Наставничество, как эффективный метод организации учебной практики
статья
Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Наставничество, как эффективный метод организации учебной практики | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Байкальский колледж туризма и сервиса»
Исследовательский проект:
на тему Наставничество, как эффективный метод
организации учебной практики
А.И. Михайлова, преподаватель дисциплин профессионального цикла ГБПОУ Байкальского колледжа туризма и сервиса
г. Улан-Удэ
НАСТАВНИЧЕСТВО, КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Современное образование находится на переломном моменте своего развития. Идет активный поиск новых образовательных парадигм, концепций, форм, технологий обучения. Это связано с переходом общества на новую ступень – информационную.
Однако не теряют актуальности и хорошо известные подходы и методы. Современное российское общество столкнулось с проблемой нехватки квалифицированных кадров в различных областях общественного производства, хотя, ежегодно профессиональные учебные заведения страны выпускают тысячи дипломированных специалистов. Выпускники не проявляют интереса к профессии, не могут адаптироваться на предприятии, настроены на быстрый карьерный рост. Для решения этой проблемы хорошим методом является наставничество. В настоящее время существует несколько определений понятий «наставничество» и «наставник».
Наставничество – тип подготовки к работе, обеспечивающий занятость работника с поддержкой опытного наставника, что способствует изучению работы на практике и в широком диапазоне.
Наставничество – это планомерная работа по передаче навыков от начальника к подчиненному. Как институт обычно существует в крупных компаниях. Возведенное директорами в ранг философии фирмы, оно становится инструментом воспитания подрастающих кадров.
Наставничество – в СССР форма коммунистического воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профессионально-технических училищах и т. д. передовыми опытными рабочими, мастерами, инженерно-техническими работниками. В различных формах существовало с 30-х годов, особенно распространилось с 70-х годов.
Наставник – воспитатель, учитель.[1]
Метод наставничества используется в Байкальском колледже туризма и сервиса при прохождении студентами учебной и производственной практики. Рассмотрим на примере учебной практики по специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям).
Учебно- методическая документация по практике рассмотрена и утверждена в соответствии с локальными актами колледжа.
Учебная практика рассчитана на 36 часов занятий, которые проходят в учебной лаборатории. Федеральный государственный образовательный стандарт обязывает обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения. В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен иметь практический опыт выполнения тех или иных видов профессиональной деятельности. Учебная практика может проводиться в различных организационных формах.
В рабочей программе практики отражены формы и методы наставничества. Во время учебный практики обучающие выступают в роли молодых специалистов, имеющих знания и умения, освоенные при изучении МДК. Руководитель практики, наставник, выступает в роли опытного мастера, который может передать ученику знания о специфике работы на конкретном рабочем месте, с которой он хорошо знаком.
Наставник должен:
- ознакомить обучающегося с предприятием (учебной лабораторией);
- ознакомить с ассортиментом продукции и способами выкладки товара;
- показать рабочее место, провести полный инструктаж обучающегося по использованию оборудования;
- рассказать о его обязанностях и предъявляемых к нему на данном рабочем месте требованиях;
- научить обучающегося работать так, чтобы он мог выполнять работу требуемого уровня качества.
Основные задачи наставничества на учебной практике:
- привитие студентам интереса к профессии;
- развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них обязанности;
- адаптация студентов к условиям, приближенным к производству, привитие сознательного и творческого отношения к выполнению своих обязанностей.
Для решения этих задач составляется план наставничества:
- Знакомство с рабочим местом
- Инструктаж на рабочем месте
- Закрепление рабочего места
- Постановка производственной задачи
- Самостоятельная работа студентов по выполнению производственной задачи (это позволяет формировать ОК и ПК)
- Анализ результатов работы студентов
Главная задача руководителя в период прохождения учебной практики - постановка перед студентами производственных задач, максимально приближенных к производству, для того чтоб студенты могли самостоятельно отработать профессиональные навыки, подготовить их к работе на производстве, в трудовом коллективе. Выполнение производственных задач сопровождается поддержкой обучающегося со стороны наставника, который мотивирует, информирует, обучает, корректирует ошибки, осуществляет обратную связь с обучающимися.
Метод наставничества позволяет достигать высоких результатов прохождения учебной практики (таблица 1)
Таблица 1
Специальность | год | Форма организации УП | оценка | % качества | ||
Коммерция (по отраслям) | 3 | 4 | 5 | |||
2019 | традиционная | 9 | 11 | 5 | 64,0 | |
2020 | наставничество | 7 | 12 | 6 | 72,0 | |
2021 | наставничество | 2 | 15 | 8 | 92,0 |
Таким образом, исходя из опыта применения метода наставничества при организации учебной практики можно сказать следующее:
- наставничество дает положительный результат в деле подготовки обучающихся к прохождению производственной практики;
- обучающиеся ближе знакомятся с профессией, у них формируется устойчивый интерес к ней;
- обучающиеся показывают готовность самостоятельно и качественно выполнять возложенные на них обязанности;
- учебная практика позволяет студентам адаптироваться к условиях производства, подготовиться к сознательному и творческому отношению к выполнению своих обязанностей на производстве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы организации учебной деятельности в учреждениях среднего профессионального образования.
При применении субъектами образовательного процесса различных активных методов организации образовательной деятельности реализуются зад...
Организация учебной практики.
В представленном методическом пособии рассмотрены основные подходы к организации и методике производственного обучения, по профессии "Мастер сельскохозяйственного производства" с присвоением квалифика...
Методические рекомендации мастеру производственного обучения по планированию и организации учебной практики студентов (педагогический аспект)
Методические рекомендации по планированию и организации учебной практики студентов подготовлены в помощь мастерам производственного обучения, организующим прохождение учебной практики в рамках р...
Эссе на тему: "Наставничество, как эффективный метод профессиональной адаптации молодых специалистов"
Мое участие в конкурсе преподавателей...
Cтатья "Виртуальная экскурсия - эффективная форма организации учебного процесса"
В статье автор делится опытом организации виртуальных экскурсий на занятиях....
Особенности организации учебной практики по профессии «Изготовитель художественных изделий из дерева»
Возрождение и развитие народных промыслов играют большую роль в образовательном и воспитательном процессе, оказывают позитивное влияние на формирование личности подростка....
БРИГАДНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ «ПОВАР, КОНДИТЕР»
Бригадная форма организации учебной практики в техникуме позволяет лучше заинтересовать обучающихся выбранной профессией, успешнее развивать профессиональные знания и умения, реализовать воспита...