Методические указания по выполнению практической работы с использованием кейс-метода по дисциплине ОП.09 "Охрана труда"
методическая разработка

Галина Фадеевна Скобелкина

Использование новых педагогических технологий актуально для современного образования. Данная работа представляет собой методические указания по выполнению практической работы с использованием метода кейсов, и составлена в соответствии с ФГОС специальности 08.02.03  Производство неметаллических изделий и конструкций разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) ОП.09 Охрана труда и промышленная безопасность.

Методические указания включают в себя рекомендации по оформлению практической работы Расследование несчастного случая на производстве Мероприятия по снижению травматизма с использованием метода кейсов, задания для практической работы, методические рекомендации по их выполнению, а также критерии оценки выполнения практической работы. Метод case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод имеет личностно-ориентированную направленность, способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выделять и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно обосновывать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРМСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

УТВЕРЖДАЮ

Зам директора по УР

________ Н.Л. Харьковская

«___»________20____г.

Расследование несчастного случая на производстве Мероприятия по снижению травматизма

Методические  указания по выполнению практической работы

с использованием кейс-метода по дисциплине

ОП.09.Охрана труда и промышленная безопасность  

для специальности 08.02.03  Производство неметаллических изделий и конструкций

Рассмотрено и одобрено

на заседании ПЦК ТиОС

Протокол № 9 от 30.05.2019г.

Председатель ПЦК   Скобелкина Г.Ф.

Пермь, 2019г.

Согласовано                                        УМК соответствует ФГОС СПО

Методист                                                

__________Н.П.Гаманенко                        

«___»________20___г.

Разработчик:

Скобелкина Г.Ф.,  преподаватель КГАПОУ  ПСК.

Рецензент работы:

Лушникова Н.Н., преподаватель КГАПОУ  ПСК.

                               

Аннотация

        

        Использование новых педагогических технологий актуально для современного образования. Данная работа представляет собой методические указания по выполнению практической работы с использованием метода кейсов, и составлена в соответствии с ФГОС специальности 08.02.03  Производство неметаллических изделий и конструкций разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) ОП.09 Охрана труда и промышленная безопасность.

        Методические указания включают в себя рекомендации по оформлению практической работы Расследование несчастного случая на производстве Мероприятия по снижению травматизма с использованием метода кейсов, задания для практической работы, методические рекомендации по их выполнению, а также критерии оценки выполнения практической работы. Метод case-study – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач. Метод имеет личностно-ориентированную направленность, способствует развитию у студентов самостоятельного мышления, умения выделять и учитывать альтернативную точку зрения, аргументированно обосновывать свою. С помощью этого метода студенты имеют возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, научиться работать в команде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы. 

         Данная работа предназначена для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 08.02.03  Производство неметаллических изделий и конструкций.

Содержание

Аннотация

3

1  1. Сущность кейс-метода

4-7

2.Задания для практических работ и методические указания по их выполнению

7-9

3  3.Критерии оценки выполнения студентами практической работы

10-11

4  4. Перечень литературы

11

Приложение 1.

12-13

Приложение 2.

13-15

1.Метод кейсов в учебном процессе: описание, этапы, эффективность


                                         Метод кейсов

  Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Педагогический потенциал метода case-study значительно больше педагогического потенциала традиционных методов обучения.

Идеи метода case-study (метода ситуационного обучения) достаточно просты:

- Метод предназначен для получения знаний, когда есть несколько ответов, которые могут соперничать по степени истинности; задача преподавания при этом сразу отклоняется от классической схемы и ориентирована на получение не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.

- Акцент обучения переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество студента и преподавателя; отсюда принципиальное отличие метода case-study от традиционных методик – демократия в процессе получения знания, когда студент по сути дела равноправен с другими студентами и преподавателем в процессе решения проблемы.

- Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.

- Технология метода заключается в следующем: по определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации, произошедшей в реальной жизни, и отражается тот комплекс знаний и практических навыков, которые студентам нужно получить; при этом преподаватель выступает в роли диспетчера.

- Несомненным достоинством метода ситуационного анализа является не только получение знаний и формирование практических навыков, но и развитие системы ценностей студентов, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования.

