Проект "Я-Наставник"
проект
" Я- Наставник" поможет учителям составить свой проект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Я- Наставник" | 79.24 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан»
(ГБОУ ВО «БАГСУ»)
Департамент дополнительного образования и инновационного развития
Дополнительная профессиональная программа
профессиональной переподготовки
«Наставник в цифровой экономике»
Даутова Сария Мансуровна
Я – наставник
(программа наставничества и информационно-методическое сопровождение ее реализации)
ИТОГОВАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Уфа – 2022
Паспорт проекта
№ п/п | Наименование | Содержание |
1 | Название проекта | Я – наставник |
2 | Срок реализации | 3 месяца |
3 | Нормативно-правовая база | - Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Указ Президента РФ от 02.03.2018г. №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество»; -Указ Президента РФ от 07.07.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; - Распоряжение Правительства от 29.11.2014г. № 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; - Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019г. №Р-145 о «Методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»; - Положение «Методический инструментарий по применению наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации», обновленное Минтруда и социальной защиты РФ в 2020г. - Письмо Минпросвещения от 23.01.2020г. № МР-42/02 «О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций»; - «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утвержденная Президентом РФ от 03.04.2012г. №Пр-8274; - Приказ о наставничестве МБОУ СОШ №1 с. Аскарово Абзелиловского района Республики Башкортостан; - Приказ о назначении наставников МБОУ СОШ №1 с. Аскарово Абзелиловского района Республики Башкортостан; - Положение о наставничестве МБОУ СОШ №1 с. Аскарово Абзелиловского района Республики Башкортостан; - Положение о стимулирующих надбавках МБОУ СОШ №1 с. Аскарово Абзелиловского района Республики Башкортостан; - Программа наставничества МБОУ СОШ №1 с. Аскарово Абзелиловского района Республики Башкортостан. |
4 | Автор проекта | Даутова Сария Мансуровна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №1 с. Аскарово Абзелиловского района Республики Башкортостан |
5 | Цель проекта | Подготовка молодого сотрудника к самостоятельной профессиональной педагогической деятельности в МБОУ СОШ №1 с. Аскарово Абзелиловского района Республики Башкортостан |
6 | Субъекты наставничества | Наставник в образовательной организации – молодой сотрудник МБОУ СОШ №1 с. Аскарово без опыта самостоятельной педагогической деятельности, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, с взаимодействием с обучающимися, другими педагогами, родителями. |
7 | Задачи проекта | - определение профессиональных дефицитов наставляемого молодого сотрудника и их устранение; - определение перспектив профессионально-личностного развития и карьерного роста молодого сотрудника; - развитие мотивации наставляемого молодого сотрудника к профессиональной деятельности в целях его закрепления в образовательной организации; - ориентирование начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности; - ускорение процесса профессионального становления педагога. |
8 | Ожидаемые результаты реализации проекта | Готовность наставляемого молодого сотрудника к самостоятельной профессиональной деятельности в МБОУ СОШ №1 с. Аскарово Абзелиловского района Республики Башкортостан, выраженная в критериях: - желание работать в МБОУ СОШ №1 с. Аскарово; - принятие традиций и норм МБОУ СОШ №1 с. Аскарово; - конструктивное взаимодействие с коллегами внутри коллектива МБОУ СОШ №1 с. Аскарово; - повышение уровня профессиональной компетентности; - построение индивидуальной профессиональной траектории развития и карьеры; - усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциала; - повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния специалиста. |
9 | Мотивация наставника | Материальная: - премирование из фонда стимулирования; - доплаты. - поддержка системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях; - организация и проведение форумов, конференций наставников; - создание специальной рубрики «Наши наставники» на школьном сайте; - создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества; - Доска почета «Лучшие наставники»; - награждение грамотами, благодарственными письмами, знаками «Лучший наставник» на школьном, муниципальном и государственном уровнях; - дополнительные оплачиваемые дни отпуска. |
Пояснительная записка
Я убедился, что, как бы человек успешно
не окончил педагогический вуз,
как бы он не был талантлив,
а если не будет учиться на опыте,
то никогда не будет хорошим педагогом;
я сам учился у более старых педагогов…
А.С. Макаренко
Молодые педагоги, устраиваясь на работу в школу, часто испытывают трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности. Перед ними одновременно возникает множество задач, связанных как со знакомством с коллективом и с классом, так и со вступлением в новую должность – учителя. Если вовремя не помочь и не поддержать молодого педагога в такой ситуации, у него могут возникнуть конфликты, сомнения в собственной состоятельности, как в профессиональной, так и в личностной. Помочь ему в этом может опытный наставник.
Наставничество в последнее время становится актуальным, что подтверждается «Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утвержденной Президентом РФ от 03.04.2012г. №Пр-8274, в которой отмечена необходимость развития системы наставничества детей и молодежи; Указом Президента РФ от 02.03.2018г. №94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество»; Указом Президента РФ от 07.07.2018г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019г. №Р-145 о «Методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися». Исходя из положений «Методического инструментария по применению наставничества на государственной гражданской службе Российской Федерации», обновленного Минтруда и социальной защиты РФ в 2020г. наставничество рассматривается как «… инструмент целенаправленной кадровой политики по формированию кадрового состава, обеспечению преемственности специальных профессиональных знаний относительно сфер его деятельности, сохранению морально-этического климата и развитию государственно-служебной, профессиональной культуры». Результаты проведенного опроса (тестирования, анкетирования) ярко демонстрируют необходимость сопровождения наставником молодых специалистов.
В нашей школе работает 124 учителя, из них 60% составляют лица предпенсионного возраста. Образовательные учреждения нуждаются в молодых новых кадрах, но они уходят, долго не задерживаясь. В качестве причины ухода они отмечают трудности в профессиональной адаптации, в установлении межличностных контактов с возрастными специалистами, неприятие молодых сотрудников опытными специалистами, низкую зарплату и т.д. Помощь, которая оказывается молодым специалистам – бессистемная, и в основном, они обращаются к опытным учителям, в обязанности которых не входит консультация и обучение персонала. Опытные сотрудники не заинтересованы в сопровождении молодых специалистов ввиду отсутствия системы стимулирования.
