Сборник материалов региональной научно-практической конференции
статья

Петрова Татьяна Емельяновна

Рост количества студентов, нуждающихся в особой социальной и психолого-педагогической поддержке, изменение их состава требуют постановки новых задач для учреждений образования, поиска новых форм и способов социальной адаптации, а порой и их реабилитации. Одной из действенных форм является организация психолого-педагогического 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СМОЛЕНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ СОЮЗА ДИРЕКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОГБПОУ «СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

материалы региональной

научно-практической конференции

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

25 марта Смоленск 2022

Смоленское Региональное отделение Союза директоров профессиональных образовательных организаций Смоленской области

ОГБПОУ«Смоленский педагогический колледж»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА

материалы региональной

научно-практической конференции

Смоленск

2022

УДК 377: 001

ББК 74.40 О-23

О-23


Образовательная среда профессиональной образова- тельной организации: наука и практика : материалы региональной научно-практической конференции — Смоленск : ОГБПОУ «Смоленский педагогический кол- ледж», 2022. — 80 с.

Издание содержит статьи об актуальных ме- тодах и приёмах обучения и воспитания, о психоло- го-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения карьеры и пр.

Рекомендуется педагогическим работникам профессиональных образовательных организаций для использования при реализации локальных про- грамм обучения и воспитания.

ББК 74.40

© ОГБПОУ «Смоленский педагогический кол- ледж», 2022

© Авторы

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание современного образования: концептуальные подхо- ды и практика реализации

Бодрецова Е. В. Формирование творческой активности лично- сти учащихся посредством педагогически направленной творче- ской деятельности        9

Вендэ С. П. Решение комплексных интегрированных задач при реализации информационно-деятельностной модели обуче- ния        18

Веселовский К. О., Репина Г. А. К вопросу о методическом со- провождении адаптивных дисциплин для лиц с инвалидностью ограниченными возможностями здоровья        27

Гордичук И.   А.,   Шапоренков   Д.   И.   Предотвращение рисков хищения оборудования из системных блоков персональ- ных компьютеров        32

Дмитроченкова Е. М., Мотузов А. А. Возможности системы ин- формационного моделирования для мотивации студентов к изу- чению дисциплин строительного профиля        40

Ильющенкова Е. Н. Научно-исследовательская деятельность как фактор формирования профессионально-педагогической компетентности студента Смоленского педагогического кол- леджа        45

Лихачев Б. М., Павлов Д. Е. Актуальные проблемы современной культуры: информационная безопасность человечества 52

Панкратова Е. В. Задания в рамках методики преподавания учебного предмета «Литература» с учётом профиля специально- сти 54.02.01 Дизайн (по отраслям)        61

ПодмастерьеваН.А.Историческиезнаниявовладенииучащимися содержанием художественной литературы        67

Власенкова Е. А. Профессиональное становление личности будущего педагога: шаги к успеху        200

Городецкая Н. И. Предотвращение профессионального «выгора- ния» специалиста при построении карьеры        204

Кишкунова А. А. Профилактика буллинга в студенческой среде через развитие доверительных отношений        207

Наумова В. А. Влияние восприятия внешности родителя на фор- мирование эталонов привлекательности у ребенка        210

Петрова Т. Е. Психолого-педагогическое сопровождение студен- тов        212

Симонова Д. Н. Психолого-педагогическое просвещение ро- дителей обучающихся начальных классов — детей поколе- ния Z        220

Шашнина И. О. Адаптация первокурсников        225

ЯроваВ.А.Психолого-педагогическоесопровождениекакфактор, обуславливающий психическое здоровье студентов, в условиях проявления девиаций сверстников        231

Реализация в образовательном процессе воспитательного по- тенциала учебных дисциплин как основа достижения обучаю- щимися личностных образовательных результатов Балашенкова Л. С. Воспитательный потенциал учебной дис- циплины «Педагогика» как основа достижения обучающимися личностных образовательных результатов        235

Борькина Н. Г. Внеурочная деятельность преподавателя ОБЖ как возможность решения задач патриотического воспитания        241

Гордичук И. А, Крупенева А. М., Мемешкина И. В. Мультиме- дийный проект «Формирование духовно-нравственных ориен- тиров современной молодежи на примере святых покровителей российского студенчества»        246

Н. М. Макарова Информационный час как одна из форм воспита- тельной работы        262

Т. Е. Петрова СОГБРОУ «Гагаринский многопрофильный колледж»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ

Рост количества студентов, нуждающихся в особой соци- альной и психолого-педагогической поддержке, изменение их состава требуют постановки новых задач для учреждений обра- зования, поиска новых форм и способов социальной адаптации, а порой и их реабилитации. Одной из действенных форм явля- ется организация психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

Под термином «психолого-педагогическое сопровожде- ние образовательного процесса» сегодня принято понимать це- лостный и непрерывный процесс изучения и анализа, формиро- вания, развития и коррекции всех субъектов данного процесса для оптимизации всего учебно-воспитательного процесса, укре- пления здоровья и работоспособности учащихся и сотрудников, для наиболее полной реализации их творческого потенциала и поддержания комфортного психического состояния. Сопрово- ждение — это помощь человеку в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.

