Методическая разработка классного часа «Зачем человеку семья?»
классный час

Шафикова Елена Викторовна

Семья считается одним из пяти функциональных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой- самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разнообразных групп- группу сверстников или друзей, школьных класс, трудовую бригаду,  клуб по интересам или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Наконец, семья - самый распространенный вид социальной организации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_zachem_nuzhna_semya.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное областное  государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение

«Вятско - Полянский механический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка классного часа

«Зачем человеку семья?»

 

 

 

 

 

Разработчик: Шафикова Елена Викторовна

Социальный педагог КОГПОБУ ВПМТ

        

ВВЕДЕНИЕ

Семья считается одним из пяти функциональных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой- самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей жизни человек входит в состав множества самых разнообразных групп- группу сверстников или друзей, школьных класс, трудовую бригаду,  клуб по интересам или спортивную команду, - но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает. Наконец, семья - самый распространенный вид социальной организации.

Актуальность данной темы состоит в том, что в течение жизни человек может выполнять различные социальные роли: сыновне-дочерние, супружеские, отцовско-материнские. Способность овладения каждой ролью явно принадлежит семье.

Оборудованием, необходимым для классного часа, являются информационные бюллетени, наглядные пособия (подборки из журналов по теме «Семья»), данные социологического опроса в виде таблицы.

Классный руководитель выполняет функцию ведущего, координатора в процессе работы студентов в микрогруппах.

Открытый классный час на тему

« ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СЕМЬЯ? »

 Цели:

  • Формирование чувства долга перед родителями и родными, культуры сыновних и дочерних отношений;
  • Формирование знаний, определяющих супружескую культуру;
  • Формирование ответственности за будущих детей. Осознание рациональных способов сотрудничества и взаимопонимания.

Тип: классный час с элементами работы в микрогруппах.

Оборудование:

  • информационные бюллетени;
  • наглядные пособия (подборки из журналов по теме «Семья»);
  • таблица с данными социологического опроса.

Алгоритм деятельности участников:

1. Вступительное слово ведущего:

  1. Объяснений целей;
  2. Знакомство с содержанием деятельности, с методами и средствами проведения.

2. Схема -таблица проведения классного часа

В- ведущий

С- студенты         МГ1-8 - микрогруппы

 

Исследовательский

Проектировочный

Исполнительский

1. Понятие семьи

ВПознакомиться с содержанием деятельности.

Провести социологический опрос среди граждан разных возрастных категорий по выявлению понятия семьи.

Подобрать необходимую литературу, оформить данные социологического опроса, оформить доску.

Сравнить полученный результат с понятием семьи со статьей в справочной литературе (учебник Кравченко «Социология», энциклопедия)

СЗаслушать информацию.

Исследовать понятие семьи.

Выявить отличия в восприятии понятия семьи среди людей разных возрастных категорий:

  1. 16-17 лет
  2. 30-50 лет
  3. 60-70 лет

Объяснить свое понимание термина «Семья».

Прийти к конечному результату, обобщив всю полученную информацию. Сравнить данные с определением в учебнике.

2. Причины создания семьи

ВПодготовить информацию о причинах создания семьи

Систематизировать материал. Спроектировать проблемный вопрос.

Обработать полученный результат и сравнить с данными, получен-ными в процессе обработки информации.

СПолучить проблемный вопрос, исследовать его.

Предложить свои варианты ответа.

Сравнить полученные данные с данными из исто-чников литературы.

                                            3.Функции семьи

ВПодобрать литературу, подготовить информацию

Проанализировать информацию, учитывая доступность материала, соответствие с реаль-ной жизнью.

Ознакомить студентов с резуль-татами исследования.

СЗаслушать информацию

Проанализировать услышанное.

Принять к сведению, использовать в даль-нейшем.

4. Современные формы семьи

В Разбить группу

на 8 микрогрупп. Подготовить к рабо-те каждую МГ1-8.

Подобрать информацию.

Систематизировать данный материал.

Подготовить информационные бюллетени.

Координировать ход классного часа, обобщать результаты деятельности игроков.

С→ МГ1-8

Получить задание, поработать с лите-ратурой.

