Художественные особенности поэмы « Кому на Руси жить хорошо». « Пролог» Н. А. Некрасова
план-конспект урока

Луиза Загитовна Гилимшина

Урок по поэме А.Н Некрасова " Кому на Руси жить хорошо". Урок 1. Особенности поэмы. Пролог 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov.docx36.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Художественные особенности  поэмы « Кому на Руси  жить хорошо».  « Пролог»  Н. А. Некрасова

 

  «Народ освобождён, но счастлив ли народ?»

Н.А. Некрасов

Обоудование : компьютер, рисунок на доске « Мотив дороги», картинки, фотография Некрасова.

ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объёма.

ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа

 

Цели: 

Образовательная .

Определить историческую основу поэмы, ее  значимость , замысел автора, жанр и композицию. Понятие поэма-эпопея, анализ пролога  

 Развивающая .

Обучить сопоставлять и обобщать факты, логически и аргументировано мыслить и высказываться, вырабатывать внимание к художественному слову. Воспитывать внимательного читателя и слушателя, возможность реализовать себя в разных видах  деятельности .  

Воспитательная .

Формирование личности, способной ориентироваться в социокультурном пространстве. Помочь ученикам почувствовать социальную трагедию, вызвать чувство сострадания ,  получить возможность через собственные ценностные ориентиры поразмыслить над современным пониманием счастья; выяснить авторскую позицию в поэме.

На доске  

Эпиграф  

 «Народ освобождён, но счастлив ли народ?» Н.А. Некрасов

ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объёма.

ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа

План урока.

  1. Оргмомент. (2 мин.) 

Народ освобождён, но счастлив ли народ?» Н.А. Некрасов

Действительно, о счастье вы размышляли. Что такое счастье в вашем понимание ?  В чем оно состоит? Где искать  эту птицу счастья?

Цель : Изучить поэму , знать историческую основу,  особенности композиции , жанр,

  1. Повторение .  Творчество писателя.( 5 мин)
  2. Историческая справка. (4 мин.)
  3. Знакомство с историей создания поэмы, композицией. (10) мин.)
  4. Анализ пролога.( 4 мин.)
  5. Беседа по вопросам . (15 мин.)
  6. Подведение итогов. (3 мин.)
  7. Домашнее задание. ( 2 мин.)
  8. Рефлексия. ( 2 мин.)

 

 

  1. Приветствие.
  2. Объявление темы урока  ( Запись в тетрадях)

Вступительное слово учителя

Народ освобождён, но счастлив ли народ?» Н.А. Некрасов

Действительно, о счастье вы размышляли. Что такое счастье в вашем понимание ?  В чем оно состоит? Где искать  эту птицу счастья?

(Читает тему).  Цели поставим. О чем пойдет речь , судя по названию «Кому на Руси жить хорошо» .  Почему великий поэт назвал  свою поэму  вопросом. Какая проблема поставлена ?

 ( Тема счастья)

Да, мы сегодня поразмышляем  на философскую  проблему, тему вечную,

В чем для вас, представителей современной молодежи , заключается слово счастье? Понимание счастья. Как бы вы сегодня ответили ?  ( дети отвечают)

 Я согласна, частично. Но, вероятно,  после изучения поэмы , взгляды ваши  поменяются

 

 Мы продолжаем знакомиться с творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.

 Я лиру посвятил народу своему,-

скажет он незадолго до смерти.-

Быть может, я умру, неведомый ему.

Но я ему служил. И сердцем я спокоен»

  Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в местечке Немирово,  Подольской губернии на Украине,  

Отец поэта человек суровый и своенравный, он жестоко эксплуатировал своих крестьян. За малейшую провинность крепостных наказывали розгами. Не гнушался отец поэта и кулачной расправой,  мать спасла его душу от растления, что именно мать внушила ему мысль о жизни во имя «идеалов добра и красоты».

Женщина удивительно мягкая, добрая, прекрасно образованная, Елена Андреевна была полной противоположностью своему грубому и ограниченному мужу. Брак с ним был для нее подлинной трагедией, и всю свою любовь и нежность она отдавала детям. Елена Андреевна серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела.

 И уже с малых лет , видя как тяжело живется крестьянам, он дал слово, что посвятит жизнь  защите обездоленных  

Повторение  творчества Н.А. Некрасова

Стихи « Школьник»,

« Мороз , красный нос» , Отрывок « Однажды в студеную  зимнюю пору..»

« Русская женщина»

« Железная дорога».

« Вот парадный подъезд»

« О Волга»

  Писал о простых людях . на его произведениях можно изучать жизнь и быт крестьян, народный язык, обычаи и верования.  Его  творчество  ярко рассказывает  о трагической судьбе  народа- страдальца . О чем бы не писал поэт, почти всегда возвращается к теме  страданий , тяжелой доле русского крестьянина.

