Методическая разработка кураторского часа «Прохоровское поле – ратное поле России»
классный час
Очень важно продолжать знакомство студентов с историческими событиями малой и большой Родины, с подвигами земляков, участников Великой Отечественной войны, приобщать к истории своей семьи, своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_klassnogo_chasa_prohorovskoe_pole_-_ratnoe_pole_rossii.docx | 27.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Прохоровское поле – ратное поле России»
Подготовила Фанина Елена Васильевна, преподаватель иностранного языка.
Разделы: внеклассная работа.
Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с историческими событиями малой и большой Родины, подвигами земляков, участников Великой Отечественной войны, приобщать к истории своей семьи, своей Родины.
Задачи:
- развивать чувство гордости на примерах подвигов своих земляков;
- развивать творческие способности студентов через продуктивные задания.
Ход мероприятия
Преподаватель:
Уважаемые гости! Сегодня на классном часе мы представляем альманах «Прохоровское поле – третье ратное поле России».
Студент 1:
Как далеко от нас война,
О ней мы узнаем из книжек.
Блестят у ветеранов ордена,
У прадедов сегодняшних мальчишек.
Студент 2:
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года!
Преподаватель:
Июньской ночью 1941 года на нашу страну обрушился невиданный в истории удар.190 дивизий, свыше 4000 танков, более 47000 орудий, около 5000 самолетов, до 200 кораблей. Все, от мала до велика, встали на защиту своей Родины, вчерашние школьники становились солдатами.
Студент 1:
Сорок первый!
Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времен
Затянуть эту дату нельзя.
Поднималась страна
И на фронт уходила поротно!
Студент 2:
Сорок второй!
На Ленинград.
Обхватом с трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий,
Бомбил.
Но не оставил ни на мгновенье
Он сердца ленинградского биенье.
Студент 1:
Сорок третий!
Орлово-Курская дуга
На поле Прохоровском бранном
Повергла наглого врага
Ударом танковым таранным.
Преподаватель:
Совершим экскурсию в прошлое: «Поля русской воинской доблести».
Студент 3:
Куликово поле – первое ратное поле России. Значение битвы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года огромно: войско Мамая было разгромлено, миф о непобедимости Золотой Орды был развеян.
Студент 4:
Бородинское поле – второе поле русской воинской доблести. Бородинская битва 1812 года разрушила мечту Наполеона о захвате России одним ударом. И именно тогда наша держава прославилась как его победительница.
Студент 3:
Прохоровское поле – третье ратное поле России. 12 июля 1943 года здесь состоялось одно из самых крупных за всю историю второй мировой войны танковое сражение, обеспечившее нам Победу во всей Курской дуге.
Обучающийся читает отрывок из стихотворения Игоря Чернухина:
Куликовское, Бородинское,
Поле Прохоровское – родня:
Все по духу, по-кровному близкие,
Разве только из разного дня.
Веет дух Пересвета над вами,
Дух Кутузова, дух Горовца…
Память Родины не убывает
И, как прежде, волнует сердца.
Студент 1:
Победе в битве на Прохоровском поле мы уделяем особое внимание, так как Третье ратное поле России находится на территории Белгородчины.
Студент 2:
«Звезды на броне» - яркое стихотворение поэта К. Трофимова о битве, написанное к 55-летию Победы на Курской дуге.
В то утро поле как экран
От звезд на башнях озарилось.
Шли с ходу танки на таран
И сталь немецкая дробилась.
Кресты сползали по броне
И долго корчились в огне.
Хваленый вражий генерал
С позором поле покидал.
Орлово-Курская дуга
Легендой для потомков стала.
Над нею радуга-дуга
Победной славой воссияла.
С пятиконечною звездой
На постаменте танк стальной.
И память доблести хранит
Зарей окрашенный гранит!
Преподаватель:
12 июля в день святых апостолов Петра и Павла на поле под Прохоровкой произошло самое крупное в истории Второй Мировой войны танковое сражение, в котором участвовало до 1500 танков. В этой битве противник потерял до 400 танков и свыше 10000 солдат убитыми. День 12 июля 1943 года стал переломным в ходе битвы на Курской дуге. План Вермахта под названием «Цитадель» по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии был сорван. Как и во всех других битвах в российской истории, победила не прочность брони, а сила русского народа, его мудрость, воля, духовность, глубокая вера в святое правое дело.
