Воспитательная работа ГПД "В мире животных"
календарно-тематическое планирование
Пояснительная записка
Знакомство с миром животных дети получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Они ведут наблюдения за жизнью животных, их повадками и образе жизни. Наблюдают их зависимость от местных условий. Экскурсии, наблюдения практические работы развивают речь, наблюдательность, внимание, память, мышление обучающихся. Занятия, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, побуждают интерес, стимулируют познавательную деятельность ребенка, способствуют развитию личности школьника. На учебный год поставлены следующие задачи:
- Формирование знаний детей о разнообразии животных, их повадках и образе жизни.
- Формирование умений различать животных по видам, анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.
- Развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления, расширение кругозора учащихся.
Последовательность изучения тем может варьироваться воспитателем самостоятельно. Знания и умения, полученные на этих занятиях, необходимо использовать на уроках чтения, математики, ИЗО, а также в повседневной жизни. Программа предусматривает использование на занятиях «В мире животных» следующих приемов: беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, работа по карточкам, практические задания, постановка жизненной проблемной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krylova_1.odt | 34.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №584 «Озерки» Выборгского района Санкт-Петербурга
Воспитательная программа ГПД
« В мире животных»
Возраст — 7 — 10 лет
Срок реализации программы — 1 год
Составители — воспитатели:
Крылова И.А.
Санкт-Петербург
2022-2023 у.год
Пояснительная записка
Знакомство с миром животных дети получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Они ведут наблюдения за жизнью животных, их повадками и образе жизни. Наблюдают их зависимость от местных условий. Экскурсии, наблюдения практические работы развивают речь, наблюдательность, внимание, память, мышление обучающихся. Занятия, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, побуждают интерес, стимулируют познавательную деятельность ребенка, способствуют развитию личности школьника. На учебный год поставлены следующие задачи:
- Формирование знаний детей о разнообразии животных, их повадках и образе жизни.
- Формирование умений различать животных по видам, анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения.
- Развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления, расширение кругозора учащихся.
Последовательность изучения тем может варьироваться воспитателем самостоятельно. Знания и умения, полученные на этих занятиях, необходимо использовать на уроках чтения, математики, ИЗО, а также в повседневной жизни. Программа предусматривает использование на занятиях «В мире животных» следующих приемов: беседа, фронтальный и индивидуальный опрос, работа по карточкам, практические задания, постановка жизненной проблемной ситуации.
Пояснительная записка
Содержание данной программы имеет эколого-биологическую направленность. Программа нацелена на формирование экологических знаний, знаний о животном мире, на общее развитие ребёнка: умение наблюдать, выражать свои чувства, мысли через рисование, поделки. В природе всё тесно связано между собой. И человек, который сам часть природы, тоже связан с окружающей средой: с землёй, реками, воздухом и всеми живущими вокруг себя существами.
Из всего мира живой природы наиболее эмоционально, ярко, неравнодушно человек воспринимает животных. Знакомство с животными, изучение их поведения рассматриваются в данной программе, как наиболее действенный метод формирования отношения к природе.
Охрана окружающей среды является глобальной проблемой, которая встаёт не только перед взрослыми, но и перед школьниками. Программа «В мире животных» даст возможность детям самим оценить состояние окружающей среды и научит правильному обращению с ней.
Цель программы: Воспитание гуманной и творческой личности способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы с человеком;
- Формировать представление о животном мире.
Развивающие:
- Развивать навыки самообучения, умения анализировать, систематизировать и обобщать;
- Развивать память, мышление, воображение в процессе наблюдения;
- Развивать интерес к животным;
Воспитательные:
- Воспитывать ответственность, уважительное и бережное отношение к окружающей среде, животным.
Формы занятий: групповые.
Данная программа рекомендована для обучающихся начальной школы.
Реализация программы рассчитана на 1 год с объёмом 34 часа ( 1 час в неделю). Программа включает: пояснительную записку, календарный план, описание содержательной части программы, список литературы.
