«Правовое регулирование трудовых отношений»
учебно-методический материал

Светлана Владимировна Глебко

Трудовое законодательство в последние годы претерпело значительные изменения. Приняты федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц - акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы - о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastya_pravovedenie_ontr.rabota.docx34.35 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Трудовое законодательство в последние годы претерпело значительные изменения. Приняты федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства; федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц - акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы - о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т. д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей.

Становление рыночных отношений заставляет пересмотреть российские нормотворческие органы свое отношение к международному трудовому праву и трудовому праву капиталистических стран, как имеющих больший опыт правового регулирования в данных условиях общественного строя.

1. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИЗНАКИ, СТОРОНЫ, СОДЕРЖАНИЕ, ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, своевременно и в полном размере выплачивать заработную плату; а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Стороны трудового договора - работник и работодатель. Содержание трудового договора включает все его условия. Они могут быть непосредственными (предусмотрены трудовым договором) и производными (предусмотрены законодательством, коллективными договорами и соглашениями).

Непосредственные условия делятся на необходимые и дополнительные. Необходимыми условиями трудового договора являются: место работы (с указанием структурного подразделения); специальность, квалификация, должность работника (его трудовая функция); оплата труда. Также к существенным условиям трудового договора относятся: дата начала работы, права и обязанности работника и работодателя, время труда и отдыха и т. д.

К дополнительным непосредственным условиям относятся условия об испытательном сроке при приеме, льготах, доплатах, о неразглашении охраняемой законом тайны и т. д.

Признаки трудового договора:

  • 1. личное выполнение трудовой функции;
  • 2. выполнение работы в общем процессе труда;
  • 3. подчинение работника в процессе выполнения трудовой функции правилам внутреннего трудового распорядка;
  • 4. оплата труда по заранее установленным нормам, но не ниже гарантированного минимума, установленного на федеральном уровне.

Содержание трудового договора

Согласно ст. 57 ТК РФ во время заключения ТД необходимо выполнить определенные требования к его содержанию. В трудовом договоре должны содержаться следующие сведения:

ФИО сотрудника;

Наименование работодателя;

Данные документа, удостоверяющего личность

ИНН работодателя;

Место и дата заключения трудового договора.

Кроме перечисленной информации в трудовом договоре указываются:

1. Место работы – сама организация. Если в компании есть структурные подразделения, то местом работы считается то подразделение, которое будет указано в ТД.

2. Должностная функция. Работа по должности в соответствии со штатным расписанием.

3. Дата начала деятельности. При заключении срочного договора, указывается срок его окончания, а также причины, по которым был заключен данный вид договора.

4. Размер заработной платы, оклад, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.

5. Рабочее время и время отдыха. Время работы устанавливается в соответствии ст. 100 ТК РФ и определяет продолжительность рабочей недели, работу с ненормированным рабочим днем, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, чередование рабочих и нерабочих дней.

6. Гарантии и компенсации за работу на предприятии с вредными условиями труда.

7. Характер работы.

8. Условия труда на рабочем месте.

9. Условие об обязательном социальном страховании согласно трудовому законодательству.

10.Также в него могут входить права и обязанности работника и работодателя, установленные Трудовым кодексом и внутренними правилами организации.

В договор могут вноситься дополнительные условия:

  • испытательный срок;
  • неразглашение коммерческой тайны;
  • неразглашение охраняемой законом тайны;
  • обязанности сотрудника проработать указанный срок после обучения, оплаченное за счёт работодателя;
  • о материальной ответственности и другие.

Если в трудовой договор нужно внести изменения, то в этом случае составляется дополнительное соглашение, которое заверяется подписью каждой стороны. При несоблюдении правил договора в службе проверки, компании может быть выписан административный штраф.

2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКОМ

В соответствии со ст. 56 ТК РФ «Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции. Обеспечить условия труда, предусмотренные нормами трудового законодательства, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующие в организации правила внутреннего трудового распорядка».

В трудовом договоре указываются все условия определяющие права и обязанности сторон. На трудовой договор, заключенный между работодателем, которым согласно ст. 20 ТК РФ могут быть любые физические и юридические лица, и педагогическим работником распространяются как общие требования, указанные в нормах ст. 57 ТК РФ, так и специальные, предусмотренные в иных статьях трудового законодательства.

Документы, предъявляемые при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ)

• Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

• Трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

• Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

• Документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на службу;

• Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.

• При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.

Срок трудового договора.

Трудовые договоры могут заключаться:

А) на неопределенный срок;

Б) на определенный срок не более пяти лет

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок.

Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.

Запрещается заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления прав и гарантий, предусмотренных для работников, с которыми заключается договор на неопределенный срок.

3. ПРЕКРАЩЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ РАБОТНИКАМИ

Общие основания прекращения трудового договора, указанные в ст. 77 ТК РФ, а также основания, приведенные в ст. ст. 81, 83, 84 ТК РФ, при наличии соответствующих обстоятельств могут являться и основаниями для прекращения трудовых договоров с педагогическими работниками.

Трудовой договор с педагогическими работниками, в чьи трудовые (должностные) обязанности непосредственно входят воспитательные функции, может быть расторгнут по основанию, предусмотренному п.8 ч.1 ст.81 ТК РФ, - совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального поступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Помимо оснований прекращения трудового договора, предусмотренных гл.13 ТК РФ, по отношению к педагогическим работникам общеобразовательных учреждений такими основаниями являются:

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения (п.1 ст.336 ТК РФ, пп.1 п.4 ст.56 Закона об образовании);

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника (п.2 ст.336 ТК РФ, пп.2 п.4. ст.56 Закона об образовании).

Прекращение трудового договора производится в порядке, установленном ст. 84.1 ТК РФ.

В последний рабочий день нужно:

- выдать работнику трудовую книжку. При получении работник должен расписаться в Книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, а также в личной карточке.

- выплатить работнику заработную плату за отработанный период и иные причитающиеся ему суммы, в том числе компенсацию за неиспользованный отпуск (при его наличии).

Увольнение по п.2 ст.336 ТК РФ возможно в случае применения (в том числе однократного) педагогическим работником к обучающимся или воспитанникам следующих методов:

- физического насилия, физической силы, принудительного физического воздействия. Проявлением физического насилия могут быть побои и любые другие действия, причиняющие боль, принудительное лишение свободы, пищи, питья и т.д.;

- психического насилия. Проявлением психического насилия являются угрозы, преднамеренная изоляция, оскорбления и унижение достоинства, предъявление чрезмерных требований, систематическая необоснованная критика и т.п.

Прекращение трудового договора производится в порядке, предусмотренном ст. 84.1 ТК РФ. В последний рабочий день нужно:

- выдать работнику трудовую книжку. При получении работник должен расписаться в Книге учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним, а также в личной карточке. В случае отсутствия работника или его отказа от получения трудовой книжки работодатель должен направить ему уведомление о том, что он должен явиться за трудовой книжкой или дать согласие на отправление ее по почте;

- выплатить работнику заработную плату за отработанный период и иные причитающиеся ему суммы, в том числе компенсацию за неиспользованный отпуск (при его наличии).

4. ДИСЦИПЛИНАРНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Дисциплинарная ответственность

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ)

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт об отказе (ст. 193 ТК РФ). Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Материальная ответственность

Материальная ответственность - это обязанность стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора, в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Работник обязан возместить работодателю только прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ст. 238 ТК РФ). Прямой действительный ущерб - это реальное уменьшение наличного имущества или ухудшение его состояния (в том числе находящегося у работодателя имущества третьих лиц), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ).

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день причинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгалтерского учета с учетом степени износа этого имущества (ст. 246 ТК РФ).

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работниками работодатель обязан провести проверку для установления размера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для проведения такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соответствующих специалистов (ст. 247 ТК РФ).

Истребование от работника письменного объяснения для установления причины возникновения ущерба является обязательным. В случае отказа или уклонения работника от предоставления указанного объяснения составляется соответствующий акт.

5. ПРАВИЛА ОПЛАТЫ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда (ст.135 ТК РФ). Системы оплаты труда (размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера, системы премирования) устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно подпункту 10 п.2 ст.32 Закона РФ "Об образовании" заработную плату работников образовательного учреждения, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры премирования устанавливает непосредственно образовательное учреждение. Это означает, что системы оплаты устанавливаются:

  • а) в федеральных образовательных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;
  • б) в государственных образовательных учреждениях субъектов РФ - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;
  • в) в муниципальных образовательных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Переход на новые системы оплаты труда подразумевает:

  • 1) отказ от Единой тарифной сетки;
  • 2) дифференциацию оплаты труда работников бюджетных учреждений с учетом:
  • - специфики трудовых функций в зависимости от сферы деятельности, должности (профессии);
  • - уровня квалификации и профессиональной компетенции;
  • - качества, эффективности и результативности труда конкретных работников.
  • 3) расширение полномочий бюджетных учреждений в вопросах распределения фонда оплаты труда.

Согласно пункту 1 Положения N583 система оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, в том числе образовательных, включает:

  • 1) оклады (должностные оклады), ставки заработной платы;
  • 2) компенсационные выплаты;
  • 3) стимулирующие выплаты.

Должностные оклады и ставки заработной платы выплачиваются за выполнение обязанностей, определяемых трудовыми договорами, должностными инструкциями, квалификационными характеристиками и иными документами. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем образовательного учреждения. При этом учитываются сложность и объем выполняемой работы.

