Финансовая грамотность 5-9 классс
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Основное содержание предмета, курса
5 класс
Введение в курс «Финансовая грамотность». Почему важно развивать свою финансовую грамотность. От чего зависит благосостояние семьи. Учимся оценивать финансовое
поведение людей. Учимся оценивать своё финансовое поведение.
Модуль 1. Доходы и расходы семьи. Деньги: что это такое. Из чего складываются доходы
семьи. Учимся считать семейные доходы. Исследуем доходы семьи. Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы. Исследуем расходы семьи. Как сформировать семейный бюджет.
6 класс
Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.
Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. Что такое страхование и для чего оно необходимо. Что и как можно страховать. Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. Как определить надёжность страховых компаний. Как работает страховая компания.
7 класс
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют.
Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. Что такое налоги и почему их
надо платить. Какие бывают налоги. Учимся считать налоги . Сравниваем налоги граждан разных стран. Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. Как работает налоговая служба. Что такое социальные пособия и какие они бывают. Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Какие социальные пособия получают люди.
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Для чего нужны банки. Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. Какие бывают вклады. Что такое кредиты и надо ли их брать. Какими банковскими услугами пользуется семья. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. Что мы знаем о бизнесе. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. Что такое валюта и для чего она нужна.
8 класс
Модуль 1. Управление денежными средствами семьи.
Тема 1. Происхождение денег. Деньги, что это такое. Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи.
Тема 2. Источники денежных средств семьи. Какие бывают источники доходов. От чего зависят личные и семейные доходы.
Тема 3. Контроль семейных расходов. Как контролировать семейные расходы и зачем это делать.
Тема 4. Построение семейного бюджета. Что такое семейный бюджет и как его построить. Как оптимизировать семейный бюджет.
Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния
Тема 1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. Для чего нужны финансовые организации. Как увеличить семейные доходы
с использованием финансовых организаций.
Тема 2. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния.
Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах.
9 класс
Модуль 3. Риски в мире денег.
Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться.
Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца. Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. Чем поможет страхование.
Тема 2. Финансовые риски. Какие бывают финансовые риски. Что такое финансовые пирамиды.
Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.
Тема 1. Банки и их роль в жизни семьи. Что такое банк и чем он может быть полезен. Польза и риски банковских карт.
Тема 2. Собственный бизнес. Что такое бизнес. Как создать своё дело.
Тема 3. Валюта в современном мире. Что такое валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте.
Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют.
Тема 1. Налоги и их роль в жизни семьи. Что такое налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим.
Тема 2. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. Что такое пенсия и как сделать её достойной.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 КЛАСС
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
Раздел 1. Введение в курс «Финансовая грамотность». | 4ч | |
1 | 1.1.Почему важно развивать свою финансовую грамотность. | 1ч |
2 | 1.2.От чего зависит благосостояние семьи. | 1ч |
3 | 1.3.Учимся оценивать финансовое поведение людей. | 1ч |
4 | 1.4.Учимся оценивать своё финансовое поведение. | 1ч |
Раздел. 2 Модуль 1. Доходы и расходы семьи. | 13ч | |
5 | 2.1.1.Деньги: что это такое. | 1ч |
6 | 2.1.2.Учебные мини-проекты «Деньги». | 1ч |
7 | 2.1.3.Из чего складываются доходы семьи. | 1ч |
8 | 2.1.4.Учимся считать семейные доходы. | 1ч |
9 | 2.1.5.Исследуем доходы семьи. | 1ч |
10 | 2.1.6.Учебные мини-проекты «Доходы семьи» | 1ч |
11 | 2.1.7.Как появляются расходы семьи. | 1ч |
12 | 2.1.8.Учимся считать семейные расходы. | 1ч |
13 | 2.1.9.Исследуем расходы семьи. | 1ч |
14 | 2.1.10.Учебные мини-проекты «Расходы семьи» | 1ч |
15 | 2.1.11.Как сформировать семейный бюджет. | 1ч |
16 | 2.1.12.Учебные мини-проекты «Семейный бюджет». | 1ч |
17 | 2.1.13.Обобщение результатов изученного в разделах 1 и 2. | 1ч |
6 КЛАСС
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
1-3 | Повторение изученного в разделах 1 и 2. | 3ч |
Раздел 3. Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься. | 14ч | |
4-5 | 3.2.1,2.Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься. | 2ч |
6 | 3.2.3.Что такое страхование и для чего оно необходимо. | 1ч |
7 | 3.2.4.Что и как можно страховать. | 1ч |
8 | 3.2.5.Ролевая игра «Страхование» | 1ч |
9-10 | 3.2.6,7Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит. | 2ч |
11 | 3.2.8.Как определить надёжность страховых компаний. | 1ч |
12 | 3.2.9.Как работает страховая компания. | 1ч |
13-14 | 3.2.10,11Учебные мини-проекты «Страхование» | 2ч |
15 | 3.2.12.Обобщение результатов изученного раздела 3. | 1ч |
16-17 | 3.2.14,15.Презентация «Риски потери денег и имущества, как человек может от этого защититься» | 2ч |
7 КЛАСС
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
1 | Повторение изученного в разделе 3. | 1ч |