Составить алгоритм деятельности в соответствии со своим заданием.

Озвучить полученный, обработанный результат.

5. Брачный контракт: поддержка или обуза?

В Консультация с ЗАГСом, проработать информацию.

Создать проблемную ситуацию.

Координировать этап классного часа.

СПрослушать информацию.

Спроектировать собственное отношение к брач-ному контракту.

Обосновать свою точку зрения.

ЭТАПЫ КЛАССНОГО ЧАСА

2.1. Вступительное слово: объяснение целей, ход классного часа

 Семья- это микрокосмос всего мира, чтобы понять его, достаточно понять семью. Проявления власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней- ключ к разгадке многих явлений жизни.

 Есть образное сравнение, что «семейная жизнь напоминает айсберг».  Большинство людей видят лишь его малую надводную часть, думая, что видит целиком. Не зная всех тонкостей семейной жизни, можно направить ее опасным курсом.

Жизнь семьи во многом зависит от того, насколько она понимает, осознает и учитывает чувства, потребности, намерения и мысли каждого члена, которые зачастую заслонены повседневными событиями, привычными словами, действиями и поступками.

В.Сатир («Как строить себя и свою семью».-М.:Педагогика-Пресс,1992) отмечает, что се успехи и неудачи в воспитании человека связаны с четырьмя основными психологическими явлениями:

  1. Чувства и мысли человека по отношению к самому себе (самооценка).
  2. Способы, с помощью которых люди передают друг другу различную информацию, делятся переживаниями и соображениями (коммуникация).
  3. Правила, которых придерживаются и которым следуют люди в своей жизни (нравственные основы).
  4. Методы, с помощью которых семья осуществляет свои связи с другими социальными структурами (социальные связи)

Отношения в семье- это те нити, узы, связи, которые объединяют людей в единое целое.

2.2.Понятие семьи

2.2.1. Ведущий знакомит с содержанием деятельности (Приложение 1): классный час начинается с выявления понятия «Семья». Студенты активно включаются в работу.

2.2.2. Ведущий анализирует данные социологического опроса, проведенного студентами с целью выявления понятия «Семья» и разных возрастных категорий (Приложение 2):

16-17 лет- уют, спокойствие;

30-50 лет- супруг, дети, забота о них;

60-70 лет- уют, спокойствие, любовь.

Студенты анализируют данные.

2.2.3. Ведущий предлагает послушать стихотворение вятского поэта А.Турунцева, посвященное жене Ольге:

Адам жену свою спросил:

"Скажи мне, не тая,

Я столько лет с тобой прожил

Что для тебя семья?

Ресницы скромно опустив,

Послушная жена

Сказала мужу:" Ты прости,

Но вот что вижу я"

Кому любить тебя дано

Со страстию горя

Не прав иль прав ты- все равно

Вот первая семья!

Быть матерью твоих детей,

Нелегкая стезя,

Чтоб воспитать из них людей-

Еще одна семья!

Огонь в родимом очаге

Поддерживать не зря,

Чтоб свет ты видел в темноте-

Вот третья, друг, семья!

Накрыть гостям, чтоб не краснел

Любимый за меня.

Чтоб сытым был, но не полнел

Четвертая семья!

Посуду вымыть, пол помыть,

А может, что зашить,

Напомнить, если что забыл,

Корову подоить.

Быть королевой на балах,

Быть жрицею в любви,

На кухне- кулинарный ас.

Во мне вся соль земли.

Вот, милый муж,

Мой славный друг,

Скажу тебе любя.

Весь мир, что вертится вокруг

Все- это я! Семья!

2.2.4. Ведущий предлагает студентам вывести свое определение понятию «Семья». Таким образом, ведущий выходит на ассоциативный уровень студентов, фиксирует варианты ответов на доске.

Семья- это

2.2.5. Ведущий дает определение понятию «Семья» ( ).

Семья- это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью, живущих вместе на одной жилой площади, ведущих совместное хозяйство.

Ведущий предлагает студентам сравнить научное определение с определением, данным при помощи ассоциативных связей.