  Метод кейсов или кейс-метод представляет собой один из методов решения сложных проблем, которые не имеют чёткой структуры и предполагают применение студентами своего творческого потенциала и креативности. Для него характерно наличие актуальной проблемы или ситуации, действующих лиц, драматической составляющей и необходимости совершать выбор. Наряду с этим, в кейс-методе участвуют субъекты, столкнувшиеся с конкретной проблемой или ситуацией в реальной жизни.  

Особенности метода кейсов

  Чаще всего кейс-метод осуществляется в аудитории, несмотря на то, что начальный, т.е. подготовительный этап состоит из самостоятельной работы и преподавателей и учащихся вне аудитории.

Подготовительный этап.

Задача преподавателя на этом этапе состоит в том, чтобы произвести соответствующую подготовку, что означает:

  • Выявление фактов и определение характера взаимоотношений участников в процессе применения метода – в ходе реализации проблемы кейса
  • Моделирование ситуации, её начала, развития и завершения
  • Определение вопросов, аргументов и контраргументов, которые могут появиться у участников (вопросы должны служить указателями для учащихся в движении в верном направлении)

 Разработка системы оценок решения кейса

Студенты на подготовительном этапе изучают предоставленный преподавателем текст ситуации (кейса) и выполняют необходимые задания, которые к нему относятся.

Реализация кейса

Само название метода говорит о том, что для разбора будет представлена какая-то ситуация.

Диагностика ситуации

С целью анализа ситуации метод кейсов включает в себя и этап диагностики ситуаций, который состоит из трёх частей:

  • Первая часть – описывается реальное состояние объекта с учётом конкретных параметров
  • Вторая часть – определяется должное  состояние объекта с учётом конкретных параметров
  • Третья часть – сравниваются реальное и должное состояние объекта

В том случае, если различий не найдено, то практическая деятельность с объектом может быть продолжена. Если же различия удаётся зафиксировать, то определяется тип этих различий и разрабатываются возможные способы их устранения.

Выработка альтернатив

Выработка альтернатив является ещё одним этапом диагностики ситуации. Он направлен на поиск альтернатив, при помощи которых проблемная ситуация может быть разрешена. Но данный этап можно считать качественно новой фазой диагностики.

  Основная задача состоит в том, чтобы определить все варианты, посредством которых проблема может быть решена. Результатом должна стать выработка нескольких вариантов, детальный разбор которых задаст темп дальнейшей работе. Опыт,  полученный в процессе применения метода кейсов показал, что кейс-метод многократно повышает результативность образовательного процесса, т.к. позволяет моделировать будущую деятельность участников кейса и формировать положительную мотивацию к освоению материала и получению новой информации в дальнейшем.

2. Задания для практической работы и методические указания по их выполнению

   Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений рабочей программой дисциплины ОП09 Охрана труда и промышленная безопасность  предусмотрено проведение итоговой практической работы Расследование несчастного случая на производстве и мероприятия по снижению травматизма в форме кейс-задания.  Форма кейс-метода позволяет охватить максимально умения и знания данного курса, способствует формированию универсальной учебной деятельности.

  В результате освоения учебной дисциплины ОП09 Охрана труда и промышленная безопасность  обучающийся должен уметь:

У1.  Проводить анализ травмоопасных и вредных производственных факторов в профессиональной деятельности;

 У2.  Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

З1.   Идентификацию негативных факторов производственной среды;

З2.   Воздействие негативных факторов на человека и  нормирование;

З3.   Источники негативных факторов и причины их проявления в производственной среде;

З4.   Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

материальные затраты на охрану труда;

З5. Методы и средства обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности.

Практическая работа оформляется студентами в соответствии с приведенными требованиями и оценивается по 5 – бальной шкале. Результаты практической работы оформляются и  обсуждаются в группе.

  В практической работе  предлагается проанализировать конкретный несчастный случай на производстве. Предлагается 10 вариантов задач (прилож.1). Каждый вариант выполняется  по 6 заданиям. Первое задание (провести классификацию данного несчастного случая) предполагает один правильный ответ; второе предлагает установить правильную последовательность действий - порядок проведения расследования данного несчастного случая на производстве; третье – установить причины данного несчастного случая, четвертое – оформить акт по форме Н-1 расследования несчастного случая на производстве,  пятое - дать оценку возможных видов ответственности за данный несчастный случай и, наконец, шестое задание  предлагает выбрать необходимые мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда действия. Практическая работа «Расследование несчастного случая на производстве и мероприятия по снижению травматизма» выполняется на последних занятиях курса ОП.09 Охрана труда и промышленная безопасность и дает возможность закрепления теоретических знаний и необходимых умений в  данной области.

