Защита ВКР
статья
Предварительный просмотр:
1 слайд
Темой моей Выпускной квалификационной работы является Нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством произведений детского фольклора
2 слайд
Изучение и использование произведений детского фольклора как средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста является актуальной задачей педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Методологической базой работы стали труды учёных Ю.А. Ларионовой, Н.В. Архангельского, Г.А. Урунтаевой, Р.С. Буре, О.С. Богдановой, Л.А. Ситак, В. Сухомлинского и других.
Объектом исследования является процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством произведений детского фольклора.
Предмет исследования – педагогические условия нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством произведений детского фольклора.
Проблема исследования заключается в выявлении и реализации педагогически целесообразных возможностей произведений детского фольклора, обеспечивающих нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
3 слайд
Цель исследования - изучение возможности нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством произведений детского фольклора.
Задачи работы:
- Рассмотреть сущность нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
- Изучить значение произведений детского фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
- Проанализировать особенности восприятия детьми произведений детского фольклора.
- Познакомиться с методами и формами нравственного воспитания дошкольников
- Изучить возможность произведений детского фольклора как средства нравственного воспитания дошкольников.
- Провести практическое исследование использования произведений детского фольклора на занятиях в детском саду как условия нравственного воспитания детей.
- Разработать условия достижения нравственного воспитания детей дошкольного возраста с применением произведений детского фольклора
4 слайд
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное осознание себя, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закреплённый в произведениях народного искусства. Ещё Константин Дмитриевич Ушинский говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, исторически живое целое». Изучение устного народного творчества –важнейшая часть воспитания и образования детей.
5 слайд
Осуществление изобразительной, художественно-речевой, музыкальной деятельности на материале народного искусства способствует удовлетворению и такой потребности, как интеллектуальная, познавательная, потребность в приобретении новых знаний о мире.
В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создаёт эмоционально благоприятную обстановку для детей.
6 слайд
Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. Фольклор развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.
7 слайд
Нравственное воспитание, осуществляемое в дошкольном учреждении, строится на основании главных положений федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В общих положениях ФГОС ДО отмечено: «Одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Целью нравственного воспитания в дошкольном учреждении является формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру. В связи с этой целью в ДОУ реализуются следующие задачи нравственной направленности:
- сформировать в детях способность сопереживать;
- зародить уважение к российскому народу, к его многонациональной культуре;
- воспитать любовь к родному дому, городу, району;
- усвоить начальные знания об истории родной страны.
8 слайд
Художественный материал фольклорных произведений ,применяемых в саду, понятен и доступен детям. Им понятен мягкий юмор потешек, мудрость пословиц и поговорок, способствующих повышению образности и мелодике родной речи. Дети охотно включают пословицы и поговорки в свою речь, используют их в играх-драматизациях, при придумывании сказок.
При отборе фольклорных произведений необходимо учитывать доступность восприятия материала, и здесь уместно вспомнить о такой форме народного творчества, как колыбельная песня, которая, к сожалению, забывается молодым поколением родителей.
Не меньшую роль в воспитательно-образовательном процессе детского сада играют русские народные песенки, пестушки, потешки, которые развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности. Эти жанры фольклора созданы специально для детей и являются средствами народной педагогики.
Народные песенки, пестушки, потешки, колыбельные песни созданы на материале, который хорошо известен детям с первых дней жизни, близок их миропониманию и конкретен, отражают действия ребёнка, приобретённые через опыт.
9 слайд
Народные музыкальные произведения в весёлой, игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике ДОУ осуществляется на музыкальных и других занятиях и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Оно вызывает интерес детей, приносит им чувство радости, создаёт хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги словом, обеспечивает эмоционально- психологическое благополучие.
10 слайд
В процессе работы над дипломом было проведено исследование процесса нравственного воспитания детей посредством произведений детского фольклора в ДОУ №66. . В нем участвовали дети 5-6 лет в составе 20 человек.
Исследование содержало в себе три этапа:
1) констатирующий этап (получение первичных данных);
2) формирующий этап (проведение серии занятий с детьми);
3) контрольный этап (получение данных в группе после проведения работы и последующее сравнение этих данных).
Вначале было изучено оснащение методического кабинета, годовые, календарные планы по исследуемой проблеме. В результате анализа было выяснено, что в годовом плане ДОУ отражена работа по нравственному воспитанию детей. В МДОУ «Детский сад № 66 г. Энгельса Саратовской области проводятся занятия, чтение художественной литературы, направленные на формирование нравственных качеств дошкольников, в соответствии с перспективным планированием работы по нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.
Проанализировав годовой план, был сделан вывод, что в старших группах формированию нравственных качеств дошкольников, уделяется недостаточное внимание.
Затем был проанализирован календарный план работы воспитателей. Выявлено, что воспитатели, опираясь на годовой план дошкольного образовательного учреждения, отражают в календарных планах задачи художественного воспитания детей через различные средства.
