Внеурочное мероприятие: Формирование у школьников позитивных жизненных установок «Я — уникальная и неповторимая личность»
план-конспект занятия

Цель – формировать у воспитанников толерантное отношение к себе и окружающим людям.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием «толерантность».
  • Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
  • Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.
  • Повысить самооценку учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_unikalnaya_i_nepovtorimaya_lichnost.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Внеурочное мероприятие: Формирование у школьников позитивных жизненных установок «Я — уникальная и неповторимая личность»

Воспитатель: Юткина О.М.

Цель – формировать у воспитанников толерантное отношение к себе и окружающим людям.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с понятием «толерантность».
  • Учить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.
  • Показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны.
  • Повысить самооценку учащихся.

Никто не может любить другого, если до этого не полюбил себя...

Эразм Роттердамский

ХОД   ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Кто я? Какой я? Почему я такой? Казалось бы, это очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Между тем ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим людям и жизни в целом.

Тема нашего мероприятия  «Я уникальная и неповторимая личность».  Давайте не спеша и обстоятельно при  помощи игр и упражнений научимся любить и уважительно относиться к себе и окружающим нас людям.

 

Упражнение «Сядьте те…»

Воспитатель: Сядьте те, кто учится в 8 классе, у кого есть брат и сестра, и т.п.

Воспитатель: У каждого из нас есть свое имя. А вы знаете, что даже в маленьком имени заключено много доброго и хорошего. Я приготовила для вас сердечки с вашими именами (раздает сердечки). Подберите на каждую букву вашего имени прилагательное, которое с хорошей стороны характеризует вас, если вы затрудняетесь в подборе слов, мы вместе поможем вам.  (Педагог показывает сердечко со своим именем и характеризует себя).

  1. Упражнение «Мои положительные черты»

Воспитатель: Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение? Что вы сделаете с вашим сердцем после занятия? Постарайтесь сохранить это сердце. В трудные минуты жизни прочтите то, что на нем написано, — и вам станет легче.

  1. Показ сказки В.Г. Капустина «Медвежонок и тот, кто живет в речке»

Воспитатель: Ясным солнечным днем шел по лесу Медвежонок. Шел и пел веселую песенку. Удивлялись звери, спрашивали друг у друга, куда это идет Медвежонок один, без мамы? Никто не знал. А шел Медвежонок далеко, за речку. Там на большой поляне росли красивые яркие цветы.

Сегодня у его мамы был день рождения, и Медвежонок хотел нарвать ей большой букет. Шел да шел Медвежонок, пока не встретил дедушку Ежа. Поздоровался.

  • Куда ты идешь один, малыш? — спросил Еж. Медвежонок рассказал Ежу все и пошел дальше.

В тени под кустом лежал Заяц. Медвежонок не заметил его и нечаянно наступил на него. От неожиданности тот подскочил как ужаленный.

  • Ты куда идешь? — спросил Заяц.

И рассказал Медвежонок Зайцу, куда и зачем идет. 

  • А ты не боишься того, кто в речке живет? — удивился Заяц. Медвежонок не знал, кто в речке живет, но ответил храбро:
  • Не-ет, не боюсь.

Пришел Медвежонок на берег реки, заглянул в воду и увидел того, кто в речке живет. Испугался, но виду не подал, а скорчил ему страшную рожу.

Тот, в свою очередь, тоже скорчил рожу. И она была такая страшная, что Медвежонок не выдержал и пустился наутек.

Он бежал быстро, не оглядывался. Снова наступил на Зайца.

  • Ты возьми большую палку и покажи ему, что у тебя есть большая палка, — посоветовал Заяц.

Медвежонок так и сделал.

Но у того, кто в речке живет, тоже была палка. Медвежонок замахнулся своей палкой. Тот, кто в речке живет, погрозил ему своей. И маленькому Медвежонку стало так страшно, что он помчался в лес, не разбирая дороги. Остановился он, увидев Ежа. Сел и заплакал:


  • Я боюсь того, кто в речке живет, и не могу перейти через речку на поляну. Я не нарву цветов маме.
  • А ты пойди и улыбнись тому, кто в речке живет. Только улыбнись и все, — сказал Еж. И снова Медвежонок пошел к реке. Здесь он наклонился и робко, приветливо улыбнулся тому, кто живет в речке.

И тот улыбнулся Медвежонку приветливо и ласково.

  • Ура! — закричал Медвежонок. — Теперь мы будем с ним дружить! — и, обрадованный, перешел на другую сторону реки. Медвежонок возвращался домой с большим букетом цветов, пел веселую песенку.
  • Он совсем не плохой, тот, кто в речке живет! — сказал Медвежонок к Ежу. Помолчал немножко и спросил:

—Дедушка Еж, а кто живет в  речке?

Еж рассмеялся.

  • Ладно, я спрошу у мамы, — сказал Медвежонок.
  1. Упражнение «Отражение в воде»

Упражнение выполняется в парах.

Воспитатель: Один из вас будет медвежонком, другой — тем, кто живет в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:

а)        Медвежонок скорчил страшную рожу.

б)        Медвежонок замахнулся своей палкой.

в)        Медвежонок приветливо улыбнулся тому, кто живет  в речке.

Вопросы детям:

  • Кого увидел медвежонок в речке?
  • Что ты чувствовал, когда твой партнер скорчил тебе рожу (замахнулся на тебя палкой, улыбнулся)?
  • Что тебе было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?
  • Как вы думаете, все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке все отражается так же, как и в зеркале?

