Одаренный ребенок и как с ним работать
материал
Кто такой одаренный ребенок?
Виды одаренности.
Как определить среди ребят одаренного ребенка.
Как работать с одаренными детьми?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennyy_rebenok_i_kak_s_nim_rabotat.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятие одаренности ребенка.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Способности — индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талант — выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.
Гениальность — высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.
Одним из вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» — «одаренные дети встречаются крайне редко». Сторонники первой полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка путем создания благоприятных условий. Для других одаренность — уникальное явление; в этом случае основное внимание уделяется поиску одаренных детей. Указанная альтернатива снимается в рамках следующей позиции: предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Виды одаренности
В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспекты. Качественные характеристики одаренности выражают специфику психических возможностей человека и особенности их проявления в тех или иных видах деятельности. Количественные характеристики одаренности позволяют описать степень их выраженности.
Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
- вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики
- степень сформированности
- форма проявлений
- широта проявлений в различных видах деятельности
- особенности возрастного развития
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.
Признаки, отличающие одаренных учеников
- у одаренного ребенка отличная память, способность классифицировать информацию
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность
- обладают повышенной концентрацией внимания, упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда
- умеют пользоваться накопленными знаниями
- имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры, у некоторых детей доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению
- проблемность, она обеспечивает постоянную открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и противоречий, в собственной постановке новых вопросов и проблем, стремлении к исследовательской творческой активности
- оригинальность составляет непременный структурный элемент одаренности, она выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других «стандартных» решений.
Общая одаренность выражается в более «быстром» обнаружении решения:
- как правило, более активно и всегда чем-либо заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся к занятию
- настойчиво преследуют поставленные перед ними цели, хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию
- благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью
- умеют быстро выделить наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации
-некоторые ставят перед собой задачи, выполнение которых требуют много времени.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
- сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано, личные системы ценностей у одаренных детей очень широки
- остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу
- не могут четко развести реальность и фантазию
- хорошо развито чувство юмора
- одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам».
- для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий
- чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них
- обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.
Принципы и методы выявления одаренных детей
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.
Деятельность педагога должна быть направлена на выявление талантливости и творчества детей. Можно смело утверждать, что половина учащихся обладают той или иной талантливостью, и при том их доля намного выше в младшем школьном возрасте. Это говорит о том, что с одаренным ребенком необходимо начать работу с раннего детства. Важно развивать и прослеживать творческую траекторию талантливого ребенка. В настоящее время во всех образовательных учреждениях имеется банк данных о талантливых и одаренных детях. Большинство педагогов используют для этого инновационную педагогическую технологию «Портфолио» - это своеобразный анализ особых достижений и успехов ученика.
Формы выявления одаренных детей:
- наблюдение
- общение с родителями
- работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа
- олимпиады, конкурсы, фестивали, научно-практические конференции.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- Применение междисциплинарного подхода
- Углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
- Насыщенность материала заданиями
4. Поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи
5. Поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы
- Поощрение движения к пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признанию своих способностей
7. Оценка результатов работы на основе критериев, связанных с конкретной областью интересов
8.Установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин
9. Принятие и учет возможного неравномерного (дисгармоничного) развития личности ребенка с признаками одаренности
- Установка на готовность к непрагматическому риску в неординарных ситуациях жизни, возможности сохранения приоритета духовных, идеальных ценностей при любых обстоятельствах.
Формы работы с одаренными ребятами :
- индивидуальные занятия с одаренными учащимися
- участие в конкурсах, конференциях
- работа по индивидуальным образовательным маршрутам
Выстраивание эффективной системы работы с одаренными детьми
В цивилизованном мире одаренные дети существовали всегда независимо от того, обращали на них внимание или нет. Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на "среднего" учащегося, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования.
В работе с одаренными детьми можно выделить несколько этапов:
1.Прежде всего, необходимо просто отыскать таких детей. Разглядеть среди множества учащихся несколько «звездочек», восприимчивых к новой информации, не боящихся трудностей, умеющих находить способы решения поставленных перед ними задач.
2.Талантливый человек талантлив во многом, поэтому ребёнок должен иметь право выбора того, какой деятельностью ему заниматься.
3.Разработка личностно - ориентированного подхода к обучению одаренных детей. Талантливые дети всегда жаждут чего-то нового, более сложного, и если их информационный голод останется неутоленным, они быстро потеряют интерес к предмету. Поэтому система их обучения должна отличатся от системы обучения других детей.
4.На следующем этапе надо развить в одаренном ребенке психологию лидера, осторожно чтобы это не привело к появлению «звездной болезни». Он должен не стесняться показывать свои способности, не боятся выражать свои мысли, хотя бы потому, что они нестандартны и не имеют аналогов.
5.Необходимо применять следующие технологии:
- личностно-ориентированного обучения
- информационно – коммуникационные технологии
- технологию исследовательской деятельности
- проблемное обучение
Основные направления в работе с одарёнными детьми:
- исследовательская деятельность
- проектная деятельность
- участие в конкурсах, конференциях
- индивидуальная работа
- Исследовательская деятельность учащихся.
Исследовательская деятельность помогает развить у обучающихся следующие ключевые компетентности:
- автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию
- коммуникативную - умение вступить в общение
- информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации
- продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.
Основы исследовательской деятельности закладываются на индивидуальных занятиях. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале учащиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования. При выполнении исследовательского задания учащиеся осуществляют следующие действия: (наблюдать, сравнивать, проводить анализ, и т.д.).
