Методическая разработка профессиональных проб по профессии продавец, контролер-кассир
методическая разработка
Методическая разработка профессиональных проб по профессии продавец, контролер-кассир
Содержание программы «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления» направлено на достижение следующих целей:
- оказание профориентационной поддержки учащимся школ, в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
- повышение уровня информированности выпускников школ о профессиях торгового направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_professionalnyh_prob_po_professii_prodavets_kontroler-kassir.docx | 227.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
проведения профессиональных проб
«Профессиональные пробы – как способ профессионального становления»
по профессии «Продавец, контролер-кассир»
для учащихся общеобразовательных школ 8-9 классов по профессии «ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЁР-КАССИР»
Разработчик программы:
Яхина О.В., Конова С.А.,
Абрамова Е.И., Гореликов А.Н.
Тайшет, 2022
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
1.1.Общая характеристика программы профессиональной пробы
1.2.Цели и задачи программы, требования к результатам выполнения пробы
1.3.Особенности организации профессиональной пробы
1.4. Ресурсное обеспечение программы
Приложения
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа профессиональной пробы «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г., № 1897);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г., № 413);
- Концепцией развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области, министерства труда и занятости Иркутской области до 2020 года (утверждённой приказом министерства образования Иркутской области, министерства труда и занятости Иркутской области, министерства по молодежной политике Иркутской области, министерства сельского хозяйства Иркутской области от 2 августа 2016 года № 85-мпр/55-мрп/11-мпр);
- Положения об организации и проведении профессиональных проб для обучающихся образовательных организаций Иркутской области от 24 апреля 2017 года
1.1. Общая характеристика программы профессиональной пробы
Одной из форм профориентационной работы в ГБПОУ ИО ТПТТ, является проведение массовых мероприятий. Все массовые профориентационные мероприятия объединяет реализация активизирующего (развивающего) подхода, который ставит своей главной целью подготовку учащихся школ к самостоятельному выбору.
Рабочая программа направлена на оказание помощи учащимся образовательных организаций в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах современного труда. Одним из методов работы с учащимися школ является профессиональная проба.
Профессиональная проба – профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.
В ходе профессиональных проб для обучающихся:
-даются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;
- моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;
- определяется уровень их готовности к выполнению проб;
- обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.
Актуальность
Выбор профессии - один из серьезных шагов, стоящих перед каждым молодым человеком. Оттого, отвечает ли выбранная профессия его интересам и способностям, является ли востребованной на рынке труда, дает ли возможности для карьерного роста, зависит вся его дальнейшая жизнь. Сделать единственно правильный выбор, реализовать себя в изменяющихся социально-экономических условиях весьма сложно.
Одна из самых популярных профессий в г. Тайшете и Тайшетском районе – профессия «Продавца, контролёра-кассира».
Человек может прожить без предметов роскоши, но не без продуктов питания. Многочисленные магазины, павильоны, универмаги, гастрономы расположены чуть ли не в каждом доме, потому данная профессия вряд ли когда-нибудь окажется невостребованной.
Сегодня, чтобы продать товар в условиях огромного выбора их, недостаточно просто стоять за прилавком. Необходимо быть и психологом, и хорошим актером, и эрудированным человеком, работать с энтузиазмом и детально знать товар, а также учитывать потребности потребителей. Тогда эта профессия может дать многое:
- неограниченный доход при стремлении заработать больше;
- самореализация и удовлетворение собой от хорошо проведенных сделок и растущего заработка;
- массу новых знакомств и полезных связей;
- перспективу развития в условиях роста товаров и торговых компаний;
- постоянное повышение своего социального статуса.
1.2. Цели и задачи программы, требования к результатам выполнения пробы.
Содержание программы «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления» направлено на достижение следующих целей:
- оказание профориентационной поддержки учащимся школ, в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности;
- повышение уровня информированности выпускников школ о профессиях торгового направления.