 Когда писателя или поэта называют народным?

( Стоит на народных позициях, указывает на народную проблему и путь к освобождению)  

Сегодня мы будем говорить о поэме – эпопее «Кому на Руси жить хорошо?» - главной книге Некрасова.

 

- Одна из главных тем , поднятых Н.А.Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо», - это проблема определения счастья.

Понимание счастья разными героями поэмы

ПОЭМА – лиро-эпический жанр большого объёма.

ЭПОПЕЯ – художественное произведение, в котором отражаются целые эпохи в жизни страны и народа.

Какую эпоху освещает Некрасов?(Послереформенная Россия)

.  Имя урока: « Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

                                                                                      Н.А.Некрасов.

 

Что вы знаете о реформе? Запишите тезисы.

Начнем урок с исторической справки. Прослушайте и добавьте новое к уже записанным тезисам.

Историческая справка.

19 февраля 1861 г. Александр II издал Манифест и Положение, отменявшие крепостное право. Что же получили мужики от господ?

Крестьянам обещали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Земля признавалась собственностью помещиков. Помещикам вменялось в обязанность выделить крестьянам приусадебный участок и полевой надел.

Крестьяне должны были выкупать у помещика землю. Переход к выкупу земельного надела зависел не от желания крестьян, а от воли помещика. Крестьяне, перешедшие с его разрешения к выкупу земельных наделов, назывались собственниками, а не перешедшие на выкуп - временнообязанными. За право пользоваться полученным от помещика наделом земли до перехода на выкуп они должны были исполнять обязательные повинности (платить оброк или отрабатывать барщину).

Установление временнообязанных отношений сохраняют феодальную систему эксплуатации на неопределенный срок. Стоимость надела определялась не действительной рыночной стоимостью на землю, а доходами, получаемыми помещиком с имения при крепостном праве. При выкупе земли крестьяне платили за нее вдвое и втрое выше действительной стоимости. Помещикам же выкупная операция давала возможность сохранить в полном размере тот доход, который они получали до реформы.

Нищенский надел не мог прокормить крестьянина, и ему приходилось идти к тому же господину с просьбой принять на испольщину: обрабатывать господскую землю своими орудиями и получать за труд половину урожая. Закончилось это массовое закабаление крестьян массовым разорением старой деревни. Ни в одной стране мира крестьянство не переживало и после «освобождения» такого разорения, такой нищеты, таких унижений и такого надругательства, как в России. Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документы.

 

Что вы дописали в свои тетради?

Примерные тезисы:  

- 1861 год – отмена крепостного права;

- крестьяне получили свободу;

- земля – собственность помещиков;

 - крестьяне должны были выкупить землю;

- временнообязанные – не перешедшие на выкуп, исполняли обязательные повинности;

- стоимость наделов завышена в 2-3 раза;

- массовое разорение деревни.

 

Как же воспринял Н.А. Некрасов реформу, которая не дала народу желаемого освобождения? Поэт переживал события тех лет трагически, о чем свидетельствуют, в частности, воспоминания Н.Г. Чернышевского: «В день объявления воли я пришел к нему и застал его в кровати. Он был крайне подавлен; кругом на кровати лежали разные части «Положения» о крестьянах». «Да разве это настоящая воля! - говорил Некрасов. - Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». Так что мне пришлось успокаивать даже его». Итак, Н.А. Некрасов еще в день опубликования Манифеста понял, что народ обманут.

 .Думаю, ни у кого из вас не возникает вопроса: почему появилась в его творчестве поэма-эпопея, человека, который всю жизнь боролся за народ. Как же возник замысел, и как создавалось произведение?

«Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил — и сердцем я спокоен…

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

Я видел красный день: в России нет раба!

И слёзы сладкие я пролил в умиленье…

«Довольно ликовать в наивном увлеченье, —

Шепнула муза мне, — пора идти вперёд:

Народ освобождён, но счастлив ли народ?»

Замысел поэмы. 

Реформа 1861 года только формально лишила помещиков их былой власти, а на самом деле обманула, обобрала крестьянскую Русь. Поэма была начата вскоре после Крестьянской реформы. Ее целью Некрасов считал изображение обездоленных крестьянских низов,  

История создания поэмы и ее композиция.

