Методическая разработка профессиональных проб по профессии продавец, контролер-кассир
методическая разработка

Конова Светлана Анатольевна

Методическая разработка профессиональных проб по профессии продавец, контролер-кассир

Содержание программы «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления» направлено на достижение следующих целей:

- оказание профориентационной поддержки учащимся школ, в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;

- повышение уровня информированности выпускников школ о профессиях торгового направления.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\sveta\Downloads\20220217_135634.jpg

Методическая разработка

проведения профессиональных проб

«Профессиональные пробы – как способ профессионального становления»

по профессии «Продавец, контролер-кассир»

для учащихся общеобразовательных школ 8-9 классов по профессии «ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЁР-КАССИР»

Разработчик программы:

Яхина О.В., Конова С.А.,

Абрамова Е.И., Гореликов А.Н.

Тайшет, 2022

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Пояснительная  записка

1.1.Общая  характеристика программы  профессиональной пробы

1.2.Цели  и задачи  программы, требования к  результатам  выполнения пробы

1.3.Особенности организации профессиональной пробы

1.4. Ресурсное обеспечение программы

Приложения

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа профессиональной пробы «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г., № 1897);
  • Федерального государственного образовательного стандарта  среднего общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г., № 413);
  • Концепцией развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области, министерства труда и занятости Иркутской области до 2020 года (утверждённой приказом министерства образования Иркутской области, министерства труда и занятости Иркутской области, министерства по молодежной политике Иркутской области, министерства сельского хозяйства Иркутской области от 2 августа 2016 года № 85-мпр/55-мрп/11-мпр);
  • Положения об организации и проведении профессиональных проб для обучающихся образовательных организаций Иркутской области от 24 апреля 2017 года

1.1. Общая  характеристика программы  профессиональной пробы 

Одной из форм профориентационной работы в ГБПОУ ИО ТПТТ, является проведение массовых мероприятий. Все массовые профориентационные мероприятия объединяет реализация активизирующего (развивающего) подхода, который ставит своей главной целью подготовку учащихся школ к самостоятельному выбору.

Рабочая программа направлена на оказание помощи учащимся образовательных организаций в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах современного труда. Одним из методов работы с учащимися школ является профессиональная проба.

Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

В ходе профессиональных проб для обучающихся:

-даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;

- моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

- определяется уровень их готовности к выполнению проб;

- обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

Актуальность

Выбор профессии - один из серьезных шагов, стоящих перед каждым молодым человеком. Оттого, отвечает ли выбранная профессия его интересам и способностям, является ли востребованной на рынке труда, дает ли возможности для карьерного роста, зависит вся его дальнейшая жизнь. Сделать единственно правильный выбор, реализовать себя в изменяющихся социально-экономических условиях весьма сложно.

Одна из самых популярных профессий в г. Тайшете и Тайшетском  районе – профессия «Продавца, контролёра-кассира».

Человек может прожить без предметов роскоши, но не без продуктов питания. Многочисленные магазины, павильоны, универмаги, гастрономы расположены чуть ли не в каждом доме, потому данная профессия вряд ли когда-нибудь окажется невостребованной.

Сегодня, чтобы продать товар в условиях огромного выбора их, недостаточно просто стоять за прилавком. Необходимо быть и психологом, и хорошим актером, и эрудированным человеком, работать с энтузиазмом и детально знать товар, а также учитывать потребности потребителей. Тогда эта профессия может дать многое:

- неограниченный доход при стремлении заработать больше;

- самореализация и удовлетворение собой от хорошо проведенных сделок и растущего заработка;

- массу новых знакомств и полезных связей;

- перспективу развития в условиях роста товаров и торговых компаний;

- постоянное повышение своего социального статуса.

1.2. Цели и задачи программы, требования к результатам выполнения пробы.

Содержание программы «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления» направлено на достижение следующих целей:

- оказание профориентационной поддержки учащимся школ, в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;

- повышение уровня информированности выпускников школ о профессиях торгового направления.