Изучив оснащение методического кабинета, следует отметить, что здесь имеется достаточное количество литературы по нравственному воспитанию детей. Кабинет оснащен материалом для нравственного воспитания детей посредством устного народного творчества: имеются сборник сказок разных народов, сборники пословиц, поговорок, народных песен. Однако, эти материалы педагоги используют в своей работе в недостаточной мере.
В ходе практического исследования было принято решение разделить детей на две группы: 10 детей составляли экспериментальную группу и 10 детей - контрольную. В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня нравственных качеств у детей. В контрольной группе занятия проводились традиционно.
На начальном этапе исследовательской деятельности была организована первичная диагностика уровня нравственного воспитания детей дошкольного возраста, с использованием диагностического материала по методикам:
- «Закончи историю» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной;
- «Сюжетные картинки» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной.
Анализ результатов констатирующего эксперимента по методике «Закончи историю» свидетельствует, что у большинства ребят из экспериментальной группы (что составляет 40 %) сформированность нравственных качеств на среднем уровне. Дети осознают такие нравственные качества, как доброта - злость, щедрость - жадность, трудолюбие - лень, правдивость - лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут мотивировать свою оценку.
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения работы по формированию нравственного воспитания дошкольников.
Анализируя результаты 1 - го этапа исследования, видно, что уровень сформированности знаний о нравственных качествах у дошкольников в экспериментальной группе и в контрольной практически одинаковый.
Исходя из того, что без содружества с семьей невозможно сформировать необходимые в жизни навыки и умения личности ребенка и с целью выявления уровня знаний у родителей было проведено анкетирование. (10 человек).
Ответы родителей на поставленные вопросы показывают, что необходимость формирования чуткости, отзывчивости, честности осознаются, однако родители не всегда обращают внимание на формирование нравственных качеств у ребенка, мало используется произведений для воспитания чуткости, отзывчивости, честности.
Анализируя в целом понимание необходимости формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста, воспитателями и родителями можно сделать следующие выводы: в ДОУ уделяется внимание решению задач формирования нравственных качеств детей, но работа осуществляется бессистемно и при этом используется однообразные методы и формы работы.
11 слайд
Анализ реализации условий достижения нравственного воспитания детей дошкольного возраста с применением произведений детского фольклора
Формирующий этап практического исследования проводился только с детьми экспериментальной группы. Контрольная группа детей занималась по традиционной форме.
На основном этапе практической деятельности были проведены занятия с использованием произведений детского фольклора, которые направлены на нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Для реализации задач формирующей работы с детьми экспериментальной группы так же были использованы следующие методы: игры – драматизации, настольные игры по сказкам, хороводные и народные игры.
В результате проведения формирующего этапа исследования у детей вырос уровень знаний, формирующих основы нравственных качеств с применением и использованием произведений детского фольклора. Для проверки эффективности проведенной работы была проведена повторная диагностики уровня нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Диаграмма показывает что у дошкольников экспериментальной и группы на контрольном этапе исследования р возрос уровень сформированности нравственных качеств.
Анализируя в целом понимание необходимости формирования нравственных качеств у детей дошкольного возраста воспитателями и родителями, можно сказать следующее: проводимая работа в системе, совместно педагогами ДОУ и родителями, с использованием произведений детского фольклора необходима и эффективна.
Проводя наблюдения за общением дошкольников в самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности, можно сделать вывод, что проведение специальной работы с дошкольниками по нравственному воспитанию, с использованием произведений детского фольклора способствует повышению общего уровня нравственного воспитания у детей.
12 слайд
Таким образом, задачи работы решены, цель достигнута. Практический опыт показывает, что использование произведений детского фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста оказывает положительное влияние на формирование нравственных качеств ребенка, воспитывает в нем доброту, которая, на мой взгляд, определяющее качество великодушного гражданина нашей страны.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Я готова ответить на влопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы специальность 090905 Организация и технология защиты информации
Методические указания предназначены для студентов и преподавателей, учавствующих в организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы....
Защита информации, антивирусная защита
Защита информации, антивирусная защита...
Рабочая программа ПМ.03. Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения для специальности "Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка)"
Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 030912 Право и организация социального обеспечения (углубленная п...
Рабочая программа производственной практики ПМ 03. Судебно-правовая защита граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения
Рабочая программа разработана для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения (углубленная подготовка)...
Урок "Защита информации. Антивирусная защита"
Урок по дисциплине Информатика по теме "Защита информации. Антивирусная защита"...
Урок "Электробезопасность.Действие электрического тока на организм человека.Средства защиты от поражения электрическим током. Меры индивидуальной защиты"
Конспект урока может быть использован для проведения занятия при подготовке обучающихся по следующим профессиям: мастер по ремонту и обслуживанию легковых автомобилей, слесарь по ремонту автомобилей и...
Материал к уроку на тему: "Безопасность, гигиена, эргономика. Защита информации. Антивирусная защита"
Материал к уроку на тему: "Безопасность, гигиена, эргономика. Защита информации. Антивирусная защита". Лекция и презентация....