Задачи программы:
- создание условий формирования у школьников, в случае положительного выбора, долговременной, перспективно-прогностической мотивации к профессиональной деятельности в данной сфере;
- познакомить выпускников школ с профессией «Продавец, контролер-кассир», содержанием, характером и элементами торгово-технологического процесса в данной сфере;
- оказание содействия в формировании у школьников до профессиональных знаний, умений, навыков и опыта практической деятельности в представляемой области;
- содействовать профессиональному самоопределению школьников;
- содействовать в формировании психологической готовности к выбору профессии, устойчивого профессионального интереса, перспективы.
1.3. Особенности организации профессиональной пробы
Профессиональная проба по профессии «Продавец, контролёр-кассир» проводится для школьников 8-9-х классов на базе ГБПОУ ИО ТПТТ г. Тайшет в учебной лаборатории «Торгово - технологическое оборудование».
В ходе профессиональной пробы школьники получают представление о профессии «Продавец, контролёр-кассир», знакомятся с характером и содержанием труда, и определяют личностные качества необходимые для представителя данной профессии.
Профессиональная проба включает три аспекта: технологический, ситуативный и функциональный. Совместное использование всех трех аспектов позволяет более полно воссоздать целостный профессиональный образ профессии продавца. Также в профессиональной пробе учитываются уровни притязания обучающихся посредством организации 3 уровней сложности выполнения практических заданий.
1.4.Ресурсное обеспечение программы
Планируемые результаты:
- сформировать у школьников осознанное представление о профессии «Продавец, контролер - кассир», о его трудовых функциях и необходимых профессиональных качествах представителя этой профессии;
- сформировать у школьников умение адекватно соотносить свои личностные качества с необходимыми качествами для представителя данной профессии;
- выявить у школьников индивидуальные способности и склонности к профессии;
- получение школьниками до профессиональных навыков по данной профессии.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися программы.
Оценка достижений планируемых результатов производится посредством мониторинга знаний о профессии в начале и в конце профессиональной пробы. Опросный лист представлен в Приложении № 1.
После прохождения профессиональной пробы школьники заполняют «Рефлексивный лист» представленный в Приложении №4. Также по окончанию профессиональной пробы проходит рефлексивная беседа со школьниками, в ходе которой выясняется, изменились ли профессиональные предпочтения школьников, с какими трудностями они столкнулись во время выполнения профессиональной пробы.
Выполнение профессиональной пробы 1 уровень | |||||
Технологический компонент | Ситуативный компонент | Функциональный компонент | |||
Основные приемы оригинальной выкладки товаров из полотенца | |||||
Задание. Освоить приемы оригинальной выкладки полотенца | Задание. Оформить оригинальную выкладку товаров «Подарок из полотенца» | Задание. Оригинальная выкладка товаров «Подарок из полотенец» с оформлением частей тела зайца: хвоста, лап, глаз, рта. | |||
Условие. Оригинальная выкладка выполняется мастером производственного обучения, после чего учащемуся предлагается повторить показанный прием | Условие. Оригинальная выкладка полотенец в виде зайца выполняется с учетом вариативности | Условие. Самостоятельно составить композицию зайца и выполнить ее | |||
Результат. Задание считается выполненным, если полотенце приняла конфигурация зайца | Результат. Задание считается выполненным, если проявляются фантазия и разные варианты в оформлении оригинальной выкладки товаров из полотенец в виде зайца | Результат. Задание считается выполненным, если композиция соответствует виду зайца с наличием оформленных частей тела | |||
Выполнение профессиональной пробы 2 уровень | |||||
Технологический компонент | Ситуативный компонент | Функциональный компонент | |||
Оригинальная выкладка и упаковка товаров из полотенец | |||||
Задание. Освоить приемы оригинальной выкладки и упаковки товаров из полотенца | Задание. Оформить оригинальную выкладку и упаковку товаров «Подарок из полотенца», раскрывая содержание образа | Задание. Оригинальная выкладка и упаковка товаров «Подарок из полотенец» в форме слона, лебедя, торта, змеи. | |||
Условие. Самостоятельно разработать отдельные детали выкладки и упаковки полотенец с учетом размера, передать настроение | Условие. Выполнение оригинальной выкладки и упаковки полотенец с учетом вариативности | Условие. Самостоятельно передать характер животных, птиц, пресмыкающихся | |||