Прохоровское поле стали называть третьим ратным полем России. В 1954 году возле Прохоровки на мраморном постаменте установили настоящий танк Т-34. Здесь же был сооружен мемориальный комплекс героям Курской битвы.
Студент 3:
Нас очень тронуло стихотворение Николая Истомина «Прохоровка». Читаешь его и живо представляешь тот страшный бой. А сердце наполняется гордостью за бойцов-защитников земли русской.
Вокруг нее земля фугасом взрыта,
Шли самолеты за звеном звено.
Она в России стала знаменита,
Как подмосковное Бородино.
Вот здесь по взгорьям, по лощинам узким
К нам двигалась фашистская орда,
Чтоб кровь пролить на мостовые Курска,
На наши села, нивы, города.
Но хлынула советских танков лава,
Сметая все с пути, как ураган,
За Белгород, за Харьков, за Полтаву
Погнали наши воины врага.
Со счету сбившись, смерть врагов косила,
Дымилась необъятнейшая ширь.
Вот так тряхнул своей бывалой силой
Под Прохоровкой русский богатырь.
Преподаватель:
Цикл стихов посвятил Курской битве наш земляк, лауреат литературной премии «Прохоровское поле» Игорь Чернухин. Творчество поэта знают и любят на Белгородчине за силу его таланта, правду, честь и совесть. «Крутые изломы жизненного пути И.А. Чернухина», - писала накануне его юбилея газета «Белгородская правда», - обострили его любовь к Родине, к земле, где он родился, к людям, и о чем бы ни писал поэт, он пишет всегда о них – пишет чутким, горячим, взволнованным сердцем».
Самым сильным впечатлением его детства является вид огромного поля под Прохоровкой, на котором стояли мертвые танки.
Студент 4:
Мне понравились стихи о войне нашего земляка Игоря Чернухина. Я горжусь, что наше Прохоровское поле – третье ратное поле России.
«Прохоровка. 12 июля 1943 года»
На Прохоровском направлении
Мертвые танки стоят.
На Прохоровском направлении
Не видно нигде солдат.
Как будто в литавры – в железо
Бьет ветер горячий с полей
С той Курской дуги, что разрезана
Стальною Россией моей.
Земля здесь дымилась рекою
И стала по праву равна
Победной земле Куликова
И мужеству Бородина.
Преподаватель:
«Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам.
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым!»
Студент 1:
На Белгородчине имя маршала Победы Г.К. Жукова помнят и стар, и млад. Он был грозой для фашистов, его боялся Гитлер. В Курской битве Жуков руководил всеми фронтами. В городе Старый Оскол его именем назван микрорайон, установлен памятник маршалу Жукову у кинотеатра «Быль».
Н.Ф. Ватутин – генерал армии, Герой Советского Союза, наш земляк. В июле 1943 года войска под командованием Ватутина сражались на Курской дуге. В Старом Осколе на стадионе «Труд» установлен памятник замечательному земляку, его именем названа улица Ватутина.
Студент 2:
Поэтесса Тамара Дунаевская, участница Курской битвы, написала такие строки:
Все дальше от нас грозовые военные годы,
Сегодня они – в обелисках и звонких строках.
На все времена героический подвиг народа
Останется жить в благодарных и честных сердцах!
Преподаватель:
Легендарный летчик писал в письмах родным: «Если я не вернусь, то помните обо мне …». Много лет прошло с тех пор, как он не вернулся из боя, а память о нем жива.
Студент рассказывает о подвиге летчика Александра Горовца в небе на Курской Дуге:
Бой летчика Горовца был уникальным, неповторимым. Много подвигов совершили советские летчики в небе. Сбивали в одном полете по три, по четыре, по пять и даже по шесть фашистов. Но чтобы девять! Нет. Такого не было. Ни до Горовца. Ни после. Ни у нас. Ни в одной из других воюющих армий. Лейтенант Горовец стал Героем Советского Союза. Не вернулся из полета Александр Константинович Горовец. Уже на обратном пути к аэродрому набросились на героя четыре фашистских истребителя. Погиб лейтенант Горовец. А подвиг живет. И рассказы о нем ходят как быль, как сказка.
Студент 3:
Фронтовой поэт, участник боев за Прохоровку, Михаил Глазков написал правдивые строки: «За тишину на Прохоровском поле отдали свою жизнь около 10000 солдат и офицеров. Вот какая дорогая цена Победы!».