Воспитатель: Вы знаете, что в каждой сказке есть доля правды. И наша злая, страшная рожа может испугать не только другого человека, но и нас самих. Замахиваясь на другого палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.

  1. Упражнение «Волшебное озеро»

Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы.

Все участники садятся в круг и закрывают глаза.

Воспитатель: Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком, волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему. 

После того как в шкатулку заглянет каждый, воспитатель задает детям вопросы:

-  Как вы понимаете значение слова «уникальный»?

  • Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
  • Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
  • Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?

Воспитатель: Мы выяснили, что каждый человек — это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность». Давайте вслушаемся в это слово: «То-о-ле-е-ра-а-нт-ностъ». Как, по-вашему, звучит это слово?

Ответы детей: «Ласково»,  «Доброжелательно»,  «Как колокольчик»,  «Переливаясь»,  «Плавно»,  «Похоже на весеннюю капель»,  «По-дружески».

Воспитатель: Обратимся к Большому энциклопедическому словарю: «Толерантность — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». А что, по-вашему, означает слово «толерантность»?  

Ответы детей:

  1. Упражнение «Я люблю тебя...»

Дети садятся в круг. 

Педагог:  Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из вас попробует признаться в любви... самому себе. Это нелегкая задача. В этом вам  поможет зеркало. Глядя на свое отражение в зеркале, вы должны сказать «Я люблю тебя...», назвать свое имя и объяснить, почему вы себя любите. Эти слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви к самому себе все поверили.

Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим.

Не каждый ребенок сможет выполнить это задание. Поэтому можно предложить более легкие варианты:

а)        признаться себе в любви, отвернувшись от остальных детей;

б)        признаться в любви «про себя».

  • Легко ли вам было признаться в любви к самому себе?
  • Что вы при этом чувствовали?
  1. Упражнение «Похвали себя и других»

Дети  делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая внутренний. Дети  стоят лицом друг к другу.

Воспитатель: Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить про них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.

Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать: «А, кроме того, я...» — и продолжить говорить комплименты в свой адрес.

Например, Саша говорит Вере: «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает: «А, кроме того, я настойчивая, щедрая...» Затем Вера должна похвалить Сашу.

После обмена комплиментами дети, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.

- Что ты чувствовал(а), когда говорил(а) комплименты другим участникам?

  • Что ты чувствовал, когда тебе говорили комплименты?
  • Легко ли было похвалить себя? 

Воспитатель: Пришло время подвести итог нашего мероприятия.

  • Что вы узнали о понятии «толерантность»?
  • Как отношение к самому себе влияет на отношение к другим людям?

- Перед вами лежат градусники. Предлагаю вам самостоятельно оценить результативность нашей встречи.

Я хочу подарить вам добрые советы, которые дал человек, имеющий на это право – Чарли Чаплин. Эти советы, надеюсь, помогут вам в дальнейшей жизни.

  • Не бойтесь принимать решение и доводить его до конца.
  • Сохраняйте работоспособность, заряд творчества и разумного риска.
  • Ищите в себе положительное и демонстрируйте его.
  • Не будьте самонадеянны и не бойтесь задавать вопросы.
  • Ищите в себе интерес к различным делам и попробуйте себя в них.
  • Не упускайте мгновения удачи.
  • Не предъявляйте к себе и невыполнимых требований, но при этом стремитесь к покорению новых высот.
  • Прислушайтесь к себе и изучайте себя. Это даст вам силы к движению вперед.
  • Четко определяйте свои достоинства и недостатки. Это способствует успеху.
  • Научитесь радоваться каждому прожитому дню и учитесь извлекать уроки из каждого прожитого дня.
  • Любите людей, и они ответят вам тем же.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование компетентности школьника"

Современный человек должен быть компетентным специалистом. Начало пути в этом направлении- это дополнительное образование, где школьник исходя из своих интересов, способностей, склонностей определяетс...

методическая разработка внеурочного мероприятия "Развивайте дар слова""

Сценарий беседы за круглым столом с игровыми элементами на тему  « Развивайте дар слова»...

Внеурочное мероприятие "Своя игра". Проверь свои знания по естествознанию!

Методическая разработка внеурочного мероприятия по естествознанию "Проверь свои знания по естествозвонанию!" в форме популярной телеигры "Своя игра".  Все вопросы демонстрируются на слайдах. ТСО:...

Презентация ко внеурочному мероприятию по естествознанию "Проверь свои знания по естествознанию!"

Презентация составлена  по типу телеигры "Своя игра". Вопросы из области знаний по химии, физике, биологии и географии ...

Методические рекомендации на тему "Роль куратора группы в формировании у студентов позитивной «Я-концепции», общих и ключевых компетенций"

Особая роль в воспитании здоровой личности, обладающей общими и ключевыми компетенциями, отводится куратору, наставнику учебной группы, который должен уметь правильно использовать свои педагогические ...

Презентация на тему: «Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся».

Презентация к выступлению на заседании Областного совета по научно- методической и инновационной деятельности системе СПО по внедрению технологии формирования толерантности по методике «vid...

Статья в журнале /Мавлонова, И.В. Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся ЧТПиГХ им.Я.П. Осадчего

Мавлонова, И.В. Формирование и оценивание позитивных социальных компетенций у обучающихся ЧТПиГХ им.Я.П. Осадчего / Инновационное развитие профессионального образования: научно-практический журнал. - ...