Статья "Родительская некомпетентность и пути её решения"
статья

Зайцева-Белова Татьяна Евгеньевна

Статья о реализации  проекта "Азбука заботы" для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития с участием "Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" на базе "Наро-Фоминского Реабилитационного центра для детей и подростков с ОВЗ "Сказка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ

И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ

В 2019 году наш «Наро-Фоминский Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ «Сказка» единственный в Московской области выиграл Гранд «Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации». И с апреля 2019 по сентябрь 2020 года на базе Центра реализуется проект «Азбука заботы» для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. В рамках проекта «Азбука заботы» Реабилитационный центр осуществляет мероприятия, направленные на  коррекцию нарушений развития детей с ТМНР: обучение их основным социальным и бытовым навыкам, развитие способностей, создание социально-психологических предпосылок для интеграции в общество; а также на психологическую поддержку родителей и повышение их компетенции в воспитании.

Повышение уровня педагогической компетентности или родительского образования – это гарантированное право ребенка на семью, любовь и заботу родителей, основа решения проблем семьи, материнства и детства.

 Обычно родители, узнавшие об инвалидности ребёнка, находятся в состоянии стресса. Этот стресс носит сначала острый характер, а затем переходит в хронический. Особенно тяжелый этап — это приспособление родителей и ребенка к жизни, ребенка к маме, и мамы к ребенку. Рождение ребенка с тяжелыми множественными нарушениями не только меняет жизнь родителей, но и изменяет их представление о своей роли и месте в жизни. Матери предстоит противостоять и настороженному отношению со стороны окружающих, и собственной растерянности перед обстоятельствами, и противоречивым и незнакомым чувствам к себе самой.

Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. В рамках реализации программы «Азбука заботы» я, как педагог-психолог, подготовила и  вела блок, отвечающий за повышение компетенции родителей в воспитании ребенка с ТМНР. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо в первую очередь меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться.

Обучающий блок для родителей детей с ТМНР состоит из консультаций, тренингов и мастер-классов «Монтессори  - своими руками». На этих занятиях мы рассказываем и обучаем сенсорному подходу в развитии ребенка с особенностями по методу М.Монтессори. Уникальность сенсорного подхода и материалов Монтессори позволяют применять его принципы к детям с любым развитием.    

Давно доказано, что нарушение сенсорного восприятия окружающего мира является одной из главных особенностей развития детей с ТМНР. Все сведения об окружающем мире и о себе самом человек получает в форме зрительных, слуховых, двигательных, кожных, вкусовых, обонятельных ощущений и восприятий. Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений. Формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий.  Понимание сигналов из внешнего мира и внутренней среды организма формируется на основе совместной деятельности ряда сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной, проприоцептивной, вестибулярной, вкусовой и обонятельной.  Восприятие информации, одновременно поступающей по нескольким чувственным каналам, и объединение этой информации в единое целое называется сенсорной интеграцией. Многоканальный характер восприятия позволяет человеку использовать несколько органов чувств одновременно: ощущения различных модальностей в результате сложной аналитико-синтетической деятельности мозга объединяются в целостный образ предмета явления, ситуации и интерпретируются в соответствии с прежним сенсорным опытом. Например, при условии нормального  деятельности, ребёнок способен видеть какой-либо предмет, одновременно с этим ощупывать, нюхать и пробовать его на вкус, слышать название и понимать, о чём идёт речь. А у детей с ТМНР этого опыта недостаточно или он вовсе отсутствует в силу своего заболевания. Вот поэтому многие проблемы развития и поведения детей с ТМНР являются результатом искажения процесса восприятия сенсорной информации или и ее отсутствие. Ребенок сначала должен «находиться в ощущениях», концентрироваться на них, только после этого сигнал идет в мозг и ребенок получает новую возможность к деятельности. Нельзя лишать ребенка «сенсорных корней» и сразу заниматься целенаправленной деятельностью.

Для реализации этой цели М.Монтессори разработала разнообразные пособия, направленные на удовлетворение потребности детей в осознании себя и окружающего мира.   В наши дни, такое разнообразие отличных пособий и  игрушек на любой вкус и бюджет, что кажется бессмысленным делать их самим своими руками. Конечно, проще всего купить малышу очередной фабричный шедевр, но его польза для развития ребенка будет куда меньшей, чем у самодельной игрушки. Кто как не родители знают в каких ощущениях ребенок испытывает дефицит: слуховых, вкусовых, зрительных, обонятельных,  осязательных (тактильных), оптико-пространственных. На своих мастер-классах «Монтессори – своими руками» я рассказываю и показываю родителям из чего и для каких целей можно сделать нужные игрушки: шумовые коробочки, музыкальные плечики, тактильные стельки и мешочки, обонятельные баночки, вкусовые колбочки, и всевозможные «сухие» бассейны и др.

