Адаптация ребенка в детском саду
статья
Адаптация – процесс развития приспособленных реакций организма в ответ на новые для него условия. Адаптация ребенка к детскому саду должна рассматриваться как процесс двустронний. С одной стороны. Это биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет ломка привычных форм жизни ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду. Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. Есть и еще одна группа детей, самая малочисленная, - это дети, которые так и не могут привыкнуть к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_rebenka_v_detskom_sadu.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Савко С.В. педагог-психолог
ГБДОУ детский сад№68 Невского района
Санкт-Петербурга
Адаптация ребенка в детском саду.
Адаптация – процесс развития приспособленных реакций организма в ответ на новые для него условия. Адаптация ребенка к детскому саду должна рассматриваться как процесс двустронний. С одной стороны. Это биологическое приспособление, связанное с изменением времени, особенностей всех форм физиологических отправлений организма (сна, питания и т.д.). С другой стороны, это адаптация к новым социальным условиям, поскольку идет ломка привычных форм жизни ребенка, характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в детском саду. Для многих детей приход в детский сад – это первый сильный стресс в их жизни; привыкание проходит бурно и более или менее продолжительно. Некоторые дети привыкают к детскому саду быстро, без каких-либо изменений в привычном поведении. Есть и еще одна группа детей, самая малочисленная, - это дети, которые так и не могут привыкнуть к детскому саду.
Замечено, что безболезненно принимают детский сад дети, у которых дома не все так хорошо. Мы имеем в виду ту систему отношений, которая складывается между ребенком и близкими взрослыми в семье. В среде педагогов существует даже такая поговорка: ,,В детском саду хорошо тем, кому дома плохо. Зачастую это действительно так.
Наиболее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом. Для таких детей адаптация – это изнуряющий плач, отказ от всего, чем занимаются другие дети, рыдания при сборах на прогулку, подготовке к обеду.
При неумелом подходе к таким детям можно нанести им такую эмоциональную травму, последствия которых скажутся на всем последующем развитии ребенка.
Можно вести речь о некой типологии детей с теми или иными особенностями эмоционального развития в адаптационный период. Выявлению такой типологии посвящены работы А.В. Кошелевой, Г.Г. Филипповой, С.Ю. Мещеряковой, Н.Н. Авдеевой и др. Интересные данные представлены в исследованиях Т.А. Константиновой, изучающей особенности поведения детей от четырех месяцев до трех лет. Эти автором выделены четыре группы детей, различающихся уровнем общедвигательной активности, характером ориентировочных реакций; особенностями эмоционального состояния.
- ,,Ходунки,, - дети со значительной двигательной активностью, активной ориентировочно-исследовательской деятельностью, проявляющие активные двигательные реакции по отношению к предметам окружающей среды, другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное положительное эмоциональное состояние.
- ,,Наблюдатели,, - дети со средней двигательной активностью, незначительной, малоактивной ориентировочной реакцией по отношению к предметам окружающей среды и другим детям. Для этих детей характерно преимущественно положительное эмоциональное состояние.
- ,.Сидуны,, - дети с низкой общедвигательной активностью, индифферентным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды и детям. Для них характерно положительное эмоциональное состояние.
- ,,Лежебоки,, - дети с низкой двигательной активностью, малоактивным характером ориентировочных реакций по отношению к предметам окружающей среды, отрицательным отношением к другим детям. Для этих детей характерно ярко выраженное отрицательное эмоциональное состояние.
- ,,Деятели,, - это дети, которые дома постоянно заняты какой-то деятельностью. Дома у них много игрушек, соответствующих возрасту и потребностям ребенка. Обение между взрослым и ребенком в основном носит конструктивный характер с разумной кооперацией или предоставлением ребенку самостоятельности. У ребенка хорошо выражена потребность в познании чего-то нового, в необходимости разнообразных действий с предметами.