2.3. Причины создания семьи

2.3.1. Ведущий готовит информацию, связанную с данным вопросом, систематизирует материал, готовит проблемный вопрос.

Студенты:

  • Воспринимают информацию;
  • Исследуют проблемное задание;
  • Предлагают свои варианты ответа;
  • Сравнить полученные данные с данными из источников литературы.

ВНИМАНИЕ!  ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС!

Как вы думаете, каковы причины создания семьи.

Студенты предлагают варианты, а ведущий составляет схему на доске (Приложение 3).

Причины создания семьи

2.4. Функции семьи

Ведущий подбирает литературу, учитывая доступность материала, соответствие с реальной жизнью.  Студенты заслушивают информацию, анализируют, принимают к сведению.

Формы семьи варьируются от общества к обществу, от эпохи к эпохе. Культурные нормы, помимо всего прочего, предписывают число супругов, которое может иметь один человек, правила выбора брачных партнеров, роль главы семейства и права и обязанности родственников, начиная с близких и кончая дальними, место поселения и генеалогию.

Универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи». Под социальными функциями подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья. К наиважнейшим функциям семьи и брака относятся следующие.

1. Регулирование сексуальных отношений. Брак и семья упорядочивают сексуальные отношения благодаря тому, что законодательство или обычаи предписывают, кто с кем и при каких условиях должны вступать в половые отношения.

2. Воспроизводство населения. Общество не может существовать, ели нет налаженной системы замещения одного поколения другим. Семья — это гарантированное и институционализированное средство пополнения населения.

3. Социализация. Новое поколение, приходящее на смену старого способно научиться социальным ролям только в процессе социализации. Семья- ячейка первичной социализации. Родители передают детям свои жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

4. Забота и защита. Семья обеспечивает своим членам опеку защиту, социальную безопасность. Дети нуждаются не только в крыше над головой, пище и одежде, им необходима эмоциональная поддержка отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает. Семья поддерживает тех, кто по инвалидности, старости или юным годам не может позаботиться о себе.

5. Социальное самоопределение. Узаконивание рождения человека означает его юридическое и социальное определение. Благодаря семье человек получает фамилию, имя и отчество, право распоряжаться наследством и жилищем. Он принадлежит к тому же классу, расе, этносу и религиозной группе, к которым принадлежит родительская семья. Она же определяет социальный статус индивида.

Кроме перечисленных важнейшими функциями семьи считаются организация быта, личного потребления, первичная социализация и воспитание детей, психологическая и материально-бытовая поддержка пожилых, инвалидов, нетрудоспособных членов семьи.

2.5. Современные формы семьи

Ведущий делит группу на 8 микрогрупп, готовит к работе каждую МГ, дает задание (Приложение 4):

ВНИМАНИЕ! ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ!

  1. Изучить информационный бюллетень.
  2. Дать характеристику форме семьи, предложенную преподавателем.
  3. Выявить «+» и «-» стороны такого вида совестного проживания.
  4. Обсудить результаты выполнения проблемного задания.
  5. Подготовить сообщение.

2.7. Брачный контракт: поддержка или обуза?

Ведущий: Брачный договор- соглашение лиц, вступивших в брак, или соглашение супругов, определяющие имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения.

Заключение брачного договора:

1.До брака , в период брака нотариальной конторой ( вступает в силу со дня регистрации брака).

Содержание:

  1. Вправе изменить установленный законом режим совместной собственности( после заключения брака), установить режим совместной, долевой, раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.
  2. Брачный договор заключается в отношении имеющегося имущества и будущего имущества.
  3. Оговаривается взаимное содержание, способы участия в доходах, порядок несения семейных расходов.
  4. Определяется имущество в случае расторжения брака.
  5. Права и обязанности могут оговариваться сроками, либо ставиться в зависимость от определенных условий.
  6. Брачный договор не может ограничить правоспособность и дееспособность супругов, регулировать личные неимущественные отношения, права и обязанности в отношении детей. Содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение.

Изменение или расторжение брачного договора:

  1. По соглашению супругов( односторонний отказ не допускается).
  2. По требованию одного из супругов по решению суда.
  3. Действие должно быть прекращено с момента прекращения существования брака, за исключением тех обязательств, которые предусмотрены брачным договором на период после прекращения брака.

