Совершенствуй свое тело
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Образовательная программа физкультурно-спортивной направленности
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дворец детского (юношеского) творчества
Кировского района Санкт-Петербурга
Принята
на педагогическом совете
протокол №____от ______
Утверждаю:
директор _______________
Шумова М.В
Дополнительная общеобразовательная программа
Совершенствуй свое тело
возраст учащихся 14 - 17 лет
срок реализации 2 года
Автор: Онижук Николай Николаевич
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2014
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение образовательной программы 12
Пояснительная записка
Направленность программы «Совершенствуй свое тело» - физкультурно-спортивная.
Новизна программы состоит в том, что занятия направлены на воспитание уверенности в своих силах, целеустремленности.
Актуальность программы состоит в том, что она позволяет приобщить обучающихся к здоровому образу жизни через спортивные занятия и соревнования.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что полученные знания и умения способствуют формированию физически развитой личности.
Цель программы – сформировать устойчивый интерес к спортивным занятиям у учащихся, приобщив их стремиться к здоровому образу жизни.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с историей развития атлетизма;
- познакомить со строением человека, основными группами мышц;
- выработать устойчивые навыки выполнения самостоятельных занятий.
Развивающие:
- развить познавательные, физические, нравственные способности обучающихся путём использования их потенциальных возможностей, способствующих формирование личности ребёнка;
- привитие интереса к занятиям;
- развивать коммуникативные навыки;
Воспитательные:
- воспитывать настойчивость, выдержку, волю к победе;
- воспитывать стойкий характер, трудолюбие, дисциплинированность, морально–волевых качеств.
Отличие данной программы от существующих программ в том, что во время занятий большое внимание уделяется самостоятельным занятиям при постоянном наблюдении педагога.
Программа ежегодно корректируется в рамках учебно-тематического плана и содержания и утверждается на Педагогическом совете.
Возраст детей, участвующих в реализации программы 14-17 лет. Формируется группа разного возраста, т.к. основными принципами освоения этой программы является взаимопомощь, передача навыка от старших младшим.
Сроки реализации программы 2 года (288 часов):
1-ый год обучения – 144 часа;
2-ой год обучения – 144 часа.
Формы и режимы занятий: занятия групповые, индивидуальные численностью 15 человек – первый год обучения; 12 человек – 2 ой год обучения; 2 раза в неделю, по 2 часа. Дополнительный набор в группы 2-ого года обучения осуществляется по собеседованию и наблюдению на первых занятиях.
Ожидаемые результаты освоения данной программы:
учащиеся знают историю развития атлетизма, развивают физические качества, приобретают навыки соблюдения личной гигиены; воспитывают волевые качества характера. Результат освоения программы проверяется анкетированием и соревнованиями в группе..
Формы подведения итогов: участие в соревнованиях.
Учебно-тематический план
Первый год обучения
№ | Темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | |
2 | История развития атлетизма. | 2 | 2 | |
3 | Личная гигиена и закаливание. Оказание ПМП. | 2 | 2 | |
4 | Основные мышечные группы человека. | 4 | 4 | |
5 | Тактическая подготовка. | 10 | 10 | |
6 | Общая физическая подготовка. | 46 | 46 | |
7 | Специальная физическая подготовка. | 26 | 50 | 76 |
8 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого | 46 | 98 | 144 |
По итогам первого года обучения учащиеся будут
знать:
- историю возникновения атлетизма;
- технику безопасности при выполнении различных видов упражнений;
- основы гигиены человека и здорового образа жизни;
- основные мышечные группы человека;
- основные упражнения для развития определенных мышц человека.
уметь:
- оказать первую медицинскую помощь;
- проводить разминку перед СФП;
- самостоятельно работать над развитием определенных мышц человека.
Второй год обучения
№ | Темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | |
2 | Личная гигиена и закаливание. Оказание ПМП. | 2 | 2 | |
3 | Основные мышечные группы человека. | 4 | 4 | |
4 | Тактическая подготовка. | 6 | 6 | |
5 | Общая физическая подготовка. | 32 | 32 | |
6 | Специальная физическая подготовка. | 18 | 64 | 82 |
7 | Участие в соревнованиях | 14 | 14 | |
8 | Итоговое занятие | 2 | 2 | |
Итого | 32 | 112 | 144 |
По итогам второго года обучения учащиеся будут
знать:
- технику безопасности при выполнении различных видов упражнений;
- основы гигиены человека и здорового образа жизни;
- основные мышечные группы человека;
- основные упражнения для развития определенных мышц человека.
уметь:
- оказать первую медицинскую помощь.
- проводить разминку перед СФП;
- самостоятельно работать над развитием определенных мышц человека.
Дополнение. В зависимости от условий реализации данной программы количество часов, отведенное на отдельные темы, может варьироваться в рамках общего количества часов программы.
