлечение педагогов к разработке методических материалов в области духовно-нравственного образования и воспитания;

- повышение качества преподавания школьных дисциплин с духовно-нравственным компонентом;

- создание единой электронной базы качественного, проверенного экспертами, контента в области духовно-нравственного образования и воспитания для дальнейшей трансляции его в широкую общественность.

В  Конкурсе свои работы представили педагоги общеобразовательных школ, приходские специалисты по работе с детьми, преподаватели высших и средних профессиональных учебных заведений,  студенты высших учебных заведений.

В выбранной номинации  «Классический подход к ДНК» были представлены конспекты классных часов « В.Ф. Войно - Ясенецкий – врач, учитель, священник», которые направлены  и адресованы  обучающимся очной и очно-заочной форм обучения в колледже  по  специальностям: 31.02.01 Лечебное дело , 31.02.02 Акушерское дело, 31.02.03 Лабораторная диагностика  , 31.02.05 Стоматология профилактическая, 31.02.06  Стоматология ортопедическая, 33.02.01 Фармация, 34.02.01 Сестринское дело.

 Считается, что классный час — одна из форм организации воспитательной работы со студентами. Именно в неформальной обстановке со студентами  можно о чем - то важном поговорить,  узнать и обсудить. Это не учебное занятие, но и не пустая трата времени.

Классный час – это беседа, диалог « по душам ». Время для разговора и  обсуждения, откровения и  новых открытий …

К подготовке данного цикла классных часов приглашаются  сами студенты,  настоятель храма святителя Луки при Тюменской областной клинической больнице. 

Цели:

- содействие получению обучающимися новых знаний и компетенций в области духовно-нравственной культуры;

-  обогащение сознания студентов знаниями традиционных религиозных культурных ценностей на основе  духовно-нравственных ориентиров  и традиций милосердия;

- формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности будущего медицинского работника.

         Задачи:  

- изучение православных традиций и традиций милосердия в медицине на примере истории жизни уникальной личности - святителя Луки, архиепископа Симферопольского  и Крымского, талантливого хирурга, учёного, автора трудов по анестезиологии и гнойной хирургии, лауреата Сталинской премии;  

  - обогащение духовного мира через ознакомление с автобиографией  архиепископа Луки, в связи с этим обучающимся медицинского колледжа предлагается:  

- изучение   фактов   пребывания  В.Ф. Войно – Ясенецкого в городе Тюмени;  - посещение больничного   храма  во имя святителя Луки при Тюменской областной клинической больнице;

- посещение скульптуры Святому Луке на территории стационара медсанчасти «Нефтяник» г. Тюмени.

Представленный цикл классных часов предполагает   следующие воспитательные функции

- просветительная  (дает возможность расширить круг тех знаний и представлений студентов, которые не нашли отражения в учебных программах); 

- ориентирующая   (способствует формированию отношения к окружающей действительности.  Помогает оценивать и понять, проанализировать  явления и события, происходящие в нашей  жизни);

- формирующая  (формирует  навыки анализа  поступков, явлений, фактов);

- направляющая  (призвана переводить обсуждение событий в рамки реальных практических дел).  

Методическая разработка представляет научно-методическую  ценность:

- оказание методической помощи педагогам колледжа  по интегрированию культурного и духовно-нравственного компонентов в учебно-воспитательный процесс;

- помощь в подготовке и проведении семинаров, конкурсов, круглых столов, научно-практических конференций и других мероприятий  в области духовно-нравственного образования и воспитания.

Подготовка классного руководителя к проведению цикла классных часов предполагает следующие действия:  

- тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач, исходя из требований к содержанию цикла  классных  часов;  

-  составление плана подготовки и проведения классных  часов;

-предусматривается  привлечение студентов к активной деятельности в период подготовки и в ходе проведения  классных  часов, использование разнообразных методов и приемов, повышающих интерес и внимание к предстоящему диалогу;  оказание помощи  в подборе  необходимой информации ( сведений ,  фото-  и  видеоматериала).

- тщательная подготовка  и организация экскурсий;

- предварительная встреча со священнослужителем больничного   храма во имя святителя Луки при Тюменской областной клинической больнице. Предполагается, что встреча обучающихся  со священнослужителем   будет иметь важную роль  в раскрытии  и изучении  православных традиций и опыта  милосердия в медицине на примере истории жизни святителя Луки, студенты  напрямую смогут  задать волнующие их вопросы. 