ВНИМАНИЕ!  ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС!

Способен ли брачный договор укрепить семью , или он способен вызвать реакцию недоверия одного другому.

Заключение

Главная цель данного внеклассного мероприятия – помочь овладеть социальными ролями, которые входят в сферу «Я и семья»:

  • Сыновне-дочерняя
  • Супружеская
  • Отцовско-материнская.

В процессе проведения классного часа были реализованы все поставленные задачи.

Особый интерес у студентов вызвала работа в микрогруппах, в ходе которой были проанализированы современные формы семьи.

Была проведена защита результатов исследований каждой микрогруппы.

Помимо этого студенты получили информацию о функциях семьи, о брачном контракте и условиях его заключения.

Методические рекомендации

  • Данная методическая разработка может быть использована в работе классного руководителя групп 2-3 курса или учащихся старших классов.
  • Необходимо разработать серию классных часов, посвященных данной тематике, поскольку тема семьи является всегда актуальной и значимой.
  • Следует обратить внимание на направленность развития личностных качеств по курсам:

1. Роль-Сыновне-дочерняя

1 курс: Нравственные устои семьи. Обязанности детей в отношении содержания родителей.

2 курс: Искусство быть родителями. Психологический климат в семье.

3 курс: Формирование отношений в семье. Культурный человек в конфликтной ситуации.

  1. Роль-Супружеская

1 курс: Любовь и семья: самое важное и самое сложное. Особенности молодой семьи.

2 курс: Жизнь прожить- не поле перейти. Обязанности мужские и женские.

3 курс: Искусство общения. Жизнь вдвоем- доверие или одиночество.

  1. Роль-Отцовско-материнская

1 курс: Воспитание детей в семье.

2 курс: Мать и отец- первые воспитатели. Мы и наши дети.

3 курс: Я- будущий родитель.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Козлов Н.И. Истинная правда, или Учебник для психолога по жизни. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2001 г.-480 с.
  2. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2003 г.-336 с.
  3. Масленкова Л.И. Человековедение.- М.: Просвещение,1993 г.

Приложение 1

АЛГОРИТМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА

«ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СЕМЬЯ?»

1.Понятие семьи.

  • анализ данных социологического опроса;
  • работа по определению понятия «Семья» (ассоциативный уровень)
  • сравнение определения понятия, данного в соответствии с ассоциативным рядом, и научного определения

2. Причины создания семьи

ВНИМАНИЕ!  ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС!

Каковы причины создания семьи.

  • вывести свои варианты ответа;
  • сравнить с данными, предложенными преподавателем.

3. Функции семьи

  • заслушать информацию;
  • проанализировать данные;
  • принять к сведению.

4. Современные формы семьи.

  • Разбивка на микрогруппы

ВНИМАНИЕ! ПРОБЛЕМНОЕ ЗАДАНИЕ!

  1. Изучить информационный бюллетень.
  2. Дать характеристику форме семьи, предложенную преподавателем.
  3. Выявить «+» и «-» стороны такого вида совестного проживания.
  4. Обсудить результаты выполнения проблемного задания.
  5. Подготовить сообщение.

5. Брачный контракт: поддержка или обуза?

  • заслушать сообщение;
  • принять к сведению.

ВНИМАНИЕ!  ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС!

Способен ли брачный договор укрепить семью, или он способен вызвать реакцию недоверия одного другому.

  • вывести свои варианты ответа;
  • ответ аргументировать.