Однако, удержать и заинтересовать молодые кадры представляется возможным, так как часть опытных сотрудников имеет высокое мастерство в профессии и обладает психолого-педагогическими умениями передавать свой опыт другим. Уже много лет в МБОУ СОШ №1 с. Аскарово Абзелиловского района Республики Башкортостан действует Школа молодого педагога. Один раз в четверть методический совет собирает молодых педагогов и опытных учителей. Наставники делятся опытом педагогической деятельности, проводят мастер-классы, консультируют наставляемых, вместе обсуждают проблемные темы. Молодые специалисты помогают более возрастным учителям освоить ИКТ -компетенции. Всё это способствует быстрому вхождению в коллектив, ускорению процесса профессионального становления молодого педагога. Наставничество, направленное на передачу педагогического опыта от одного поколения к другому, становится эффективным средством сплочения педагогического коллектива. Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, самого наставника и организации-работодателя, в нашем случае: наставник, молодой специалист и директор школы. В этом процессе наставник развивает свои деловые качества, повышает свой профессиональный уровень, молодой педагог, в свою очередь, получает знания, развивает умения, повышает свой профессиональный уровень и способности, развивает собственную профессиональную карьеру, учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, директор школы повышает культуру и профессиональный уровень подготовки кадров, улучшает взаимоотношения между сотрудниками. Финансовое положение организации позволяет ввести материальное стимулирование за наставническую деятельность, но пока эта деятельность не оплачивалась.
Анализ опыта наставнической деятельности в других регионах показывает ряд успешных примеров реализации системы сопровождения молодых кадров опытными наставниками. Так, в частности, на предприятии КАМАЗ (Набережные Челны) разработано «Положение о наставничестве на производстве», внедрена система сопровождения молодых специалистов опытными наставниками, за что наставники получают стимулирующие доплаты. На предприятии Татнефть действует Совет молодых специалистов, которые не только проводят квалификационный экзамен по итогам реализации программы наставничества, но и выносят на обсуждение руководства ряд предложений по удержанию молодежи на производстве.
В начале XX века о проблемах наставничества размышлял К.Д. Ушинский. Он считал, что нельзя гордиться своей опытностью, высчитывая по пальцам годы своей воспитательной деятельности. Так педагог превращается в машину, которая только задает и спрашивает уроки и наказывает тех, кто попадается под руку. Нельзя быть убежденным, что профессиональный опыт с лихвой компенсирует полное отсутствие теоретической подготовки. Теоретические знания и опыт должны дополнять друг друга, но не замещать. Таким образом, профессиональная адаптация личности напрямую зависит от уровня педагогического мастерства, опыта и знаний наставника.
Теоретический анализ литературы (статьи в отраслевых изданиях, интернет-источники, научная литература и т.д.) показывает высокий уровень интереса к проблеме наставничества в последнее десятилетие. Так, особого внимания заслуживает позиция Г. Льюиса, который рассматривает понятие «наставничество» как систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому.
Наставник – человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, стремящийся помочь своему подопечному приобрести опыт, необходимый и достаточный для овладения профессией.
Правильно спланированная работа педагога-наставника помогает молодому специалисту достичь гораздо больших успехов, чем можно было бы ожидать, преодолеть трудности, связанные с адаптацией к новым условиям трудовой деятельности, остаться в профессии, стать настоящим Учителем.
Несмотря на имеющийся задел реализации системы наставничества на производстве в различных отраслях, не во всех организациях данная система существует, действует на достаточно высоком уровне.
В связи с чем, актуальным является разработка проекта «Я – наставник» в МБОУ СОШ №1 с. Аскарово Абзелиловского района Республики Башкортостан.
Цель, задачи, ожидаемые результаты проекта.
Цель проекта – подготовка молодого сотрудника к самостоятельной профессиональной педагогической деятельности в МБОУ СОШ №1 с. Аскарово Абзелиловского района Республики Башкортостан.
Задачи проекта:
- определение профессиональных дефицитов наставляемого молодого сотрудника и их устранение;
- определение перспектив профессионально-личностного развития и карьерного роста молодого сотрудника;
- развитие мотивации наставляемого молодого сотрудника к профессиональной деятельности в целях его закрепления в образовательной организации;
- ориентирование начинающего педагога на творческое использование передового педагогического опыта в своей деятельности;
- ускорение процесса профессионального становления педагога.
Ожидаемые результаты проекта:
Готовность наставляемого молодого сотрудника к самостоятельной профессиональной деятельности в МБОУ СОШ №1 с. Аскарово Абзелиловского района Республики Башкортостан, выраженная в критериях:
- желание работать в МБОУ СОШ №1 с. Аскарово;
- принятие традиций и норм МБОУ СОШ №1 с. Аскарово - конструктивное взаимодействие с коллегами внутри коллектива МБОУ СОШ №1 с. Аскарово;
- повышение уровня профессиональной компетентности;
- построение индивидуальной профессиональной траектории развития и карьеры;
- усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциала;
- повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния специалиста.
