Внеурочное мероприятие: Формирование у школьников позитивных жизненных установок «Я — уникальная и неповторимая личность»
план-конспект занятия
Цель – формировать у воспитанников толерантное отношение к себе и окружающим людям.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием «толерантность».
- Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
- Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.
- Повысить самооценку учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_unikalnaya_i_nepovtorimaya_lichnost.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
- Внеурочное мероприятие: Формирование у школьников позитивных жизненных установок «Я — уникальная и неповторимая личность»
Воспитатель: Юткина О.М.
Цель – формировать у воспитанников толерантное отношение к себе и окружающим людям.
Задачи:
- Познакомить учащихся с понятием «толерантность».
- Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
- Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.
- Повысить самооценку учащихся.
Никто не может любить другого, если до этого не полюбил себя...
Эразм Роттердамский
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Кто я? Какой я? Почему я такой? Казалось бы, это очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и жизни в целом.
Тема нашего мероприятия «Я уникальная и неповторимая личность». Давайте не спеша и обстоятельно при помощи игр и упражнений научимся любить и уважительно относиться к себе и окружающим нас людям.
Упражнение «Сядьте те…»
Воспитатель: Сядьте те, кто учится в 8 классе, у кого есть брат и сестра, и т.п.
Воспитатель: У каждого из нас есть свое имя. А вы знаете, что даже в маленьком имени заключено много доброго и хорошего. Я приготовила для вас сердечки с вашими именами (раздает сердечки). Подберите на каждую букву вашего имени прилагательное, которое с хорошей стороны характеризует вас, если вы затрудняетесь в подборе слов, мы вместе поможем вам. (Педагог показывает сердечко со своим именем и характеризует себя).
- Упражнение «Мои положительные черты»
Воспитатель: Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение? Что вы сделаете с вашим сердцем после занятия? Постарайтесь сохранить это сердце. В трудные минуты жизни прочтите то, что на нем написано, — и вам станет легче.
- Показ сказки В.Г. Капустина «Медвежонок и тот, кто живет в речке»
Воспитатель: Ясным солнечным днем шел по лесу Медвежонок. Шел и пел веселую песенку. Удивлялись звери, спрашивали друг у друга, куда это идет Медвежонок один, без мамы? Никто не знал. А шел Медвежонок далеко, за речку. Там на большой поляне росли красивые яркие цветы.
Сегодня у его мамы был день рождения, и Медвежонок хотел нарвать ей большой букет. Шел да шел Медвежонок, пока не встретил дедушку Ежа. Поздоровался.
- Куда ты идешь один, малыш? — спросил Еж. Медвежонок рассказал Ежу все и пошел дальше.
В тени под кустом лежал Заяц. Медвежонок не заметил его и нечаянно наступил на него. От неожиданности тот подскочил как ужаленный.
- Ты куда идешь? — спросил Заяц.
И рассказал Медвежонок Зайцу, куда и зачем идет.
- А ты не боишься того, кто в речке живет? — удивился Заяц. Медвежонок не знал, кто в речке живет, но ответил храбро:
- Не-ет, не боюсь.
Пришел Медвежонок на берег реки, заглянул в воду и увидел того, кто в речке живет. Испугался, но виду не подал, а скорчил ему страшную рожу.
Тот, в свою очередь, тоже скорчил рожу. И она была такая страшная, что Медвежонок не выдержал и пустился наутек.
Он бежал быстро, не оглядывался. Снова наступил на Зайца.
- Ты возьми большую палку и покажи ему, что у тебя есть большая палка, — посоветовал Заяц.
Медвежонок так и сделал.
Но у того, кто в речке живет, тоже была палка. Медвежонок замахнулся своей палкой. Тот, кто в речке живет, погрозил ему своей. И маленькому Медвежонку стало так страшно, что он помчался в лес, не разбирая дороги. Остановился он, увидев Ежа. Сел и заплакал:
Я боюсь того, кто в речке живет, и не могу перейти через речку на поляну. Я не нарву цветов маме.- А ты пойди и улыбнись тому, кто в речке живет. Только улыбнись и все, — сказал Еж. И снова Медвежонок пошел к реке. Здесь он наклонился и робко, приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке.
И тот улыбнулся Медвежонку приветливо и ласково.
- Ура! — закричал Медвежонок. — Теперь мы будем с ним дружить! — и, обрадованный, перешел на другую сторону реки. Медвежонок возвращался домой с большим букетом цветов, пел веселую песенку.
- Он совсем не плохой, тот, кто в речке живет! — сказал Медвежонок к Ежу. Помолчал немножко и спросил:
—Дедушка Еж, а кто живет в речке?
Еж рассмеялся.
- Упражнение «Отражение в воде»
Упражнение выполняется в парах.
Воспитатель: Один из вас будет медвежонком, другой — тем, кто живет в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:
а) Медвежонок скорчил страшную рожу.