Рассмотрим кейс-метод на конкретном примере. Предлагаю конкретное задание для каждого студента.

 Пример: Во время движения задним ходом автомобиля марки «Камаз» с прицепом при выполнении погрузочно-разгрузочных  работ под колесами оказался работник.  Несчастный случай закончился смертельным исходом.

Предлагаю методические рекомендации по выполнению задания

Расследование несчастного случая на производстве и мероприятия по снижению травматизма

Цель: Расследование несчастного случая на производстве и разработка мероприятий по снижению травматизма на производстве.

Задачи:

1.  Проводить анализ травмоопасных и вредных производственных факторов в профессиональной деятельности;

 2. Оформление документации в области ОТ;

 3. Разрабатывать мероприятия, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда

Наглядные пособия: нормативно-правовые акты в области охраны труда.

Выдаю задания для выполнения практической работы:

  1. Провести классификацию данного несчастного случая.
  2. Определите порядок проведения расследования несчастного случая на производстве.
  3. Каковы возможные причины несчастного случая? Какие нарушения нормативно-правовой документации возможны?
  4. Оформите акт по форме Н-1(прилож.2).
  5. Рассмотрите возможные виды ответственности за данный несчастный случай.
  6.  Разработайте меры предупреждения повторного данного несчастного случая.

  Каждый человек в группе включается в творческий процесс, разрабатывает индивидуальное решение по расследованию несчастного случая на производстве и предупреждению повторного несчастного случая. Результаты практической работы оформляются и  обсуждаются в группе.

3. Критерии оценки практической работы используются стандартные:

Вид и наименование работ

Вид контроля

Критерии оценки

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

«неудовлетворительно» или работа не засчитывается

Практическая работа

Устный ответ

Уверенно раскрывает  и систематизирует нормативно-правовые требования в содержании материала, источники опасностей на производстве; грамотно  обосновывает  меры защиты  от опасных и вредных производственных факторов,  средства  индивидуальной и коллективной защиты, требования  безопасности в трудовой деятельности.

Уверенно раскрывает основное содержание материала. В целом полно раскрывает его, допускает незначительные неточности, не принципиальное нарушение последовательности изложения

Верно, но не очень уверенно (с сомнениями) излагает материал. Показывает фрагментарные знания, допускает ошибки и неточности. Нуждается в помощи преподавателя, правильно реагирует на нее.

Не раскрывает основное содержание материала. Допускает грубые ошибки, путает понятия, не отвечает на дополнительные вопросы преподавателя

 

4. Необходимые литературные источники:

 Девисилов В.А. Охрана труда:- М., ФОРУМ-ИНФРА-М, 2007.

Сухачев А.А. Охрана труда в строительстве.- М., КНОРУС, 2013.

Алимов Л.А., Воронин В.В. Технология производства неметаллических строительных изделий и конструкций.- М., Инфра-М, 2005.

Минько В.М., Погожева И.В. Охрана труда в строительстве.- М., КНОРУС, 2011.

Куликов О.Н., Ролин Е.Н. Охрана труда в строительстве.- М., Академа, 2004.

Ю.П.Попов ОХРАНА ТРУДА. Учебное пособие. – М., Кнорус, 2007.

Трудовой Кодекс РФ, СНиПы,  ГОСТы  и др. нормативно-правовые акты в области ОТ

Приложение 1. Примеры несчастных случаев на производстве

 Вариант 1

Во время движения задним ходом автомобиля марки «Камаз» с прицепом при выполнении погрузочно-разгрузочных  работ под колесами оказался работник.  Несчастный случай закончился смертельным исходом. Причина: нарушение технологического процесса (пострадавший находился в опасной зоне а водитель не убедился, что маневр безопасен).

Вариант 2

Несчастный случай со смертельным исходом  произошел с монтажником  наружных трубопроводов при капитальном ремонте участка трубопровода. В результате отсутствия откосов  обрушилась стенка котлована  и находящегося  в это время работника  засыпало грунтом. Причина: неудовлетворительная организация работ – отсутствие стажировки, обучения, проверки знаний по ТБ, без наряда-допуска.  

Вариант 3

Каменщик получил травму при проведении каменных работ на строящемся объекте. Работал после дождя, переобулся в резиновые сапоги, уронил кирпич на ногу, получил перелом костей стопы.

