Педагогический образовательный проект «Внедрение в практику преподавания информатики интегрированных практических занятий изучения офисных программных пакетов»
проект
Основные разработчики проекта:
Алексеева Ирина Владимировна, преподаватель информатики филиала ОГА ПОУ БТСИ и Э в п. Хвойная
Вид проекта:
Долгосрочный (1 год)
Тип проекта:
Практико – ориентированный.
Обеспечение проекта:
Кабинет информатики, необходимое количество ПК (в зависимости от количества обучающихся), экран с проектором, УМК под редакцией Семакина И.Г., дидактические материалы «Microsoft Office».
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Изучение офисных программных пакетов обучающихся 1 курсов, формирование информационной компетентности обучающихся и повышение качества образования, направленного на успешную социализацию обучающихся.
Задачи:
• Изучение необходимой психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме проекта.
• Выявление уровня сформированности информационной компетентности у обучающихся в процессе изучения.
• Определение условий эффективного формирования информационной компетентности у обучающихся 1 курсов.
• Ознакомление обучающихся с возможностями офисных программных пакетов.
• Стимулирование у обучающихся интереса к приобретению практических и теоретических знаний о предмете изучения на основе его исследования, преобразования и экспериментирования с ним.
• Развитие личностно – значимых качеств обучающихся, необходимых им для успешного самоопределения в дальнейшем.
• Максимальное развитие у каждого обучающегося творческой активности и самостоятельной практической деятельности.
• Проверка эффективности предложенных средств в реальной практике.
• Проведение поэтапного анализа плана реализации проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал Областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Боровичский техникум строительной индустрии и экономики» в п. Хвойная
Педагогический образовательный проект
«Внедрение в практику преподавания информатики интегрированных практических занятий изучения офисных программных пакетов»
Автор проекта: Алексеева Ирина Владимировна,
преподаватель информатики филиала
ОГА ПОУ БТСИ и Э в п. Хвойная
2021 год
Хвойная
Содержание
1. Паспорт проекта.
2. Обоснование необходимости проекта
3. SWOT – анализ проекта
4. Обоснование цели и задач проекта
5. Содержание педагогического проекта
6. Механизм реализации проекта
7. Целевая аудитория. Ресурсы. Партнёры.
8. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
9. Перспективы развития проекта
10. Глоссарий
11. Литература
1. Паспорт проекта
Наименование проекта
Внедрение в практику преподавания информатики интегрированных практических занятий изучения офисных программных пакетов.
Основные разработчики проекта:
Алексеева Ирина Владимировна, преподаватель информатики филиала ОГА ПОУ БТСИ и Э в п. Хвойная
Вид проекта:
Долгосрочный (1 год)
Тип проекта:
Практико – ориентированный.
Обеспечение проекта:
Кабинет информатики, необходимое количество ПК (в зависимости от количества обучающихся), экран с проектором, УМК под редакцией Семакина И.Г., дидактические материалы «Microsoft Office».
Цель и задачи проекта
Цель проекта: Изучение офисных программных пакетов обучающихся 1 курсов, формирование информационной компетентности обучающихся и повышение качества образования, направленного на успешную социализацию обучающихся.
Задачи:
• Изучение необходимой психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме проекта.
• Выявление уровня сформированности информационной компетентности у обучающихся в процессе изучения.
• Определение условий эффективного формирования информационной компетентности у обучающихся 1 курсов.
• Ознакомление обучающихся с возможностями офисных программных пакетов.
• Стимулирование у обучающихся интереса к приобретению практических и теоретических знаний о предмете изучения на основе его исследования, преобразования и экспериментирования с ним.
• Развитие личностно – значимых качеств обучающихся, необходимых им для успешного самоопределения в дальнейшем.
• Максимальное развитие у каждого обучающегося творческой активности и самостоятельной практической деятельности.
• Проверка эффективности предложенных средств в реальной практике.
• Проведение поэтапного анализа плана реализации проекта.
Сроки и этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (июль – сентябрь)
Задача: Разработать содержание, формы и методы деятельности по созданию и реализации проекта.
2 этап – практический (сентябрь – июнь)
Задача: Апробировать механизм реализации проекта.
3 этап – заключительный (май – июнь)
Задача: Систематизировать и обобщить полученные материалы работы по проекту.
Перечень основных мероприятий
1. Изучение необходимой психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме проекта.
2. Выявление уровня сформированности информационной компетентности у обучающихся в процессе изучения.