Программа наставничества
1. План-график стажировки потенциального наставляемого
Сроки стажировки | Вопросы для изучения и ознакомления | Формы и методы взаимодействия наставника с наставляемым | Самостоятельная работа наставляемого | Форма текущего контроля освоения |
2-8 сентября 2022 | Организация деятельности школы | Экскурсия по школе | Изучив нормативные документы, сайт МБОУ СОШ №1 с. Аскарово, понять/выявить: - организационную структуру организации, - функции отдельных отделов, - особенности организации работы по обучению и воспитанию учащихся | Беседа |
Правила внутреннего распорядка | Рассказ | Опрос | ||
Техника безопасности при нахождении на территории школы | Инструктаж | Изучить инструкции по ТБ МБОУ СОШ №1 с. Аскарово | Тестирование | |
9-22 сентября 2022 | Теоретические знания: - ФГОС НОО; - Рабочая программа учителя; - План воспитательной работы; - Современный урок. Требования к организации; - Нормы оценок в начальной школе; - Санитарно-гигиенические требования к обучению школьников | Рассказ, беседа, консультация. | Изучение учебной литературы, локальных актов МБОУ СОШ №1 с. Аскарово, Постановления Главного государственного санитарного врача России от28.09.2020г. № СП 2.4.3648-20, Санитарных правил Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020г. № 28 Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", информации из сети интернет | Опрос |
Практические умения: - составление рабочей программы - составление контрольно-измерительных материалов - составление плана воспитательной работы - составление поурочного плана | Демонстрация, консультация, мастер-класс | Работа на тренажере Отработка практических умений Составить рабочую программу. Составить контрольно-измерительные материалы. Составить план воспитательной работы. Составить поурочный план. | Наблюдение за действиями наставляемого | |
Профессиональные дефициты наставляемого | Тестирование, оценочные листы (Приложение 2) | Провести самодиагностику | Тестирование Анализ продуктов деятельности, наблюдение | |
Личностные характеристики стажера (ценностные ориентации, мотивация, личностные качества и т.п.) | Беседа, пример | Провести самоанализ поведения, рефлексию | Беседа, наблюдение за действиями наставляемого | |
23-29 сентября 2022 | Составление профессионально-личностного портрета стажера. | Социально-психологическая диагностика на мотивацию, стратегию поведения в конфликтах, коммуникативность и т.д. | Провести самодиагностику | Анализ результатов диагностики и самодиагностики |
Постановка целей саморазвития наставляемого, определение ожидаемых результатов стажировки, отбор содержания, методов и форм взаимодействия | Беседа | Распланировать этапы стажировки | Программа стажировки наставляемого | |
30 сентября-6 октября 2022 | Поведение в конфликтной ситуации | Консультация, мастер-класс, решение кейсов, педагогические ситуации (Приложение 3) | Отработка практических умений | Беседа, наблюдение |
Профилактика профессионального выгорания и стресс-менеджмент | Тренинг, мастер-класс, рефлексия (Приложение 4) | Отработка практических умений | Беседа, наблюдение | |
7-22 октября 2022 | Управление рабочим временем | Консультация, мастер-класс, решение кейсов | Отработка практических умений | Беседа, наблюдение |
Применение бережливых инструментов в профессиональной деятельности | Консультация | Изучение учебной литературы, информации из сети интернет | Беседа | |
24 октября -24 ноября 2022 | Работа с цифровыми инструментами | Консультация, мастер-класс | Отработка практических умений | Анализ продуктов деятельности стажера |
Работа с цифровыми сервисами | Консультация, мастер-класс | Отработка практических умений | Анализ продуктов деятельности стажера | |
Работа с презентационным материалом (инфографикой, фоторедакторами, конвертерами, видеоредакторами) | Консультация, мастер-класс | Отработка практических умений | Анализ продуктов деятельности стажера | |
25 -30 ноября 2022 | Подведение итогов стажировки | Аттестация, | Подготовка к аттестации | Тестирование, демонстрационный экзамен |
2. Ресурсное обеспечение
Профдефицит наставляемого (стажера) | Материально-технические средства | Учебно-методическое обеспечение |
Использование цифровых инструментов и сервисов в профессиональной деятельности |
|
|
Составление документации |
|
|
Конструктивное взаимодействие с коллегами, родителями, учениками |
|
|
Управление рабочим временем |
|
|
Контроль знаний, умений, навыков учащихся. Виды контроля. Оценивание письменных работ учащихся |
|
|
Мотивация наставника.
Материальная:
-премирование из фонда стимулирования;
-доплаты.
Нематериальная:
- поддержка системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном уровнях;
- создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия;
- организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников;
- создание специальной рубрики «Наши наставники» на школьном сайте;
- создание на школьном сайте методической копилки с программами наставничества;
- Доска почета «Лучшие наставники»;
- награждение грамотами, благодарственными письмами, знаками «Лучший наставник» на школьном, муниципальном и государственном уровнях;
- дополнительные оплачиваемые дни отпуска.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
- Mentoringcase: компендиум для начинающих наставников: учебно-методическое пособие / под ред. А.С. Зёлко. – Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2018. – 81 с.
- Off-line наставник: Учебное пособие для молодых педагогов. - СПб.: ДДЮТ «На Ленской» Красногвардейского района Санкт-Петербурга, 2016. – 105 с.
- Батышев А.С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе/А.С. Батышев – М.: Высшая школа, 1985 –272с.
- Башарина О.В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования // Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 3(19). - С. 18–26.
- Воробьева Е.В., Разуменко В.А., Семенова Н.К. Сравнительный анализ коучинга и наставничества персонала организации, их характеристики - Молодой ученый, 2016. №12 - С. 1193-1196.
- Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство: как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2017. – 216 с.
- Гришина Н.В. Психология конфликта/ Н.В. Гришина. – СПб.: Питер, 2016. –575 с.
- Иванова С., Болдогоев Д, Борчанинова Э. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации: Учебное пособие - М.: Альпина, 2018 – 279 с.
- Каптерев А. Мастерство презентации: как создавать презентации, которые могут изменить мир / пер. с англ. С. Кировой. М.: Манн, Иванов и Фербер: Эксмо, 2012. - 328 с.
- Клищ, Н. Н., Январев, В. А. Наставничество на государственной службе – новая технология профессионального развития государственных служащих (зарубежный и российский опыт наставничества на государственной службе) / Н. Н. Клищ, В. А. Январев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014 – 64 c.
- Кутбиддинова Р.А. Психология стресса (виды стрессовых состояний, диагностика, методы саморегуляции): учебно-методическое пособие. Южно-Сахалинск: САХГУ, 2019 – 124 с.
- Лекарева Д.А., Калинина Т.В. Изучение проблемы адаптации молодых сотрудников в трудовом коллективе // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) - № 3 (48), 2018.- с.57-59.
- Литвинюк А.Л. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Теория и практика: учебник для вузов / А.Л. Литвинюк. - М.: Юрайт, 2017 – 398 c.
- Масалимова А.Р. Корпоративная подготовка наставников. – Казань: Изд-во «Печать-Сервис XXI век», 2013. – 183 с.
- Махмутов М.И. Педагогика наставничества / М.И. Махмутов - М.: Сов.Россия,1981.
- Мельникова М.Л. Психология стресса: теория и практика: учебно-методическое пособие / М.Л. Мельникова; науч. ред. Л.А. Максимова. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2018.
- Наставничество: эффективная форма обучения: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В. — 2-е издание, доп., перераб. – Казань: ИРО РТ, 2020. - 51 с.
- Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. – Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015 – 142 с.
- Секрет Н. Наставничество: тенденция к возрождению / Н.Секрет, С.Галынина // Совет директоров Сибири – 2011 - №12(75).
