Организация учебно-методической работы ДЮСШ по внедрению в учебный процесс ФГОС
методическая разработка

Мушинский Сергей Анатольевич

Федеральные образовательные стандарты – это требования, которые предъявляются обществом к образованию в России.

Данные требования впервые были закреплены в Концепции модернизации Российского образования, принятой 29 декабря 2001 года.

В 2008 -2009 году был принят ряд документы, которые легли в основу Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения.

В октябре 2009 года были приняты ФГОС начального общего образования, в декабре 2010 года - ФГОС основного общего образования. Одновременно в Приказе Министерства образования РФ № 1241 от 17 ноября 2010 года закреплялась роль и место в новых стандартах дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

ФГОС II поколения – это совокупность трех систем требований – требования к результату образования; требования к структуре основных образовательных программ; требования к условиям реализации стандарта.

Основные результаты развития и воспитания рассматриваются через личностную, семейную и социальную культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_dlya_publikatsii_mushinskiy.docx24.73 КБ

Предварительный просмотр:

Мушинский С.А.

Тренер- преподаватель муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Аксайского района детско-юношеской спортивной школы «Юность»

 (МБУ ДО ДЮСШ «Юность»)

Организация учебно-методической работы ДЮСШ

по внедрению в учебный процесс ФГОС


Список литературы:

  1. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения [Текст] / А.Г. Асмолов // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18-22.
  2. Бахчиева, О.А. Государственная система дополнительного образования детей в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения [Текст] / О.А. Бахчиева // Внешкольник. – 2010. – № 1. – С. 27-31.
  3. Вяземский, Е.Е. Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения: инновационный характер, функции, особенности [Текст] / Е.Е. Вяземский // Преподавание истории в школе. – 2009. – № 8. – С.4-13.
  4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методической конструктор [Текст] / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).
  5. Данилюк,  А.Я. Духовно- нравственное воспитание российских школьников [Текст] / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков // Педагогика. – 2009. – №4. – С. 55.
  6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст] : проект /РАО; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 39 с. — (Стандарты второго поколения).
  7. Логинова, Л.Г. Сохранение качественной определенности дополнительного образования детей в системе образования России [Текст] / Л.Г. Логинова // Проблемы современного образования. – 2011 – №3. – С. 48-55 Режим доступа : www.prmedu.ru/

2021

Аксай

Организация учебно-методической работы ДЮСШ

по внедрению в учебный процесс ФГОС

Федеральные образовательные стандарты – это требования, которые предъявляются обществом к образованию в России.

Данные требования впервые были закреплены в Концепции модернизации Российского образования, принятой 29 декабря 2001 года.

В 2008 -2009 году был принят ряд документы, которые легли в основу Федеральных государственных образовательных стандартов II поколения.

В октябре 2009 года были приняты ФГОС начального общего образования, в декабре 2010 года - ФГОС основного общего образования. Одновременно в Приказе Министерства образования РФ № 1241 от 17 ноября 2010 года закреплялась роль и место в новых стандартах дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

ФГОС II поколения – это совокупность трех систем требований – требования к результату образования; требования к структуре основных образовательных программ; требования к условиям реализации стандарта.

Основные результаты развития и воспитания рассматриваются через личностную, семейную и социальную культуру.

Личностная культура – это ответственность за самого себя, реализация своей социальной и профессиональной мобильности; осознание ценности человеческой жизни.

Семейная культура – это осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к Отечеству.

Социальная культура – это осознание себя гражданином России на основе принятия общих ценностей.

Другими словами, образование – и общее, и дополнительное – воспитывают личность.

Во ФГОС II поколения «красной нитью» проходит тема здоровьесбережения: сохранение и укрепление здоровья, заинтересованное отношение к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.

Концепция модернизации российского образования, в том числе дополнительного образования, предполагает усложнение задач, обновление содержания, форм, методов образовательного и воспитательного процесса.

Сегодня спорту принадлежит значительная роль в воспитании молодого поколения страны. Спорт является важным социальным фактором в деле становления взрослеющей личности. Заметна роль детско-юношеского спорта в решении образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Спортивные занятия с детьми служат составной частью их разностороннего развития. В жизни современных детей и подростков спорт занимает определенное место в структуре досуга. Детско-юношеские спортивные школы, как один из видов образовательных учреждений дополнительного образования детей, играют важнейшую роль и в физическом воспитании, и в социализации детей.

Целью ДЮСШ г. Аксая в области спорта является воспитание физически и духовно здорового поколения, достойного гражданина, защитника Отечества. В учебно-тренировочном процессе воспитанники осваивают систему ценностей, знаний, умений и навыков, соответствующих их интересам, общественным ожиданиям, а также приобщаются к здоровому образу жизни. В основу воспитательных воздействий поставлено положительное отношение к спорту и учебе, обеспечивающих готовность личности к выполнению социальных и профессиональных задач. Развитие потенциала ребенка, его успешность во многом зависят от тех условий, в которых происходит становление личности. Развитие успешной личности юного спортсмена – это управляемый, целенаправленный процесс.

С введением в ДЮСШ Федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта (далее ФССП) и федеральных государственных требований (далее ФГТ), педагогический коллектив внес изменение в документацию, учебный план, образовательную программу.

Одной из главной деятельности ДЮСШ г. Аксая, как учреждения дополнительного образования, в реализации ФССП, ФГТ является разработка образовательной программы школы и её составляющих – рабочих образовательных программ по отдельным видам спорта.

Для разрешения данной проблемы проведена работа администрации спортивной школы в двух направлениях:

Первое направление - подготовка нормативно-правовой базы и методических документов.

