Межпредметные связи на уроках ПТО
методическая разработка
Особенностью уроков швейного дела является связь с другими предметами, в число которых входят: биология, физика, химия, геометрия, черчение, иностранный язык, литература, русский язык и другие. Некоторые дисциплины вообще не изучаются в нашей школе, тем сложнее задача для установления межпредметных связей. Правильный подход к осуществлению взаимосвязи трудового обучения и наук позволяет полнее раскрыть учащимся с ОВЗ законы природы и общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Межпредметные связи на уроках ПТО | 350 КБ |
Предварительный просмотр:
РМЦ ГКОУ»Богородская школа№8»
Межпредметные связи на уроках швейного дела
Учитель
профессионально-трудового обучения
высшей квалификационной категории
Волкова Наталья Владимировна
октябрь
2022-2023 учебный год
Межпредметные связи —это взаимодействие между содержанием отдельных учебных предметов, посредством которого достигается внутреннее единство образовательной программы, а также последовательное соединение нескольких различных программ в одно целое
Межпредметные связи помогают учащимся сформировать ясную картину об окружающем нас мире, о его свойствах и происходящих процессах, что особенно важно для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Увидеть явную взаимосвязь школьных предметов, убедиться в том, что между различными отраслями знаний не существует резких границ, что все области науки взаимно связаны между собой очень трудно для понимания таких учащихся. Но благодаря выявлению межпредметных связей при изучении различных тем по швейному делу, учащиеся понимают, что главной и общей целью всех наук является изучение материального мира. В результате, используя различные методы, нам удается получить целостное представление учащихся с ограниченными возможностями здоровья о природе. И это имеет важное воспитательное значение.
Особенностью уроков швейного дела является связь с другими предметами, в число которых входят: биология, физика, химия, геометрия, черчение, иностранный язык, литература, русский язык и другие. Некоторые дисциплины вообще не изучаются в нашей школе, тем сложнее задача для установления межпредметных связей. Правильный подход к осуществлению взаимосвязи трудового обучения и наук позволяет полнее раскрыть учащимся с ОВЗ законы природы и общества.
При изучении тем по материаловедению знания по таким предметам, как природоведение и биология помогают лучше познакомиться со свойствами натуральных волокон и нитей, способами их получения и использования. А вот понятия: прочность, упругость – физико-механические свойства волокон и тканей, требуют знаний по физике. Здесь, чтобы дети поняли и усвоили данные понятия, проводим эксперименты. Например: учащимся предлагаем разорвать ткань. Ткань трудно разорвать, значит, она прочная, имеет высокую прочность. Чтобы определить упругость (способность восстанавливать форму после сжатия), предлагаем детям сжать в руке небольшой кусочек шерсти. Если после разжимания шерсть восстанавливает первоначальную форму, значит она упругая.
В процессе изучении темы: синтетические волокна необходимы знания по химии. При определении волокнистого состава тканей во время лабораторных работ часто проводятся химические реакции, такие как горение, с обязательным объяснением учащимся, что горение – это быстро протекающая химическая реакция. По результатам этой реакции определяем эти ткани натуральные или синтетические.
При изучении элементов машиноведения, таких как устройство, назначение, принцип действия механизмов, снова сталкиваемся с физикой.
С изобразительным искусством тесно связаны моделирование и конструирование одежды, так как носят творческий характер. Учащихся знакомим с работой художников-модельеров, учим подбирать ткань к выбранным или разработанным моделям, определять наиболее приемлемые виды отделки изделия, чтобы не нарушить красоту, гармонию, изящество модели. Учащиеся получают знания о том, как свойства, цвет, рисунок ткани влияют на выбор модели, зрительное ощущение пропорций в одежде. Ведь умелым сочетанием цветовых тонов можно зрительно улучшить фигуру человека, а так же, в соответствии с возрастом человека и особенностями его фигуры добиться простоты и элегантности изделия путем использования элементов отделки и украшений.
Знания математики помогают выполнить расчеты по формулам для построения чертежа выкройки деталей и расчет расхода ткани для пошива этого изделия.
Практически все темы программы по швейному делу связаны с изучением экономики. На занятиях дети учатся экономить материалы, электроэнергию, бережно относиться к оборудованию, инструментам и приспособлениями, знакомятся с такими понятиями как производительность труда, себестоимость изделия.
Связь с иностранным языком прослеживается в терминах по технологии и материаловедению. Например:
Рюш - (франц. слово) полоска ткани, собранная в сборку по середине;
Волан - (франц. слово) отделка раскроенная по кругу;
Кокетка - (франц. слово) верхняя отрезная часть детали;
Крепдешин – (франц. слово) вид шелковой креповой ткани и др.
История – это тоже предмет, имеющий связь при изучении тем по швейному делу. Например, при изучении темы «Вышивка», обращаемся к археологическим данным, для раскрытия значение вышивки, и ее использования в древние времена.
Таким образом, изучение тем по швейному делу неразрывно связано с основами других наук и учебных дисциплин. А умелое и своевременное использование межпредметных связей на уроках трудового обучения пробуждает у учащихся с ограниченными возможностями здоровья интерес к изучаемому предмету, помогает им осознать и лучше запомнить пройденный материал. Кроме того, учителю трудового обучения предоставляется еще одна возможность для эстетического воспитания подростков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Межпредметные связи как социально-педагогическая проблема на уроках математики
«Межпредметные связи как социально-педагогическаяпроблема на уроках математики »учителя математики ГБОУ ЦО №133Аксеновой Елены Михайловны План. 1.Межпредметная связь и её значение.2.Со...
Открытый урок "Уроки Ван Гога" в рамках межпредметных связей по предметам "История изобразительного искусства" и " Живопись" для обучающихся 4 класса отделения "Живопись" ДШИ.
Цель урока: Понять и усвоить «Уроки Ван Гога». Расширить и закрепить знания обучающихся о жизни и творчестве Ван Гога. Повысить интерес учащихся к урокам истории искусств и живописи. Выпол...
Презентация к уроку биологии на тему: «Строение и функции клетки на основе межпредметных связей»
Презентация к уроку биологии на тему:«Строение и функции клетки на основе межпредметных связей»...
Расширение межпредметных связей на уроках общеобразовательного цикла
Расширение межпредметных связей на уроках общеобразовательного цикла...
Методическая разработка проведения урока по технологии межпредметных связей на тему «Учет основных средств» для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Методическая разработка проведения урока по технологии межпредметных связей на тему «Учет основных средств» ПМ.01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского уч...
«Межпредметные связи на уроках химии»
За последние годы в химии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких дисциплин как...