Проблемное обучение – это тип развивающего обучения. Основополагающее понятие проблемного обучения – проблемная ситуация. Это такая ситуация, при которой субъекту необходимо решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Итак, данные формы работы с учащимися позволяют раскрыть возможности ребенка, проявить его способности. Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одаренности реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы. Исследовательская деятельность имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение воспитанника и педагога позволяет ему лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо.
2. Проектная деятельность учащихся.
Проект - это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор, результат труда, создание творческого продукта.
В работе над проектом проходит шесть стадий:
- подготовка
Это определение темы и целей проекта. Педагог знакомит воспитанников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей. Учащиеся обсуждают проект с педагогом и получают при необходимости дополнительную информацию.
- планирование
Оно включает в себя ряд этапов:
а) определение источников информации;
б) определение способов сбора и анализа информации;
в) форма отчёта;
г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
д) распределение обязанностей между членами команды.
- исследование
Это стадия сбора информации. Сначала идет теоретическая работа, затем учащиеся выполняют практическое исследование (опрос, наблюдение, эксперимент и т. д.)
- результаты и выводы
Учащиеся анализируют собранную информацию (теоретическую и экспериментальную), оформляют результаты проведенного исследования и формулируют выводы.
- представление результатов
Форма и представление результатов могут быть разными: устный отчёт, устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт, представление модели и т. д. Педагог, как и другие участники обсуждения, задаёт вопросы.
- оценка результата и процесса
Учащиеся принимают участие в оценке проекта: они обсуждают его и дают самооценку. Педагог помогает оценивать деятельность детей, качество информационных источников, качество отчёта.
Проведение подобных диагностик помогает выявить одарённых детей.
Первичная диагностика детей педагогом.
Инструкция. Ниже приведены шкалы, которые предназначены для того, чтобы педагог мог изучить характеристики обучающихся в познавательной, мотивационной, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать безотносительно к другим пунктам. Ваша оценка должна отражать, насколько часто Вы наблюдали проявление какой-либо из характеристик. Так как четыре шкалы представляют относительно разные стороны поведения, оценки по разным шкалам НЕ суммируются. Пожалуйста, внимательно прочтите утверждения и обведите соответствующую цифру согласно следующему описанию:
1 – если Вы почти никогда не наблюдаете этой характеристики;
2 – если Вы наблюдаете эту характеристику время от времени;
3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;
4 - если вы наблюдаете эту характеристику почти всё время.
Шкала 1. Познавательные характеристики обучающегося.
1.Обладает довольно большим для этого возраста запасом слов; Использует термины с пониманием; речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью. 1 2 3 4
2.Обладает обширным запасом информации по разным темам (выходящих за пределы интересов детей этого возраста). 1 2 3 4
3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию. 1 2 3 4
4. Легко «схватывает» причинно – следственные связи; пытается понять «как» и «почему», задаёт много вопросов, направленных на получение фактов), хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей 1 2 3 4
5.Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит» больше, или извлекает больше, чем другие, из рассказа, фильма, из того, что происходит. 1 2 3 4
Подсчитайте число обведённых цифр по каждой колонке -
Умножьте на соответствующий коэффициент -
Сложите полученные числа -
Общий показатель -
Как работать с одаренными детьми?
Первое направление деятельности – это выявление одарённых детей. Она включает в себя наблюдение за детьми; мониторинг одаренности - диагностика детей на предмет одаренности
Второе направление деятельности, если есть одарённые дети, это значит, что, нужно оказывать им помощь в реализации их творческих способностей.
Для работы с одаренными детьми можно использовать следующие формы работы:
- создание для ребенка ситуации успеха и уверенности через индивидуализацию в обучении и воспитании, и использование технологий личностно-ориентированного обучения
- создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе работы над проектами, внедрение информационно-коммуникационных технологий
Третье направление деятельности – контроль над развитием познавательной деятельности одаренных детей:
- контроль за знаниями в рамках образовательной деятельности
- мониторинг эффективности и результативности способных и талантливых детей
- учет индивидуальных достижений через карту роста и результативности
- контроль за участием в конкурсных мероприятиях разного уровня
- анализ особых успехов и достижений детей (создание портфолио)
Четвертое направление деятельности – поощрение воспитанников:
- доска почета
- чествование лучших детей на итоговом мероприятии, посвященному окончанию учебного года
- система поддержки способных детей на уровне муниципалитета
Для выявления одаренности посмотрите рекомендации:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа социального педагога с родителями одаренных, трудных, педагогически запущенных детей, а также с родителями ребенка-инвалида.
Презентация наглядные рекомендаци по работе с родителями одаренных, трудных, пелагогически запущенных детей, а также с родителями ребенка инвалида....
Работа социального педагога с родителями одаренных, трудных, педагогически запущенных детей, а также с родителями ребенка-инвалида.
Презентация наглядные рекомендаци по работе с родителями одаренных, трудных, пелагогически запущенных детей, а также с родителями ребенка инвалида....
Индивидуальная психолого-педагогическая карта одаренного ребенка.
Осуществляю учет индивидуальных особенностей обучающихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения, в связи с чем разработала и применяю в педаг...
Одаренный ребенок - сложно или просто!?
Методический, теоретический материал по теме самообразования...
Одаренный ребенок !?
Методический, теоретический материал по теме самообразования...
Роль семьи в формировании одаренности ребенка
Роль семьи в формировании одаренности ребенка...
Методические рекомендации "Одаренный ребенок и как с ним работать"
Кто такой одаренный ребенок?Как определить среди ребят одаренного ребенка.Как работать с одаренными детьми?...
- Мне нравится (1)