Содержание
Первый год обучения
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Знакомство с программой: цели и задачи, основное содержание, обзор литературы. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях.
2. История развития атлетизма.
Теория. История возникновения и развития атлетизма. Выдающиеся спортсмены. Соревнования по атлетизму.
3. Личная гигиена и закаливание. Оказание ПМП.
Теория. Строение и функции организма человека. Понятие о гигиене, гигиена физических упражнений. Питание. Значение питания как фактора сохранения и укрепления здоровья. Режим дня. Содержимое аптечки, характеристика средств. Наиболее часто встречающиеся травмы во время практических занятий. Оказание первой доврачебной помощи.
4. Основные мышечные группы человека.
Теория. Основные мышечные группы человека: дельтовидные мышцы, бицепс, трицепс, грудные мышцы, мышцы живота, бедра, голени.
5. Тактическая подготовка.
Теория. Вес человека и его поддержание. Индивидуальный подбор упражнений на развитие различных групп мышц. Подбор отягощающего веса для развития различных групп мышц.
6. Общая физическая подготовка.
Практика. Техника безопасности при проведении занятий. Повторение и закрепление основ ПМП (первая медицинская помощь). Общеразвивающие упражнения, направленные по своему преимущественному воздействию на укрепление мышц и связок, совершенствование координации движений. Ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, спиной. Бег вперед и спиной, с изменением направления и скорости. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса: сгибание и разгибание рук, вращения. Упражнения для ног: поднимание на носках, приседания, махи в лицевой и боковой плоскостях, выпады, подскоки. Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки. Упражнения для шеи и туловища: наклоны, вращения и повороты головы; наклоны туловища вперед, назад, в стороны, круговые вращения; в положении лежа - поднимание и опускание ног. Различные упражнения с партнером.
7. Специальная физическая подготовка.
Практика. Техника безопасности при проведении занятий. Повторение и закрепление основ ПМП (первая медицинская помощь). Упражнения на дельтовидные мышцы. Упражнение на бицепс. Упражнение на трицепс. Упражнение на грудные мышцы. Упражнение на мышцы живота. Упражнения на мышцы бедра. Упражнение на мышцы голени.
8. Итоговое занятие.
Теория. Техника безопасности. Инструктаж по технике безопасности при проведении поединков. Повторение основных терминов.
Практика. Показ основных упражнений на развитие группы мышц.
Второй год обучения.
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.
Теория. Знакомство с программой второго года обучения: цели и задачи, основное содержание, обзор литературы. Правила поведения и техника безопасности на занятиях и соревнованиях.
2. Личная гигиена и закаливание. Оказание ПМП.
Теория. Повторение и обобщение знаний первого года обучения. Более углубленные знания в этой теме. Строение и функции организма человека. Понятие о гигиене, гигиена физических упражнений. Питание. Значение питания как фактора сохранения и укрепления здоровья. Режим дня. Содержимое аптечки, характеристика средств. Наиболее часто встречающиеся травмы во время практических занятий. Оказание первой доврачебной помощи. Особое значение закаливания. Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности и сопротивляемости организма к простудным заболеваниям.
3. Основные мышечные группы человека.
Теория. Повторение и обобщение знаний первого года обучения. Более углубленные знания в этой теме. Основные мышечные группы человека: дельтовидные мышцы, бицепс, трицепс, грудные мышцы, мышцы живота, бедра, голени.
4. Тактическая подготовка.
Теория. Повторение и обобщение знаний первого года обучения. Более углубленные знания в этой теме. Индивидуальный подбор упражнений на развитие различных групп мышц. Подбор отягощающего веса для развития различных групп мышц.
5. Общая физическая подготовка.
Практика. Техника безопасности при проведении занятий. Повторение и закрепление основ ПМП (первая медицинская помощь). Общеразвивающие упражнения, направленные по своему преимущественному воздействию на укрепление мышц и связок, совершенствование координации движений. Ходьба на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, спиной. Бег вперед и спиной, с изменением направления и скорости. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса: сгибание и разгибание рук, вращения. Упражнения для ног: поднимание на носках, приседания, махи в лицевой и боковой плоскостях, выпады, подскоки. Прыжки в длину с места, с разбега, многоскоки. Упражнения для шеи и туловища: наклоны, вращения и повороты головы; наклоны туловища вперед, назад, в стороны, круговые вращения; в положении лежа - поднимание и опускание ног. Различные упражнения с партнером.
6. Специальная физическая подготовка.
Практика. Техника безопасности при проведении занятий. Повторение и закрепление основ ПМП (первая медицинская помощь). Упражнения на дельтовидные мышцы. Упражнение на бицепс. Упражнение на трицепс. Упражнение на грудные мышцы. Упражнение на мышцы живота. Упражнения на мышцы бедра. Упражнение на мышцы голени.
10. Участие в соревнованиях.
Практика. Техника безопасности при выезде на соревнования, Правила поведения на соревнованиях. Повторение и закрепление основ ПМП (первая медицинская помощь).