- Сидорова Н.А., Анисинкова Е.Б. Тайм-менеджмент / Н.А. Сидорова, Е.Б. Анисинкова – М.: Дашков и Ко, 2018. – 220 с.
- Синаторов С.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие / С.В. Синаторов, О.В. Пикулик. – Москва: ИНФРА-М, 2022. – 277 с.
- Соломанидина Т.О. Мотивация трудовой деятельности: Учебник для вузов / Т.О. Соломанидина, В.Г.Соломанидин. – М.: Юрайт, 2017 – 323 с.
- Сташенко А.Г. Наставничество: мода становится трендом/ А.Г. Сташенко, Л.М. Чеглакова // Корпоративные университеты – 2008 - №15 - С.37–49.
- Тайм-менеджмент. Полный курс: учебное пособие / Г.А. Архангельский, С.В. Бехтерев, М.А. Лукашенко, Т.В. Телегина; под ред. Г.А. Архангельского – М.: Альпина Паблишер, 2016. – 311 с.
- Тарасова Ю.А. Руководство по проведению деловых презентаций: Учебное пособие. - Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2008 - 65 с.
- Улитко Е.Н., Яковлева Г.П. Презентация: смысл, назначение, содержание // Наука в современном мире: приоритеты развития. - 2015. № 1. - С. 39-46.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. - Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. // Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
- Черкасская Г.В. Управление конфликтами: учебник и практикум / Г.В. Черкасская, М.Л. Бадхен. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2018 – 236 с.
Ресурсы сети «Интернет»
- Адаптация сотрудников в российских компаниях: исследование TalentTech, Нетологии и FL.ru [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://netology.ru/blog/12-2020-issledovanie-adaptacii-sotrudnikov
- Бахвалова М. Новые знания от собственных сотрудников / Секрет фирмы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.diplom.krsk.info/index.htm
- Марковская И. Обучение на рабочем месте [Электронный ресурс]– Режим доступа: https://trainings.ru.
- Особенности обучения взрослых: андрагогика на практике / Unicraft – платформа для онлайн обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.unicraft.org/blog/5415/kak-obuchat-vzroslyh/
- Официальный сайт справочной информационной системы «Консультант плюс» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Практические рекомендации по подготовке и проведению презентаций. Учебное пособие - М.: Мир науки, 2019. / Сетевое издание. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://izd- mn.com/PDF/51MNNPU19.pdf
- Пять простых этапов картирования потока создания ценности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wkazarin.ru/2015/10/05/5-easy-steps-to-a-value-stream-mapping-process/
- Реализация целевой модели наставничества в образовательных организациях: методические рекомендации / сост. Ю. Г. Маковецкая, Н. В. Грачева, В. И. Серикова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2021. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/iblock/9a4/9a4d9619f6a47cb489f5c2807fb53e63.pdf
- РЦ МЕНТОРИ - национальный ресурсный центр наставничества [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://mentori.ru/nacproekt-obrazovanie.
- Шаронин Ю.В. Цифровые технологии в высшем и профессиональном образовании: от личностно ориентированной Smart-дидактики к блокчейну в целевой подготовке специалистов / Ю.В. Шаронин // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - №1. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28507
Приложения
Приложение 1
Дневник наставника
№ п/п | Дата | Тема обсуждения | Подпись | |
Наставник | Молодой специалист | |||
1 |
| -Оказание помощи в составлении календарного планирования образовательной работы с детьми -Проведение инструктажа по оформлению документации воспитателя | ||
2 |
| - Выбор темы по самообразованию; -Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов; -Участие в оформлении группы; | ||
3 |
| -Участие в педсовете; -Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета; -Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию; | ||
4 |
| -Планирование образовательной деятельности на неделю - «С утра до вечера» (планирование разных видов деятельности в течение дня). -Рабочая программа педагога. -Консультация по теме «Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе». | ||
5 |
| -Участие в заседании, круглый стол по теме «Календарное планирование образовательной работы с детьми» (педагогические мероприятия, совместная деятельность). | ||
6 |
| - Совместная деятельность воспитателя и детей во второй половине дня. - Контроль за планированием работы по развитию игровой деятельности детей. | ||
7 |
| - Организация посещений молодыми воспитателями педагогических мероприятий опытных педагогов. -Круглый стол по теме: «Организация педагогического мониторинга по выявлению уровня усвоения программного материала воспитанниками группы. - Оформление документации по педагогическому мониторингу». - Оказание помощи в составлении аналитических справок по результатам пед. мониторинга. - Специфика проведение праздников. Взаимодействие специалиста и воспитателя. - Взаимопосещение новогодних утренников. | ||
8 |
| - Организация посещений молодого воспитателя педагогических мероприятий опытных педагогов. - Тренинг «Найди ошибку» (на развитие умения анализировать подготовку и организацию различных видов образовательной деятельности») - Круглый стол по теме «Формы, методы и приемы взаимодействия педагогов с родителями». - Контроль за планированием организации работы с родителями | ||
9 |
| -Отчет молодого специалиста о проделанной работе -Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого воспитателя на следующий учебный год | ||
10 |
| - Организация посещения педагога – наставника педагогических мероприятий молодым воспитателем. - Тестирование молодого педагога по выявлению знаний по реализуемой программе. - Отчет молодого воспитателя по теме самообразования. - Консультации по волнующим вопросам с психологом, наставником, - участие в Педагогических советах, - регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой |
Приложение 2
Оценочные листы для определения уровня сформированности
компетенций педагогов
Уважаемый педагог!
Оцените степень проявления в Вашей педагогической деятельности представленных знаний и умений в рамках выделенных компетенций по четырехбалльной шкале, поставив галочку в соответствующей баллу графе:
3 балла - знание и умение ярко выражено и проявляется в деятельности практически всегда и стабильно;
2 балла - знание и умение выражено и проявляется в деятельности достаточно часто и полно;
1 балл - знание и умение как таковое не выражено и проявляется в деятельности редко и не полно;
0 баллов - знание и умение не проявляется, отсутствует.
