Современные и исторические подходы в методике обучения грамоте
презентация к уроку
Презентационный материал для лекции студентам СПО по специальности "Учитель начальных классов" по теме: "Исторические и современные подходы в методике обучения грамоте". В презентации представлены цель и задачи обучения грамоте, примеры использования иллюстративного материала на уроках обучения грамоте, а также освещены особенности некоторых УМК, которые рекомендованы к использованию в начальной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaz_istoricheskogo_i_sovremennogo_podhoda_v_metodike_og.pptx | 2.54 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Разделы методики русского языка Методика обучения грамоте Методика обучения чтению Методика обучения грамматике и орфорграфии Методика развития речи
Появление звуко-буквенной письменности у славян Кирилл и Мефодий 863 год На основе греческого алфавита создали старославянский. Заложили основы славянского библиотечного дела, книгописания . Каждая буква имела своё название. Букв было 49 (сейчас 33). Но не все читающие умели писать. Несколько столетий обучение грамоте было единственным разделом обучения родному языку, а также учили Закону Божию, цифири, арифметике
Задачи обучения грамоте 1 . Сперва аз, да буки, а потом и все науки (русская пословица) 3. Грамота , как знание есть необходимое начало всякого правильного образования К.Д. Ушинский 4. Главными определителями умственного развития являются те умственные перевороты , которые происходят в голове ученика, когда его обучают искусству говорить, читать и писать. Иван Михайлович Сеченов (физиолог) 5. Письмо – алгебра речи Лев Семёнович Выготский (психолог и педагог) 2. Язык – это живая плоть идеи, чувства, мысли. Алексей Толстой
Задачи обучения грамоте Приобщение детей к учебной деятельности; Усвоение звуков в результате анализа звучащей речи; Подготовка к чтению и письму; Выявление степени готовности к обучению; Обучение умению сосредоточенно слушать и содержательно говорить.
Как учителем решается задача приобщения к учебной деятельности Добивается усвоения детьми правил поведения на перемене и на уроке; Формирует умение правильно сидеть, при желании ответить поднимать руку, при ответе вставать около рабочего места; Вырабатывает умение громко и чётко отвечать; Приучает слушать учителя и выполнять его указания; Учит слышать ответы товарищей и реагировать на них; Добивается выработки навыка общения с книгой, тетрадью, ручкой и другими школьными принадлежностями
Как учителем решается задача выявления степени готовности к обучению 1. Умеет читать : целыми словами, по слогам, по буквам (неправильный навык), знает все буквы, не все буквы; 2. Умеет писать: пишет буквы, слова, вычленяет в письменной букве все элементы, умеет писать некоторые буквы, печатные или письменные 3. Готовность к звуковому анализу : правильно указывает ударный слог, делит слова на слоги, выделяет звук в слове или слоге, произносит все звуки правильно (нет дефектов звучания), громкость речи, дикция. 4. Лексика: разнообразие слов, наличие повторов, точность, правильность употребления слов.
Как учителем решается задача выявления степени готовности к обучению 5. Синтаксис речи: чёткость построения предложений, простые предложения, сложные предложения, полные или неполные предложения, ошибки в построении предложения и связи слов в предложениях.
Как учителем решается задача выявления степени готовности к обучению 6. Устная связная речь: знает наизусть стихотворения, сказки, может составить связный рассказ по картинке (20 слов, 10 слов, связный рассказ до 10 слов, отдельные 2-3 слова)
УМК по обучению грамоте (8 УМК на 2019) УМК«Гармония» авторы М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко , Н.М. Бетенькова , О.Е.Курлыгина . УМК«Развивающая система Л.В. Занкова » авторы Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец . УМК«Перспектива» авторы Л.Ф. Климанова, С.Г.Макеева.
УМК по обучению грамоте УМК«Перспективная начальная школа» авторы Н.Г. Агаркова , Ю.А. Агарков УМК«Планета знаний» автор Т.М. Андрианова.