3. Определение условий эффективного формирования информационной компетентности у обучающихся 1 курсов.
4. Внедрение активных форм обучения.
5. Ознакомление обучающихся с возможностями офисных программных пакетов.
6. Сравнительный анализ итогов диагностики на всех этапах проекта за 1 год обучения.
7. Внесение необходимых уточнений и дополнений в программу обучения.
8. Обобщение результатов работы и представление опыта, полученного в ходе реализации проекта, педагогическому сообществу.
Исполнители проекта и основных мероприятий
Алексеева Ирина Владимировна, преподаватель информатики филиала ОГА ПОУ БТСИ и Э в п. Хвойная
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
1. Повышение мотивации обучающихся 1 курсов к изучению информатики и профессиональных дисциплин.
2. Формирование и совершенствование навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, информационной компетентности обучающихся, повышение уровня развития их информационных и творческих способностей в процессе введения интегрированных практических занятий информатики.
3. Существенное повышение усвоения обучающимися в будущем основного материала по информатике и профессиональным дисциплинам.
4. Успешная социализация обучающихся.
5. Повышение педагогического мастерства учителя, приобретение собственного инновационного педагогического опыта.
6. Распространение педагогического опыта.
7. Предоставление образовательных услуг на более высоком уровне.
Целевые группы проекта
Обучающиеся 1 курсов, преподаватели информатики и профильных предметов.
Оценка рисков
Со стороны организации образовательного процесса рисков для обучающихся нет.
2. Обоснование необходимости проекта
Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы
Современное Российское образование находится на стадии прогрессивного реформирования, основанного на понимании того, что главным капиталом и ресурсом экономического благополучия в современном обществе в настоящее время становятся способности человека самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, применять полученные знания на практике, умеющего свободно рассуждать и делать выводы, работать в коллективе, обладающего коммуникативными навыками. Поэтому обществом сегодня предъявляются более высокие требования к общеобразовательным организациям в оценке воспитания выпускников, в возможностях их успешной адаптации в социуме. Поэтому на современном этапе развития профессионального образования приоритетными становятся цели формирования целостной личности в процессе ее обучения в техникуме.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Эта дисциплина способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов обучающихся; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых обучающимся, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Одна из задач образовательной организации – содействовать воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества. Для этого обучающимся необходимо анализировать информацию, выявлять в ней факты и проблемы, самостоятельно ставить задачи, структурировать и преобразовывать информацию, использовать ее для решения учебных и жизненных задач.
Проект включает в себя практическое освоение офисных программных пакетов для максимального применения возможностей офисных программ в повседневной и профессиональной жизни.
Новизна проекта
Проект нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Проектом предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей.
Идея проекта
Знания, полученные и закрепленные во время проведения интегрированных практических занятий информатики, помогут обучающимся при социализации в рабочей среде, повысят уровень знаний в их профессиональной сфере и помогут научится отбирать, структурировать и анализировать информацию из различных областей их профессиональной деятельности. Знания и умения, приобретенные и закрепленные в ходе интегрированных практических занятий, являются фундаментом для дальнейшего мастерства.
Готовность введения проекта определяется:
- высоким уровнем профессионализма педагогов;
- изменившимися требованиями к современному общему образованию;
- введением новых стандартов образования.
3. SWOT – анализ проекта
Сильные стороны
Слабые стороны
Нормативно – правовая база
Для реализации проекта в рамках филиала техникума разработана и апробируется программа по информатике для обучающихся 1-2 курсов, рассмотренная и утверждённая на заседании методического объединения преподавателей ОГА ПОУ БТСИ и Э г. Боровичи на 2020-2021 учебный год.
Кадры
Реализации заявленного проекта способствует высшее образование автора (СГА бакалавр техники и технологии по направлению «Информатика и вычислительная техника», ГОАУ ДПО «РИПР» по программе: «Общая педагогика: теория и практика») стаж педагогической работы – 15 лет.
Дефицит времени для разработки методического обеспечения проекта.
Материально – техническая база
Финансовое обеспечение не предполагается. Ресурсное обеспечение проекта является достаточным: кабинет информатики, необходимое количество ПК (в зависимости от количества обучающихся), экран с проектором, УМК под редакцией Семакина И.Г., дидактические материалы «Microsoft Office».