Также совместное творчество необыкновенно сближает родителей и детей.  Малыш познает свойства разных материалов, учится фантазировать и воплощать свой замысел. У ребенка развивается мелкая моторика рук, совершенствуется координация движений, повышается усидчивость и внимание к мелким деталям. Кроме того, этот процесс учит детей проявлять заботу о ближних: каждая самодельная игрушка может стать уникальным «авторским» подарком любимой бабушке или младшему братику. Мастеря игрушки вместе с ребенком, вы будете лучше понимать его, а он почувствует себя важным, любимым и особенным. Не забывайте и о том, что изготовление всевозможных поделок — отличный способ снятия стресса для самих взрослых!

Часто родители утверждают, что для подобного творчества у них нет времени, терпения, способностей, а главное — настроя. Пугает «творческий беспорядок», который придется убирать, а главное, самодельные игрушки кажутся некрасивыми и неинтересными. Но так ли это на самом деле, посмотрим:

  • такая игрушка полностью оригинальна, не похожа на те, что продаются в магазине  (можно использовать природный материал: ракушки, шишки, камешки и т.д.);
  • ее можно создавать, а не просто играть готовым изделием: придумывать детали, модифицировать во время игры;
  • сделать игрушку можно из самых простых материалов, которые найдутся дома;
  • ее можно адаптировать к интересам малыша, учитывая  интересы ребенка и его увлечения, например,  страсть к динозаврам;
  • самодельная игрушка учитывает все пожелания ребенка (цвет, размер, форма, материал);
  • «рукотворная» продукция многофункциональна, ее можно использовать для разных игр;
  • для каждой игрушки легко изготовить пару или целый игровой набор;
  • дети больше ценят такие игрушки и бережнее с ними обращаются;
  • они обходятся очень дешево;
  • создавать такие игрушки можно всей семьей.

Мы поговорили о том, почему родителям не стоит пренебрегать самодельными игрушками, а теперь обратимся к главному участнику процесса. Для ребенка

очень важно, чтобы выполняемые действия были ему по силам, а с получившейся игрушкой можно было бы действительно играть. А для этого нужно соблюдать следующие правила:

1.  Соблюдать принцип «пошагового обучения», нужно переходить от легких задач к более сложным;

  1. Не стараться все делать за ребенка, приходить ему на помощь только при необходимости;

3.  Не ругать детей за испачканную одежду или мебель, сложно представить себе                   творческий процесс без мусора и беспорядка;

  1. Поддерживать интерес ребенка во время работы, поощрять его действия, попросить его о помощи, чтобы ребенок чувствовал себя полноправным участником процесса;
  2. Сделанную игрушку не оставляйте без внимания: активно используйте ее для игр,  показывать гостям – пусть ребенок испытает чувство гордости за свой труд.

Итак, мастер-классы «Монтессори – своими руками» для родителей  убедили их в том, что создание самодельных игрушек вместе с ребенком может быть очень увлекательным и полезным. Если они искренне заинтересованы совместным творчеством, то скорее всего, увлекут им  малыша и в процессе еще больше сблизятся с ним. Попробуйте мастерить игрушки  — это занятие доставит огромное удовольствие всем! 

Педагог-психолог РЦ «Сказка»

Зайцева Татьяна Евгеньевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа на тему: «Проблемы начального обучения в классе обязательного фортепиано и пути их решения»

Начальное обучение игре на фортепиано в классе обязательного фортепиано не изолированная область работы с учеником, а часть общего процесса. Сложные и разнообразные методические задачи данной дис...

Методическая работа на тему: «Проблемы начального обучения в классе обязательного фортепиано и пути их решения»

Начальное обучение игре на фортепиано в классе обязательного фортепиано не изолированная область работы с учеником, а часть общего процесса. Сложные и разнообразные методические задачи данной дис...

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Никакая другая отрасль общественного производства не связана так с использованием природных ресурсов, как сельское хозяйство. Ведь труд земледельца и животновода - это по существу использование природ...

Преемственность в формировании практических навыков: проблемы и пути их решения при обучении профессиональным программам.

В настоящее время выпускник должен не только иметь высокий уровень профессионализма и быть всесторонне развитым человеком, но и обладать профессиональной мобильностью, готовностью к профессиональному ...

Информационная встреча "Семейные конфликты и пути их решений"

Данную методическую разработку можно применять социальному педагогу, психологу при работе с социально-неблагополучными семьями....

Адаптация первоклассников к школе и пути их решения с родителями

Адаптация- это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям...

Развитие досуговой деятельности студентов в образовательном учреждении. Проблемы и пути их решения.

Данная статья подготовлена для межрегиональной научно-практической конференции "Апрельские чтения-2019"...