Приложение 2

СЕМЬЯ- ЭТО

Понятие семьи

Возраст (лет)

16-17

30-50

60-70

Бесполезная трата времени и денег

-

-

-

Уют. Спокойствие

45%

20%

70%

Супруг, дети, беспрестанная забота о них

25%

70%

-

Любовь

15%

10%

30%

Ссоры, расстройства, огорчения

5%

-

-

Неизбежный процесс

10%

-

-

Приложение 3

Причины создания семьи

Если я вижу двух сияющих молодых людей, которые говорят: «Мы так любим друг друга!»- я только радуюсь этому. Однако если эта фраза имеет продолжение и звучит, например, так: «Мы так любим друг друга и скоро поженимся!»- то я уже не знаю, как к этому относиться. Может быть, я их поздравлю и порадуюсь за них, а, может быть, в моей душе поселиться тревога… Одна любовь- ненадежная опора для семьи. (Н.Козлов)

Конечно, семьи создаются не только по любви. Бывают и совершенно случайные причины:

  • беременность
  • прописка
  • возраст подошел
  • в отместку любимому или любимой
  • расчет (материальный и моральный)
  • принуждение
  • престиж и конформная реакция на общественное предписание (все замужем- а я что- хуже)
  • романтизм (отрицание серой обычной жизни- "У меня в семье все будет по-другому")
  • девушка хочет сбежать от родителей, которые не дают самостоятельности.

Тем не менее большинство браков заключаются сегодня по любви. Для нас сочетание слов «Любовь и семья» стало совершенно естественным.

Хотя до недавнего времени семья строилась совершенно не на любви, а на более основательных принципах, которые сегодня уже не действуют.

Во всех цивилизованных странах, за исключением исламского мира, - острое неблагополучие в семейных отношениях. Главная причина та, что в новом историческом жизнеустройстве семья старого типа уже нежизнеспособна, а новые формы ее еще не прижились.

Традиционная семья была малогуманна, но очень прочна. Сызмальства девочек воспитывали в духе послушания мужу, готовили к домохозяйству и воспитанию детей. «Домострой» не имел законодательной силы, но отражая и формируя общественное мнение, предписывал: Если жена не слушается мужа, то он поучает ее плеткой, но лучше, если нет свидетелей, а наедине. И бьет не в лицо, а по уху, и лучше бьет палкой и железным прутом… Лучше всего плеткой, это и больно, и действенно, и напугает, и полезно для здоровья.

Раньше было однозначно: замужем женщина уважаема, живет как женщина, рожает и воспитывает детей. Муж ее защитник, муж-добытчик и кормилец. А сейчас семья для женщины- поиск счастья. А если счастья нет- естественно, развод. Для мужчин же смысл «супружеских уз» еще менее ясен.

Приложение 4 (из –за ограничения объема не вошли материалы с описанием видов браков)

Традиционная семья (гражданский или церковный брак)

Незарегистрированный брак 

Мусульманская семья

Встречающаяся семья

Прерывающийся брак

Ограниченная временем семья

Шведская семья

Открытая семья.

Проанализировать. Найти «+» и «-» в каждой форме семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЦЕНАРИЙ проведения классного часа «Зачем человеку правила?»

Цель классного часа: Сформировать у учащихся потребность соблюдать нормы поведения.Задачи:       - дать представление о необходимости регуляции человеческих отношений...

Методическая разработка классного часа "Человек отражается в своих поступках"

Классный час "Человек отражается в своих поступках" ставит следующие воспитательные задачи:·  развивать умения «входить в положение других людей», понимать их чувства, мотивы поведения;·...

Методическая разработка классного часа, на тему: Всемирный день аутизма, «Человек дождя»

Методическое пособие разработано для проведения открытого классного час «Человек дождя»,приуроченного ко«Всемирному дню аутизма».Мероприятие имеет универсальный характер, может...

Методическая разработка классного часа«Много есть чудес на свете, человек — их всех чудесней»

Методическая разработка классного часа о чудесах из металлов ,сотворенных  Мастерами   для  людей ....

Методическая разработка классного часа «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» (Правила поведения во время зимних каникул) методическая разработка

Цель классного часа - повышение осведомлённости студентов о безопасном поведении во время каникул.Методическая разработка классного часа на тему: «БЕЗОПАСНЫЕ КАНИКУЛЫ...» отража...

С ДНЁМ СОВЕРШЕННОЛЕТИЯ! Методическая разработка классного часа для классных руководителей групп старших курсов

Совершеннолетие непростой этап в жизни каждого студента. Вчерашний ребёнок вдруг становится взрослым и должен принять на свои юные плечи серьёзный груз - взрослую жизнь.Конечно, и до восемнадцатого дн...