В состав заработной платы педагогических работников входят также компенсационные и стимулирующие выплаты.

К выплатам компенсационного характера в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N822, относятся:

  • - выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда;
  • - выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями;
  • - выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
  • - надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами.

К числу компенсационных выплат на практике также относятся доплаты и надбавки за классное руководство, заведование кабинетом, проверку тетрадей и другие.

К выплатам стимулирующего характера относятся:

  • - выплаты за интенсивность и высокие результаты работы;
  • - выплаты за качество выполняемых работ;
  • - выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
  • - премиальные выплаты по итогам работы.

Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников", учителям общеобразовательных учреждений и преподавателям педагогических училищ и педагогических колледжей, учебная нагрузка которых, по не зависящим от них причинам, уменьшается в течение учебного года по сравнению с установленной, выплачивается:

  • - заработная плата за фактическое число часов, если оставшаяся нагрузка выше установленной нормы за ставку;
  • - заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;
  • - заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она ниже нормы за ставку и если работников невозможно догрузить другой педагогической работой.

Преподавателям учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, учебная нагрузка которых по не зависящим от них причинам уменьшается в течение учебного года по сравнению с установленной, выплачивается заработная плата в размере, установленном при тарификации в начале учебного года. Соответственно, в последних двух случаях изменение учебной нагрузки не влечет за собой изменения условий оплаты труда.

Преподавательская работа сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, выполняемая педагогическими работниками с их согласия, не является сверхурочной. Она оплачивается дополнительно соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

Заключение

Трудовые отношения в России регулируются соответствующими правовыми нормами. В Трудовом кодексе РФ (Гл. 1, Ст. 2) определены основные принципы правового регулирования трудовых отношений, наиболее важными из которых являются: свобода труда; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда; равенство прав и возможностей работников; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы и т.д.

Эти принципы должны соблюдаться работодателями в нынешней системе трудовых отношений.

Рассматривая вопрос о регулировании трудовых отношений целесообразно обратить внимание на источники трудового права. Под источниками трудового права следует понимать результаты (продукты) правотворческой деятельности компетентных органов государства в сфере регулирования трудовых и иных общественных отношений, составляющих предмет этой отрасли права. Источники трудового права, таким образом, могут быть отождествлены с понятием нормативно-правовых актов, регулирующих рынок труда, отношения по организации и применению труда наемных работников.

В настоящее время основными источниками трудового права являются: акты международного правового регулирования; Конституция РФ; федеральные конституционные законы; иные федеральные законы; Трудовой кодекс РФ; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти; конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; акты органов местного самоуправления (соглашения о труде) и локальные нормативные акты (коллективные договоры).


Список использованной литературы

1. Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации под ред. Орловского Ю. П. 2007 г. Источник: СПС Консультант

2. Горбачева Ж.А. Комментарий к Трудовому кодексу РФ (вводный). - М.: Книжный мир, 2002.

3. Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Трудовое право России - М.: Статут, 2001.

4. Лыгин Р.Н., Толмачев А.П. Трудовое право (конспект лекций). - М.: Приор, 2001.

5. Трудовое право: учебник / Н.А. Бриллиантова; под ред. О.В. Смирнова, И.О. Снигиревой. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 03 - Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 – Правовое регулирование отношений при проведении землеустройства разработана на основе ФГОС СПО по специальности 21.02.04. Землеустройство (базо...

Лекция «Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы. Источники права» по дисциплине "Индивидуальный проект (Право)"

Лекция «Правовое регулирование общественных отношений. Теоретические основы права как системы» по дисциплине "Индивидуальный проект (Право)"...

Лекция «Правовое регулирование занятости и трудоустройства» для дисциплины «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы»

Лекция «Правовое регулирование занятости и трудоустройства» для дисциплины «Регулирование экономико-правовой деятельности туристской фирмы»...

Лекция «Правовое регулирование производственных отношений, правовое положение субъектов предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Правовое регулирование производственных отношений, правовое положение субъектов предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики» для специальности «Гостиничное...

Материалы для проведения текущего контроля (контрольной работы) по разделу "Правовое регулирование общественных отношений "

Данный материал можно использовать для проведения текущего контроля по предмету "Обществознание" по профессиям социально - экономического и технического профилей. Материла разработан на осно...

Статья студента Прекрасного Алексея по теме: "Приёмы правового регулирования информационных отношений"

Аннотация: в статье рассмотрены основные способы или приемы правового регулирования информационных отношений, основные направления правового регулирования отношений в Интернете, правореализация.Ключев...

Презентация студента Прекрасного Алексея по теме: "Приемы правового регулирования информационных отношений"

Данная презентация представляет собой выступление студента Прекрасного Алексея в ГБПОУ «Сахалинский промышленно-экономический техникум» на  XI внутритехникумовской студенческой учебно...