Второе направление – формирование готовности тренеров - преподавателей спортивной школы к деятельности в условиях внедрения ФССП, ФГТ.

По первому направлению проведена следующая работа:

1. Разработаны нормативные локальные акты, регламентирующие деятельность школы в условиях введения ФССП, ФГТ и создана единая нормативная база.

2. Разработаны методические материалы в целях сопровождения процесса введения ФГОС, в частности утверждено положение «О порядке разработки и утверждения, дополнительных общеразвивающих, предпрофессиональных программ и программ спортивной подготовки в области физической культуры и спорта»

По второму направлению. Для готовности тренеров - преподавателей к деятельности в условиях внедрения ФССП, ФГТ проделана следующая работа:

1.  Изучены ФССП отдельных видов спорта.

2. Проанализирован отечественный опыт спортивных школ, внедривших ФССП  видов спорта.

3. Получена консультативная помощь в разработке дополнительных общеразвивающих, предпрофессиональных программ и программ спортивной подготовки в области физической культуры и спорта.

6. Разработаны и утверждены в ДЮСШ дополнительные общеразвивающие, предпрофессиональные программы и программы спортивной подготовки по имеющимся видам спорта.

Хочу остановиться на некоторых особенностях дополнительной образовательной программы и программы спортивной подготовки. В соответствие с ФССП, ФГТ программы по любому виду спорта имеет следующую структуру и содержание:

-титульный лист;

-пояснительную записку;

-нормативную часть;

-методическую часть;

-систему контроля и зачетные требования;

-перечень информационного обеспечения;

-план физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий.

Одной из особенностей дополнительной образовательной программы и программы спортивной подготовки в соответствии с ФССП, ФГТ является изменения требований к тренерам - преподавателей.

Кроме требований, указанных в квалификационной характеристике, по современным стандартам педагог должен быть:

- активным пользователем информационных технологий;

- заниматься научными исследованиями, вести методические разработки;

- осмысливать и описывать свой педагогический опыт;

- иметь базовое профильное образование и необходимую квалификацию;

- иметь сформированную готовность к непрерывному образованию и самообразованию.

Касательно именно каждого педагога ДЮСШ, в критериях и показателях качества дополнительного образования детей содержатся следующие требования:

-наличие необходимых источников информации, методических и дидактических материалов;

-участие в опытно-экспериментальной и инновационной деятельности;

-активность в предъявлении собственного опыта;

-удовлетворенность участников образовательного процесса;

-уровень программного обеспечения и полнота реализации образовательных программ и программ спортивной подготовки;

-востребованность направлений и видов спорта, сохранность контингента учащихся;

-сформированность и развитие компетенций (личностный рост, творческий потенциал, способности и одарённость детей);

-социально-значимая деятельность;

-динамика активного участия и достижений обучающихся;

-участие педагогов и обучающихся в мероприятиях: соревнованиях, конкурсах, выставках, фестивалях и т.д.

Еще одной особенностью внедрения ФССП становится наличие портфолио на каждого обучающего, что опять же приводит нас к требованиям не просто отписки по отчетам, а вдумчивой образовательной программы для каждого вида спорта с реальными результатами для каждого юного спортсмена.

В ФССП чётко прописан еще один момент - мониторинг качества дополнительного образования детей.

Данный мониторинг складывается из 3 составляющих: мониторинг качества процесса, мониторинг качества результатов и мониторинг имеющихся ресурсов.

В заключение хочется отметить, что внедрение ФССП и ФГТ позволяет решить следующие задачи:

1. Подготовку физически крепких и здоровых юных спортсменов, с гармоничным развитием физических и духовных сил, и воспитание социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем.

2. Привлечение максимально возможное число детей и подростков к систематическим занятиям спортом, направленных на развитие их личности.

3. Осуществление планомерной подготовки юных спортсменов с целью повышения уровня физической подготовленности и их спортивного мастерства.

4. Применение образовательных программ нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности и информационных технологий для совершенствования профессионального мастерства тренеров-преподавателей, а также повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

5. Соответствие современным требованиям родителей и общественности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса в условиях ФГОС СПО

В презентации рассматриваются особенности организации учебного процесса в учреждении СПО в условиях реализации ФГОС СПО...

"Внедрение в учебный процесс новых информационных технологий как одно из условий подготовки компетентностного специалиста" - статья опубликована в журнале " Профессиональное образование и общество", № 2, 2014 г.

Апрель 2014 года. Принимала участие в межрегиональной научно-практической конференции "Обеспечение качества подготовки кадров в условиях модернизации экономики"....

Статья на тему "Внедрение в учебный процесс компьютерных технологий на уроках профессиональных модулей"

В статье описаны применяемые мною компьютерные технологии при проведении уроков междисциплинарных курсов....

Тезисы к конференции. Внедрение в учебный процесс электронных образовательных ресурсов по сохранению здоровья семьи и населения в целом. Лущай С.Я., Максимова Г.А., Марач Л.С.

Тезисы к XX Международной научно-практической конференции "СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ, ВОДНЫЕ И СУХОПУТНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ СИБИРИ И АРКТИКИ В XXI ВЕКЕ", г.Тюмень, март 2...

2014 ПУЛЬСОВАЯ ДИАГНОСТИКА ЗАБОЛЕВАНИЙ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ: ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

В данной работе впервые представлены опыт и результаты внедрения в учебный процесс новой дисциплины «Пульсовая диагностика в тибетской медицине», подготовленные и составленные преподавател...