Учебно-методические материалы по дисциплине Психология по теме "Память"
учебно-методический материал

Шувалова Наталья Александровна

В учебно-метолдическом материале представлена информация по процессам памяти, ее видам, эффектам и нарущениям. Кроме того, в материалах представлены задания для самостоятельной работы обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_na_ns-portal.docx19.53 КБ
Файл pamyat_na_ns-portal.docx19.53 КБ

Предварительный просмотр:

Память

Память  один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений в физиологическом коде, сохранение их в этой форме и дальнейшее воспроизведение.

Процессы памяти.

  1. Запоминание – это процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений путем связывания их с имеющимся опытом.

Процесс запоминания может протекать в трех формах: запечатление, непроизвольное и произвольное запоминание.

Запечатление (импринтинг) – это прочное и точное сохранение событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Состояние импринтинга – мгновенного запечатления – возникает у человека в момент высочайшего эмоционального напряжения.

Непроизвольное запоминание возникает при отсутствии сознательной установки на запоминание при многократном повторении одного и того же раздражителя, носит избирательный характер и зависит от действий человека, т. е. определяется мотивами, целями, эмоциональным отношением к деятельности. Непреднамеренно запоминается что-то необычное, интересное, эмоционально возбуждающее, неожиданное, яркое.

Произвольное запоминание у человека является ведущей формой. Оно возникло в процессе трудовой деятельности и вызвано необходимостью сохранить знания, умения и навыки, без которых труд невозможен. Это более высокий уровень запоминания с заранее поставленной целью и приложением волевых усилий.

  1. Сохранение – процесс памяти, представляет собой процесс более или менее длительного удержания в памяти сведений, полученных в опыте. Это не пассивный процесс удержания информации, а процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
  2. Забывание это естественный процесс угасания, ликвидации, стирания следов, затормаживания связей. Оно носит избирательный характер: забывается то, что не важно для человека, не соответствует его потребностям. Забывание – целесообразный, естественный и необходимый процесс, который дает мозгу возможность освободиться от избытка ненужной информации.
  3. Воспроизведение – самый активный, творческий процесс, заключающийся в воссоздании в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают следующие его формы: узнавание и  припоминание.

Узнавание – это восприятие объекта в условиях его повторного восприятия, которое происходит благодаря наличию слабого следа в коре головного мозга. Узнать легче, чем воспроизвести. Из 50 объектов человек узнает 35.

Припоминание – активная форма воспроизведения, связанная с напряжением, трудностями, требующая волевого усилия и специальных приемов – ассоциирования, опоры на узнавание. Припоминание зависит от ясности поставленных задач, логической упорядоченности материала.

Виды памяти. Выделяют несколько видов памяти по различным критериям.

1. По характеру психической активности,

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.

Эмоциональная память – это память на чувства и эмоциональные состояния, которые, будучи пережитыми и сохраненными в сознании, выступают как сигналы либо побуждающие к деятельности, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

У животных то, что вызывало боль, гнев, страх, ярость, запоминается быстрее и позволяет им в дальнейшем избежать подобных ситуаций.

Словесно-логическая (смысловая, знаковая) память опирается на установление и запоминание смысловых понятий, формулировок, идей, изречений. Это специфически человеческий вид памяти.

 По продолжительности сохранения материала различают кратковременную, долговременную и оперативную память

Долговременная память – это основной вид памяти, обеспечивающий длительное сохранение запечатленного (иногда – всю жизнь). Долговременная память бывает двух типов: с открытым доступом, когда человек может по своей воле извлечь необходимую информацию, и закрытая, доступ к которой возможен только под гипнозом.

При кратковременной памяти материал хранится до 15 мин.

Оперативная память предполагает удержание в памяти промежуточных материалов до тех пор, пока человек имеет с ними дело.

Свойства (качества) памяти. К ним относятся:

• скорость запоминания – количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти;

• скорость забывания – время, в течение которого материал хранится в памяти;

• объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла 7-10 единиц информации.

• точность – способность воспроизводить информацию без искажений;

• мобилизационная готовность – умение припомнить нужный материал в нужный момент.

Задания. Ответьте на утверждения Верно-Неверно.

  1. Непроизвольное запоминание связано с постановкой цели и определенными усилиями.
  2. Забывание – это патологический процесс угасания, ликвидации, стирания следов, затормаживания связей.
  3. К некоторым свойствам памяти относятся оперативность и кратковременность.
  4. Формами воспроизведения являются припоминание и узнавание.
  5. При хорошо развитой словесно-логической памяти человек легко запоминает цытаты.

Эффекты памяти

Эффект Зейгарник

   Заключается в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.

Эффект края

   При запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец.

Эффект реминисценции

   Улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (2 - 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания.

Эффекты Рибо

   Известный исследователь расстройств памяти Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий – временных потерь памяти, выявил две закономерности:

- память человека связана с личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

- память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

Нарушения памяти.

Ретроградная амнезия — отсутствие воспоминаний о некоторых событиях, которые непосредственно предшествовали бессознательному состоянию, психическому расстройству или черепно-мозговой травме. При такой потере памяти человек теряет воспоминания о событиях, которые случались за несколько минут или часов до момента потери памяти. 

