Рабочая программа в 5 классе по биологии по новым ФГОС
учебно-методический материал
Вашему вниманию представлена рабочая программа по биологии в 5 классе по новым ФГОС, разработанная на сайте "Конструктор рабочих программ". А так же, календарно-тематическое планирование, адаптированное к этой программе по учебнику И.Н. Пономарева Биология 5 класс,-М.: Вентана-Граф, 2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp-5_kl-2022-2023.doc | 126.5 КБ |
rabochaya_programma_id4893816.docx | 64.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план по биологии для 5 класса
№ | № урока в разделе | Дата | Корректировка | Основное содержание по теме | Домашнее задание | |
Тема 1. Биология — наука о живой природе (4 ч) | ||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уроке учебных действий), УУД, осваиваемых в рамках изучения темы. | Виды деятельности- Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. УУД- Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формируется любовь и бережное отношение к родной природе; знание основных принципов и правил отношения к живой природе, эстетического отношения к живым объектам; умение видеть проблему, ставить вопросы, давать определения понятиям; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение определять понятия; Регулятивные - постановка целей и задач обучения, контроль и оценка достижения результата деятельности. Познавательные - поиск и выделение информации, смысловое чтение текста учебника, анализ методов и приемов с целью выделения главного. Коммуникативные - умение выражать свою точку зрения по данной проблеме, умение выполнять письменные задания. | |||||
1 | 01,09 | Инструктаж по ОТ и ТБ. Биология- наука о живой природе. Что такое живой организм. Понятие о жизни. Признаки живого. Объекты живой и неживой природы, их сравнение. | § 2, стр. 8-12, вопр. 3 устно | |||
2 | 08.09 | Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии. Профессии, связанные с биологией. Связь биологии с другими науками. Роль биологии. | § 1, стр. 4-7 | |||
3 | 15.09 | Методы изучения живой природы. Лабораторная работа №1 "Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете" | § 3, стр. 12-15 | |||
22.09 | Кабинет биологии. Правила поведения в кабинете. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами. Лабораторная работа 2 "Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними" | § 4, стр. 16-19; стр. 24-25,- прочитать | ||||
Тема 2. Методы изучения живой природы (7 ч) | ||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уроке учебных действий), УУД, осваиваемых в рамках изучения темы. | Виды деятельности- Определять предмет науки цитологии. Характеризовать клетку как наименьшую единицу живого организма, особенности строения организма, описывать разнообразные формы. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Формулировать общий вывод о живых. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике. Выделять отличительные особенности строения растительных и животных клеток УУД-Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; формирование ответственного отношения к учению; принятие ценности природного мира, Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение организовывать учебное сотрудничество; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Регулятивные - определение последовательности действий для получения конечного результата; построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Познавательные - моделирование с помощью систематических единиц; поиск и выделение информации. Коммуникативные - постановка проблемных вопросов и их решение; умение выражать свою точку зрения по данной проблеме | |||||
1 | 29.09 | Лабораторная работа №3 "Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза, инфузории туфельки и гидры с помощью лупы и светового микроскопа". | Повторить курс 4 класса. | |||
6 | 2 | 06.10 | Входная контрольная работа. Видеоэкскурсия "Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом". | Принести простой карандаш, ручку и блокнот | ||
7 | 3 | 13.10 | Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии.Великие естествоиспытатели | § 7, стр. 26-32, пересказ | ||
8 | 4 | 20.10 | Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Цитология — наука о клетке. Клетка | § 8, стр. 39-40, изучить. | ||
9 | 5 | 27.10 | Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | § 5, стр. 20-22, изучить. Принести репчатый лук | ||
10 | 6 | 10.11 | Химический состав клетки | § 6, стр. 26-28 | ||
11 | 7 | 17.11 | Лабораторная работа № 4 "Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом". | Стр. 36, работа с моделями- 1. | ||
Тема 3. Организмы — тела живой природы (7 ч) | ||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уроке учебных действий), УУД, осваиваемых в рамках изучения темы. | Виды деятельности- Объяснять сущность термина «классификация». Определять предмет науки систематики. Различать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации, особенности строения организма, описывать разнообразные формы. Фиксировать результаты наблюдений в тетради. Формулировать общий вывод о живых. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием Устанавливать связь между царствами живой природы на схеме, приведённой в учебнике. Выделять отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Различать понятия «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Определять значение и роль в природе и жизни человека УУД-Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; формирование ответственного отношения к учению; принятие ценности природного мира, Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; умение организовывать учебное сотрудничество; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности Регулятивные - определение последовательности действий для получения конечного результата; построение логической цепи рассуждений, установление взаимосвязей процессов и явлений. Познавательные - моделирование с помощью систематических единиц; поиск и выделение информации. Коммуникативные - постановка проблемных вопросов и их решение; умение выражать свою точку зрения по данной проблеме | |||||