Результат. Задание считается выполненным, если полученная композиция соответствует форме животного, птицы, пресмыкающихся. | Результат. Задание считается выполненным, если оригинальная выкладка и упаковка полотенец соответствует характеру и содержанию заданного образа | Результат. Задание считается выполненным, если оригинальная выкладка и упаковка полотенца соответствует заданным образам с выражено оформленными частями тела | |||
Выполнение профессиональной пробы 3 уровень | |||||
Технологический компонент | Ситуативный компонент | Функциональный компонент | |||
Выполнение этапов торгово-технологического процесса в отделе «Бельё» | |||||
Задание. Освоить приемы выполнения торгово-технологического процесса в отделе «Бельё» | Задание. Осуществить все этапы торгово-технологического процесс в отделе «Бельё» | Задание. Осуществить этапы торгово-технологического процесса в отделе «Бельё» с проверкой платежеспособности государственных денежных знаков при расчете с покупателем | |||
Условие. Под руководством мастера производственного обучения воспроизвести оригинальную композицию из полотенца, упаковать её, оформить ценник, произвести расчет с покупателем через ККМ за проданный подарок. | Условие. Самостоятельно оформить оригинальную выкладку и упаковку товаров «Подарок из полотенца», ценник с указанием обязательных реквизитов, выполнить расчетную операцию с покупателем через ККМ (с указанием суммы сдачи). | Условие. Самостоятельно представить товароведную характеристику покупателю за оформленную композицию «Подарок из полотенец», используя вариативность при выкладки и упаковке данной композиции, с указанием всех признаков платежеспособности государственных денежных знаков. | |||
Результат. Задание считается выполненным, если этапы торгово-технологического процесса были выполнены правильно, получен чек на одну покупку | Результат. Задание считается выполненным, если покупателю был продан оригинально оформленный и упакованный «Подарок из полотенца», с правильно подсчитанной сдачей за покупку. | Результат. Задание считается выполненным, если, используя вариативность при оформлении и упаковки «Подарка из полотенец», автор смог создать характер композиции, сохранить целостность и оригинальность, представить ей товароведную характеристику и проверить платежеспособность государственных денежных знаков при осуществлении расчетов с покупателями через ККМ. |
Профессиональная проба направлена на формирование и развитие следующих компетенций:
- осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение и выкладку;
- обслуживать покупателей, консультировать их о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойств товаров;
- осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования;
- изучать спрос покупателей.
Профессиональная проба включает теоретические и практические занятия. На теоретических занятиях школьники должны получить обобщенную информацию о профессиональной деятельности продавца в сфере торговли, ознакомиться с общими сведениями о торгово-технологическом процессе магазина. Данный этап является теоретической подготовкой к выполнению профессиональной пробы.
В ходе выполнения практических работ, школьники выполняют элементы профессиональной деятельности продавца.
Результативность выполнения «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления» оценивается мастерами производственного обучения ГБПОУ ИО ТПТТ. При выполнении частей пробы подводится итог и дается общая оценка обучающихся.
По итогам выполнения профессиональных проб учащиеся должны иметь представление:
- о содержании и характере труда в данной сфере деятельности, требованиях, предъявляемых к личностям и профессиональным качествам;
- об общих теоретических сведениях, связанных с характером выполняемой пробы;
- о технологии выполнения профессиональной пробы;
- о правилах безопасности труда, санитарии, гигиены;
- об инструментах, материалах, оборудовании и правилах их использования на примере практической пробы;
- о выполнении простейших операций.
Требования к начальным знаниям и умениям.
Для успешного прохождения профессиональной пробы в качестве продавца у учащихся необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
- умение влиять, убеждать;
- развитая четкая речь;
- склонность к работе в сфере общения;
- математические способности;
- способность к концентрации внимания;
- физическая выносливость;
- эмоциональная устойчивость;
- хорошая долговременная и оперативная память;
- глазомер;
- точное пространственное восприятие величины и формы предмет;
- наблюдательность;
Механизм сотрудничества с социальными партнерами.
