РОЛЬ НАРОДНЫХ СКАЗОК В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ И УМЕНИЯ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ
электронный образовательный ресурс

Светлана Владимировна Глебко

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. А народная сказка здесь выступает в роли универсального средства развития творчества. Народное творчество самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontr._rabota_literatura.docx34.77 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Творчество – это тот путь, который может эффективно реализовать эту цель. Русская народная сказка здесь выступает в роли универсального средства развития творчества. Народное творчество самое универсальное средство эстетического и нравственного воспитания, формирующего внутренний мир ребенка. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в русской народной сказке. Русская  народная сказка - неразрывная часть фольклора, является предметом исследований фольклористов, литературоведов, психологов, педагогов. В нашем исследовании  русская народная сказка рассматривается как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.

1. РОЛЬ НАРОДНЫХ СКАЗОК В РАЗВИТИИ  ВООБРАЖЕНИЯ И УМЕНИЯ          ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Сказка  – один из наиболее популярных и  любимых жанров в литературе всех народов мира. Народная волшебная  сказка не только поэтический вымысел или игра фантазии; через содержание, язык, сюжеты и образы в ней отражаются основные культурные ценности народа её создавшего.

Народные волшебные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного - "воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою".

 Народная сказка существует повсюду: в языке, наполненном мудростью фразеологических сказочных оборотов; в мышлении, ориентированном на преобладание магического над реалистическим; в праздниках, каждый из которых можно сравнить с пиром на весь мир; в одежде, которая зимой каждого из нас делает Дедом Морозом или Снегурочкой.

В  народных волшебных сказках отражена жизнь каждого народа, его моральный облик, большой жизненный опыт, накопившийся в результате упорного труда, борьбы с природой, классовых взаимоотношений. Интересное и глубокое содержание народных волшебных сказок выражено в прекрасных художественных образах, поэтому они обладают большой силой влияния на детей.

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.

Именно народная волшебная сказка стимулирует  и пробуждает творческое воображение, которое находит своё выражение  в конкретной деятельности «словесное творчество».

Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность. Этого требует его внутренний мир.

Сказочный мир близок ребенку, с помощью сказки ребенок понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Дети живут в сказке, как равноправные члены сказочного мира, в ней они впервые испытывают на себе добро и зло, смелость и храбрость. Сказка привлекает ребенка красочность и яркостью своего мира, увлекательными приключениями, фантастическими образами. Все это служит для малыша первым толчком для развития мышления, фантазии, творчества, воображения. Дети, погружаясь в воображаемый мир, с радостью и активно действуют в нем, творчески преобразуя его. Они воспринимают все происходящее, как реальность.

Развивая воображение детей необходимо придерживаться принципов:

1. Прежде чем приступить к развитию у детей творческой деятельности, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки.

2. Новые понятия должны вводиться только в знакомом содержании,

3. Содержание развивающих техник должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми.

4. В центре внимания должно быть овладение смыслом понятия, а не правилами грамматики.

5. Следует учить ребенка искать решение, учитывая, прежде всего возможные последствия, а не абсолютные достоинства.

6. Стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.

В старшем дошкольном возрасте воображения выходит на первый план, следовательно, работа педагога должна осуществляться в направлении развития преимущественно творческого воображения.

Сказка своим содержанием развивает творческий потенциал детей, креативность. Она открывает простор для детского творчества, развивает речь детей, воображение, память, учит детей коммуникации, выражению и пониманию эмоций другого человека, т.е. сказка несет в себе большой развивающий потенциал. Чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовав сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно, успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии ребенка, можно обратиться к его внутреннему, идеальному миру, осознать его чувства, эмоциональное состояние.

В процессе слушания сказки происходит знакомство с родным языком. Мы никогда не сможем уловить тот миг, когда ребенок, слушая сказку, впитывает ее, овладевает нормами родного языка, обогащает свои словарный запас.

Между природой сказки и природой ребёнка есть органическая связь. Так думает исследователь фольклора Никитина М.А. Этого же мнения придерживается и В.Г. Белинский: «В детстве фантазия есть преобладающая способность и сила души, главный её деятель и первый посредник между духом ребёнка, и находящимся вне его, миром действительности».

. Сказка учит сравнивать и сопоставлять, формирует привычку доказывать, что это так или иначе, ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым давая детям возможность выбора собственной позиции.

Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, а также делают речь эмоциональной, образной, красивой.

Сказка может развить и подкорректировать самые разнообразные черты  характера и аспекты личности и поведения ребенка.

Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа, пожалуй, ни в чём не проявляет себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая сказкам необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать данный вид устного народного творчества, как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

Сказки динамичны, напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью. В нем много мелких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и помочь при пересказывании.

Дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, а при пересказывании учатся владеть живым родным языком. Высокая художественность произведения, предлагаемая для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат детей чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упускать главного, то есть развивать их речевые умения.

Таким образом, несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший жизнь, и дети, и взрослые тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт. Использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого).

Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Народная сказка может быть успешно использована в развитии воображения у детей дошкольного возраста а так же в развитии у дошкольников правильной устной речи огромна. Пересказывание сказок, расширяет словарный запас, помогает верно строить диалоги, влияет на развитие связной речи. Делает устную речь эмоциональной, образной, красивой.

2. ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАРОДНЫХ СКАЗОК В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ ПРИ РЕШЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. В одной пословице говорится: «Сказка ложь да в ней намёк - добрым молодцам урок». Но разве сказка ложь? Нет, это живое воображение и весёлая фантазия. А именно этого и не хватает современным детям.

Сказка как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста. Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка: потребность в автономности, в активности, компетентности. Результатом удовлетворения этих потребностей является формирование таких качеств личности, как автономность, активность, социальная компетентность. Формирование такой личности требует от нас федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победы добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. Забавность сказок повышает интерес детей к ним. Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира. Эти особенности сказок и позволяют использовать их при решении педагогических задач.

Сказка в системе воспитания решает следующие задачи:

  • донесение в доступной форме до сознания детей общечеловеческих ценностей;
  • воспитание любви ко всему живому: ко всем людям и природе;
  • расширение кругозора и представлений о мире и мироустройстве;
  • закладывание нравственных основ и начал, формирования нравственно - здоровой личности ребенка;
  • развитие связной, образной речи.

Педагогическая задача 1

В старшую группу пришел Володя, мальчик тихий, аккуратный, вежливый. Он ни с кем не дружил, любил играть один. Принесут новые игрушки, возьмет одну и сразу забьется с ней в уголок. Воспитатель задумалась: в чем дело? Познакомилась она с семьей ребенка, и оказалось, что у Володи дома мало игрушек. Не занимаются там этим, да и материальные возможности не позволяют. Вот мальчик и рад любой, какая попадется. Застенчив, играть привык в одиночестве.

Воспитатель начала поручать другим детям, приглашать Володю играть, давала ему разнообразные поручения, назначала вожаком в играх. Например, при игре в сказку «Репка», Володе воспитатель предложила роль мышки, без которой ребята не смогут вытянуть репку. При этом педагог отмечает значимость Володи в этой игре и его успех, при исполнении роли мышки.

Старшие дошкольники, соотнося себя со сверстниками, ориентируются на те оценки, которые дают ему и его друзьям, и приятелям воспитатель.

Благодаря сказке, Володя в коллективе сверстников получает возможность реализовать себя и внутренне, и внешне.

Внутренняя самореализация заключается в том, что в компании сверстников ребенок ощущает себя равным, принятым, а значит и ценным.

Педагогическая задача 2   

Настя (6 лет) охотно ходит в детский сад. Но однажды она закапризничала. Бабушка помогает раздеваться её в вестибюле, а она кричит, раздеваться сама не хочет, топает ногами.

Воспитатель попробовала заговорить с девочкой, но она даже не посмотрела в ее сторону. Она попросила бабушку уйти домой. Бабушка ушла, а Настя продолжал капризничать. Тем, кто был в вестибюле, воспитатель сказала:

— Как это случилось, что вместо Насти бабушка привела к нам другую девочку – капризную Марфушеньку из сказки «Морозко»? Настя так никогда не плакала и не капризничала, сама раздевалась.

Тут Настя перестала капризничать, посмотрела на всех и авторитетно заявила:

— Нет, я Настя.

— Если ты Настенька,— сказала воспитатель,— то сейчас разденешься и придешь в группу.

Минут через десять она вошла в группу, и воспитатель послала её умываться.
— А теперь я Настенька? — спросила девочка.

ОТВЕТ

Педагог подошла к решению данной проблемы профессионально, использовав при этом весьма креативный подход, пример сказочного персонажа, с точки зрения организации сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса. Как оказалось, используемые педагогом методы и приемы, весьма эффективны.