12 | 1 | 24.11 | Клетки, ткани, органы, системы органов. | § 5, стр. 20-26, повторить | ||
13 | 2 | 01.12 | Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. | § 7, стр. 29-30, изучить | ||
14 | 3 | 08.12 | Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм —единое целое. | § 2, стр. 8-12, повторить | ||
15 | 4 | 15.12 | Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Разнообразие организмов и их классификация. Таксоны в биологии. Лабораторная работа №5 "Ознакомление с принципами систематики организмов". | § 8, стр. 37-40, изучить. Подготовиться к к/р- § 1-8, стр.4-40 | ||
16 | 5 | 22.12 | Контрольная работа №1 по теме "Биология. Методы изучения живой природы. Организмы - тела живой природы" | § 11, стр. 45-52, пересказ | ||
17 | 6 | 12.01 | Бактерии и вирусы как формы жизни | § 8, стр.-39-41, повторить. § 9, стр. 41-44, изучить | ||
18 | 7 | 19.01 | Значение бактерий и вирусов в природе и для человека | § 10, стр. 44-47, повторить, ответить письменно на вопр. 4 | ||
Тема 4. Организмы и среда обитания (5 ч) | ||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уроке учебных действий), УУД, осваиваемых в рамках изучения темы. | Виды деятельности- Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. Различать понятия «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор. Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений. Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника. Различать понятия «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». УУД- Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; Регулятивные - постановка целей и задач обучения. Познавательные - поиск и выделение информации. Коммуникативные - умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. Определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации | |||||
19 | 1 | 26.01 | Лабораторная работа №6 "Наблюдение за потреблением воды растением". | Поставить опыт с репчатым луком, и производить записи в тетради в течении недели | ||
20 | 2 | 02.02 | Понятие о среде обитания. Организм и среда обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. | § 17, стр. 79-82 | ||
21 | 3 | 09.02 | Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. | § 18-19, стр. 83-89, изучить | ||
22 | 4 | 16.02 | Лабораторная работа № 7 "Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах). | § 18-19, стр. 83-89, повторить | ||
23 | 5 | 02.03 | Сезонные изменения в жизни организмов | Изучить записи в тетради | ||
Тема 5. Природные сообщества (7 ч) | ||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уроке учебных действий), УУД, осваиваемых в рамках изучения темы. | Виды деятельности- Характеризовать особенности условий сред жизни на Земле. Характеризовать организмов-паразитов, изображённых на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. Различать понятия «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». Аргументировать деятельность человека в природе как антропогенный фактор. Объяснять причины сезонных изменений у организмов, приводить примеры собственных наблюдений. Характеризовать приспособленность животных и растений к среде обитания по рисункам учебника. Различать понятия «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество». УУД- Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Метапредметные: умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; Регулятивные - постановка целей и задач обучения. Познавательные - поиск и выделение информации. Коммуникативные - умение выражать свою точку зрения по данной проблеме. Определение целей и способов взаимодействия со сверстниками в поиске и сборе информации | |||||
24 | 1 | 09.03 | Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Видео-экскурсия "Растительный и животный мир родного края" | § 20, стр. 91-92 | ||
25 | 2 | 16.03 | Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. | § 20, стр. 89-92 | ||
26 | 3 | 23.03 | Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.). Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Лабораторная работа №8 "Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)". | § 23, стр. 99-103, пересказ, а так же см записи в тетради | ||
27 | 4 | 06.04 | Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека. Видеоэкскурсия "Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.)". | См записи в тетради | ||
28 | 5 | 13.04 | Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. | § 21, стр. 92-99, вопр. 1-4 устно | ||
29 | 6 | 20.04Ур р | Работа над проектами «Глобальные экологические проблемы». Ландшафты: природные и культурные. Экскурсия "Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ" | § 22, стр. 99-105, изучить так же записи в тетради | ||
30 | 7 | 25.04Вн. р | Защита проектов по теме «Глобальные экологические проблемы». Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека на живую природу с ходом истории. Загрязнение оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. | § 25, стр. 118-120 | ||
Тема 6. Живая природа и человек (5ч) | ||||||