Для успешного формирования и развития профориентационных компетенций необходима система профессиональных проб, требующая организации социального партнерства общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций на основе двусторонних договорных отношений «Управление образования – техникум», предусматривающая набор профессиональных проб, формируемый на базе ГБПОУ ИО ТПТТ.
Для возможности проведения в рамках профессиональной пробы экскурсий на торговые предприятия необходимы договорные отношения с руководителями данных предприятий.
Результаты выполнения профессиональных проб
8 класс | 9 класс |
Ориентационные профессиональные пробы | Профильные пробы |
Ознакомление с основными сферами профессиональной деятельности. Профессиональные пробы, направленные на актуализацию процесса профессионального самоопределения, выявление индивидуальных возможностей и способностей школьников. Имитационные игры, практические работы Итог профессиональных проб: ознакомление с миром профессий, их классификацией определение предпочтительных сфер труда, мотивов выбора профессии знание индивидуальных особенностей личности: мотивы, ценности, направленность, профессиональная пригодность осуществление пробы сил в выбранном направлении профессиональной деятельности | Углубленные пробы в рамках сферы профессиональной деятельности в соответствии с интересующим их профилем обучения в ходе учебных практик. Итог профессиональных проб: знание правил выбора профессии; опыт практической работы в конкретной профессиональной деятельности выбор направления и профиля продолжения обучения; составление проекта профессионального развития в интересующей сфере профессиональной деятельности |
История возникновения профессии, ознакомление с характеристикой, содержанием труда, профессионально-важными и личностными качествами продавца. Социальная значимость профессии в обществе.
- Презентация профессии «Продавец, контролер-кассир» в форме показа фильмов и слайдов. Знакомство учащихся школ с квалификацией и квалификационными требованиями, видами деятельности данной профессии, урочной и внеурочной деятельностью обучающихся техникума.
Занятие № 1. Входное анкетирование. Обзор профессии «Продавец, контролёр-кассир» и смежных профессий.
1.1.Входное анкетирование проводится с целью понимания сущности профессии «Продавец, контролер-кассир», трудовых функций и качествах представителей данной профессии. Опросный лист (приложение 1).
1.2.Ознакомление с учебной лабораторией по профессии «Продавец, контролёр- кассир».
Организация торгового места. Знакомство с торговым оборудованием. Правила подбора оборудования, инвентаря и инструментария для выполнения операций торгово-технологического процесса. Проведение инструктажа по технике безопасности при работе на весоизмерительном оборудовании и контрольно-кассовой техники.
Занятие № 2
2.1. Мастер-класс «Процесс изготовления оригинальной выкладки товаров».
Объяснение и показ изготовления оригинальной выкладки товаров.
2.2.Самостоятельная практическая работа «Оригинальная выкладка товаров». Оформление оригинальной выкладки товаров «Подарки из полотенец».
Занятие № 3
3.3.Мастер - класс «Процесс изготовления оригинальной упаковки товаров».
Объяснение и показ изготовления оригинальной упаковки товаров. 3.4.Самостоятельная практическая работа «Оригинальная упаковка товаров». Изготовление упаковки «Фурошики из тканей».
Занятие № 4
4.1. Мастер – класс «Процесс подбора аксессуаров к одежде».
Объяснение и показ изготовления аксессуаров к одежде.
4.2.Самостоятельная практическая работа «Процесс подбора аксессуаров к одежде». Изготовление модного аксессуара «Элемент собственного неповторимого стиля».
Литература
1. Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях [Текст]: метод.рекомендации/И.А. Килина, Н.Т. Рылова, И.Ю. Вершинин, В.Ф. Белов; под общ. Ред. Е.Л. Рудневой. – Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. – 88 с.