Вариант 4

Тяжелый несчастный случай произошел с монтажником при соединении двух рам из ПВХ профиля. Работник, закручивая саморез, получил травму глаза. Причина: допуск без обучения по ОТ, стажировки, проверки знаний по ОТ.

Вариант 5

Двое рабочих в Ставрополе погибли  от удара электрическим током. Причиной стало короткое замыкание бетономешалки при производстве строительных работ.

Вариант 6

В Новосибирске на строительной площадке торгово-развлекательного комплекса произошел пожар.  В ходе тушения пожара выяснилось , что на башенном кране остались 2 человека. С помощью подъемника удалось спасти людей. Оба получили обширные ожоги, один из пострадавших скончался.

Вариант 7

В Волгограде произошло обрушение крана при демонтаже здания. В результате двое рабочих оказались придавлены плитами. Один – погиб, другой – с тяжелыми травмами.

Вариант 8

В Челябинске на рабочего упал камень из ковша экскаватора. При выполнении работ по засыпке траншеи получил тяжкие телесные повреждения рабочий. Он находился в траншее, когда ему в грудь ударил камень, упавший из ковша экскаватора.

Вариант 9

Несчастный случай произошел с рабочим при проведении погрузочно-разгрузочных работ в вечернее время.  Рабочее место освещалось прожекторами. При подходе к прожектору  рабочий оступился и упал в неогражденный проем в перекрытии 2 этажа. Причины: незакрытый проем, слепящий свет прожектора.

Вариант10

ООО «Сатурн-Р» в процессе выполнения работ по бетонированию перекрытия 2 этажа обрушился бетоновод с крюка автокрана, которым была причинена смертельная травма бетонщику.

Приложение 2. Акт расследования несчастного случая по форме Н-1

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Виды происшествия _______________________________________________________

_________________________________________________________________________

Причины несчастного случая _______________________________________________

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оборудование, использование которого привело к травме _______________________________

                                              (наименование, тип, марка, год выпуска, предприятие-изготовитель)

Нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного или наркотического опьянения _______________________________________________________________

                                       (да, нет, указать степень опьянения)

Медицинское заключение о повреждении здоровья ____________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

8. Лица, допустившие нарушение государственных требований по охране труда:

_________________________________________________________________________

              (Ф.И.О. лиц с указанием нарушенных ими требований)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Организация, работниками которой являются данные лица ______________________

                                                                                                    ( наименование,  адрес)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

9. Очевидцы несчастного случая _____________________________________________________

                                                      (Ф.И.О., постоянное место жительства, домашний телефон)

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

10. Мероприятия и сроки по устранению причин несчастного случая _____________

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                Председатель комиссии ____________________________________

                                                                                                     (Ф.И.О., дата)

                Члены комиссии              ____________________________________

                                                                                                     (Ф.И.О., дата)

                                              ____________________________________

                                              ____________________________________

                                                                 ____________________________________

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине: «Охрана труда»

для специальности:220703 «Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «СОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ» по дисциплине «Документационное обеспечение управления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «СОСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ» по дисциплине «Документационное обеспечение управления»Цель практическо...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «СОСТАВЛЕНИЕ ТОВАРНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ» по дисциплине «Документационное обеспечение управления»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ«СОСТАВЛЕНИЕ ТОВАРНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ» по дисциплине «Документационное обеспечение управления»В методическ...

Методические указания для выполнения практических работ по дисциплине СПО "адаптация выпускников на рынке труда"

Методические указания помогут студентам очного и заочного обучения СПО самостоятельно выполнить практические работы по дисциплине "Адаптация выпускников на рынке труда. Практические работы в виде...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «СТРУКТУРИРОВАННЫЕ КЕЙСЫ «БОЛЕЗНИ КУР» по дисциплине «ОСНОВЫ ВЕТЕРИНАРИИ»

формирование и совершенствование профессиональных умений, практическое применение знаний полученных по изучаемой теме...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ Дисциплина ОП. 07 Техническое оснащение организации общественного питания и охрана труда

Методические указания по выполнению практических работ адресованы обучающимся очной формы обучения.Методические указания включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, задачи, обе...

Методические указания к выполнению практических работ по учебной дисциплине "Охрана труда и промышленная экология"

Методические указанияк практическим занятиям по учебной дисциплине«Охрана труда и промышленная экология»  Направление подготовки 08.00.00 Техника и технологии строительстваО...