Нет разработанных дидактических материалов по теме проекта, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Возможности
Риски
Обучающиеся получают возможность существенно повысить качество знаний и умений в среде «Microsoft Office»; на высоком уровне подготовиться к сдаче экзамена по информатике и профессиональным дисциплинам.
Со стороны организации образовательного процесса рисков для обучающихся нет.
4. Обоснование цели и задач проекта
Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.
Цель проекта
- Познакомить учащихся с ролью программного обеспечения и его видами.
- Сформировать целостное представление об организации данных для эффективной обработки.
Задачи проекта:
- Изучение необходимой психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме проекта.
- Выявление уровня сформированности логической и информационной компетентности у обучающихся.
- Определение условий эффективного формирования логической и информационной компетентности у обучающихся.
- Разработка и апробирование интегрированных практических занятий по информатике для обучающихся 1 курсов.
- Овладение умениями работать с набором офисных программ.
5. Содержание педагогического проекта
Вопросы качества подготовки и формирования устойчивого интереса к предмету у обучающихся занимают важное место в учебно-методической работе каждого педагога. Уровень развития логических и информационных компетентностей обучающихся определяет их готовность продолжать изучение информатики на следующем этапе обучения и использовать полученные знания в других предметных областях и практической деятельности. Для этого необходимо создать условия эффективного формирования информационной компетентности у обучающихся. Тогда встаёт вопрос: что должен делать учитель для создания эффективных условий развития этих компетентностей обучающихся в процессе обучения?
Результаты работы над проблемой позволяют утверждать, что к таким условиям можно отнести внедрение в практику обучения информатике интегрированных практических занятий. Интегрированные практические занятия должны проводиться с опорой на УМК под редакцией Семакина И.Г. и дидактических материалов «Microsoft Office». В результате обучающиеся самостоятельно добывают знания и развивают специальные качества и умения: интуицию при работе с различными программными пакетами, методологическими подходами к познавательной и практической деятельности, овладение техникой исследования.
Содержание образовательной составляющей проекта находится в рамках Обязательного минимума содержания образования по информатике в СПО, подбор заданий осуществляется с учётом требований к уровню подготовки обучающихся, предъявляемых новыми образовательными стандартами. Значительное место уделяется практической направленности материала, его приложений, мотивации процесса познания.
Для воплощения целей и задач проекта целесообразно применять технологии, включающие обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность, обеспечивающие личностное развитие каждого обучающегося в процессе самостоятельного построения ими новых знаний.
Используемые технологии:
• Технология деятельного метода, помогающая выявить познавательные интересы обучающихся.
• Использование исследовательского метода в обучении, направленного на развитие мыслительных способностей.
• Проблемное обучение, предусматривающее мотивацию к исследованию путем постановки проблемы, обсуждение различных вариантов решения проблемы.
• Дифференцированное обучение, групповые и индивидуальные формы.
• Информационно-коммуникационные технологии.
Этапы реализации проекта:
Этапы
Мероприятия
Методы исследования
Подготовительный
(август – сентябрь)
Задача:
Разработать содержание, формы и методы деятельности по созданию и реализации проекта.
1. Изучение необходимой психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме проекта.
2. Выявление уровня сформированности логической и информационной компетентности у обучающихся в процессе изучения информатики.
3. Определение условий эффективного формирования логической и информационной компетентности у обучающихся в процессе введения интегрированных занятий.
4. Разработка и начало апробирования интегрированных практических занятий по информатике для обучающихся 1 курсов.
Диагностика, тестирование обучающихся.
Практический
(сентябрь – май)
Задача:
Апробировать механизм реализации проекта.
1. Апробирование интерактивных практических занятий по информатике для обучающихся 1 курсов (в течение 1 года обучения).
2. Изучение обучающимися офисных программ и их возможностей (на базе офисного программного пакета Microsoft Office).
3. Внедрение активных форм обучения.
4. Участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах по информатике различного уровня.
Наблюдение, диагностика, анализ творческих и проектных работ, обмен опытом.
Оценка осуществляется учителями, самим учеником, другими учениками, родителями.
Заключительный
(май – июнь)
Задача:
Систематизация и обобщение полученных материалов работы по проекту.
1. Сравнительный анализ итогов диагностики на всех этапах проекта.
2. Выявление противоречий и пробелов, определение путей их устранения.
3. Внесение необходимых уточнений и дополнений в программу обучения.
4. Разработка методических рекомендаций по определению условий эффективного формирования логической и информационной компетентности у обучающихся.
5. Обобщение результатов работы.