Методическая компетенция
№ п/п | Вопросы | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | Осведомлен об основных тенденциях и изменениях в системе современного образования |
|
|
|
|
2 | Могу сформулировать и обосновать цели и задачи педагогической деятельности в соответствии с нормативными требованиями, уровнем развития обучающихся и спецификой конкретного предметного со держания, спроектировать условиях их реализации |
|
|
|
|
3 | Могу выделить методическую проблему в собственной профессиональной деятельности и своевременно внести изменения в дидактические и методические материалы для достижения новых образовательных результатов |
|
|
|
|
4 | Конструктивно реагирую на трудности, возникающие в процессе реализации поставленных целей и задач педагогической деятельности |
|
|
|
|
5 | Использую знания об индивидуальных возможностях и образовательных потребностях воспитанников в педагогической деятельности |
|
|
|
|
6 | Могу определить сильные стороны и перспективы развития для каждого воспитанника в процессе совместной деятельности |
|
|
|
|
7 | Способен конструировать фрагменты занятий, в целом связанные с работой над основными компонентами содержания для достижения запланированных результатов деятельности |
|
|
|
|
8 | Могу провести сравнительный анализ программ, учебно-методических комплектов, методических и дидактических материалов и обосновать их выбор для решения профессиональных задач в зависимости от ситуации |
|
|
|
|
9 | Могу выделить в содержании учебного предмета метапредметную составляющую и определить формируемые на ее основе универсальные учебные действия |
|
|
|
|
10 | Выбираю методы и формы обучения под заданные цели и подобранное содержание образования |
|
|
|
|
11 | Выбираю средства образования в соответствии с формулировкой целей, подобранными содержанием, формами, методами и приемами |
|
|
|
|
12 | Могу сформулировать критерии достижения поставленных целей и обосновать эффективность реализуемой образовательной программы, используемых методических и дидактических материалов |
|
|
|
|
13 | Могу оценить эффективность собственных педагогических воздействий на развитие детей, соотнести результаты с поставленными целями |
|
|
|
|
14 | Сочетаю методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки воспитанников для определения результатов освоения воспитательно-образовательной программы |
|
|
|
|
15 | Умею выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, работать в составе групп, разрабатывающих и реализующих воспитательно-образовательные программы, проекты, методические и дидактические материалы |
|
|
|
|
Исследовательская компетенция
№ п/п | Вопросы | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | Осведомлен о методологическом аппарате исследования, понимаю логическую связь и взаимообусловленность его компонентов (проблема, цель и задачи исследования, объект, предмет и т.д.) |
|
|
| |
2 | Владею знаниями о научных методах познания, эвристических методах решения исследовательских задач, технологиях проектирования и реализации исследовательской деятельности |
|
|
| |
3 | Ориентирован на поиск и внедрение в личную практику новых педагогических идей, новых способов решения задач, стремлюсь реализовать их на практике по собственной инициативе |
|
|
| |
4 | Могу проанализировать педагогическую ситуацию, предметное содержание, увидеть и сформулировать проблему исследования |
|
|
| |
5 | Могу перевести проблему в исследовательскую задачу |
|
|
| |
6 | Могу выдвигать гипотезу и определить способ решения исследовательской задачи |
|
|
| |
7 | Могу составить план исследования в рамках выбранного способа решения исследовательской задачи |
|
|
| |
8 | Умею выполнять экспериментальные исследования по заданной методике и обрабатывать их результаты |
|
|
| |
9 | Владею навыками поиска дополнительной информации необходимой для решения исследовательской задачи в различных информационных источниках и ресурсах, в том числе в сети Интернет |
|
|
| |
10 | Владею приемами самоорганизации исследовательской деятельности, могу контролировать и регулировать свои действия в процессе исследовательской работы |
|
|
| |
11 | Могу рационально распределять время и объемы работы в процессе исследовательской работы |
|
|
| |
12 | Могу сформулировать критерии достижения поставленных целей и обосновать результаты проведенного исследования |
|
|
| |
13 | Использую результаты исследовательской деятельности в личной педагогической практике |
|
|
| |
14 | Могу организовать коллег, проявлять себя как член команды для проведения совместной исследовательской работы по внедрению инноваций в образовательный процесс |
|
|
| |
15 | Могу обобщать и творчески использовать результаты исследовательской работы в своей профессиональной деятельности; представлять результаты исследовательской работы в различных формах (проект, презентация, творческий отчет, мастер-класс и т.п.) |
|
|
|
Проектная компетенция
№ | Вопросы | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | Умею выявлять и анализировать проблемы, связанные с педагогической практикой, находить людей, заинтересованных в их решении |
|
|
|
|
2 | Умею соотносить долю нового и известного в проекте |
|
|
|
|
3 | Умею формировать систему целей, соответствующих проблемному полю |
|
|
|
|
4 | Владею способами постановки задач, необходимых и достаточных для достижения целей проекта |
|
|
|
|
5 | Обладаю достаточными знаниями для определения сроков реализации педагогических проектов |
|
|
|
|
6 | Умею осуществлять поиск и систематизацию информации, необходимой для реализации педагогического проекта, пользоваться различными источниками |
|
|
|
|
7 | Обладаю достаточными знаниями для планирования проектной деятельности, интеграции отдельных подпроектов в основной проект |
|
|
|
|
8 | Владею методами прогнозирования (моделирование, регрессионный анализ, метод составления сценариев, метод экспертных оценок и др.), умею прогнозировать ожидаемые результаты всех участников проекта |
|
|
|
|
9 | Владею методами управления качеством (анализ чувствительности, сравнительный анализ проектов и др.) |
|
|
|
|
10 | Осведомлен(а) о процессе управления рисками проекта (планирование управления рисками, идентификация рисков, качественная оценка рисков, количественная оценка, планирование реагирования на риски, мониторинг и контроль рисков) |
|
|
|
|
11 | Умею проводить рефлексию и корректировать деятельность (свою и участников) в рамках педагогического проекта |
|
|
|
|
12 | Умею вводить педагогический проект в деятельностное поле группы детей |
|
|
|
|
13 | Умею выстраивать субъект-субъектные взаимоотношения с участниками педагогического проекта (детьми, родителями, педагогами и др.), владею навыком делегирования прав, полномочий и ответственности в процессе проектной деятельности |
|
|
|
|
14 | Умею организовать презентацию полученных продуктов и результатов педагогического проекта |
|
|
|
|
15 | Имею опыт распространения результатов и продуктов проектной деятельности |
|
|
|
|
ИКТ-компетенция
№ | Вопросы | 0 | 1 | 2 | 3 |
1 | Могу использовать средства ИКТ для диагностики, оценки образовательных достижений обучающихся |
|
|
|
|
2 | Могу помочь обучающимся применять знания по предмету в реальных ситуациях |
|
|
|
|
3 | Могу помочь обучающимся приобретать навыки поиска идей и информации, решения проблем в сфере деятельности, относящейся к преподаваемому предмету |
|
|
|
|
4 | Могу применять ИКТ для представления учебного материала с использованием различных видов и форм организации информации |
|
|
|
|
5 | Могу применять различные способы представления информации и методы работы с ней для формирования у обучающихся универсальных учебных действий |
|
|
|
|
6 | Могу применять современные информационные технологии для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся |
|
|
|
|
7 | Могу применять базовые инструменты ИКТ (для поиска информации, подготовки печатных материалов, представления презентаций, передачи информации, ведения электронных дневников и т.д.) |
|
|
|
|
8 | Могу применять инструменты для организации различных видов деятельности обучающихся (программы-конструкторы, инструменты сетевых технологий и т.д.) |
|
|
|
|
9 | Могу проектировать учебную среду с использованием как локальных, так и сетевых ресурсов |
|
|
|
|
10 | Могу использовать ИКТ для поддержки традиционного процесса обучения |
|
|
|
|
11 | Могу организовать проектную деятельность обучающихся с использованием ИКТ |
|
|
|
|
12 | Могу организовать образовательную среду как сообщество обучающихся |
|
|
|
|
13 | Могу использовать цифровые ресурсы с целью узнать новое о преподаваемом предмете |
|
|
|
|
14 | Могу самостоятельно осваивать современные технические средства и технологии работы с различными видами информации |
|
|
|
|
15 | Могу консультировать коллег по вопросам опыта внедрения ИКТ в учебный процесс |
|
|
|
|
Приложение № 3
Педагогические ситуации.