Это масштабное произведение  о народной жизне в переломный момент. Поэт работал над поэмой с 1863 по 1877 год, т. е. около 14 лет. За это время его замысел менялся, но поэма так и не была закончена автором, поэтому в критике нет единого мнения о ее композиции.  Начало действия  - весна. Задуманная, но не осуществленная Некрасовым «петербургская часть» должна была происходить в зимнее время, когда странники придут в Петербург искать доступа «к вельможному боярину, министру государеву». Поэма включает  в себя 4 части . Мы встречаемся  с разнообразными  крестьянскими типами .

 Композиция – построение произведения. ( На экране)

 Особенности  

  1. Для воплощения темы и главного смысла поэмы автор находит и создает такие оригинальные и новаторские способы и приемы, как:

    — жанр поэмы-эпопеи, в которой показаны все слои трудового народа и образы его угнетателей;

    — сложность композиции поэмы, в основе которой лежит мотив странничества, поисков счастливого;

    — философское понимание понятия «счастье»; перевод его в область духовно-нравственную, которую автор не разделяет с общественной борьбой;

    — фольклорное начало в поэме: жанр народной сказки, мотивы былинного эпоса, идейно-композиционное значение пословиц, поговорок, загадок, народных примет и поверий;

    — народно-поэтическая основа языка поэмы: разговорная лексика, синтаксические обороты и поэтические интонации крестьянской, народной речи, диалектизмы, просторечия; особенности и смысловая роль ритма поэмы.

Композиция – построение произведения. ( На экране)

1.Поп  

2.Чиновник

3.Помещик )

4.Купец

5.Вельможа

6.Министр

7.Царь

В произведении много персонажей и сюжетных линий. Отдельные судьбы, биографии как бы «вплетаются» в основную тему произведения - судьбу русского крестьянства, России в целом.

• Использованная форма путешествий, встреч, расспросов, рассказов, описаний очень удобна для того, чтобы дать всестороннее изображение жизни. Отдельные сцены и «куски», внешне не связанные между собой, выступают в поэме в своем единстве.

 .   Анализ « Пролога» в форме беседы

( Чтение отрывка!)

 - Давайте обратимся к сюжету пролога: Это сказочный зачин поэмы .

Давайте обратимся к сюжету пролога: Это сказочный  зачин поэмы .
Повествование поэмы начинается с загадки, попробуйте ее разгадать
В каком году - рассчитывай,
В какой земле – угадывай…(1 строфа)
(Земля - вся Русь: нищая, разоренная голодная. Год - время “временнообязанных” крестьян  

Где происходит действие? Вся Русь. Обратите внимание на названия губерний, уездов, волостей, деревень.  О чем они говорят?

1. В чем суть спора между мужиками? Почему они решили отправиться на поиски счастливого в ответственное для крестьянина время весенней страды? (Это говорит о важности самой проблемы счастья для народного самосознания.)

2. Какую клятву дают они в конце «Пролога»? («В домишки не ворочаться... покуда не доведают... кому живется счастливо, вольготно на Руси».)
 

Названия населенных пунктов, из которых шествуют путники: Терпигореап, Пустопорожней, Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайки.  Какой прием использовал ?( говорящие фамилии)

 Почему так названы?

  Сказочный зачин,

  Также не случайно автор говорит о 7 мужиках, именно число семь являлось священным числом на Руси.
Также не случайно , именно  число семь являлось священным числом на Руси.

Фантастические элементы русских сказок: птичка-пеночка, которая просит отпустить птенчика, а взамен рассказывает, как найти скатерть-самобранку; скатерть-самобранка. 

   Каковы особенности языка? Некрасову удалось передать богатство и выразительность народного языка? Какие еще художественно-выразительные средства использует автор –

 Определите стихотворный размер поэмы.

(Много уменшительно-ласкательных суффиксов,

инверсии – «до полдня вышел из дому», «спор затеяли»; постоянные эпитеты – зайка серенький, тени черные, солнце красное

гиперболы и сравнение  – «А их глазищи желтые горят, как воску яркого четырнадцать свечей» 

метафоры – «зажглися звезды частые»;

олицетворения – «Ой тени, тени черные, кого вы не нагоните? Кого не перегоните?»\

  
- А какие еще приемы сближают поэму с фольклором? (стилевая манера фольклорного повествования, песни, загадки –

Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал,
Без тела - а живет оно,
Без языка – кричит;

пословицы, поговорки, фразеологизмы –

втемяшится в башку какая блажь –

Колом ее оттудова не выбьешь;

«глядел - умом раскидывал»

,Сказочные мотивы – «скатерть-самобранка», говорящие животные).

   5. Какой смысл приобретает в «Прологе» мотив пути? (Мужики, отправляясь на поиски счастливого, становятся странниками Божьими, сознательно выбирая вечную участь скитальцев, паломников и пилигримов.)