Задачи программы:

- создание условий формирования у школьников, в случае положительного выбора, долговременной, перспективно-прогностической мотивации к профессиональной деятельности в данной сфере;

- познакомить выпускников школ с профессией «Продавец, контролер-кассир», содержанием, характером и элементами торгово-технологического процесса в данной сфере;

- оказание содействия в формировании у школьников до профессиональных знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности в представляемой области;

- содействовать профессиональному самоопределению школьников;

- содействовать в формировании психологической готовности к выбору профессии, устойчивого профессионального интереса, перспективы.

1.3. Особенности организации профессиональной пробы

Профессиональная проба по профессии «Продавец, контролёр-кассир» проводится для школьников 8-9-х классов на базе ГБПОУ ИО ТПТТ г. Тайшет в учебной лаборатории «Торгово - технологическое оборудование».

В ходе профессиональной пробы школьники получают представление о профессии «Продавец, контролёр-кассир», знакомятся с характером и содержанием труда, и определяют личностные качества необходимые для представителя данной профессии.

Профессиональная проба включает три аспекта: технологический, ситуативный и функциональный. Совместное использование всех трех аспектов позволяет более полно воссоздать целостный профессиональный образ профессии продавца. Также в профессиональной пробе учитываются уровни притязания обучающихся посредством организации 3 уровней сложности выполнения практических заданий.

1.4.Ресурсное обеспечение программы

Планируемые результаты:

- сформировать у школьников осознанное представление о профессии «Продавец, контролер - кассир», о его трудовых функциях и необходимых профессиональных качествах представителя этой профессии;

- сформировать у школьников умение адекватно соотносить свои личностные качества с необходимыми качествами для представителя данной профессии;

- выявить у школьников индивидуальные способности и склонности к профессии;

- получение школьниками до профессиональных навыков по данной профессии.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися программы.

Оценка достижений планируемых результатов производится посредством мониторинга знаний о профессии в начале и в конце профессиональной пробы. Опросный лист представлен в Приложении № 1.

После прохождения профессиональной пробы школьники заполняют «Рефлексивный лист» представленный в Приложении №4. Также по окончанию профессиональной пробы проходит рефлексивная беседа со школьниками, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные предпочтения школьников, с какими трудностями они столкнулись во время выполнения профессиональной пробы.

Выполнение профессиональной пробы

1 уровень

Технологический

компонент

Ситуативный

компонент

Функциональный

 компонент

Основные приемы оригинальной выкладки товаров из полотенца

Задание.

Освоить приемы оригинальной выкладки полотенца

Задание.

Оформить оригинальную выкладку товаров «Подарок из полотенца»

Задание.

Оригинальная выкладка товаров «Подарок из полотенец» с оформлением частей тела зайца: хвоста, лап, глаз, рта.

Условие.

Оригинальная выкладка выполняется мастером производственного обучения, после чего учащемуся предлагается повторить показанный прием  

Условие.

Оригинальная выкладка полотенец в виде зайца выполняется с учетом вариативности

Условие.

Самостоятельно составить композицию зайца и выполнить ее

Результат.

Задание считается выполненным, если полотенце приняла конфигурация зайца

Результат.

Задание считается выполненным, если проявляются фантазия и разные варианты в оформлении оригинальной выкладки товаров из полотенец в виде зайца

Результат.

Задание считается выполненным, если композиция соответствует виду зайца с наличием оформленных частей тела

Выполнение профессиональной пробы

2 уровень

Технологический

компонент

Ситуативный

компонент

Функциональный компонент

Оригинальная выкладка и упаковка товаров из полотенец

Задание.

Освоить приемы оригинальной выкладки и упаковки товаров из полотенца

Задание.

Оформить оригинальную выкладку и упаковку товаров «Подарок из полотенца», раскрывая содержание образа

Задание.

Оригинальная выкладка и упаковка товаров «Подарок из полотенец» в форме слона, лебедя, торта, змеи.

Условие.

Самостоятельно разработать отдельные детали выкладки и упаковки полотенец с учетом размера, передать настроение

Условие.

