ууд
методическая разработка
Предварительный просмотр:
№ | Учебные умения | Компетентности | Универсальные учебные действия |
Учебные умения - это такие интеллектуальные умения, которые непосредственно связаны с учебной работой и с помощью которых осуществляется учебная деятельность учащихся, в отличие от общеинтеллектуальных умений, с помощью которых осуществляются все когнитивные процессы, а также любая деятельность человека, в которую включено мышление Навыки и умения учебного труда могут быть общими и специальными. Общие носят общенаучный характер, их сформированность влияет на успеваемость по всем учебным предметам (умение планировать свое время и учебный труд, умение самоконтроля, умение работать с учебником, справочной литературой; чтение, письмо и т. д.). Специальные навыки и умения необходимы для эффективной учебной работы по соответствующему учебному предмету. Они являются специфическими приемами учебной деятельности, характерными именно для данного учебного предмета. К учебным умениям, необходимым для ориентировки и планирования учебных действий, следует отнести: 1. Умение ориентироваться в методическом аппарате учебников, их структуре. 2. Умение воспринимать инструкцию к учебному заданию (от учителя или из учебника) в плане осознания учебной цели его. 3. Умение ориентироваться в разного рода общих и специальных словарях. 4. Умение ориентироваться в предметных справочниках. 5. Умение переводить теоретические знания (определения, правила, законы) в операционный план как руководство к действию при решения задачи. 6. Умение ориентироваться в образно- схематической информации (таблицах, схемах чертежах и т. д.). К общим учебным умениям, составляющим основу исполнительных (практических) действий следует отнести те действия, которые связаны с внешней, двигательной стороной учебной деятельности, а именно: 1. Владение техникой зрелого чтения (вслух и про себя). 2. Владение техникой грамотного письма. 3. Владение графическими умениями. 4. Умение пользоваться техническим оборудованием и т. д. 5. Владение вычислительными навыками. 6. Владение мнемотехническими приемами, обеспечивающими эффективное заучивание различного типа учебного материала. 7. Умение письменно фиксировать для памяти учебный материал из разных источников (сделать выписки, составить конспект и т. д.). 8. Владение техникой письменного фиксирования учебного материала для последующего устного воспроизведения (составить план, тезисы, аннотации реферат). К общим учебным умениям, образующим основу действий - контроля и - самоконтроля, следует отнести такие умения: 1. Сверка действия и его продукта (решение задачи, выполнение упражнения и т. д.) с заданным учителем (учебником, пособием) образцом. 2. Проверка правильности выполнения учебного задания на основе выведения его из теоретических знаний (определения, правила, закона). 3. Пооперационная проверка действия и его продукта с помощью обратного, действия (проверка умножения делением, сложения вычитанием и т. д.). 4. Сверка продукта действия с ключом из учебника или учебного пособия (справочника). 5. Сверка продукта действия со схемой, чертежом, шаблоном, формулой. 6. Сверка заученной учебной информации с текстом учебника или другого источника информации. Перечисленная система учебных умений, не претендующая, естественно, на исчерпывающую полноту, построена на основе разрабатываемой в советской психологии теории учебной деятельности и имеет целью конкретизировать в дидактике эти психологические положения. Дополнительные специальные дидактические исследования приведут к ее уточнению, дополнению, развитию и разработке требований к умениям. Что касается последних, то, с нашей точки зрения, целесообразно установить по каждому действию, в зависимости от класса, критерии их сформированности по таким параметрам: 1) затраты времени на выполнение каждого из них 2) полнота действия; 3) безошибочность выполнения; 4) осознанность, т. е. умение дать словесный отчет о выполненных действиях и операциях; 5) уровень обобщенности (применительно к различным учебным предметам). Гохлернер М.М., Рапопорт И.А. |
заранее заданное социальное требование(норма) к образовательной подготовке школьников, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере .
обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
требование к образовательной подготовке , выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
социального опыта и опыта личности;
ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом;
практической деятельности в современном обществе. К ним относят:
Функции компетенций в обучении:
| Термин универсальные учебные действия означает не что иное . как конкретизацию термина «умение учиться», т.е способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем активного овладения новым социальным опытом. Учебные действия становятся универсальными, когда они носят надпредметный или метапредметный характер. Несформированность учебных действий психологи объясняют низкой любознательностью и активностью школьников. В соответствии с концепцией универсальных действий в их состав включены 4 блока:
ведущие, поскольку обеспечивают ценностно- смысловую, нравственную и социальную ориентацию младших школьников. Применительно к учебной деятельности при овладении иноязычной речью можно выделить:
самоопределении, связанные с формированием Я-концепции и социализацией младшего школьника.
установление учащимися связи между результатом учебной деятельности по овладению иностранным языком и тем, что побуждает эту деятельность. Создание мотивации – это то смысловое поле, которое позволяет ученику осмысленно овладеть иностранным языком.
обеспечивающие личностный моральный выбор.
обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности по овладению иноязычной деятельностью как новым способом общения. И в наибольшей степени отражают содержание ведущей деятельности младшего школьника- учебной деятельности:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно ученику, и того, что еще неизвестно и предстоит освоить.
определение последовательности промежуточных целей овладения иноязычной речевой деятельностью с учетом конечного результата- способности использовать иностранный язык как новое средство общения.
вероятностное прогнозирование при восприятии текстов в процессе аудирования и чтения.
сличение результатов своих речевых действий и деятельности в целом с заданным образцом- эталоном.
связаны с внесением необходимых корректив в свои действия.
осознание учеником того, как хорошо он научился говорить , понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на иностранном языке.
умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить волевое усилие и настойчивость для достижения целей… 3.Познавательные учебные действия представляют собой обширный блок действий ,поскольку включают общеучебные и логические действия, а также действия по постановке и решению проблемы. Общеучебные универсальные действия при овладении иноязычной речевой деятельностью сводятся к следующему:
самостоятельному выделению и формулированию познавательной задачи.
выделению необходимой информации при выполнении проектной деятельности, аудировании, чтении на иностранном языке.
осознанным и самостоятельным построением устного и письменного высказывания на иностранном языке
языковых средств ,в зависимости от конкретных ситуаций иноязычного общения.
рефлексией деятельности по овладению иностранным языком, контролем и оценкой процесса и результатов иноязычной речевой деятельности.
действия, составляющие особую группу общеучебных универсальных действий, включают действия моделирования.
действия при овладении иностранным языком связаны с : - анализом объектов усвоения; -доказательством своей точки зрения; -выбором оснований…; -выдвижением гипотез…
решению проблемы предполагает действия по формулированию проблемы творческого и поискового характера при овладении иностранным языком как средством общения. 4.Коммуникативные действия в рамках предмета «Иностранный язык», как известно, являются специальным объектом овладения школьниками З.Н. Никитенко Формирование универсальных учебных действий-приоритет начального иноязычного образования. Иностранные языки в школе ,2010 №6 |