2. Профессиональные пробы и выбор профессии: книга для учителя//Л.А. Балабанова, А.В. Гапоненко, В.И. Сахарова и др., под ред. С.Н. Чистяковой. – М.:Просвещение, 2011. – 152 с.
3.Абоимова, Н. Э. Организация и технология розничной торговли [Текст]: учебник для НПО / Н. Э. Абоимова. – М.: Издательский центр
«Академия», 2013. – 256 с.
4.Морозова, М.А. Работа на контрольно – кассовом оборудовании и расчеты с покупателями [Текст]: учебник для НПО / М.А. Морозова – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
Нормативная база
1. Положение б организации и проведении профессиональных проб для обучающихся общеобразовательных организаций в Иркутской области от 24.04.2017 г.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. ФГОС ООО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования"
4. ФГОС СОО, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями)
7. Концепция сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области
Электронные презентационные материалы (слайды) и электронные материалы:
Фильмы о профессии.
Слайды о профессии.
Приложение 1 – Опросный лист
Ф.И.О. ___________________________________________________________
Какие трудовые функции, по вашему мнению, включает профессия «Продавец, контролер - кассир»? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие профессиональные качества, по вашему мнению, важны для представителя данной профессии? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие из Ваших качеств необходимы для успешного усвоения данной профессии? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Каких качеств Вам не хватает для успешного усвоения данной профессии?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вы знаете о возможных заработках у представителей данной профессии?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Вам известно о возможностях трудоустройства по данной профессии? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии? __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Вам известны противопоказания, которые существуют для данной профессии? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Хотите ли вы обучаться по данной профессии? __________________________________________________________________
Приложение 4 – Рефлексивный лист
ФИО_____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Какие цели вы преследовали став участником профессиональной пробы? Были ли они достигнуты? __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Что Вам понравилось и запомнилось в профессиональной пробе? Комфортно ли Вам было? Какой из этапов был самым запоминающимся?
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Сложные ли задания были в профессиональной пробе? Требовалась ли Вам помощь?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Что бы Вы еще хотели уточнить и узнать о профессии «Продавец, контролёр-кассир» ?_______________________________________________________
_______________________________________________________________
Хотите ли вы обучаться по данной профессии? _________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока учебной практики Тема: Мука, макаронные изделия: изучение ассортимента, продажа. по профессии «Продавец, контролер – кассир»
Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики по теме «Мука, макаронные изделия: изучение ассортимента, продажа»Дисциплина: «Учебная практи...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по учебной практики ПМ 01 «Продажа непродовольственных товаров» Тема урока: Работа по изучению товаросопроводительных документов По профессий продавец, контролер-кассир
Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков учебной практики по теме «Работа по изучению товаросопроводительных документов.» Дисциплина: «Учеб...
Конкурса профессионального мастерства по профессии «Продавец, контролер - кассир»
Расширение профессионального кругозора формирует специфическое чувство «профессиональной потребности», удовлетворение которого способствует самоутверждению, развивает самостоятельность сту...
Конкурса профессионального мастерства по профессии «Продавец, контролер - кассир»
Расширение профессионального кругозора формирует специфическое чувство «профессиональной потребности», удовлетворение которого способствует самоутверждению, развивает самостоятельность сту...
Конкурс профессионального мастерства по профессии Продавец, контролер-кассир, Лучший продавец
Конкурс профессионального мастерства по профессии Продавец, контролер-кассир, Лучший продавецЦель и задачи конкурса: Определение и повышение качества профессиональной подготовки студентов, уровня техн...
Методическая разработка урока производственного обучения по профессии «Продавец; контролер-кассир» на тему: «Работа на контрольно-кассовой технике»
Методическая разработкаурока производственного обученияпо профессии «Продавец; контролер-кассир»на тему:«Работа на контрольно-кассовой технике»...
Методическая разработка Конкурс профессионального мастерства по профессии «Продавец, контролер-кассир» «Работа на контрольно-кассовой технике»
Определение и повышение качества профессиональной подготовки студентов, уровня технической и практической подготовки. Совершенствование профессиональных умений и навыков, вялений творческого подхода в...