Выполнение оригинальной выкладки и упаковки полотенец   с учетом вариативности  

Условие.

Самостоятельно передать характер животных, птиц, пресмыкающихся

Результат.

Задание считается выполненным, если    полученная композиция соответствует форме животного, птицы, пресмыкающихся.

Результат.

Задание считается выполненным, если оригинальная выкладка и упаковка полотенец соответствует характеру и содержанию заданного образа

Результат.

Задание считается выполненным, если оригинальная выкладка и упаковка полотенца соответствует заданным образам с  выражено оформленными  частями тела

Выполнение профессиональной пробы

3 уровень

Технологический

компонент  

Ситуативный

компонент

Функциональный компонент

Выполнение этапов торгово-технологического процесса в отделе «Бельё»

Задание.

Освоить приемы выполнения торгово-технологического процесса в отделе «Бельё»

Задание.

Осуществить все этапы торгово-технологического процесс в отделе «Бельё»

Задание.

Осуществить этапы торгово-технологического процесса в отделе «Бельё» с проверкой платежеспособности государственных денежных знаков при расчете с покупателем

Условие.

Под руководством мастера производственного обучения воспроизвести оригинальную композицию из полотенца, упаковать её, оформить ценник, произвести расчет с покупателем через ККМ за проданный подарок.

Условие.

Самостоятельно  оформить оригинальную выкладку и упаковку товаров «Подарок из полотенца», ценник с указанием обязательных реквизитов, выполнить расчетную операцию с покупателем через ККМ (с указанием суммы сдачи).

Условие.

Самостоятельно представить товароведную характеристику покупателю за оформленную композицию «Подарок из полотенец», используя вариативность при выкладки и упаковке данной композиции, с указанием всех признаков платежеспособности государственных денежных знаков.

Результат.

Задание считается выполненным, если этапы торгово-технологического процесса были выполнены правильно, получен чек на одну покупку

Результат.

Задание считается выполненным, если покупателю был продан оригинально оформленный и упакованный «Подарок из полотенца», с правильно подсчитанной сдачей за покупку.

Результат.

Задание считается выполненным, если, используя вариативность при оформлении и упаковки «Подарка из полотенец», автор смог создать характер композиции, сохранить целостность и оригинальность, представить ей товароведную характеристику и проверить платежеспособность государственных денежных знаков при осуществлении расчетов с покупателями через ККМ.

Профессиональная проба направлена на формирование и развитие следующих компетенций:

- осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку;

- обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойств товаров;

- осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования;

- изучать спрос покупателей.

Профессиональная проба включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях школьники должны получить обобщенную информацию о профессиональной деятельности продавца в сфере торговли, ознакомиться с общими сведениями о торгово-технологическом процессе магазина. Данный этап является теоретической подготовкой к выполнению профессиональной пробы.

В ходе выполнения практических работ, школьники выполняют элементы профессиональной деятельности продавца.

Результативность выполнения «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления» оценивается мастерами производственного обучения ГБПОУ ИО ТПТТ. При выполнении частей пробы подводится итог и дается общая оценка обучающихся.

По итогам выполнения профессиональных проб учащиеся должны иметь представление:

- о содержании и характере труда в данной сфере деятельности, требованиях, предъявляемых к личностям и профессиональным качествам;

- об общих теоретических сведениях, связанных с характером выполняемой пробы;

- о технологии выполнения профессиональной пробы;

- о правилах безопасности труда, санитарии, гигиены;

- об инструментах, материалах, оборудовании и правилах их использования на примере практической пробы;

- о выполнении простейших операций.

Требования к начальным знаниям и умениям.

Для успешного прохождения профессиональной пробы в качестве продавца у учащихся необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • умение влиять, убеждать;
  • развитая четкая речь;
  • склонность к работе в сфере общения;
  • математические способности;
  • способность к концентрации внимания;
  • физическая выносливость;
  • эмоциональная устойчивость;
  • хорошая долговременная и оперативная память;
  • глазомер;
  • точное пространственное восприятие величины и формы предмет;
  • наблюдательность;

Механизм сотрудничества с социальными партнерами.