Взаимодействие преподавателя и студента в процессе профессионального обучения рассматривалось как система, в ко- торой главным являлся преподаватель. Такой подход не давал возможности формировать активную позицию студента в учеб- ном процессе. Новые образовательные задачи требуют вопло- титься и новые отношения между участниками образователь- ного процесса. Преподаватель и студент должны сотрудничать как равноправные партнеры общения, требуется создать еди- ное психологическое пространство для успешного достижения

конечного результата обучения. Решить данную задачу можно с помощью психолого-педагогического сопровождения студен- тов и преподавателей в рамках взаимного уважения автономии каждого из субъектов.

Целью психолого-педагогического сопровождения в ус- ловиях среднего профессионального образования является обе- спечение профессионально-личностного развития как студен- тов, так и преподавателей.

Задачами психолого-педагогического являются:

  • предупреждение возникновения проблем развития;
  • помощь в решении актуальных задач обучения и соци- ализации;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие социально-психологической компетентности;
  • предупреждение развития профессиональных деструкций;
  • помощь в решении профессиональных и личностных проблем.

Направление работ по психолого-педагогическому со- провождению: профилактика, диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвеще- ние, развитие психолого-педагогической компетентности обу- чающихся, администрации, педагогов, родителей. Психологиче- ское сопровождение — это дополнительное звено в управлении образовательным процессом, которое интегрирует усилия всех субъектов учреждения на выполнение функций планирования, организации, руководства и контроля.

В образовательном учреждении должна функциони- ровать Служба социально-психологического сопровождения (ССПС), в которую должны входить педагог-психолог, медицин- ский работник, социальный педагог, кураторы групп.

Цель ССПС: психологическое сопровождение социальной и личностной адаптации студентов на период обучения в колледже.

Основные задачи:

  1. Объединить все составляющие педагогической систе- мы в единый социально-психолого-педагогический комплекс.
  2. Создать оптимальные условия для приобретения сту- дентами социально-профессиональной компетентности.
  3. Оказать помощь каждому студенту освоить простей- шие методы самоанализа, самооценки, саморегуляции своих психических процессов.
  4. Своевременно оказывать социальную и правовую за- щиту социально нуждающимся категориям обучающихся.
  5. Повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.
  6. Организовывать работу психолого-педагогических консилиумов.

Основными видами деятельности ССПС являются:

  1. Диагностическая деятельность:
  • формирование банка социально-психологических дан- ных по каждому студенту: общие данные, информация о ро- дителях, о его состоянии здоровья, социальном статусе семьи, личностном, профессиональном развитии, воспитанности, ин- тересах, посещаемости занятий, дальнейших профессиональ- ных планах;
  • изучение морально-психологического климата в учени- ческом и педагогическом коллективах.
  1. Организационно-педагогическая деятельность:
  • определение степени готовности абитуриентов, перво- курсников к учебной деятельности;
  • мониторинг личностного и профессионального развития;
  • выявление учащихся “группы риска”, ведение на них ин- дивидуальных карт;
  • рейды с целью проверки посещаемости   учащихся на занятиях;
  • посещение занятий и внеурочной деятельности с целью наблюдения за отдельными студентами, группой.
  1. Профилактическая и консультативная деятельность:
  • оказание индивидуальной педагогической, психоло- гической, социальной, медицинской и юридической помощи студентам;
  • консультирование по результатам диагностики;
  • профориентационное консультирование;
  • тренинговые занятия с целью сплочения групп, профи- лактики вредных привычек;
  • оформление тематических стендов.
  1. Коррекционно-развивающая работа:
  • учащимся — в саморазвитии, формировании професси- онально важных качеств посредством диагностики и последую- щей корректировки;
  • с родителями — в гармонизации детско-родительских отношений;
  • создание благоприятного психологического климата в учебных группах, в педагогическом коллективе;
  • реализация плана работы с учащимися «группы риска» через коррекционные занятия;
  • участие в заседаниях Совета профилактики;
  • развитие профессионально-важных качеств учащихся, навыков общения, регуляции эмоционального состояния, навы- ков профессионального самоопределения.
  1. Просветительская работа:
  • помощь преподавателям в повышении психолого-педа- гогической и социально-психологической культуры отношений с учащимися;
  • участие в проведении семинаров, педсоветов, «круглых столов», по проблемам психологического сопровождения учеб- ной деятельности студентов;
  • выступления на родительских собраниях, педсоветах;
  • тренинговые занятия для педагогов;
  • диспуты, беседы, круглые столы, деловые игры для ро- дителей;
  • беседы для учащихся по вопросам сохранения и укре- пления здоровья, половому воспитанию, профориентационной направленности.
  1. Научно-методическая работа:
  • повышение профессионального уровня через курсы по- вышения квалификации, участие в конференциях, лекциях и т. п.;
  • выработка рекомендаций первокурсникам по вопросам адаптации, условиям обучения в колледже, развития коммуни- кативных навыков, а преподавательскому составу — по методи- ке оказания помощи первокурсникам в адаптационный период;
  • разработка памяток, методических рекомендаций для педагогов по работе с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся.