УМК по обучению грамоте УМК«Ритм» автор О.В. Джежелей . УМК«Школа 2100» «Букварь» авторы Р.Н. Бунеев , Е.В. Бунеева , О.В. Пронина. УМК«Школа России» авторы В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская и др.
Классификация систем обучения чтению и письму Буквенные. Звуковые. Слоговые. Целых слов Синтетические методы Дутаналитические методы Аналитико-синтетические методы Письмо - чтение Чтение - письмо Комбинированный способ По способу движения от единичного к целому и наоборот По очерёдности действий
Методы обучения грамоте Метод – путь теоретического или практического осуществления чего-нибудь. В дидактике метод – это способ познавательной деятельности учителя и учащихся, направленный на выполнение задач образования. Ведущие методы обучения: Рассказ Беседа Объяснение Самостоятельное изучение Наглядность Главное правило доброго способа учения в том, чтобы не затемнять ум детей пространными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие
Исторически древний метод обучения грамоте - буквослагательный 1 этап: заучивание названий букв алфавита по порядку и обратно и вразбивку 2 этап: обучение складыванию слогов двухбуквенных, трёхбуквенных и т. д. 3 этап: обучение чтению отдельных слогов 4 этап: чтение по верхам, целыми словами. Письму обучали самых лучших учеников. «Из 10 читающих мальчиков только один пишет», - писал Николай Александрович Корф (русский методист)
Недостатки метода буквосложения Обучение растягивалось на 2 – 3 года Дети механически запоминали предлагаемые тексты Техническая и смысловая сторона были не связаны Предполагались физические наказания для тех кто не запоминал Отсутствие мотивации учеников
Совершенствование алфавита 1. В 1710 году Пётр I учредил гражданский шрифт. Упразднены некоторые буквы «кириллицы»: «фита», « кси », «тек», «омега», «ижица». Введена новая буква Э (оборотное) 2. В 1735 году Академия наук учредила букву Й (и краткое 3. В 1797 году историк и писатель Николай Михайлович Карамзин изобрёл и использовал в своих произведениях букву Ё
Звуковые системы В первой половине XIX века появляются звуковые системы: 1. Синтетическая (В.Ф. Одоевский, Н.А. Корф) 2. Аналитическая (В.А. Золотов, П.П. Мироносицкий ) 3. Аналитико-синтетическая (К.Д. Ушинский, П.И. Водовозов, Н.Ф. Бунаков . В.П. Вахтеров, В.А. Флеров)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ С ЛИСТА И ТРАНСПОЗИЦИЯ» В МУЗЫКАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ, КАК ЧАСТЬ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАНТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ
Практика доказала, что одним из важных качеств музыканта является умение читать с листа, исполнять произведения в различных тональностях (быстро транспонировать нотный текст). Этот вид музыкального ис...
Современные методы и подходы к обучению плаванию детей дошкольного возраста
Особое место в физическом воспитании в дошкольных учреждениях занимает обучение необходимым навыкам плавания, так как плавание – это универсальное средство разностороннего воздействия на организ...
«Современные активные и интерактивные технологии и методики обучения»
Формирование профессиональной компетентности - сложный процесс, который осуществляется поэтапно в системе непрерывного профессионального образования. В этом процессе немаловажную роль играют общеобраз...
Роль симулятора в современной методике обучении про профессии ДСМ.
Потенциал и применения комплекса тренажеров-симуляторов в обучении....
Презентация к лекции по теме: "Исторические основы методики обучения грамоте"
Презентация содержит демонстрационные слайды текстового и иллюстративного материала по методике обучения грамоте. Предназначена для студентов педагогических колледжей и ВУЗов, а также преподавателей ч...
План - конспект учебного занятия по теме "Подготовка к обучению грамоте" по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
Конспкт учебного занятия поможет преподавателям и обучающимся актуализировать знания и умения по теме "Подготовка к обучению грамоте"...
Методики обучения взрослых: эффективные подходы к образованию
Обучение взрослых имеет свои особенности и требует особых методик, чтобы быть наиболее эффективным. Взрослые обучающиеся имеют опыт и знания, которые могут быть использованы в образовательном процессе...