8. Итоговое занятие.
Теория. Техника безопасности. Инструктаж по технике безопасности при проведении поединков. Повторение основных терминов.
Практика. Показ основных упражнений на развитие группы мышц.
Методическое обеспечение образовательной программы
Методическое обеспечение по основным формам занятий в учебной деятельности.
Темы | Формы занятий | Методы и приемы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Формы подведения итогов |
Вводное занятие. | Беседа | Словесный | Литература Инструкции и правила по охране труда | беседа |
История развития атлетизма. | Беседа | Словесный Объяснит.-иллюстратив. коллективный | Плакаты, фото, книги | беседа |
Личная гигиена и закаливание. Оказание ПМП. | Беседа, | Словесный Объяснит.-иллюстратив. коллективный | Иллюстрации, аптечка | беседа |
Основные мышечные группы человека. | Беседа | Словесный Объяснит.-иллюстратив. коллективный | Иллюстрации | опрос |
Тактическая подготовка. | Беседа | Словесный Объяснит.-иллюстратив. Коллективный, индивидуальный | Иллюстрации, памятки | Беседа |
Общая физическая подготовка. | Беседа, практические занятия | Наглядный Работа в парах, группах Индивидуальный | Инструкции и правила по охране труда Мячи, маты, скакалки, секундомер | Наблюдение, эстафеты, соревнования в группе |
Специальная физическая подготовка. | Беседа, практические занятия | Наглядная демонстрация педагогом. Индивидуальный Объяснительный, | Инструкции и правила по охране труда, отягощающие предметы | Наблюдение |
Итоговое занятие | Беседа, практический | Индивидуальный | Инструкции и правила по охране труда, отягощающие предметы | Беседа, соревнование, анкетирование |
На последнем итоговом занятии проходит подведение итогов работы группы в течение года, на котором возможно присутствие родителей.
Материально – техническое оснащение: мячи, скакалки, медицинская аптечка, отягощающие предметы, секундомер.
Список литературы
- Власов А.А. Физическая культура и спорт: краткий терминологический словарь / Власов А.А. – М.: Советский спорт, 2005. – 64 с.
- Днепров Э.Д. Сборник нормативных документов. Физическая культура / Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2006. – 75с., ил.
- Керрони С. Формирование тела со свободными отягощениями. Простые программы для домашних тренировок / С. Керони, Э. Рэнкен.- М.: Терра-Спорт, 2000. – 188с., ил.
- Коннорс Э. Бодибилдинг. Баланс красоты и здоровья / Э. Коннорс и др. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 176с., ил.
- Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник / Ю.Ф Курамшин. - М.: Советский спорт, 2004. – 464с., ил.
- Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры / Г.И. Погадаев, В.И. Кузина, Н.Д Никандрова. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 496с., ил.
- Покровский В.М. Физиология человека: учебник/ В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2003. – 656с., ил.
Дворец детского и юношеского творчества Кировского района г. Санкт-Петербург
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия «Понятие «биомеханика тела», «эргономика». Причины травм спины и позвоночника сестринского персонала» «Правильная биомеханика и положение тела медсестры и пациента при поднятии тяжестей и в положении сидя. По
Методическая разработка практического занятия по теме «БИОМЕХАННИКА» предназначена для проведения данного занятия со студентами 1 курса обучающегося по специальности.Актуальность практического з...
статья "МУЗЫКА КАК САМЫЙ ЧИСТЫЙ И ВОЗВЫШЕННЫЙ СИМВОЛ СТРЕМЛЕНИЯ ТОЛСТОГО И ЕГО ГЕРОЕВ К ИСТИНЕ, КРАСОТЕ И СОВЕРШЕНСТВУ"
Данная статья предназначена для студентов и преподавателей. В ней рассказывается о роли музыки в жизни Л.Н.Толстого, героев романа-эпопеи "Война и мир", романа "Анна Каренина"...
Проект "Будущее сферы охраны труда: интеллектуальное развитие и физическое совершенство"
Наша главная цель – здоровый, гармонично физически развитый, координированный человек. Быстрый, сильный, выносливый. Владеющий рациональными способами выполнения наиболее важных двигательных дей...
положение конкурса "Ступени совершенства"
Конкурс среди студентов 3-4 курсов прикладных видов искусств...
Рабочая программа внеурочной деятельности "ГТО - путь к здоровью и физическому совершенству"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ГТО - путь к здоровью и физическому совершенству» направлена на подготовку учащихся 9-11 классов к выполнению норм и требований ВФСК "...
Совершенствуй свое тело
Совершенствуй свое тело...
«Гимнастика. Ты - скульптор своего тела»
Учитель у мальчиков Москалева Татьяна Петровна,Учитель у девочек Петченко Александра ВасильевнаПредмет физическая культура Раздел «Гимнастика.»Т...