6. Представление опыта, полученного в ходе реализации проекта, педагогическому сообществу.
6. Механизм реализации проекта
Схема управления проектом
Преподаватель информатики создаёт необходимые условия для реализации проекта; контролирует выполнение плана реализации мероприятий проекта, при необходимости корректирует проект; систематизирует результаты и оформляет проект; обеспечивает внедрение проекта в образовательный процесс.
Разработанные интегрированные практические занятия независимы от содержания обязательного программного материала и расширяют базовую программу, не нарушая ее целостность.
Методы, используемые учителем при проведении занятий, разнообразны и зависят от особенностей тематики. Доминантной формой учебного процесса является исследовательская деятельность учащихся, используемая не только на занятиях в аудитории, но и в ходе самостоятельной работы обучающихся.
Ведущая методическая линия и идея курса «Информатика и ИКТ» выделяют такую основную форму организации обучения, как создание, редактирование и форматирование текстовых документов, электронных таблиц и презентаций. Важной составляющей каждого урока является самостоятельная работа учащихся. Тема урока определяется приобретаемыми навыками. В каждом уроке материал излагается следующим образом: повторение основных понятий и методов работы с ними, разбор новой темы, основные приемы работы (самостоятельное выполнение заданий для получения основных навыков работы), упражнения для самостоятельного выполнения.
Фиксация трудностей предполагает, прежде всего, показ перспектив: нельзя указать, что именно и как ребёнку нужно сделать в процессе исследования, и невозможно подсказать выводы, т.к. одной из задач по реализации проекта введения профессионального материала является максимальное развитие у каждого обучающегося творческой активности и самостоятельной практической деятельности.
На основе диагностики делаются обобщение и выводы об уровне сформированности логической и информационной компетентности у обучающихся в процессе изучения интегрированных практических занятий, вносятся уточнения и дополнения в программу обучения.
Для воплощения целей и задач интегрированных практических занятий целесообразно применять технологии, включающие обучающихся в активную учебно-познавательную деятельность, обеспечивающие личностное развитие каждого обучающегося в процессе самостоятельного построения ими новых знаний.
Используемые технологии:
• Технология деятельного метода, помогающая выявить познавательные интересы обучаемых.
• Использование исследовательского метода в обучении, направленного на развитие мыслительных способностей.
• Проблемное обучение, предусматривающее мотивацию к исследованию путем постановки проблемы, обсуждение различных вариантов решения проблемы.
• Дифференцированное обучение, групповые и индивидуальные формы.
• Информационно-коммуникационные технологии.
Позиция педагога при проведении данных интегрированных практических занятий меняется в зависимости от этапов освоения программы. Он выступает информатором только в тех случаях, когда является единственным обладателем информации. Большую часть учебного времени проводящий занятия учитель выполняет функции советника, консультанта, поддерживающего интеллектуальную активность учащихся, и наблюдателя за процессом практической работы учеников. Позиция равноправного участника – самая предпочтительная при проведении групповых обсуждений и индивидуальной работы. Важный принцип преподавания – создание на занятиях атмосферы доверия и свободного обмена мнениями. Отчетность по итогам проводится в виде групповых и индивидуальных заданий, защиты проектов и творческих работ.
7. Целевая аудитория. Ресурсы. Партнёры
Целевая аудитория:
1. учащиеся 1 курсов;
2. педагоги техникумов, желающие применить в своей практике материалы данного проекта.
Финансовое обеспечение не предполагается.
Ресурсное обеспечение проекта является достаточным:
- в кабинете информатики имеется достаточное количество компьютеров с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, экран;
- имеется УМК под редакцией Семакина И.Г.;
- дидактические материалы «Microsoft Office».
Уровень собственной квалификации способствует реализации заявленного проекта:
− высшее образование: СГА по специальности «Информатика и вычислительная техника», ГОАУ ДПО «РИПР» по программе «Общая педагогика: теория и практика»
− стаж педагогической работы – 15 лет;
− периодическая курсовая подготовка и переподготовка по различным темам на базе ГОАУ ДПО «РИПР» г. Великий Новгород;
− самообразование.
Партнёры
Партнёрами педагогического проекта могут быть педагогические работники филиала ОГА ПОУ БТСИ и Э в п. Хвойная, мастера производственного обучения различных профессиональных дисциплин.
8. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта
1. Разработка, апробация и внедрение в образовательный процесс интегрированных практических занятий по информатике для обучающихся 1 курсов.