Ситуация 1
На уроке русского языка ученик лежит на парте и почти спит. Учитель спрашивает: «Что с тобой происходит? Ученик отвечает: «Я не выспался».
Я дам всему классу самостоятельную работу и постараюсь выяснить у этого ребёнка, почему он не выспался. Возможно, он помогал родителям по хозяйству или был на похоронах родственника, поэтому поздно лёг спать.
Мне необходимо сохранить с учеником доверительные отношения и создать условия для дальнейшей плодотворной работы на уроке.
Возможно, другие ученики будут недовольны, что мальчик не работает, а беседует (вне стен кабинета) с учителем, но я объясню им после урока, почему это было необходимо.
Решение. Если ученик действительно не выспался по весьма уважительной причине, я, возможно, позвоню родителям и поставлю их в известность, что я отпускаю (как классный руководитель) их сына с занятий, чтобы он отдохнул и хорошо выспался. А завтра пусть приходит с выученными уроками и хорошим настроением. Учащимся я скажу, что как ни трудно пришлось вчера их однокласснику, но он всё же пришёл сегодня на занятия, что говорит о его ответственном и добросовестном отношении к учёбе. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем".
Ситуация 2
Учитель вызывает ученика рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется, сбивается. В классе кто-то начинает смеяться.
Этот ребёнок на уроках всегда активен, но заикание смущает его самого. Каждый раз, когда он так “затягивает” ответ, он сам считает себя слегка виноватым. А детям вообще свойственно смеяться над человеком, который выбивается из их группы.
Необходимо, чтобы ребёнок не чувствовал себя неполноценным и одноклассники не организовали его травлю.
В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнётся в себе, перестанет работать на уроке. А одноклассники, возможно, станут его дразнить.
Решение. Если чтение наизусть вызывает такие трудности, то учителю лучше выслушать ребёнка на перемене, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, в классе никого из одноклассников нет, успокоится и ученик, и работа пойдёт лучше. А с учениками я провела бы беседу о взаимоотношении в коллективе, взаимопонимании, сочувствии, сострадании, милосердии.
Ситуация 3
Два ученика опоздали на урок. Учителю они объяснили, что были в столовой.
Я постараюсь выяснить причину опоздания: не слышали звонка, из-за большой очереди поздно купили обед и не успели покушать …
Необходимо сделать так, чтобы такая ситуация больше не повторялась, и сохранить хорошие отношения со всеми учениками.
Если их отругать, то они затаят обиду или будут всё равно опаздывать, а одноклассники с интересом наблюдать, что же предпримет учитель в очередной раз.
Решение. Я скажу, что неплохо, когда дети следят за режимом питания, тем более, если так вкусно готовят в нашей столовой. Но необходимо соблюдать и дисциплину труда. Сегодня я оставлю опоздавших после урока и с ними на перемене выполним то, что они пропустили, занимаясь трапезой. Если это повторится, то мне придётся задержать весь класс, т.к. я вынуждена буду дважды (для большей части класса) объяснять новый материал. Поэтому, чтобы не страдали все одноклассники, необходимо вовремя являться на урок. Я считаю важным воспитание в коллективе и через коллектив, как это делал прекрасный педагог А.С.Макаренко.
Ситуация 4
Ученица отказалась участвовать в уборке класса.
Постараюсь выяснить причину. Оказалось, что девочка учится в музыкальной школе и может испортить кисти рук.
Надо, чтобы все дети участвовали в уборке класса, сохраняя хорошие отношения с учителем и одноклассниками.
Если освободить девочку от работы, она почувствует своё превосходство, да и другие дети возмутятся такой несправедливостью и будут отрицательно относиться к ней и осуждать учителя.
Решение. Я скажу, что очень хорошо, когда ребёнок помимо общеобразовательной школы увлекается ещё и музыкой. Похвально, что музыкант так трепетно относится к рукам. Но работать в классе надо всем. Я выберу работу, при выполнении которой её кисти будут выполнять минимальную нагрузку: полить цветы, протереть пыль с растений, со шкафов и полок.… А потом попрошу девочку пригласить весь классный коллектив на отчётный концерт, где она будет выступать, а мы всем классом болеть за неё.
Ситуация 5
На пятом уроке учащиеся устали, шумят, громко разговаривают.
Причина ясна – усталость детей.
Педагогу необходимо наладить дисциплину, создать рабочую атмосферу на уроке, чтобы дети успешно усвоили материал.
Если учитель станет кричать и ругать их за это, то вышеизложенных целей вряд ли он добьётся. Возможны даже неадекватные действия учеников.