II полугодие
Месяц | Дата | Тема | Кол-во часов |
Январь | Животные Арктики. | 1 | |
Тропические животные. | 1 | ||
Животные тундры. | 1 | ||
Горные животные России. | 1 | ||
Февраль | Животные Австралии. | 1 | |
Животные смешанных лесов. | 1 | ||
Жизнь в море. | 1 | ||
Интересные рыбы. | 1 | ||
Март | Сто интересных фактов о животном мире. | 1 | |
15 самых редких в мире животных. | 1 | ||
Самые необычные животные. | 1 | ||
Самые большие животные. | 1 | ||
Апрель | Беспозвоночные животные. | 1 | |
Турнир в мире беспозвоночных. | 1 | ||
Пресмыкающиеся или рептилии. | 1 | ||
Что мы знаем о птицах? | 1 | ||
Май | Почему перелетные птицы улетают в теплые края? | 1 | |
Зимующие птицы. | 1 | ||
Итог | 18 | ||
Итог за год | 34 |
Календарный план на 2021-2022 учебный год:
начальная школа.
I полугодие
Месяц | Дата | Тема | Кол-во часов |
Сентябрь | Зоология - наука о животных. | 1 | |
Забота о животных | 1 | ||
Как появились домашние животные, дикие предки домашних животных. | 1 | ||
Коза в домашнем хозяйстве. | 1 | ||
Октябрь | День защиты животных. | 1 | |
Овцы и их роль в жизни человека. | 1 | ||
Комфортно ли кошке жить среди людей? | 1 | ||
Собака - друг человека. | 1 | ||
Ноябрь | Породы собак и их предназначение. | 1 | |
Животные — дикие и домашние | 1 | ||
Кошки — целители. | 1 | ||
Лошадь в жизни человека. | 1 | ||
Декабрь | Домашняя птица. | 1 | |
Домашние насекомые — пчёлы. | 1 | ||
Животные синоптики. | 1 | ||
Корова — кормилица семьи. | 1 | ||
Итог | 16 |
Содержание программы
на I полугодие
Сентябрь
Занятие №1
Тема: «Зоология — наука о животных».
Содержание: приветствие, вводная беседа, конкурс «Чёрный ящик», обсуждение,
Физкультминутка «Хомка- хомячок», отгадывание загадок, стихи про животных, рисунок «моё любимое животное», рефлексия.
Оснащение: интерактивная доска, ящик с картинками, книга с загадками, листы бумаги А-4, цветные карандаши, музыка.
Занятие №2
Тема: «Забота о животных».
Содержание: приветствие,вводная беседа, загадки про животных, игра «Найди диких животных», обсуждение, отгадывание кроссворда «Домашние животные», физкультминутка «Вышел Мишка из берлоги», обсуждение, рефлексия.
Оснащение: книга с загадками, карточки с картинками животных, реквизиты к игре, ватман с кроссвордом, музыка.
Занятие №3
Тема: « Как появились домашние животные, дикие предки домашних животных».
Содержание: приветствие, вводная беседа, чтение рассказа Л.Буцких « Как появились домашние животные?», обсуждение, составление пазлов с пословицами, физкультминутка «На лесной опушке в ряд», игра-соревнование «Кто больше?», рефлексия.
Оснащение: книга, реквизиты к игре, пазлы с пословицами, музыка.
Занятие№4
Тема: «Коза в домашнем хозяйстве».
Содержание: приветствие, вводная беседа, обсуждение- Для чего нужна коза в домашнем хозяйстве?, просмотр сказки «Волк и семеро козлят», обсуждение сказки, отгадывание загадок, физкультминутка «Деревья», рефлексия.
Оснащение: интерактивная доска, музыка, карточки с загадками.
Октябрь
Занятие №1
Тема: «Всемирный день защиты животных.»
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «От чего надо защищать животных?», обсуждение рассказа, просмотр мультфильма «В мире животных», обсуждение, физкультминутка «Зайка», рисование.
Оснащение: листы бумаги А-4, цветные карандаши, интерактивная доска, книга о животных.
Занятие №2
Тема: «Овцы и их роль в жизни человека».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Роль овец в жизни человека», обсуждение, игра «Угадай, кто это?», физкультминутка «Наши плечики устали», просмотр мультфильма «Волк и пастух», обсуждение, рефлексия.
Оснащение: интерактивная доска, карточки с картинками животных, музыка.
Занятие №3
Тема: «Комфортно ли кошке жить среди людей?»