2. Формирование и совершенствование навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности, логической и информационной компетентности обучающихся, повышение уровня развития их творческих способностей в процессе изучения занятий.
3. Предварительная качественная подготовка обучающихся к сдаче экзамена по информатике и профессиональных дисциплин .
4. Повышение уровня мотивации к обучению в целом и к информатике в частности.
5. Успешная социализация обучающихся.
6. Повышение педагогического мастерства преподавателя, приобретение собственного инновационного педагогического опыта.
7. Распространение педагогического опыта.
8. Предоставление образовательных услуг на более высоком уровне.
9. Перспективы развития проекта
Данный педагогический проект перспективный, так как соответствует современным требованиям образования и способствует личностному развитию обучаемого. Материалы проекта могут быть использованы преподавателями информатики в учебном процессе.
Созданный механизм реализации проекта может стать основой для дальнейшей работы в следующих направлениях:
• системное использование интегрированных практических занятий по информатике для 1 курсов в образовательном процессе;
• распространение педагогического опыта для внедрения другими преподавателями в практику обучения информатики на 1 курсах.
10. Глоссарий
1. Изучение курса информатики – такое изучение возможностей офисных программных пакетов, которое содействует воспитанию нового поколения, отвечающего по своему уровню развития и образу жизни условиям информационного общества.
2. SWOT – анализ проекта (объекта анализа) – метод стратегического пла-нирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории:
- Strengths (сильные стороны);
- Weaknesses (слабые стороны);
- Opportunities (возможности);
- Threats (угрозы).
3. Информационная компетентность обучающихся – необходимый минимум логических и информационных знаний и умений, составляющих в целом информационную грамотность обучающихся.
11. Литература
1. Анеликова Л.А., Упражнения по текстовому редактору Word. - М.: Издательство «СОЛОН-ПРЕСС», 2006.
2. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Издательство «Учитель», 2006г.
3. Е.А.Шмидт. Лекция «Интегрированный урок». ВГАПК РО, Волгоград, 2008г.
4. Д.Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М. «Чистые пруды», 2007г.
5. Т.Г.Браже. Интеграция предметов в современной школе М. «Просвещение», 1998г.
6. М.И.Балагурова. Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира. «Открытый урок», 2003-2004 учебный год.
Сайты:
7.http://poletaevs.ucoz.ru/metod/chto_takoe_integrirovannyj_urok.doc
8.http://nowmarina.ucoz.ru/publ/quot_integracija_na_urokakh_estestvenno_matematicheskogo_cikla_quot/1-1-0-6
9.http://www.eidos.ru/courses/themes/21512/index.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
практическое занятие Изучение межличностных отношений в группе сверстников
Практическое занятие Изучение межличностных отношений в группе сверстников предназначено для студентов по специаальности 44.02.01 Дошкольное образование по МДК 02.06. В работе представлен теоретически...
Практическое занятие «Изучение устройства кривошипно-шатунного механизма рядных бензиновых двигателей внутреннего сгорания». Учебно-методическое пособие.
Многие молодые преподаватели и мастера производственного обучения испытываь трудности при разработке методических материалов для практических занятий в учебных мастерских и лабораториях. Эти трудности...
Методическая разработка практического занятия "Изучение физиологии сердца"
Методическая разработка предназначена для организации практического занятия по теме "Изучение физиологии сердца". Предназначена для специальности 34.02.01. Сестринское дело...
Методическая разработка практического занятия "Изучение органов дыхательной системы. Нос, гортань, трахея, бронхи"
Методическая разработка предназначена для организации практического занятия по теме "Изучение органов дыхательной системы. Нос, гортань, трахея, бронхи" для специальности 34.02.01. Сестринск...
Методическая разработка практического занятия "Изучение препаратов мышц нижних конечностей"
Методическая разработка предназначена для организации практического занятия для обучающихся по специальности 31.02.01. Лечебное дело...
Учебно–методическая разработка для проведения интегрированного практического занятия по профессиональному модулю ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля» и дисциплине ОГСЭ 03. «Иностранный язык» (а
Данная учебно-методическая разработка предназначена для проведения интегрированного практического занятия по профессиональному модулю ПМ.02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязател...
Методическая разработка практического занятия Изучение костей верхних конечностей
Данная методическая разработка составлена в соответствии с ФГОС специальности 34.02.01. Сестринское дело, квалификационной характеристикой медицинской сестры и требованиями рабочей программы дисциплин...