Раздел 4. Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют. | 7ч | |
2 | 4.3.1.Могут ли люди быть финансово независимыми от государства. | 1ч |
3 | 4.3.2.Что такое налоги и почему их надо платить. | 1ч |
4 | 4.3.3.Какие бывают налоги. Учимся считать налоги . Сравниваем налоги граждан разных стран. | 1ч |
5 | 4.3.4.Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства. | 1ч |
6 | 4.3.5.Как работает налоговая служба. | 1ч |
7 | 4.3.6.Что такое социальные пособия и какие они бывают. | 1ч |
8 | 4.3.7.Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ. Какие социальные пособия получают люди. | 1ч |
Раздел 5. Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес | 9ч | |
9 | 5.4.1.Для чего нужны банки. | 1ч |
10 | 5.4.2.Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома. | 1ч |
11 | 5.4.3.Какие бывают вклады. | 1ч |
12 | 5.4.4.Что такое кредиты и надо ли их брать. | 1ч |
13 | 5.4.5.Какими банковскими услугами пользуется семья. | 1ч |
14 | 5.4.6. Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы. | 1ч |
15 | 5.4.7.Что мы знаем о бизнесе. Для чего нужны бизнес-инкубаторы. | 1ч |
16 | 5.4.8.Что такое валюта и для чего она нужна. | 1ч |
17 | 5.4.9.Обобщение по разделам 4 и 5. | 1ч |
8 КЛАСС
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
1 | Повторение изученного в разделах 4,5. | 1ч |
Раздел 6. Модуль 1. Управление денежными средствами семьи. | 9ч | |
Тема 1. Происхождение денег. | 2ч | |
2 | 6.1.1.Деньги, что это такое. | 1ч |
3 | 6.1.2.Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы вашей семьи. | 1ч |
Тема 2. Источники денежных средств семьи. | ||
4 | 6.1.3.Какие бывают источники доходов. | 1ч |
5 | 6.1.4.От чего зависят личные и семейные доходы. | 1ч |
Тема 3. Контроль семейных расходов. | ||
6 | 6.1.5.Как контролировать семейные расходы и зачем это делать. | 1ч |
7 | 6.1.6.Учебные мини-проекты «Контролируем семейные расходы» | 1ч |
Тема 4. Построение семейного бюджета. | ||
8 | 6.1.7.Что такое семейный бюджет и как его построить. | 1ч |
9 | 6.1.8.Как оптимизировать семейный бюджет. | 1ч |
10 | 6.1.9.Обобщение результатов работы по разделу 6. | 1ч |
Раздел 7 Модуль 2. Способы повышения семейного благосостояния | 7ч | |
Тема 1. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций. | ||
11 | 7.2.1.Для чего нужны финансовые организации. | 1ч |
12 | 7.2.2.Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций. | 1ч |
Тема 2. Финансовое планирование как способ повышения финансового благосостояния. | ||
13 | 7.2.3.Для чего необходимо осуществлять финансовое планирование. | 1ч |
14 | 7.2.4.Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах. | 1ч |
15-16 | 7.2.5,6.Представление проектов. | 1ч |
17 | 7.2.7.Обобщение по разделу 7. | 1ч |
9 КЛАСС
№ п/п | Содержание учебного материала | Количество часов |
1 | Повторение изученного в разделах 6,7. | 1ч |
Раздел 8. Модуль 3. Риски в мире денег. | 6ч | |
Тема 1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. | ||
2 | 8.3.1.Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца. | 1ч |
3 | 8.3.2.Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы. | 1ч |
4 | 8.3.3.Чем поможет страхование. | 1ч |
Тема 2. Финансовые риски. | ||
5 | 8.3.4.Какие бывают финансовые риски. | 1ч |
6 | 8.3.5.Что такое финансовые пирамиды. | 1ч |
7 | 8.3.6.Представление проектов, выполнение тренировочных заданий, тестовый контроль | 1ч |
Раздел 9. Модуль 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем. | 10ч | |
Тема 1. Банки и их роль в жизни семьи. | ||
8 | 9.4.1.Что такое банк и чем он может быть полезен. | 1ч |
9 | 9.4.2.Польза и риски банковских карт. | 1ч |
Тема 2. Собственный бизнес. | ||
10 | 9.4.3.Что такое бизнес. | 1ч |
11 | 9.4.4.Как создать своё дело. | 1ч |
Тема 3. Валюта в современном мире. | ||
12 | 9.4.5.Что такое валютный рынок и как он устроен. | 1ч |
13 | 9.4.6.Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте. | 1ч |
14 | 9.4.7.Представление проектов. | 1ч |
Раздел 10. Модуль 5. Человек и государство: как они взаимодействуют. | 3ч | |
Тема 1. Налоги и их роль в жизни семьи. | ||
15 | 10.5.1.Что такое налоги и зачем их платить. | 1ч |
16 | 10.5.2.Какие налоги мы платим. | 1ч |
Тема 2. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости. | ||
17 | 10.5.3.Что такое пенсия и как сделать её достойной. | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"
Урок Финансовой грамотности "Личный финансовый план"...
Презентация по финансовой грамотности "Личная финансовая безопасность. Защита от финансового мошенничества"
Финансовое мошенничество — совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.Презентация р...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»
Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка составлена для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...
«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА БАЗЕ ОГАПОУ «АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»»
Развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является закономерным, поскольку достаточный уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни, финансовой безопасности гр...
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".
Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...
ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Финансовая грамотность»
ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Фин...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. ТЕМА: «ЛИЧНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН»
Методическая разработка открытого урока является приложением к проведению урока по дисциплине «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 2 курса среднего профессионального образования...