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ Г.Остер «Котенок по имени Гав», обсуждение, рисовуем котёнка, физкультминутка «Мы пройдемся по дорожке», просмотр мульфильма « Приключения кота Леопольда», обсуждение, чтение стихотворения.
Оснащение: листы бумаги А-4, цветные карандаши, интерактивная доска, книга со стихами.
Занятие №4
Тема: «Собака — друг человека»
Содержание: приветствие, вводная беседа, игра «Угадай породу собак», различные истории о собаках, обсуждение, рисунок- «Собака друг человека», обсуждение, физкультминутка «Про щенят», рефлексия.
Оснащение: пазлы с картинками собак, листы бумаги А-4, цветные карандаши, музыка.
Ноябрь
Занятие №1
Тема: «Породы собак и их предназначение».
Содержание: приветствие, вводная беседа, отгадывание кроссворда «Породистые собаки», чтение рассказа про породы собак, обсуждение, отгадывание загадок, игра «Закончи предложение», физкультминутка «Мой щенок», рефлексия.
Оснащение: карточки с загадками, книга с короткими рассказами про собак, реквизиты к игре, музыка.
Занятие №2
Тема: «Животные — дикие и домашние».
Содержание: приветствие,вводная беседа, загадки про животных, игра «Найди диких животных», обсуждение, просмотр мультфильма «Животные леса», физкультминутка «Вышел Мишка из берлоги», обсуждение, рефлексия.
Оснащение: книга с загадками, карточки с картинками животных, интерактивная доска, музыка.
Занятие №3
Тема: «Кошки — целители».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Кошки — домашние целители», обсуждение, составление пазлов с пословицами, игра «Выбери правильный ответ», отгадывание загадок, физкультминутка «Кто живет у нас в квартире», рефлексия.
Оснащение: пазлы с пословицами, карточки с загадками, реквизиты к игре, музыка, книга с рассказами о кошках.
Занятие №4
Тема: «Лощадь в жизни человека».
Содержание: приветствие, вводная беседа, чтение рассказов про лошадей «Интернет-зоостраница», просмотр сказки «Конёк — Горбунок» , обсуждение сказки, физкультминутка «На лошадке ехали», отгадывание загадок, рефлексия.
Оснащение: книга с загадками, интерактивная доска, музыка.
Декабрь
Занятие №1
Тема: «Домашняя птица».
Содержание: приветствие, вводная беседа, стихи про птиц, обсуждение, кроссворд, игра «Закончи фразу», просмотр мультфильма «Курочка — Ряба», физкультминутка «Вышла курочка гулять», обсуждение, рефлексия.
Оснащение: книга со стихами, ватман с кроссвордом, карточки с фразами, интерактивная доска, музыка.
Занятие №2
Тема: «Домашние насекомые — пчёлы».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ про пчёл «Всё про пчёл и мёд!», обсуждение, загадки, тест «Польза и вред от пчёл», физкультминутка «Весёлые пчёлки», просмотр мультфильма А.А.Милн «Винни Пух», рефлексия.
Оснащение: книга с рассказами о насекомых, карточки с вопросами, сборник загадок, интерактивная доска, музыка.
Занятие №3
Тема: «Животные синоптики».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Синоптики погоды — животные и птицы», обсуждение, игра «Закончи фразу», физкультминутка «Раз- два- шли утята», просмотр мульфильма « Приключения кота Леопольда», обсуждение, рефлексия.
Оснащение: книга, реквизит к игре, интерактивная доска, музыка.
Занятие №4
Тема: «Корова — кормилица семьи».
Содержание: приветствие, вводная беседа, игра «Узнай его», просмотр русской народной сказки « Как старик корову продавал», обсуждение сказки, чтение пословиц, рисуем корову, физкультминутка «Мы пройдемся по дорожке», рефлексия.
Оснащение: интерактивная доска, музыка, наглядный материал, пазлы с пословицами, листы бумаги А-4, цветные карандаши, музыка.
II полугодие
Январь
Занятие №1
Тема: « Животные Арктики».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ о животных Арктики, детский сайт «Твой ребенок.ру» игра «Закончи предложение», отгадывание загадок, физкультминутка «Пингвинчики», просмотр мультфильма «Пингвиненок Лоло», рефлексия.
Оснащение: реквизиты к игре, книга, интерактивная доска, музыка.