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уроке учебных действий), УУД, осваиваемых в рамках изучения темы. | Виды деятельности- Приводить доказательства воздействия человека на природу. Выявлять причины сокращения лесов, объяснять ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны природы. Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. Называть животных, истреблённых человеком. Характеризовать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Объяснять причины сокращения и истребления некоторых видов животных, приводить примеры. Объяснять значение Красной книги, заповедников. Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. Систематизировать и обобщать знания по темам курса биологии 5 класса. Использовать учебные действия для формулировки ответов. Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.). Наблюдать и фиксировать природные явления, делать выводы. Систематизировать и обобщать знания о многообразии живого мира. Соблюдать правила поведения в природе. УУД- Личностные: осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю. Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведении; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; Метапредметные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; выдвижение гипотез и их обоснование.; построение логической цепи рассуждений; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; Познавательные - моделирование процессов и явлений. Регулятивные - сравнение и классификация объектов Коммуникативные - постановка вопросов и инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | |||||
31 | 1 | 27.04 | Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории. Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности | § 26-27, стр. 121-127 | ||
32 | 2 | 04.05 | Повторение по теме "Организмы и среда обитания. Природные сообщества. Живая природа и человек" | Подг к к/р- стр. § 17, стр. 79-127 | ||
33 | 3 | 11.05 | Контрольная работа №2 по теме "Организмы и среда обитания. Природные сообщества. Живая природа и человек" | |||
34 | 4 | 18.05 | Практическая работа "Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории". | |||
35 | 5 | 25.05 | Обобщение пройденного материала | Стр. 123-124, выполнить два задания на выбор в летний период времени |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Комитет по образованию администрации Белоярского района
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании учителей естественного | Заместитель директора | Директор |
и общественного цикла | ______________Вахат А.Е. | ______________Лузянин А.Г. |
______________Филоненко В.И. | ||
Протокол №1 | Приказ №361 | |
Протокол №1 | от "30" августа 2022 г. | от "31" августа2022 г. |
от "30" августа2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 4893816)
учебного предмета
«Биология»
для 5 класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Петрова Елена Юрьевна
учитель биологии и химии
с. Полноват 2022
Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Примерной программы воспитания.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и
организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне 5 класса основного общего образования, планируемые результаты освоения курса биологии: личностные, метапредметные, предметные.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов
человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ»
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
— формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации;
— формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья;
— формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе и организма человека;
— формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма;
— формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе;
— формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:
— приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях строения,
жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
— овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
— освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
— воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования. Данная программа предусматривает изучение биологии в 5 классе - 1 час в неделю, всего - 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Биология — наука о живой природе
Понятие о жизни. Признаки живого (клеточное строение, питание, дыхание, выделение, рост и др.).
Объекты живой и неживой природы, их сравнение. Живая и неживая природа — единое целое.
Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии (ботаника, зоология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.). Профессии, связанные с биологией: врач, ветеринар, психолог, агроном, животновод и др. (4—5). Связь биологии с другими науками (математика, география и др.). Роль биологии в познании окружающего мира и практической деятельности современного человека.
Кабинет биологии. Правила поведения и работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.
Биологические термины, понятия, символы. Источники биологических знаний. Поиск информации с использованием различных источников (научнопопулярная литература, справочники, Интернет).
2. Методы изучения живой природы
Научные методы изучения живой природы: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, классификация. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами.
Метод описания в биологии (наглядный, словесный, схематический). Метод измерения (инструменты измерения). Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение лабораторного оборудования: термометры, весы, чашки Петри, пробирки, мензурки. Правила работы с оборудованием в школьном кабинете.
2. Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними.
3. Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза (натуральные препараты), инфузории туфельки и гидры (готовые микропрепараты) с помощью лупы и светового микроскопа.
Экскурсии или видеоэкскурсии
Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом.
3. Организмы — тела живой природы
Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы.
Клетка и её открытие. Клеточное строение организмов. Цитология — наука о клетке. Клетка —наименьшая единица строения и жизнедеятельности организмов. Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Клетки, ткани, органы, системы органов.
Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов.
Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм — единое целое.