Приходя впервые в группу, такой ребенок начинает все обследовать. Его интерес вызывают игрушки – как знакомые, так и непохожие на те, которые у него есть дома, но с которыми можно разнообразно действовать.
Процесс адаптации у этих детей не является сложным. Если в детский сад ребенок приходит со своей любимой игрушкой или находит среди игрушек в группе ту, которая может стать заменителем домашней, аффективные реакции у такого ребенка редки и быстро проходящи.
Следует, однако, иметь в виду и тот факт, что для детей этой группы иногда бывает характерна такая ситуация. После одно-двухнедельного на первый взгляд безболезненного привыкания проявляются все характерные признаки дезадаптации: плач, отказ от всех дел, которыми занимаются дети. Адаптация, таким образом, принимает отсроченный характер.
Детей следующей группы назвали ,,номинаторами,,. Эти дети, которые пытаются увидеть близкого взрослого (чаще всего маму) в образе воспитателя или няни детского сада. Ребенок как бы переносит функции матери на выбранного им взрослого – заместителя мамы.
Такие дети в период привыкания постоянно ходят следом за воспитателем, зачастую называя ее мамой, держат ее за руку, отталкивают детей, которые сумели ,,захватить,, руку воспитателя раньше их. Эти дети спокойны с постоянными воспитателями группы, но отрицательно реагируют на всех новых людей, трудно привыкают к новой обстановке.
Чаще эту группу составляют дети с сильной привязанностью к маме, имеющие малый социальный опыт взаимодействия с другими людьми. Взаимодействие матери и ребенка в этих случаях нельзя назвать конструктивным в смысле объединения их общей деятельностью; это взаимодействие номинально, т.е. ребенок привыкает к постоянному присутствию матери независимо от того, чем он занимается.
Есть и еще одна группа детей, которую назвали ,,максималистами,,. Эти дети, которые плачут не переставая с утра и до ухода домой; небольшие ,,просветы,, могут обозначать только одно – ребенок устал плакать. Создается впечатление, что им ничто не интересно, их ничто не занимает, не привлекает, не радует.
Чаще всего эту группу составляют дети с искаженной привязанностью к близким людям. Эти искажения в развитии чаще всего идут от сложной семейной ситуации (развод, конфликты между родственниками и т.д.) а также от состояния здоровья самого ребенка
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что ребенок, приходя в детский сад, стремиться реализовать некую потребность в эмоциональном подкреплении. Эта потребность может быть объктной, т.е. направленной на определенный предмет, и субъктной, т.е. направленной на определенного человека и способы взаимодействия с ним. Дети с объктными потребностями привыкают к детскому саду быстрее и безболезненнее. У детей с субъективными потребностями процесс адаптации сложен и более продолжителен. Особые сложности в процессе привыкания к детскому саду имеют дети без внешне выраженных потребностей.
В ходе комплексного исследования, было выделено три фазы адаптационного процесса:
- Острая фаза – сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, более частыми респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии; фаза длится в среднем один месяц.
- Подострая фаза – характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам, на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами; фаза длиться 3-5 месяцев.
- Фаза компенсации – характеризуется убыстрением темпа развития, и дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку в развитии.
При этом различают три степени тяжести прохождения острой адаптационного периода:
- Легкая адаптация – поведение нормализуется в течение 10-15 дней; ребенок соответственно норме прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, не болеет в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения.
- Адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течение месяца, ребенок на короткое время теряет в весе; может наступить однократное заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса.
- Тяжелая адаптация длится от2 до 6 месяцев; ребенок часто болеет, теряет уже полученные навыки; может наступить как физическое так и психическое истощение организма.
Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни дошкольника в дошкольном учреждении, котороя приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Для успешной адаптации дошкольника к условиям дошкольного учреждения необходимо, прежде всего, создать у него положительную установку, положительное впечатление о детском саде, чтоб от ходил туда с желанием.