Решение. Разумеется, я проведу с детьми физкультминутку. Затем скажу: «Я понимаю, что вы устали. Я тоже. Давайте с вами приложим все усилия и проведём урок интересно и весело». Любое упражнение можно провести в игровой форме: «Самый умный», «Кто первый?», «Корректор», «Самый сообразительный» и т.д. Детям будет намного интереснее работать, и дисциплина наладится.
Ситуация 6
Во время контрольной работы ученик просит разрешения выйти в туалет. Педагог говорит: «Конечно, выйди, только телефон оставь». Обучающийся: «Нет, без телефона я не пойду, мне родители сказала всегда держать его при себе – мало ли что случится».
Причина – ребёнок хочет найти вариант решения контрольной работы в Интернете или проконсультироваться с кем-либо.
Необходимо добиться, чтоб ученик самостоятельно выполнил задание, избежать конфликтной ситуации, а также не потерять авторитет среди учеников.
Если начну безапелляционно настаивать на своём, то в ответ могу получить грубость и «хлопанье дверью». Ситуация может выйти из-под контроля, и авторитет учителя пострадает.
Решение. Я скажу: «Очень хорошо, что родители о тебе так беспокоятся, но, я думаю, что за время посещения туалета ничего страшного не произойдёт. Оставь, пожалуйста, телефон у меня на столе. Я гарантирую его сохранность. В противном случае тебе придётся после уроков остаться и выполнить другой вариант задания. Мы же с тобой очень ценим время, поэтому, я уверена, ты поступишь правильно». В данном случае удастся избежать конфликтной ситуации.
Ситуация 7
Один ученик плохо учится, на уроках не работает, на замечания педагога на уроках отвечает: «Я все равно поступлю в университет, у моего папы в городе большие связи».
Причину надо искать в семье, это может быть неправильное воспитание и извращённая мотивация жизненного кредо со стороны родителей.
Постараться убедить и ученика, и родителей, что их жизненная позиция неправильная и ущербная. Также добиться выполнения всеми детьми требований педагога на уроке.
Если проигнорировать его замечание, то, во-первых, другие ученики задумаются, стоит ли работать на уроке. Во-вторых, они усомнятся в нравственных ценностях.
Решение. Я посещу семью этого ребёнка, поговорю с родителями и выясню причину такого поведения сына. Если родители его так настраивают, то бесполезно что-то доказывать своё. Пойдём с ними на компромисс и договоримся, что сын будет работать на уроке, а не бездельничать. В классе проведу беседу о пользе знаний с конкретными примерами из жизни.
Ситуация 8
В школьном коридоре дерутся школьники. На подошедшего учителя не реагируют.
Выясняю причину драки: один ученик обозвал другого, затронув национальные чувства.
Попытаюсь прекратить драку, помирить их, исключить такие ситуации впредь. Постараюсь научить толерантно, относиться к окружающим, независимо от их расовой и национальной принадлежности.
Если их просто разнять, то драка может возобновиться в другом месте. Возможно, и другие ученики соберутся, чтоб посмотреть на неё.
Решение. Я разниму ребят и заведу в свой кабинет. Там попытаюсь выяснить зачинщика драки. Скажу, что оба виноваты, т.к. только глупые доказывают свою правоту с помощью кулаков, а все остальные выясняют свои отношения цивилизованно, с помощью аргументов. Объясню обоим, что каждый человек, независимо от национальности, должен терпимо относиться к другим, ведь мы живём в многонациональном государстве. После примирения отведу их к классному руководителю и порекомендую провести классный час на тему «Толерантность».
Приложение 4
Профилактика профессионального выгорания и стресс-менеджмент для молодого воспитателя
Тренинг: «Цвет твоей судьбы».
Всем известно, какое огромное значение в жизни человека имеет цвет. Он настраивает, подсказывает, направляет, ориентирует, даже лечит, сегодня мы будем работать с цветом. Попробуем заглянуть в самих себя и увидеть все богатство разноцветного и необъятного мира своего собственного «Я».
Чаще всего самих себя мы видим в зеркале, особенно когда примериваем обновку и смотрим, подходит ли нам тот или иной цвет. И так, хочется, чтобы отражение всегда было прекрасным! Но известно, что наш мир - большое зеркало, и оно показывает нам нас же.
Рефлексия «Цветное настроение»
Перед участниками лежат сердечки разного цвета.
Предлагается выбрать сердечко того цвета, который характеризует ваше внутреннее состояние, настроение на данный момент (после проведенных упражнений). Ведущий зачитывает характеристики каждого цвета, после чего участники делают свой выбор и кладут сердечко на общий поднос. Затем ведущий подводит итог того, какое настроение преобладает в группе.
Характеристики цветов:
Черный – Вы агрессивны, раздражены, источаете негатив.
Коричневый – Вы подавлены, вам грустно, тяжесть всех проблем лежит на ваших плечах.
Красный – Вы находитесь в состоянии возбуждения, безудержной радости, эйфории.
Желтый – Ваше настроение теплое, солнечное, «бабочки летают в животе».
Зеленый – Состояние умиротворения, спокойствия, расслабленности, душевного равновесия.
Упражнение «Найди себе подобных»
Участники под музыку беспорядочно передвигаются по кругу. Ведущий дает команды:
«Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет волос»;
«Объединитесь в группы те, у кого полное имя начинается на одну букву»;
«Объединитесь в группы те, у кого одинаковый цвет глаз»;
«Объединитесь в группы те, у кого день рождения в одно время года»;
«Объединитесь в группы те, кто любит детей».
Самодиагностика «Волшебная страна внутри нас»
На распределение цветов, обозначающих чувства, внутри силуэта человека.
Причем, целесообразно символически разделить силуэт на 5 зон:
- голова и шея (символизируют ментальную (мыслит.) деятельность);
- туловище до линии талии, исключая руки (символизируют эмоциональную деятельность);
- руки до плеч (символизируют коммуникативные функции);
- тазобедренная область (символизирует область сексуальных, а также творческих переживаний);
- ноги (символизируют чувство "опоры", уверенность, а также возможность "заземления" негативных переживаний)
Приложение 5
Анкета № 1 – «Анкета молодого специалиста»
- Почему Вы выбрали профессию учителя? Чем она для Вас привлекательна?