К шести годам ребёнок уже может заранее в уме представить себе тот результат, который хочет получить, приступая к какому-либо делу. Это знаменуется переходом от случайных манипуляций к целенаправленным действиям.

Я считаю, что взрослый должен облегчить этот переход, постоянно интересуясь, что сделал ребёнок, что он делает, и что собирается делать, помогая детям довести задуманное ими до конца, одобряя полученный результат. Наиболее благоприятная среда для психического развития и воспитания ребёнка младшего возраста – это семья, где его окружают родные любящие люди, которые заботятся о нем, а в детском образовательном учреждении важно, чтобы педагогический процесс способствовал полноценному психическому развитию каждого ребенка.

В данном случае воспитателю помогут такие технологические операции создания ситуации успеха, при помощи народных сказок,  как:

• снятие страха – сказка  «Гуси – лебеди» (выраженное в словах: «Не бывает ошибок только у тех, кто ничего не делает…» и др.);

• внесение мотива – сказка «Репка» («Без тебя и твоей помощи мне не справиться…» и др.);

• авансирование успешного результата – сказка «Маша и медведь» («Ты справишься с этим…», «У тебя это обязательно получится, и я нисколько в этом не сомневаюсь…»);

Созданные условия, при помощи народной сказки, дают реальную возможность для каждого ребенка пережить замечательное чувство успеха, преодолеть неуверенность, самоутвердиться в собственных глазах, глазах сверстников и родителей.

 

          Заключение

Дошкольников привлекают народные сказки тем, что в них воображаемая жизнь очень похожа на реальную, каждый персонаж имеет своеобразный характер, в них действуют отважные и трусливые, скромные и кичливые, милосердные и равнодушные…Слушая или читая сказки, дети приобретают представления и знания о мире, взаимодействии людей, их характерах, поступках, традициях, быте, песнях, танцах, нарядах, кушаньях, а также сложных жизненных ситуациях.

Сказка активизирует эмоциональную и интеллектуальную сферу. Через сказку, как плод фантазии  ребенка, можно обратиться к его внутреннему, идеальному миру, осознать его чувства, эмоциональное состояние. Таким образом, несмотря на технический прогресс, до предела рационализировавший жизнь, и дети, и взрослые тянутся к таинственному миру сказки, сохраняющей богатый народный опыт.              

Анализ и составление собственной сказки позволяет решить следующие задачи:

  • Развитие творческого мышления ребёнка.
  • Совершенствование вербального языка (ребёнок учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли).
  • Развитие фантазии и воображения.
  • Развитие способности к глубокому образному мышлению, установление причинно-следственных связей.
  • Развитие эмпатии и умения слушать (т.к. в ходе анализа ребёнок учится чувствовать главного героя и слушать то, что говорят другие дети).

Педагогу необходимо создавать условия, в которых ребенок мог бы приобщиться к сказке, проявить самостоятельность и творчество.

Библиография:

1.  Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи» Линка-Пресс 2003г.

2.  Журнал «Дошкольное воспитание» №   5. 2005г. №   8. 2005г.

3. Зимина И. «Народная сказка в системе воспитания дошкольников» Дошкольное воспитание № 1 2005г.

4.  Ершова О.А. «Программа развития и обучения дошкольника» Изд. Дом «Нева» 2003г.

5.  Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь,2000

6.   История сказки /http:// www.fairytale-info.ru/3.html (дата обращения 26.11.2021 г.)

7. Учебное пособие для педагогических училищ «Детская литература» Москва «Просвещение» 1989г.

 8. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» Изд-во АСТ 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок

В данной работе отражается краткая история создания произведения. Сопоставление экранизации и текста пролога. Даются новые термины по теории литературы,а также повторение темы "Сказки". По ходу работы...

Роль народного сценического танца в сохранении традиций народной культуры среди учащихся детских школ искусств

С развитием педагогики профессиональной хореографии, в научной литературе поднимаются вопросы, связанные с обучением и воспитанием профессионального танцовщика, который способен всячески сохранять и р...

Викторина -"Русских народных сказок".

Закрепить и расширить  знания детей о русских народных сказок....

РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Статья. РОЛЬ НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА...

Развитие словесного творчества с использованием русских народных сказок

Презентация учителя - логопеда Кузнецовой Д. В. и педагога - психолога Гусаровой О. А....

Урорк-беседа "Воспитательная роль сказок К.Д.Ушинского, их роль в современном чтении"

             Материал был подготовлен в рамках выступления на научно – практической конференции «Великий учитель», посвященной творчеству К....