б) Медвежонок замахнулся своей палкой.
в) Медвежонок приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке.
Вопросы детям:
- Кого увидел медвежонок в речке?
- Что ты чувствовал, когда твой партнер скорчил тебе рожу (замахнулся на тебя палкой, улыбнулся)?
- Что тебе было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?
- Как вы думаете, все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке все отражается так же, как и в зеркале?
Воспитатель: Вы знаете, что в каждой сказке есть доля правды. И наша злая, страшная рожа может испугать не только другого человека, но и нас самих. Замахиваясь на другого палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.
- Упражнение «Волшебное озеро»
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.
Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
Воспитатель: Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком, волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
После того как в шкатулку заглянет каждый, воспитатель задает детям вопросы:
- Как вы понимаете значение слова «уникальный»?
- Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
- Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
Воспитатель: Мы выяснили, что каждый человек — это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность». Давайте вслушаемся в это слово: «То-о-ле-е-ра-а-нт-ностъ». Как, по-вашему, звучит это слово?
Ответы детей: «Ласково», «Доброжелательно», «Как колокольчик», «Переливаясь», «Плавно», «Похоже на весеннюю капель», «По-дружески».
Воспитатель: Обратимся к Большому энциклопедическому словарю: «Толерантность — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». А что, по-вашему, означает слово «толерантность»?
- Упражнение «Я люблю тебя...»
Дети садятся в круг.
Педагог: Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из вас попробует признаться в любви... самому себе. Это нелегкая задача. В этом вам поможет зеркало. Глядя на свое отражение в зеркале, вы должны сказать «Я люблю тебя...», назвать свое имя и объяснить, почему вы себя любите. Эти слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви к самому себе все поверили.
Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим.
Не каждый ребенок сможет выполнить это задание. Поэтому можно предложить более легкие варианты:
а) признаться себе в любви, отвернувшись от остальных детей;
б) признаться в любви «про себя».
- Упражнение «Похвали себя и других»
Дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая внутренний. Дети стоят лицом друг к другу.
Воспитатель: Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить про них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.
Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать: «А, кроме того, я...» — и продолжить говорить комплименты в свой адрес.
Например, Саша говорит Вере: «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает: «А, кроме того, я настойчивая, щедрая...» Затем Вера должна похвалить Сашу.
После обмена комплиментами дети, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.
- Что ты чувствовал(а), когда говорил(а) комплименты другим участникам?
- Что ты чувствовал, когда тебе говорили комплименты?
- Легко ли было похвалить себя?
Воспитатель: Пришло время подвести итог нашего мероприятия.
- Что вы узнали о понятии «толерантность»?
- Как отношение к самому себе влияет на отношение к другим людям?
- Перед вами лежат градусники. Предлагаю вам самостоятельно оценить результативность нашей встречи.
Я хочу подарить вам добрые советы, которые дал человек, имеющий на это право – Чарли Чаплин. Эти советы, надеюсь, помогут вам в дальнейшей жизни.
- Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.
- Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.
- Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
- Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.
- Ищите в себе интерес к различным делам и попробуйте себя в них.
- Не упускайте мгновения удачи.
- Не предъявляйте к себе и невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот.
- Прислушайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперед.
- Четко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.
- Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
- Любите людей, и они ответят вам тем же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование компетентности школьника"
Современный человек должен быть компетентным специалистом. Начало пути в этом направлении- это дополнительное образование, где школьник исходя из своих интересов, способностей, склонностей определяетс...
методическая разработка внеурочного мероприятия "Развивайте дар слова""
Сценарий беседы за круглым столом с игровыми элементами на тему « Развивайте дар слова»...
Внеурочное мероприятие "Своя игра". Проверь свои знания по естествознанию!
Методическая разработка внеурочного мероприятия по естествознанию "Проверь свои знания по естествозвонанию!" в форме популярной телеигры "Своя игра". Все вопросы демонстрируются на слайдах. ТСО:...
Презентация ко внеурочному мероприятию по естествознанию "Проверь свои знания по естествознанию!"
Презентация составлена по типу телеигры "Своя игра". Вопросы из области знаний по химии, физике, биологии и географии ...
Методические рекомендации на тему "Роль куратора группы в формировании у студентов позитивной «Я-концепции», общих и ключевых компетенций"
Особая роль в воспитании здоровой личности, обладающей общими и ключевыми компетенциями, отводится куратору, наставнику учебной группы, который должен уметь правильно использовать свои педагогические ...
Презентация на тему: «Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся».
Презентация к выступлению на заседании Областного совета по научно- методической и инновационной деятельности системе СПО по внедрению технологии формирования толерантности по методике «vid...
Статья в журнале /Мавлонова, И.В. Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся ЧТПиГХ им.Я.П. Осадчего
Мавлонова, И.В. Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся ЧТПиГХ им.Я.П. Осадчего / Инновационное развитие профессионального образования: научно-практический журнал. - ...