Основным и, на мой взгляд, главным направлением рабо- ты ССПС является работа со студентами, которая зависит от пе- риодов обучения, обусловленных проблемами, сопровождаю- щими развитие студентов.

  1. направление — адаптация первокурсников.

Цель: профилактика и коррекция дезадаптации у перво- курсников.

Задачи:

  1. содействие социально- психологической адаптации в новом коллективе;
  2. формирование устойчивой мотивации учебной дея- тельности;
  3. сплочение коллектива учебной группы.

Содержание работы: психологическая диагностика; со- циологические опросы; проведение часов общения в группах;

консультации для кураторов первокурсников на тему: «Ха- рактеристика детей подросткового и юношеского возраста»,

«Социально-психологическая дезадаптация и связанные с ней трудности обучения», «Психологические особенности учебного коллектива»; выступления на педагогическом совете и роди- тельских собраниях по данной проблеме.

На данном этапе посредством социологических опросов и стандартных диагностических процедур проводится изучение особенностей адаптации студентов, интересов и затруднений в учебной деятельности. Используются разноплановые анкеты и психологические тесты, в частности методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда (СПА), оценки психических состояний личности Г. Айзенка, тесты на выявление организаторских и лидерских качеств, М. Снайде- ра на способность к самоуправлению.

Результатом является составления социального пор- трета студентов конкретной группы, изучение социально-пси- хологической комфортности студентов, консультирование ку- раторов по вопросам планирования внеклассных мероприятий и проведения психологических занятий в рамках классных часов

  1. направление — жизненное самоопределение. Цель: формирование продуктивного стиля жизни. Задачи:
  1. профилактика отклоняющегося поведения;
  2. содействие ориентации в способах достижения жиз- ненных целей.

Содержание работы: психологическая диагностика; про- ведение групповых и индивидуальных занятий, консультаций по вопросам здоровья, самопознания, саморегуляции и само- совершенствования, что позволит составить целостное пред- ставление о сущности человеческого здоровья, о функциональ- ных состояниях, обеспечивающих высокую работоспособность,

о путях достижения активного творческого долголетия; орга- низация и проведение психологических семинаров-тренингов, обеспечивающих овладение основными приемами и способами формирования здоровья, приобретение навыков здравотворче- ской деятельности.

Результатом формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладе- ния умениями совершенствования личного здоровья, усвоения знаний о здоровом образе жизни, освоения методов и средств его построения, должно стать становление культуры здоровья культуры молодого человека. 3 направление – содействие про- фессиональному становлению

Цель: дальнейшая профессионализация.

Задачи: содействие формированию профессиональных целей и способностей к их реализации.

Содержание работы: проведение групповых и индивиду- альных занятий, тренингов по вопросам личностного и професси- онального самоопределения, самобытности и индивидуальности в профессии, самопознания и самообразования. Студенту предла- гается изучать не объект, а, прежде всего себя самого; он должен осваивать свой мир, формировать свою жизненную позицию.

В результате работы по данному направлению у студен- тов должны быть сформированы техники рефлексии, понима- ния, действия; коммуникации, многомерное сознание, способ- ность самоопределяться в личностном и профессиональном планах; приобретаются навыки самопрезентирования (состав- ление резюме, ведение беседы с потенциальным работодателем, распознавание эмоциональных состояний). Подводя итог, необ- ходимо отметить, что роль психолого-педагогического сопрово- ждения заключается не только в оказании своевременной помо- щи и поддержки личности, но и в научении ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относить-

ся к своему становлению, в помощи личности стать полноцен- ным субъектом своей профессиональной жизни.

Учебное заведение становится местом, где неразрывно осуществляются две функции образовательного процесса: про- фессиональная и образовательная подготовка и обеспечение со- циального присмотра. При таком подходе к обучению педагогам и студентам необходимо взаимодействовать новыми способами, с тем, чтобы опыт, приобретаемый в аудитории, становился под- готовкой к жизни, процессом наставления и содействия, поощ- рением думать и самостоятельно решать значимые жизненные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник материалов IIмеждународной научно-практической конференции. Инновационные технологии в образовании: опыт, поиск, и перспективы развития

Статья "Выявление и развитие математических способностей у студентов технических специальностей"...

Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции (с международным участием) «Опыт и перспективы подготовки среднего медицинского персонала»

Сборник содержит материалы Межрегиональной научно-практической конференции (с международным участием) «Опыт и перспективы подготовки среднего медицинского персонала», посвященной 110-летию со дня осно...

Сборник материалов студенческой научно -практической конференции "Здоровье и образ жизни", Мурманск, 2019 год

Здоровье и образ жизни: сборник материалов Межрегиональной студенческой научно-практической конференции 05 апреля 2019 года./Сост. Т.А. Шаблинская (старший методист ГАПОУ МО «ММК»);, И.И. ...

материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...

Материалы региональной научно - практической конференции

материалырегиональнойнаучно-практической конференции«ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДАПРОФЕССИОНАЛЬНОЙОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ:НАУКА И ПРАКТИКА»...

материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...

Материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней профессионализации как условии построения ка...