Антероградная амнезия — заболевание, характеризующееся утратой воспоминаний после прогрессирования недуга, травмы головного мозга. Чаще диагностируется в пожилом возрасте. Все события, которые случились до антероградной амнезии, сохраняются в памяти.

Конфабуляции - ложные воспоминания, в которых факты, бывшие в действительности либо видоизменённые могут сочетаться с абсолютно вымышленными событиями.

Реминисценции – когда о далеком прошлом человек говорит как о настоящем.

Гипермнезии - повышенная способность к запоминанию и воспроизведению информации. Может касаться различных форм и видов памяти. Часто бывает неприятным, болезненным явлением (например, при удержании в памяти обилия малосущественных деталей. Образы всплывают очень ярко, помимо воли.

Гипомнезии -  это невозможность детального воспроизведения событий, произошедших в недавнем прошлом, словно они стерлись или исчезли. Или невозможность вспомнить без подсказки даты, имена или привычные при общении слова и выражения. Записывание для себя важной информации – первый признак гипомнезии.

 Задания. Ответьте на утверждения ВЕРНО-НЕВЕРНО

  1. Эффект памяти Зейгарник заключается в том, что незаконченные действия запоминаются лучше.
  2. Эффект реминисценции заключается в том, что человек о прошлом говорит, как о настоящем.
  3. В соответствии с эффектом края лучше запоминается начало и конец.
  4. При нарушении памяти конфабуляции человек говорит о событиях, которых не было.
  5. Антероградная амнезия чаще возникает в пожилом возрасте и связана с забыванием недалеких событий.



Предварительный просмотр:

Память

Память  один из основных психических процессов, направленных на закрепление психических явлений в физиологическом коде, сохранение их в этой форме и дальнейшее воспроизведение.

Процессы памяти.

  1. Запоминание – это процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений путем связывания их с имеющимся опытом.

Процесс запоминания может протекать в трех формах: запечатление, непроизвольное и произвольное запоминание.

Запечатление (импринтинг) – это прочное и точное сохранение событий в результате однократного предъявления материала на несколько секунд. Состояние импринтинга – мгновенного запечатления – возникает у человека в момент высочайшего эмоционального напряжения.

Непроизвольное запоминание возникает при отсутствии сознательной установки на запоминание при многократном повторении одного и того же раздражителя, носит избирательный характер и зависит от действий человека, т. е. определяется мотивами, целями, эмоциональным отношением к деятельности. Непреднамеренно запоминается что-то необычное, интересное, эмоционально возбуждающее, неожиданное, яркое.

Произвольное запоминание у человека является ведущей формой. Оно возникло в процессе трудовой деятельности и вызвано необходимостью сохранить знания, умения и навыки, без которых труд невозможен. Это более высокий уровень запоминания с заранее поставленной целью и приложением волевых усилий.

  1. Сохранение – процесс памяти, представляет собой процесс более или менее длительного удержания в памяти сведений, полученных в опыте. Это не пассивный процесс удержания информации, а процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им.
  2. Забывание это естественный процесс угасания, ликвидации, стирания следов, затормаживания связей. Оно носит избирательный характер: забывается то, что не важно для человека, не соответствует его потребностям. Забывание – целесообразный, естественный и необходимый процесс, который дает мозгу возможность освободиться от избытка ненужной информации.
  3. Воспроизведение – самый активный, творческий процесс, заключающийся в воссоздании в деятельности и общении сохраненного в памяти материала. Различают следующие его формы: узнавание и  припоминание.

Узнавание – это восприятие объекта в условиях его повторного восприятия, которое происходит благодаря наличию слабого следа в коре головного мозга. Узнать легче, чем воспроизвести. Из 50 объектов человек узнает 35.

Припоминание – активная форма воспроизведения, связанная с напряжением, трудностями, требующая волевого усилия и специальных приемов – ассоциирования, опоры на узнавание. Припоминание зависит от ясности поставленных задач, логической упорядоченности материала.

Виды памяти. Выделяют несколько видов памяти по различным критериям.

1. По характеру психической активности,

Образная память – это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.

Эмоциональная память – это память на чувства и эмоциональные состояния, которые, будучи пережитыми и сохраненными в сознании, выступают как сигналы либо побуждающие к деятельности, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

У животных то, что вызывало боль, гнев, страх, ярость, запоминается быстрее и позволяет им в дальнейшем избежать подобных ситуаций.

Словесно-логическая (смысловая, знаковая) память опирается на установление и запоминание смысловых понятий, формулировок, идей, изречений. Это специфически человеческий вид памяти.

 По продолжительности сохранения материала различают кратковременную, долговременную и оперативную память

Долговременная память – это основной вид памяти, обеспечивающий длительное сохранение запечатленного (иногда – всю жизнь). Долговременная память бывает двух типов: с открытым доступом, когда человек может по своей воле извлечь необходимую информацию, и закрытая, доступ к которой возможен только под гипнозом.

При кратковременной памяти материал хранится до 15 мин.

Оперативная память предполагает удержание в памяти промежуточных материалов до тех пор, пока человек имеет с ними дело.