Разнообразие организмов и их классификация (таксоны в биологии: царства, типы (отделы), классы, отряды (порядки), семейства, роды, виды. Бактерии и вирусы как формы жизни. Значение бактерий и вирусов в природе и в жизни человека.
Лабораторные и практические работы
1. Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (на примере самостоятельно приготовленного микропрепарата).
2. Ознакомление с принципами систематики организмов.
3. Наблюдение за потреблением воды растением.
4. Организмы и среда обитания
Понятие о среде обитания. Водная, наземновоздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. Сезонные изменения в жизни организмов.
Лабораторные и практические работы
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
Экскурсии или видеоэкскурсии
Растительный и животный мир родного края (краеведение).
5. Природные сообщества
Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.).
Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека.
Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. Ландшафты: природные и культурные.
Лабораторные и практические работы
Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.).
Экскурсии или видеоэкскурсии
1. Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.).
2. Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ.
6. Живая природа и человек
Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека на живую природу в ходе истории. Глобальные экологические проблемы. Загрязнение воздушной и водной оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы). Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности.
Практические работы
Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Освоение учебного предмета «Биология» на уровне основного общего образования должно обеспечивать достижение следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Патриотическое воспитание:
— отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.
Гражданское воспитание:
— готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
Духовно-нравственное воспитание:
— готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм
экологической культуры;
— понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и биологии.
Эстетическое воспитание:
— понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научного познания:
— ориентация на современную систему научных представлений об основных биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
— понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
— развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности.
Формирование культуры здоровья:
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
— соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в природной среде;
— сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным состоянием.
Трудовое воспитание:
— активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий, связанных с биологией.
Экологическое воспитание:
— ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей
— ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области окружающей среды;
— осознание экологических проблем и путей их решения;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— адекватная оценка изменяющихся условий;
— принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании анализа биологической информации;
— планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов (явлений);
— устанавливать существенный признак классификации биологических объектов (явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
— проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе выполнения практических и лабораторных работ;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
— в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
— понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной биологической
— проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной задачи;
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
— планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно
сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой;
— овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся.
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя биологические знания;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
— регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
— овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;
— перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека; профессии, связанные с биологией (4—5);
— приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) учёных в развитие биологии;
— иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
— применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
— различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и
искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;
— проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;
— раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;
— приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;
— выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;
— аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные экологические проблемы;
— раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;
— демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
— выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);
— применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение,
эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;
— владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;
— соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;
— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;
— создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
1. | Биология — наука о живой природе | 4 | 0 | 2 | 01.09.2022 22.09.2022 | Ознакомление с объектами изучения биологии, её | Письменный | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7842/start/311135/ https://onlinetestpad.com/ru/test/1191629-biologiya-nauka-o-zhivoj-prirode |
2. | Методы изучения живой природы | 6 | 1 | 2 | 29.09.2022 10.11.2022 | Ознакомление с методами биологической науки: | Письменный | https://resh.edu.ru/subject/lesson/7843/main/311172/ |
3. | Организмы — тела живой природы | 7 | 1 | 1 | 17.11.2022 12.01.2023 | Определение по внешнему виду (изображениям), схемам и описание доядерных и ядерных организмов; | Письменный | https://interneturok.ru/lesson/biology/5- |
4. | Организмы и среда обитания | 5 | 0 | 2 | 19.01.2023 16.02.2023 | Раскрытие сущности терминов: среда жизни, факторы | Письменный | https://resh.edu.ru/subject/lesson/459 |