Занятие №2
Тема: «Тропические животные».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ о тропических животных, детский сайт «Твой ребенок.ру», просмотр мультфильма «Маугли», обсуждение, отгадывание кроссворда «Животные леса», физкультминутка «Весёлые мартышки», рефлексия.
Оснащение: книга, интерактивная доска, музыка.
Занятие №3
Тема: «Животные тундры».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ про «Животный мир тундры», интернет ресурс- сайт «Твой ребенок.ру», загадки, просмотр мультфильма «Храбрый оленёнок», обсуждение, игра «Назови семью», физкультминутка «Про оленёнка», рефлексия.
Оснащение: книга с загадками, интерактивная доска, реквизиты к игре, музыка.
Занятие№4
Тема: «Горные животные России».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ про «Горные животные России», сайт «Твой ребёнок.ру», обсуждение, отгадывание кроссворда «Горные животные», игра «Закончи предложение», игра «Узнай его и нарисуй», физкультминутка «Про козлят», рефлексия.
Оснащение: интерактивная доска, реквизиты к игре, листы бумаги А-4, цветные карандаши, музыка.
Февраль
Занятие №1
Тема: «Животные Австралии».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Интересные факты о животных Австралии», детский сайт «Твой ребенок.ру», обсуждение, отгадывание загадок, кроссворд «Животные», физкультминутка «Про птиц», рефлексия.
Оснащение: интерактивная доска, ватман с кроссвордом, книга с загадками, музыка.
Занятие №2
Тема: «Животные смешанных лесов».
Содержание: приветствие, вводная беседа, «Интересные факты о животных смешанных лесов», детский сайт «Твой ребенок.ру», просмотр мультфильма «Про бобров», обсуждение, физкультминутка «Лесные звери», чтение стихов, рефлексия.
Оснащение: интерактивная доска, музыка, книга.
Занятие №3
Тема: «Жизнь в море».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Жизнь в морях и океанах», детский сайт «Твой ребенок.ру», игра «Рыбки», отгадывание загадок, физкультминутка «Золотая рыбка», просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин, обсуждение, рефлексия.
Оснащение: книга с загадками, интерактивная доска, музыка.
Занятие №4
Тема: «Интересные рыбы».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Интересные факты о рыбах», детский сайт «Твой ребенок.ру», составление пазлов с пословицами, чтение стихотворения «Ерши», Ю.Могутин, обсуждение, физкультминутка «Пять маленьких рыбок», просмотр мультфильма «Маленькая рыбка Пузырёк», обсуждение, рефлексия.
Оснащение: книга стихов, интерактивная доска, пазлы с пословицами, музыка.
Март
Занятие №1
Тема: «Сто интересных фактов о животном мире».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Интересные факты о животных», детский сайт «Твой ребёнок.ру», игра-соревнование «Кто больше знает?», физкультминутка «Про Мишку», стихи про животных, просмотр мультфильма «Маша и Медведь», обсуждение, рефлексия.
Оснащение: книга со стихами, интерактивная доска, реквизиты к игре, музыка.
Занятие №2
Тема: «15 редких в мире животных».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Доклад из Красной книги о редких животных», интернет ресурс-зоостраница, игра «Выбери нужное», кроссворд «Редкие животные», физкультминутка «Видишь, бабочка летает», рефлексия.
Оснащение: ватман с кроссвордом, реквизиты к игре, интерактивная доска, музыка.
Занятие №3
Тема: «Самые необычные животные».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Самые необычные животные», детский сайт «Твой ребёнок.ру», составление пазлов с пословицами, отгадывание загадок, физкультминутка «Весёлые лягушата», рисунок «Моё любимое животное», рефлексия.
Оснащение: интерактивная доска, карточки с загадками, пазлы с пословицами, листы бумаги А-4, цветные карандаши, музыка.
Занятие№4
Тема: «Самые большие животные».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Что мы знаем о самых больших животных?», детский сайт «Твой ребёнок.ру», отгадывание кроссворда «Слон», просмотр мультфильма «Сказка про доброго носорога», Б.В. Заходер, физкультминутка «Зарядка с Дракончиком», рефлексия.
Оснащение: интерактивная доска, ватман с кроссвордом, музыка.