  Поэма написана “свободным” языком, максимально приближенным к простонародной речи. Стих поэмы исследователи называют “гениальной находкой” Некрасова. Свободный и гибкий стихотворный размер, независимость от рифмы открыли возможность щедро передать своеобразие народного языка, сохранив всю его меткость.
 
Вывод: оседлая Россия начинает сдвигаться с места. Давайте докажем это примерами из текста:
• Неосознанный еще шаг крестьян – уход из дома (но одновременно у многих)
• Случайная встреча + объединение и путь рядком.
• А какой путь лежит перед ними? Они не знают.
Мотив “Поди туда не знаю, куда.»
Какую проблему ставит автор в первых главах романа? (Проблема народного счастья после отмены крепостного права)
Какие чувства, которые испытывал к своему народу Н.А.Некрасов, нашли отражение в «Прологе» (Сострадание, жалость)
Почему мужики там мало просят у скатерти – самобранки? (Потому что им в голову не приходит мысль о даровом богатстве, они просят только то, что им необходимо)
- Составьте синквейн на тему: «Герои поэмы»
Пример: мужики
голодные, несчастные
спорят, ищут, думают
кому вольготно на Руси
народ

Правила составления синквейна:

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая  личное отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

На следующем уроке мы узнаем, что открывается в народе мужикам-правдоискателям.

1-я группа. Яким Нагой (ч. I, гл. 3).

2-я группа. Ермил Гирин (ч. I, гл. 4). Глава « Счастливые»

3-я группа. Савелий, богатырь святорусский (ч. III, гл. 3).

4-я группы. Матрена Тимофеевна Корчагина (ч. III, гл. 4—8).» Крестьянка»

  План сообщения (Получает каждый).

  1. Как зовут героя? Сколько ему лет? Каков его внешний вид?
  2. Какова его история? Какие беды и невзгоды выпали на его долю?
  3. Как герой рассуждает о жизни, что принимает и что отрицает в крестьянском укладе?
  4. Какими нравственными качествами наделяет автор героя? Как к нему относится?
  5. Каково представление героя о счастье, о путях, которые к нему ведут?
  6. Почему странники не признали героя счастливым?
  7. Какой смысл содержится в говорящей фамилии героя?
  8. Какова смысловая роль фольклорных элементов в главах о герое?

Подведение итогов.

Оценивание работы на уроке

Глава поэмы

Герой главы

В чем счастье

Поп

поп

Покой, почет, богатство

Помещик ( 1 гр)

Оболт-Оболдуев

«кулак – моя полиция», неограниченная власть, владение собственностью

Счастливые( 2 гр)

мужики

«дырявое с заплатами, горбатое с мозолями»

 

Ермил Гирин

доверие людей, совестливость

Крестьянка( 3 гр)

Савелий

«клейменый, да не раб»

 

Матрена Корчагина

Семья, муж рядом, дети. Но «ключи от счастья женского потеряны у Бога самого»

Доброе «время…( 4 гр)

Гриша Добросклонов

«для счастья убогого и темного родного уголка», пишет песни

Рефлексия.

Слово учителя. Семь мужиков-странников отправились в путь за счастьем. Человек способен сам его сотворить, например, сделав доброе дело. Ведь счастье - это прежде всего состояние души, поэтому добрый, отзывчивый человек всегда счастливее злого, корыстного

Подведение итогов.

Оценивание работы на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на поэму Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Одним из наиболее известных произведений Н. А. Некрасова является поэма “Кому на Руси жить хорошо”, прославляющая русский народ. Ее по праву можно назвать вершиной творчества Некрасова. Написанная авт...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок

В данной работе отражается краткая история создания произведения. Сопоставление экранизации и текста пролога. Даются новые термины по теории литературы,а также повторение темы "Сказки". По ходу работы...

Контрольная работа по поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Вопросы на знание текста и понимания содержания поэмы "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасова...

Классный час"Пролог к Победе.Битва под Москвой"

Это мероприятие посвящено одному из памятных дат в России - битве под Москвой.Это было одно из самых крупнейших сражений времен Великой Отечественной войны.Именно здесь на подступах столицы хваленная ...

Презентация урока литературы по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Презентация к уроку литературы. Цель: рассмотреть идейно-художественные и жанровые особенности поэмы Н.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"...

Поэма-эпопея Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" Жанр и композиция.

Цели урока:Образовательные: вызвать у студентов живой интерес к произведению «Кому на Руси жить хорошо»; рассказать о творческой истории поэмы-эпопеи; охарактеризовать особенности жанра и ...

Хорошему кораблю - хороший лес!

Научно-практическая работа по краеведению, в которой исследуется выбор Петром I места для строительства первой государственной верфи, критерии отбора строительного леса для деревянного флота....