5. | Природные сообщества | 7 | 0 | 1 | 02.03.2023 20.04.2023 | Раскрытие сущности терминов: природное и искусственное сообщество, цепи и сети питания; | Письменный | https://resh.edu.ru/subject/lesson/1064 |
6. | Живая природа и человек | 4 | 1 | 1 | 04.05.2023 25.05.2023 | Анализ и оценивание влияния хозяйственной деятельности людей на природу; | Устный опрос; Контрольная | https://resh.edu.ru/subject/lesson/464/ |
Резервное время | 1 | |||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 9 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | ||
1. | Инструктаж по ОТ и ТБ. Биология- наука о живой природе. Что такое живой организм. Понятие о жизни. Признаки живого. Объекты живой и неживой природы, их сравнение. | ||
2. | Биология — система наук о живой природе. Основные разделы биологии. Профессии, связанные с биологией. Связь биологии с другими науками. Роль биологии. | ||
3. | Методы изучения живой | ||
4. | Кабинет биологии. Правила поведения в кабинете. Устройство увеличительных приборов: лупы и микроскопа. Правила работы с увеличительными приборами. ЛР №2 "Ознакомление с устройством лупы, светового микроскопа, правила работы с ними" | ||
5. | ЛР №3 "Ознакомление с растительными и животными клетками: томата и арбуза, инфузории туфельки и гидры с помощью лупы и светового микроскопа". | ||
6. | Входная контрольная работа. Видеоэкскурсия "Овладение методами изучения живой природы — наблюдением и экспериментом". | ||
7. | Наблюдение и эксперимент как ведущие методы биологии.Великие естествоиспытатели | ||
8. | Понятие об организме. Доядерные и ядерные организмы. Клетка и её открытие. Цитология — наука о клетке. Клетка | ||
9. | Строение клетки под световым микроскопом: клеточная оболочка, цитоплазма, ядро.Одноклеточные и многоклеточные организмы. Химический состав клетки | ||
10. | ЛР №4 "Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом". | ||
11. | Клетки, ткани, органы, системы органов. | ||
12. | Жизнедеятельность организмов. Особенности строения и процессов жизнедеятельности у растений, животных, бактерий и грибов. | ||
13. | Свойства организмов: питание, дыхание, выделение, движение, размножение, развитие, раздражимость, приспособленность. Организм —единое целое. | ||
14. | Метод классификации организмов, применение двойных названий организмов. Разнообразие организмов и их классификация. Таксоны в биологии. ЛР №5 "Ознакомление с принципами систематики организмов". | ||
15. | Контрольная работа №1 по теме "Биология. Методы изучения живой природы. Организмы - тела живой природы" | ||
16. | Бактерии и вирусы как формы жизни | ||
17. | Значение бактерий и вирусов в природе и для человека | ||
18. | ЛР №6 "Наблюдение за потреблением воды растением". | ||
19. | Понятие о среде обитания. Организм и среда обитания. Водная, наземно-воздушная, почвенная, внутриорганизменная среды обитания. Представители сред обитания. | ||
20. | Особенности сред обитания организмов. Приспособления организмов к среде обитания. |
21. | ЛР № 7 "Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах). | |
22. | Сезонные изменения в жизни организмов | |
23. | Понятие о природном сообществе. Взаимосвязи организмов в природных сообществах. Экскурсия "Растительный и животный мир родного края" | |
24. | Пищевые связи в сообществах. Пищевые звенья, цепи и сети питания. Производители, потребители и разрушители органических веществ в природных сообществах. | |
25. | Примеры природных сообществ (лес, пруд, озеро и др.). Искусственные сообщества, их отличительные признаки от природных сообществ. ЛР №8 "Изучение искусственных сообществ и их обитателей (на примере аквариума и др.)". | |
26. | Причины неустойчивости искусственных сообществ. Роль искусственных сообществ в жизни человека. Видеоэкскурсия "Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.)". | |
27. | Природные зоны Земли, их обитатели. Флора и фауна природных зон. | |
28. | Ландшафты: природные и культурные. Экскурсия "Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ" | |
29. | Изменения в природе в связи с развитием сельского хозяйства, производства и ростом численности населения. Влияние человека на живую природу с ходом истории. Глобальные экологические проблемы.Загрязнение оболочек Земли, потери почв, их предотвращение. | |
30. | Пути сохранения биологического разнообразия. Охраняемые территории. Красная книга РФ. Осознание жизни как великой ценности | |
31. | Повторение по теме "Организмы и среда обитания. Природные сообщества. Живая природа и человек" | |
32. | Контрольная работа №2 по теме "Организмы и среда обитания. Природные сообщества. Живая природа и человек" | |
33. | ПР "Проведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории". | |
34. | Обобщение пройденного материала | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.; под редакцией Пономаревой И.Н. Биология, 5 класс/ Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; Акционерное общество «Издательство Просвещение»;
Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
В.Н. Сонин. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических
технологий: 5 класс.-М.: АРКТИ, 2002
Н.И. Сонин. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя.-М.: Айрис– Пресс, 2003
Касаткина Н.А. Природоведение 5 класс: материалы к урокам.-
Волгоград: Учитель,2004
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7842/start/311135/
https://onlinetestpad.com/ru/test/1191629-biologiya- nauka-o-zhivoj-prirode
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7843/main/311172/
https://interneturok.ru/lesson/biology/5- klass/vvedenie/raznoobrazie-zhivoy-prirody- tsarstva-zhivyh-organizmov-otlichitelnye-priznaki- zhivogo
https://resh.edu.ru/subject/lesson/459
https://resh.edu.ru/subject/lesson/1064
https://resh.edu.ru/subject/lesson/464/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Монитор PHILIPS
Системный блок
ВЕБ-камера, серия AVerVision CP135
Цифровая интерактивная доска, серия TRE
Мультимедийный проектор, серия VIVITEK
Демонстрационный стол
Ученические столы
Ученические стулья
Вытяжной шкаф
Учебная доска
Емкость с песком
Шкафы для книг
Огнетушитель порошковый
Звуковые колонки
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ
Стеклянные палочки, спиртовые термометры, покровные и предметные стекла, микроскоп световой, мерные цилиндры, весы, разновесы, лупа, чашки Петри, пробирки, штатив для пробирок, комплект для экологических исследований.