Апрель
Занятие №1
Тема: «Беспозвоночные животные».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ о беспозвоночных животных, Энциклопедия «Что, зачем и почему?», Зоология беспозвоночных, Рупперт Э.Э., Фокс Р.С., Барнс Р.Д., игра «Кто больше знает?», просмотр мультфильма «Про двух червяков», физкультминутка «Мы шагаем друг за другом», рефлексия.
Оснащение: Энциклопедия «Что, зачем и почему?», Зоология беспозвоночных, Рупперт Э.Э., Фокс Р.С., Барнс Р.Д., реквизиты к игре, интерактивная доска, музыка.
Занятие №2
Тема: «Турнир в мире беспозвоночных».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказы о беспозвоночных, Энциклопедия «Что, зачем и почему?», Млекопитающие, Соколов В.Е.,
отгадывание кроссворда беспозвоночные животные», игра-соревнование «Давайте разберемся», просмотр мультфильма «Муха- Цокотуха», К.И. Чуковский физкульминутка «Маленькая пчёлка», рефлексия.
Оснащение: Энциклопедия «Что, зачем и почему?», Млекопитающие, Соколов В.Е., интерактивная доска, ватман с кроссвордом, реквизиты к игре, музыка.
Занятие№3
Тема: «Пресмыкающиеся или рептилии».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ о пресмыкающихся, детский сайт «Твой ребенок.ру», отгадывание загадок, рисунок «Ящерица», просмотр мультфильма «Змей- горыныч», обсуждение, физкультминутка «Отдохнём», рефлексия.
Оснащение: интерактивная доска, листы бумаги А-4, цветные карандаши, музыка.
Занятие№4
Тема: «Что мы знаем о птицах?».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказы о птицах, Энциклопедия «Что такое?, Кто такой?» Т.2., чтение стихотворения «Синица», Л. Громова, обсуждение, просмотр мультфильма «Гуси- лебеди», обсуждение, физкультминутка «Птички», рефлексия.
Оснащение:Энциклопедия «Что такое?, Кто такой?» Т.2., книга со стихами, интерактивная доска, музыка.
Май
Занятие№1
Тема: «Почему перелетные птицы улетают в тёплые края?».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Почему перелетные птицы улетают на юг?», детский сайт «Твой ребенок.ру», игра «Закончи рассказ», собери пословицу, просмотр мультфильма «Это что за птица?», В.Сутеев., обсуждение, физкультминутка «Птицы-пальцы», рефлексия.
Оснащение: пазлы с пословицами, реквизиты к игре, интерактивная доска, музыка.
Занятие№2
Тема: «Зимующие птицы».
Содержание: приветствие, вводная беседа, рассказ «Всё самое интересное о зимующих птицах», интернет-ресурс, зоостраница, чтение стихотворения «Синица», А.Барто., рисунок «Снегирь», рисуем птичку, просмотр мультфильма «Чем важны птицы?», физкультминутка «Снегири», отгадывание загадок, рефлексия.
Оснащение: книга со стихами, книга с загадками, интерактивная доска, листы бумаги А-4, музыка.
Список литературы.
1. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина «Группа продленного дня».- М.; ВАКО, 2010.
2. В.И. Ковалько «Школа физкультминуток.-2-изд., ВАКО, 2014.
3. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе»- С.В. ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
4. И. Акимушкин «Мир животных, млекопитающие или звери».
5. Интернет (зоостраница, детский сайт «Твой ребёнок.ру»)
6. Энциклопедия «Что такое ?, Кто такой?» Т.2.
7. Энциклопедия «Что зачем и почему?»
8. Соколов В.Е. «Систематика млекопитающих».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий "В мире животных"
Сценарий выступлений учащихся класса фортепиано в рамках проекта "Культурно-просветительской деятельности хоровой студии "Тоника"" Предназначен для педагогов дополнительного образования по класс...
В мире животных_Белки
Интересные факты о белках....
В мире животных_Жабы и лягушки
Интересные факты. Отличия....
В мире животных_Крокодилы
Интересные факты....
В мире животных_Синицы
Интересные факты....
Презентация "В мире животных"
Интересные факты из жизни животных....
Проект с детьми младшей группы «В мире животных»
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких и домашних животных; о том, как они зимуют. Дети не умеют описывать предметы. Рассчитываю, что ...