Для успешного формирования и развития профориентационных компетенций необходима система профессиональных проб, требующая организации социального партнерства общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций на основе двусторонних договорных отношений «Управление образования – техникум», предусматривающая набор профессиональных проб, формируемый на базе ГБПОУ  ИО ТПТТ.

Для возможности проведения в рамках профессиональной пробы экскурсий на торговые предприятия необходимы договорные отношения с руководителями данных предприятий.

Результаты выполнения профессиональных проб

8 класс

9 класс

Ориентационные

профессиональные пробы

Профильные пробы

Ознакомление с основными сферами профессиональной деятельности. Профессиональные пробы, направленные на актуализацию процесса профессионального самоопределения, выявление индивидуальных возможностей и способностей школьников.

Имитационные игры, практические работы

Итог профессиональных проб:  

ознакомление с миром профессий, их классификацией

определение предпочтительных сфер труда, мотивов выбора профессии

знание индивидуальных особенностей личности:

мотивы, ценности, направленность, профессиональная пригодность

осуществление пробы сил в выбранном направлении профессиональной деятельности

Углубленные пробы в рамках сферы профессиональной деятельности в соответствии с интересующим их профилем обучения в ходе учебных практик.

Итог профессиональных проб:  

знание правил выбора профессии;

опыт практической работы в конкретной профессиональной деятельности

выбор направления и профиля продолжения обучения;

составление проекта профессионального развития в интересующей сфере профессиональной деятельности

История возникновения профессии, ознакомление с характеристикой, содержанием труда, профессионально-важными и личностными качествами продавца. Социальная   значимость профессии в обществе.

- Презентация профессии «Продавец, контролер-кассир» в форме показа фильмов и слайдов. Знакомство учащихся школ с квалификацией и квалификационными требованиями, видами деятельности данной профессии, урочной и внеурочной деятельностью обучающихся техникума.

Занятие № 1. Входное анкетирование. Обзор профессии «Продавец, контролёр-кассир» и смежных профессий. 

1.1.Входное анкетирование проводится с целью понимания сущности профессии «Продавец, контролер-кассир», трудовых функций и качествах представителей данной профессии. Опросный   лист (приложение 1).

1.2.Ознакомление с учебной лабораторией по профессии «Продавец, контролёр- кассир».

Организация торгового места. Знакомство с торговым оборудованием. Правила подбора оборудования, инвентаря и инструментария для выполнения операций торгово-технологического процесса. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе на весоизмерительном оборудовании и контрольно-кассовой техники.

Занятие № 2

2.1.  Мастер-класс «Процесс изготовления оригинальной выкладки товаров».

Объяснение и показ изготовления оригинальной выкладки товаров.

2.2.Самостоятельная практическая работа «Оригинальная выкладка товаров». Оформление оригинальной выкладки товаров «Подарки из полотенец».

Занятие № 3

3.3.Мастер - класс «Процесс изготовления оригинальной упаковки товаров».

Объяснение и показ изготовления оригинальной упаковки товаров. 3.4.Самостоятельная практическая работа «Оригинальная упаковка товаров». Изготовление упаковки «Фурошики из тканей».

Занятие № 4

4.1. Мастер – класс «Процесс подбора аксессуаров к одежде».

Объяснение и показ изготовления аксессуаров к одежде.

4.2.Самостоятельная практическая работа «Процесс подбора аксессуаров к одежде». Изготовление модного аксессуара «Элемент собственного неповторимого стиля».

Литература

1. Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях [Текст]: метод.рекомендации/И.А. Килина, Н.Т. Рылова, И.Ю. Вершинин, В.Ф. Белов; под общ. Ред. Е.Л. Рудневой. – Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. – 88 с.

2. Профессиональные пробы и выбор профессии: книга для учителя//Л.А. Балабанова, А.В. Гапоненко, В.И. Сахарова и др., под ред. С.Н. Чистяковой. – М.:Просвещение, 2011. – 152 с.