Свойства (качества) памяти. К ним относятся:

• скорость запоминания – количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти;

• скорость забывания – время, в течение которого материал хранится в памяти;

• объем памяти для совершенно нового материала и материала, не имеющего смысла 7-10 единиц информации.

• точность – способность воспроизводить информацию без искажений;

• мобилизационная готовность – умение припомнить нужный материал в нужный момент.

Задания. Ответьте на утверждения Верно-Неверно.

  1. Непроизвольное запоминание связано с постановкой цели и определенными усилиями.
  2. Забывание – это патологический процесс угасания, ликвидации, стирания следов, затормаживания связей.
  3. К некоторым свойствам памяти относятся оперативность и кратковременность.
  4. Формами воспроизведения являются припоминание и узнавание.
  5. При хорошо развитой словесно-логической памяти человек легко запоминает цытаты.

Эффекты памяти

Эффект Зейгарник

   Заключается в следующем. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то окажется, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания. Это объясняется тем, что при получении задания у испытуемого появляется потребность выполнить его, которая усиливается в процессе выполнения задания. Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается, неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Можно сделать вывод: человек непроизвольно удерживает в своей памяти и в первую очередь (тоже непроизвольно) воспроизводит то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.

Эффект края

   При запоминании ряда однородной информации лучше всего по памяти воспроизводится его начало и конец.

Эффект реминисценции

   Улучшение со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных его повторений. Чаще всего это явление наблюдается при распределении повторений материала в процессе его заучивания, а не при запоминании сразу наизусть. Отсроченное на несколько дней (2 - 3 дня) воспроизведение нередко дает лучшие результаты, чем воспроизведение материала сразу после его заучивания.

Эффекты Рибо

   Известный исследователь расстройств памяти Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий – временных потерь памяти, выявил две закономерности:

- память человека связана с личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;

- память человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т.е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.

Нарушения памяти.

Ретроградная амнезия — отсутствие воспоминаний о некоторых событиях, которые непосредственно предшествовали бессознательному состоянию, психическому расстройству или черепно-мозговой травме. При такой потере памяти человек теряет воспоминания о событиях, которые случались за несколько минут или часов до момента потери памяти. 

Антероградная амнезия — заболевание, характеризующееся утратой воспоминаний после прогрессирования недуга, травмы головного мозга. Чаще диагностируется в пожилом возрасте. Все события, которые случились до антероградной амнезии, сохраняются в памяти.

Конфабуляции - ложные воспоминания, в которых факты, бывшие в действительности либо видоизменённые могут сочетаться с абсолютно вымышленными событиями.

Реминисценции – когда о далеком прошлом человек говорит как о настоящем.

Гипермнезии - повышенная способность к запоминанию и воспроизведению информации. Может касаться различных форм и видов памяти. Часто бывает неприятным, болезненным явлением (например, при удержании в памяти обилия малосущественных деталей. Образы всплывают очень ярко, помимо воли.

Гипомнезии -  это невозможность детального воспроизведения событий, произошедших в недавнем прошлом, словно они стерлись или исчезли. Или невозможность вспомнить без подсказки даты, имена или привычные при общении слова и выражения. Записывание для себя важной информации – первый признак гипомнезии.

 Задания. Ответьте на утверждения ВЕРНО-НЕВЕРНО

  1. Эффект памяти Зейгарник заключается в том, что незаконченные действия запоминаются лучше.
  2. Эффект реминисценции заключается в том, что человек о прошлом говорит, как о настоящем.
  3. В соответствии с эффектом края лучше запоминается начало и конец.
  4. При нарушении памяти конфабуляции человек говорит о событиях, которых не было.
  5. Антероградная амнезия чаще возникает в пожилом возрасте и связана с забыванием недалеких событий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по учебной дисциплине Элементы высшей математики

Учебно-методическая разработка по учебной дисциплине «Элементы высшей математики» предназначена для студентов КГБОУ СПО «Хабаровский машиностроительный техникум» специальности 230111 «Компьютерные сет...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине География

УМК по географии представляет собой пакет документов, включающий в себя следующие документы:- выписка из ФГОС среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413(ред. от 29.12.2...

Учебно- методический комплекс по учебной дисциплине "Инженерная графика" 2017 г.

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины в ГАПОУ РБ  "Политехнический техникум" и состоит- рабочей программ...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине "Обществознание"

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Положением об учебно-методическом комплексе учебной дисцыплины в ГАПОУ РБ "Политехнический техникум" и состоит- рабочей программы по у...

Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников)

Мчебно-методическое пособие предназначено  для воспитателей ДОО, студентов педагогических колледжей. В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические з...

Оценочные материалы по дисциплине "Психология Общения"

Итоговый тест по психологии общения....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей «Требования к содержанию и оформлению методических материалов по разработке учебно-методического комплекса по учебной дисциплине/ профессиональному модулю» в ГБПОУ КНТ им. Б.И.Корнилова

В методических рекомендациях обобщен и систематизирован материал, включающий основные требования к содержанию и оформлению учебно-методического комплекса по учебной дисциплине (УД)/профессиональному м...