____________________________________________________________
- Как Вы оцениваете различные стороны своей профессиональной подготовки?
_____________________________________________________________
- С какими трудностями Вы столкнулись в работе? В какой помощи Вы больше всего нуждаетесь?
_____________________________________________________________
- Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с педагогическим коллективом?
_____________________________________________________________
- Какие задачи Вы ставите перед собой в ближайшее время?
_____________________________________________________________
- Каковы Ваши профессиональные планы на будущее?
_____________________________________________________________
- Если бы Вам представилась возможность вновь выбрать профессию, стали бы Вы учителем?_______________________
- Что Вас привлекает в работе коллектива (нужное подчеркнуть)
- новизна деятельности; условия работы;
- возможность экспериментирования;
- пример и влияние коллег и руководителя;
- доверие;
- возможность профессионального роста.
Другое_______________________________________________________
- Что Вам хотелось бы изменить?
_____________________________________________________________
Спасибо!
Анкета № 2 «Диагностика проблем педагога»
1. При проведении каких видов образовательной деятельности вы испытываете трудности?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Каковы причины, по вашему мнению, этих трудностей?
• Материальные условия
• Большое количество детей в классе
• Недостаточная методическая помощь со стороны руководства
• Недостаток педагогического опыта
• Нехватка методической литературы
3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми, руководством?
• Да
• Нет
• Не знаю
4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности школьников?
_______________________________________________________________________________________
5. В какой методической помощи вы нуждаетесь?
• В прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам
• В методических консультациях по отдельным разделам
• Просмотре открытых занятий у опытных учителей
• В знакомстве с передовым педагогическим опытом
Анкета № 3 - для выявления способностей педагогов к развитию
Оцените по 5-балльной шкале приведенные ниже утверждения:
1 – не соответствует действительности; 2 – скорее не соответствует;
3 – и да, и нет; 4 – скорее соответствует, чем нет; 5 – если данное утверждение полностью соответствует Вашему мнению.
Утверждения | Оценка |
Я стремлюсь изучить себя | |
Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами | |
Возникающие препятствия стимулируют мою активность | |
Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя | |
Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время | |
Я анализирую свои чувства и опыт | |
Я много читаю | |
Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам на разного рода методических мероприятий внутри образовательного учреждения и за его пределами | |
Постоянно самостоятельно изучаю новинки методической литературы | |
Я стремлюсь быть более открытым человеком | |
Я верю в свои возможности | |
Стремлюсь быть более открытым человеком | |
Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди | |
Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты | |
Я получаю удовольствие от освоения нового | |
Возрастающая ответственность при внедрении инноваций не пугает меня | |
Возрастающая ответственность при внедрении инноваций помогает мне мобилизоваться |
Интерпретация результатов
Подсчитайте общее количество баллов:
От 15 до 35 – Вы находитесь в стадии остановившегося развития;
От 36 до 54 – у Вас отсутствует сложившаяся система развития;
- и более – Вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Анкета № 4 - «Анкета для выявления уровня компьютерной грамотности»
- Как часто Вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть)
- ежедневно;
- 1 раз в неделю;
- 1-2 раза в месяц;
- 1-2 раза в квартал;
- другое (укажите)
- Владеете ли Вы навыками работы в программе Microsoft Office Word?
не владею | |
начинающий пользователь | |
уверенный пользователь | |
продвинутый пользователь |
- Владеете ли Вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)
- размер, шрифт;
- создание и редактирование текстового документа;
- набор и редактирование текстового документа;
- абзацные отступы и интервалы;
- создание и форматирование таблиц;
- вставка рисунка;
- заливка, фон, рамки;
- нумерация страниц, печать готового документа.
- Другое
- Владеете ли Вы навыками работы в программе Microsoft Office Excel?
не владею | |
начинающий пользователь | |
уверенный пользователь | |
продвинутый пользователь |
5.Владеете ли Вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)
- диаграммы;
- таблицы;
- кроссворды;
- другое.
6.Владеете ли вы навыками работы в программе Microsoft Office Power Point?
не владею | |
начинающий пользователь | |
уверенный пользователь | |
продвинутый пользователь |
7. С какой целью используете данную программу? Для презентации, наглядности и др.
_____________________________________________________________
8. Данную программу применяете для работы
с детьми | |
с педагогами | |
с родителями | |
другое |
9. Владеете ли вы навыками работы в данной программе? (нужное подчеркнуть)
- создание слайда с диаграммой и таблицей;
- вставка в слайд рисунков и анимации при демонстрации;
- создание управляющих кнопок;
- сохранение и подготовка презентации к демонстрации;
- вставка видео;
- накладывание звуков
- другое
10.Как часто Вы пользуетесь интернетом?
- ежедневно;
- 1 раз в неделю;
- 1-2 раза в месяц;
- 1-2 раза в квартал;
- другое (укажите).
11.Для чего используете интернет?
- для получения информации (новости, гороскоп, прогноз погоды и др.)
- для педагогической деятельности;
- для общения в социальных сетях;
- для развлечений;
- другое.
12. Есть ли электронная почта?
Ваша личная |
13. Умеете ли Вы создавать электронную почту? (e-mail)
Да; Нет
14.Есть ли опыт создания сайта?
Да; Нет
15. имеете ли Вы свой личный сайт?
Да; Нет
- Хотите ли Вы научиться самостоятельно создавать сайт?
Да; Нет
- Имеете ли Вы опыт участия в on-line конференциях?
Да; Нет
Анкета № 5 - Самооценка молодого педагога своих профессиональных умений и навыков.
Обозначения: балл «5» ставится, если знания и умения проявляются постоянно, имеют высокий уровень развития; «4» - знания и умения проявляются не постоянно, не всегда применяются; «3» - знания и умения достигают минимально необходимого уровня, не представляют из себя систему; «2» - знания и умения выражены слабо; «1» - знания и умения отсутствуют.
1. Умение правильно ставить перед собой цель
2. Способность к состраданию, сопереживанию
3. Педагогический такт выдержка, терпение
4. Артистичность, эмоциональность
5. Умения художественного творчества: пение, танец, рисование
6. Умение технического творчества: конструирование и моделирование
7. Умение быстро реагировать на неожиданно возникшую ситуацию
8. Умение организовывать работу с родителями
9. Стремление к самосовершенствованию и самообразованию
Спасибо за ответы.
- Мне нравится (1)