В период адаптации особое внимание важно уделять продолжительности и качеству дневного сна, эмоциональному состоянию, контактам со сверстниками и взрослыми, соблюдению правил поведения, игровой активности – это зоны наибольшей уязвимости детей. Нарушение даже одной из низ модет служить источником возникновения или усугубления эмоциональных проблем. Таким образом, все дети в период адаптации испытывают тревожность, связанную с общением со сверстниками, а так же те или иные страхи.
Необходимо организовать знакомство детей друг с другом и сотрудниками детского сада. В первый день желательно, чтобы детей и их родителей встречали оба воспитателя. В этот же день экскурсию по детскому саду: познакомить детей с поваром (печет вкусные пироги), медицинской сестрой (угощает полезными витаминами), музыкальным руководителем (поет веселые песни) и т.п. Важно, чтобы взрослые доброжелательно относились к детям, говорили им как можно больше добрых слов, делали комплименты, подчеркнуто показывали, как любят и ждут малышей в детском саду.
Предлагаем несколько игр и упражнений, направленных на эмоциональную разрядку, знакомство детей друг с другом и сплочение группы.
Приветствие. Дети, подражая взрослому. Приветствуют друг друга словами (здравствуй, привет), мимикой и пантомимикой (кивок головы, улыбка, рукопожатие, обнимание).
Знакомство. Трое детей выходят в центр и, пожимая друг другу руку, здороваются. Затем один закрывает глаза, двое меняются местами. Ребенок с закрытыми глазами через рукопожатие определяет, чье это приветствие.
Комплименты. Воспитатель объясняет, что комплименты – это приятные для человека слова. Затем, подходя к каждому ребенку, спрашивает: ,,Какой Миша?,, дети отвечают добрый, веселый, красивый и т.п.
Узнай по голосу. Игра проводиться, когда дети знают друг друга по именам. Ребенок выходит в центр и поворачивается к детям спиной. Те называют его по имени, а он должен узнать, кто его позвал.
Узнай по описанию. Воспитатель или водящий описывает ребенка из группы – дети догадываются, кто это.
Преодолеть неуверенность, уменьшить эмоциональное торможение и скованность помогут подвижные игры, а так же игры-драматизации. Дети изживают свои страхи, когда играют в сражения, прятки.
Родителям хорошо дать следующие рекомендации.
- Нельзя пугать детей (ни дядей. Ни волком, ни Бабой Ягой). По мере развития ребенка можно указывать ему на реальные опасности, но никогда не запугивать мнимыми, придуманными коллизиями.
- Нельзя стыдить ребенка за испытываемый им страх. Насмешки над боязливостью ребенка – жестокость. Из чувства стыда он будет скрывать страх, который только усилиться.
- Следует ограничить просмотр ребенком телепередач: долгое сидение перед телевизором притупляет собственную активность ребенка, мешает формированию его индивидуальных интересов.
- Не следует оставлять ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-либо неожиданного для него.
- Для полноценного развития ребенка важно общение не только с близкими взрослыми, но и со сверстниками, поэтому нужно учить его знакомиться с детьми во дворе, в кружках и секциях, в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптация детей в детском саду.
Воспитатель: Михайлова Екатерина Васильевна. ГБДОУ №52Адаптация детей в детском саду.Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик, несомненно, ...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
laquo; Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»...
Памятка для родителей по адаптации детей в детском саду
Иногда мамы и папы, стремящиеся помочь своему малышу, допускают ошибки, которые делают адаптацию в детском саду сложной. Что не стоит предпринимать в этот сложный период?...
Картотека игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации к условиям детского сада «Давай поиграем, Малыш»
С поступлением ребенка младшего дошкольного возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, новые требования поведения, постоянный контакт со сверстника...
Адаптация малыша к детскому саду.
Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: помещение, распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг. В детском саду новые требования и прав...
Адаптация ребенка к детскому саду: важность, методы и поддержка
Для многих детей и их родителей первые дни в детском саду могут быть вызовом, поскольку это период изменений, нового окружения и разлуки. Адаптация к детскому саду - это важный этап в жизни ребенка, к...