И мы живые позабыть не вправе
Какой ценой была защищена
Вот это с заревом разноголосьев,
И ели слышным шелестом колосьев
На Прохоровском поле тишина.
Тысячи солдат полегли на Курской Дуге, но живут в нашем городе живые легенды тех огненных дней и ночей.
Губернатор Белгородской области Евгений Савченко сказал: «У каждого народа есть в родном Отечестве свои особые - священные места. На Белгородчине таким священным местом является Прохоровское поле». Белгородцы бережно хранят память о тех ратных подвигах наших воинов, которые принесли Великую Победу.
Студент 4:
«На Прохоровском поле». К. Трофимов
На поле русской славы тишина.
Куда ни глянь – хлеба, хлеба без края.
Давно уже окончена война,
Уходит вдаль дорога полевая.
На ней шумит веселый березняк
Темно-зеленой свежею листвою.
На пьедестале наш геройский танк
Застыл с пятиконечною звездою.
Звучит песня «Три танкиста».
Преподаватель:
3 мая 1995 года зазвонили колокола над Прохоровкой, разнося благую весть об открытии новой духовной святыни, символа народной святыни, символа народной памяти – храма святых апостолов Петра и Павла. Прохоровское сражение произошло в день святых апостолов Петра и Павла, красавец-храм назван их именами. Как символ огромной благодарности и вечной памяти, возвышается 58-метровая свеча белокаменного храма. Перед мраморными плитами, с высеченными около семи тысяч именами павших воинов, горит лампада святой веры Христова. Возносятся молитвы об упокоении положивших души свои за родную землю и мир на ней, о всех ныне здравствующих.
Студент 1:
«Они не вернулись из боя». Сергей Щипачев
Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни,
Не потому ли я живу,
Что умерли они?
Чем им обязан – знаю я,
И пусть не только стих,
Достойно будет жизнь моя
Солдатской смерти их.
Преподаватель:
На Прохоровском поле, на знаменитой высоте 252,2 – эпицентре встречного танкового сражения, воздвигнут Памятник Победы – звонница. На барельефах памятника образы Святой Троицы, Георгия Победоносца, Курской коренной иконы Божьей Матери. Венчает златоглавую звонницу скульптура Покрова пресвятой Богородицы – заступницы и защитницы России. Через каждые 20 минут звонят колокола в память о погибших на трех ратных полях России – Куликовом, Бородинском, Прохоровском.
Первый звон – о героях Куликова поля, второй – о солдатах Бородино, третий – память о победе в Прохоровском сражении.
Студент читает стихотворение Игоря Чернухина.
«Колокола России»
Какая в сердце музыка возникла
У звонаря из древнего села! –
Вновь заиграли на Руси великой
Молчавшие досель колокола.
В их перезвоне было меньше горя,
Чем радости, надежды, торжества…
И музыка дошла до Белогорья,
И известила:
- Родина жива!
Жива святая Русь, жива Россия…
Горят ее, сияют купола.
От моря и до моря с новой силой
Звонят, звонят ее колокола…
И, кланяясь малиновому звону,
Я слышу свыше голос у плеча:
- Молись за Русь…пока горит свеча,
Пока звонят колокола повсюду.
Преподаватель:
Войны не хочет никто. И пусть в России не будет четвертого ратного поля, а танки стоят только на пьедесталах. Мы будем всегда в День Победы приносить сюда цветы.
Звучит песня «День Победы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка кураторского часа "Права подростка"
Цель кураторского часа - воспитание правовой культуры учащихся и чувства причастности к международному правовому сообществу. Форма проведения кураторского часа - дискуссионная беседа - пра...
Методическая разработка кураторского часа на тему:Безопасность жизнедеятельности в моей профессии
Методическая разработка кураторского часа на тему:Безопасность жизнедеятельности в моей профессии...
Методическая разработка кураторского часа "Гордимся! Помним!"
Кураторский час посвящен Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г., проводится в течении 1.5 часов. Целью данного кураторского часа является воспитание у студентов ...
Методическая разработка кураторского часа на тему:День гражданской обороны
Методическая разработка кураторского часа на тему:День гражданской обороны...
Методическая разработка кураторского часа на тему:О вреде употребления алкоголя
Методическая разработка кураторского часа на тему:О вреде употребления алкоголя...
Методическая разработка кураторского часа на тему:Профессия в моей жизни
Методическая разработка кураторского часа на тему:Профессия в моей жизни...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....