Прибор для демонстрации всасывания воды корнями. Прибор для обнаружения газообмена у растений. прибор для сравнения содержания углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. Комбинированныей прибор для определения состава воздуха.
Керамическая плитка для проращивания семян.
Набор сит для механического анализа.
Набор микропрепаратов по ботанике, набор микропрепаратов по зоологии. Портреты выдающихся биологов.
Бинокль. Рулетка. совок для выкапывания растений Коллекции: Вредители сельскохозяйственных культур.
Гербарии по курсу ботаники 5 класс, Гербарий важнейших культурных растений. Гербарий сорных растений. Гербарий для определения растений. Гербарий по систематике растений
Ископаемые растения и животные.
Определитель насекомых, определитель растений, энциклопедия "Животные", энциклопедия "Растения".
Таблицы: Систематика растений. Систематика животных. Правила поведения в учебном кабинете.
Правила поведения на экскурсии. Ткани. Клетка. Бактерии. Увеличительные приборы. Клеточное строение растений. Пластиды. Запасные вещества и ткани растений. Строение растительной клетки.
Покровная ткань растений. Жизнедеятельность клетки. Физическая карта полушарий. Карта Тюменской области. Физическая карта: Европейская часть СССР. Технические культуры мира.
Охрана почв от эрозии. Основные этапы процесса почвообразования. Город как среда обитания. Охраняемые территории. Охрана природы в зонах отдыха. Влияние ядохимикатов на сообщество поля и пшеницы. Охрана и привлечение птиц. Охрана насекомых. Влияние человека на обитателей почвы.. Охрана рыбных запасов. Использование кедровых лесов.. Сходство и отличие фаун палеарктической
и неарктической областей. Биосфера. Роль удобрений в повышении урожая. Водный режим растений.. Сорные растения и борьба с ними. Способы посева и посадки растений.
Карты: Природные зоны России. Центры происхождения культурных растений и домашних животных
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык. Рабочая программа 5 класс.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса к учебному пособию Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2008....
Рабочая программа 3 класс Быкова Н.И. «Английский в фокусе», 3 класс учебник, Москва «Просвещение» 2014 г. для общеобразовательных школ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2» «Рассмотрено»на заседании ШМОРуководитель ШМО_____...
Рабочая программа 4 класс Быкова Н.И. «Английский в фокусе», 4 класс учебник, Москва «Просвещение» 2014 г. для общеобразовательных школ.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №2» «Рассмотрено»на заседании ШМОРуководитель ШМО_____...
Рабочая программа элективного курса по биологии «Многообразие органического мира"
К экзаменам по биологии нельзя подготовится за короткий срок, т.к. требуется время, чтобы запомнить многие детали, особенности представителей разных царств природы, исключения из правил. Данный элект...
Рабочая программа работа кружка по биологии "Знатоки биологии"
Рабочая программа кружка разработана для студентов 1 и 2 курса разных профессий и специальностей...
Рабочая программа внеурочной деятельности Занимательная биология
Рабочая программа учебного курса «Тайны живой природы» для обучающихся 6-7 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения осно...
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии с использованием оборудования "Точка роста"
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии "Юный эколог" с использованием оборудования "Точка роста"...