3.Абоимова, Н. Э. Организация и технология розничной торговли [Текст]: учебник для НПО / Н. Э. Абоимова. – М.: Издательский центр

«Академия», 2013. – 256 с.

4.Морозова, М.А. Работа на контрольно – кассовом оборудовании и расчеты с покупателями [Текст]: учебник для НПО / М.А. Морозова – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.

Нормативная база

1. Положение б организации и проведении профессиональных проб для обучающихся общеобразовательных организаций в Иркутской области от 24.04.2017 г.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

3. ФГОС ООО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования"

4. ФГОС СОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)

7. Концепция сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области

Электронные презентационные материалы (слайды) и электронные материалы:

Фильмы о профессии.

Слайды о профессии.

Приложение 1 – Опросный лист

Ф.И.О. ___________________________________________________________

Какие трудовые функции, по вашему мнению, включает профессия «Продавец, контролер - кассир»? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Какие профессиональные качества, по вашему мнению, важны для представителя данной профессии? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Какие из Ваших качеств необходимы для успешного усвоения данной профессии? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Каких качеств Вам не хватает для успешного усвоения данной профессии?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Вы знаете о возможных заработках у представителей данной профессии?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вам известно о возможностях трудоустройства по данной профессии? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии? __________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вам   известны противопоказания, которые существуют для данной профессии? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Хотите ли вы обучаться по данной профессии? __________________________________________________________________

Приложение 4 Рефлексивный лист

ФИО_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Какие цели вы преследовали став участником профессиональной пробы? Были ли они достигнуты? __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Что Вам понравилось и запомнилось в профессиональной пробе? Комфортно ли Вам было? Какой из этапов был самым запоминающимся?

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Сложные ли задания были в профессиональной пробе? Требовалась ли Вам помощь?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Что бы Вы еще хотели уточнить и узнать о профессии «Продавец, контролёр-кассир» ?_______________________________________________________

_______________________________________________________________

Хотите ли вы обучаться по данной профессии? _________________________

http://storage9.vsemayki.ru/images/0/0/772/772549/previews/sign_front_white_500.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=f9dd6ed8e9ca935c58d8fb9a0e88768b-l&n=13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока учебной практики Тема: Мука, макаронные изделия: изучение ассортимента, продажа. по профессии «Продавец, контролер – кассир»

Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики по теме «Мука, макаронные изделия: изучение ассортимента, продажа»Дисциплина: «Учебная практи...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по учебной практики ПМ 01 «Продажа непродовольственных товаров» Тема урока: Работа по изучению товаросопроводительных документов По профессий продавец, контролер-кассир

Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики по теме «Работа по изучению товаросопроводительных документов.»  Дисциплина: «Учеб...

Конкурса профессионального мастерства по профессии «Продавец, контролер - кассир»

Расширение профессионального кругозора формирует специфическое чувство «профессиональной потребности», удовлетворение которого способствует самоутверждению, развивает самостоятельность сту...

Конкурса профессионального мастерства по профессии «Продавец, контролер - кассир»

Расширение профессионального кругозора формирует специфическое чувство «профессиональной потребности», удовлетворение которого способствует самоутверждению, развивает самостоятельность сту...

Конкурс профессионального мастерства по профессии Продавец, контролер-кассир, Лучший продавец

Конкурс профессионального мастерства по профессии Продавец, контролер-кассир, Лучший продавецЦель и задачи конкурса: Определение и повышение качества профессиональной подготовки студентов, уровня техн...

Методическая разработка урока производственного обучения по профессии «Продавец; контролер-кассир» на тему: «Работа на контрольно-кассовой технике»

Методическая разработкаурока производственного обученияпо профессии «Продавец; контролер-кассир»на тему:«Работа на контрольно-кассовой технике»...

Методическая разработка Конкурс профессионального мастерства по профессии «Продавец, контролер-кассир» «Работа на контрольно-кассовой технике»

Определение и повышение качества профессиональной подготовки студентов, уровня технической и практической подготовки. Совершенствование профессиональных умений и навыков, вялений творческого подхода в...