Подготавливая встречу, педагог создает  воспитательную ситуацию: предварительно беседует с приглашенным, рассказывает о целях мероприятия, его идейной направленности, об особенностях коллектива учебной группы, дает некоторые советы по содержанию,  согласовывает  формат  и время  встречи. Вместе с тем классный руководитель готовит к планируемой  встрече и  самих студентов, вызывая у них интерес,  настраивая  на  предстоящую глубокую  беседу.  

Живое слово классного руководителя чередуется с рассказами, дополнениями, размышлениями  студентов.

При проведении используются  следующие методы и приемы: рассказ, чтение, подготовка и просмотр   презентации и видеоматериала с последующим обсуждением, экскурсии.  

Структура первого  классного часа  представлена  в виде трех частей: вступительной, основной, заключительной.  

Назначение вступительной части – мобилизовать, настроить  внимание студентов, обеспечить серьезное отношение к теме встречи.

Назначение основной части определяется воспитательными целями и задачами классного часа.

В заключительной части важно создать у студентов чувство удовлетворения, сопричастности от состоявшейся встречи . Это впечатления и выводы, эмоциональный и психологический настрой на следующие классные часы.  

На второй  и третьей  встречах  организуются экскурсии по  заранее подготовленному  маршруту: 

1 пункт -  больничный  храм во имя святителя Луки при Тюменской областной клинической больнице . Храм является приписным к Знаменскому собору, окормляется клириком собора иереем Владимиром Петровым.

2 пункт - посещение монумента Святому Луке
 на территории стационара медсанчасти «Нефтяник» г. Тюмени.

Новизна представленного материала на Конкурс  заключается  в том , что данный формат проведения классных часов  позволяет не только узнать  биографию уникальной личности, совершить экскурсии по местам , связанных с именем святителя ,  но и « погрузиться», узнать о   днях  лишений и  испытаний Войно-Ясенецкого в городе Тюмени.    Известно, что за свои убеждения он  был неоднократно арестован и провел в местах заключения одиннадцать лет. Пришлось ему побывать и в тюменской тюрьме.    В нашем городе в начале зимы 1923 года Лука сделал вынужденную (первую этапную) остановку. Короткая строчка в книге регистрации заключённых в Тюменском исправительном доме – одно из немногих документальных свидетельств долгого крестного пути Войно-Ясенецкого.  1 декабря 1923 года прибыл он  в тюменскую тюрьму  – это данные из списка пересыльных заключённых. О том, как «приютила» тюменская тюрьма Войно-Ясенецкого, дают представление официальные документы тех лет, о чем классный руководитель  рассказывает на первой встрече.  

Таким образом, представленный на Конкурс цикл классных часов       «В.Ф. Войно - Ясенецкий – врач, учитель, священник» представляет  собой глубокий разговор о  жизни и духовном подвиге  архиепископа Луки.

Разговор  об уникальной личности нашего времени,  о свете православной веры  погружает   студента в  размышления , открывая новые грани эффективной медицинской помощи страждущим с помощью милосердия, отзывчивости и сострадания.

Итак, студентам-медикам предлагается совершить путешествие,  которое откроет знание о том,  какая Великая Судьба может быть прожита человеком, если в его сердце живет Бог. О силе и слабости Духа,  о чести и достоинстве, о русской интеллигенции, о любви Земной и Небесной. О принятии своей судьбы, без сожалений, упреков и жалости к себе. О том, как важно жить, не предавая себя.  О добре и  Свете,  милосердии и  сострадании, о принятии и прощении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие во Всероссийском конкурсе Гёте-Института «Моя профессия – лучшая!»

Участие во Всероссийском конкурсе Гёте-Института «Моя профессия – лучшая!» С 17 марта по 17 мая 2015 все заинтересованные студенты учреждений среднего профессионального образования России, изучаю...

диплом об участии во Всероссийском конкурсе " Нормы и правила аттестации педагогических работников образования"

Диплом об участии во Всероссийском конкурсе " Нормы и правила аттестации педагогических  работников  образования" Заняла 1 место. дата участия 19.10.2016...

Свидетельство об участии во Всероссийском конкурсе "Парус одинокий", проведенном "Учительской газетой" - Тарасов Д., Крапивин А.

Свидетельство об участии во Всероссийском конкурсе "Парус одинокий", проведенном "Учительской газетой" - Тарасов Д.,Крапивин А....

Духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание в образовательном процессе учреждений СПО

В статье рассматриваются особенности духовно-нравственного и военно-патриотического воспитания в образовательном процессе учреждений СПО...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся «Под чистым небом России»

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж ...