Развитие студенческого научного сообщества в профессиональных образовательных организациях.
статья
Научная работа студента – это важная часть образовательного процесса в системе среднего профессионального образования. Исследовательская, проектная деятельность является двигателем развития познавательного интереса у обучающегося. В процессе обучения студент может раскрыть свой потенциал при помощи научной деятельности и в дальнейшем двигаться в этом направлении. Развитие студенческого научного общества является важной задачей в СПО, так как студенты, стремятся совершенствовать свои знания в определенной области науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательской деятельности под руководством педагогов и других специалистов, которые помогут им в будущей профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ovcharenko_zv_statya_pirogovskie_chteniya.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие студенческого научного сообщества в профессиональных образовательных организациях.
Овчаренко Зинаида Владимировна,
преподаватель ГБПОУ СПО ДЗМ «МК №6»
Научная работа студента – это важная часть образовательного процесса в системе среднего профессионального образования. Исследовательская, проектная деятельность является двигателем развития познавательного интереса у обучающегося. В процессе обучения студент может раскрыть свой потенциал при помощи научной деятельности и в дальнейшем двигаться в этом направлении. Развитие студенческого научного общества является важной задачей в СПО, так как студенты, стремятся совершенствовать свои знания в определенной области науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательской деятельности под руководством педагогов и других специалистов, которые помогут им в будущей профессиональной деятельности.
Целью создания научного студенческого общества является выявление и поддержка студентов, склонных к научно-исследовательской и творческой деятельности. Членом СНО может быть любой студент, изъявивший желание заниматься научно - исследовательской работой.
Основная цель исследовательской работы заключается в повышении качества преподавания на основе учета уровня подготовки и особенностей ценностно-мировоззренческих представлений студентов. Различные направления деятельности СНО направлены на формирования общих и профессиональных компетенций студента. Участие в конференциях дает обучающимся полную картину того, как будет выглядеть защита диплома, то есть навыки публичного выступления. Это позволит участникам СНО увереннее себя чувствовать на различных выступлениях как в период обучения, так и в профессиональной деятельности.
В данной статье предлагается ознакомиться с результатами работы СНО студентов медицинского колледжа, которым были предложены вопросы анкеты включающие следующие проблемы: основная часть - проблемы биоэтики, вторая – мировоззренческие вопросы, третья - общие данные.
Основа анкеты — это вопросы, касающиеся главных тем биоэтики: статус эмбриона, искусственный аборт, экстракорпоральное оплодотворение, эвтаназия. Но им предшествуют общие вопросы.
Ответы на вопрос: «С Вашей точки зрения, нужна ли клятва врача, медсестры?», - свидетельствуют о значении для большинства студентов основных морально-этических правил - не навреди, принципов справедливости и милосердия. Количество студентов, ответивших утвердительно, составило 91,4%. Однако, одновременно с этим отмечается небольшая отрицательная тенденция среди будущих специалистов не соблюдать вышеупомянутые принципы – 5,5% ответили «нет». Затруднились ответить – 3,1%.
Второй вопрос: «Согласны ли, Вы с утверждением, что понятие медицинского профессионализма предполагает моральные качества медика и приобретенное этическое знание?», показывает отношение студентов к осваиваемому этическому знанию. Согласились с данным утверждением – 92%, не согласились – 4% респондентов. Около 4% опрошенных затруднились ответить.
Студентам был задан вопрос: «В чём, с Вашей точки зрения, кроется основная причина неблагополучного положения дел в нашей медицине?» и были предложены 2-а варианта ответа: недостаток материальных ресурсов, духовно-нравственный кризис общества. Большинство студентов – 62,6% видят основную причину неблагополучия в медицине в недостатке материальных ресурсов. С духовно-нравственным кризисом общества связывают тяжёлое положение в медицине – 18,8% учащихся.
Для определения мнения будущих медиков по проблеме статуса эмбриона, им было предложено закончить фразу: «Я думаю, что жизнь человека начинается с момента…», выбрать один из 4-х вариантов ответов.
Большинство студентов связывает начало жизни человека с моментом зачатия – 62,5%, вторую группу по численности составили студенты, считающие началом жизни человека – рождение – 26,6%. Остальные варианты ответов предпочли небольшое число студентов: “с12 недель” - 3,1%, “с 22 недель” 6,5%. Преобладание среди студентов отношения к эмбриону как к человеку, объясняет то, что 52,0% опрашиваемых согласны с утверждением о сходстве искусственного аборта и убийства. Не согласились с этим утверждением - 31,6% опрошенных учащихся, затруднились ответить - 16,4%.
На вопрос: «Как Вы считаете, можно ли делать искусственный аборт?», - более половины студентов дали положительные ответы – 55,7 %, несмотря на то, что 62,5 % этой же опрашиваемые студенты связывают начало жизни человека с моментом зачатия. Отрицательные ответы дали 27,3 % опрошенных студентов, затруднились ответить – 17,6 %.
На вопрос: «По Вашему мнению, должен ли медик иметь право отказаться от проведения аборта по моральным убеждениям?», - учащиеся отвечают следующим образом: утвердительно – 57 %, отрицательно – 31,3 %, затруднились ответить – 11,7 %. Большинство студентов считают, что в случае отказа производить аборт любой медицинский работник (студент), не будет подвергаться административному давлению и ему будет гарантировано сохранение рабочего (учебного) места. Позиция большинства студентов совпадает с Декларацией о медицинских абортах, пункт 6 которой гласит: «Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге» (принята 24-й Всемирной медицинской ассамблеей, Осло, Норвегия, август 1983; дополнена в 1983 г.).
В нашем исследовании отмечается преобладание «положительных» ответов на вопрос о допустимости эвтаназии. На вопрос: «Считаете ли Вы допустимой эвтаназию?» - ответили положительно – 39,8%, студентов отрицательные ответы составили 36,7%, затруднились ответить – 23,4%.
По данным опроса, проведенного среди студентов, 52% опрошенных высказались «за» эвтаназию. Большинство студентов, допускающих эвтаназию, объясняют это тем, что «это гуманно, облегчит страдания, избавит от мучений». Сторонники эвтаназии, затрудняются ответить на вопросы - зачем нужны отделения эндотоксикологии, например, в больнице им. Склифосовского, где спасают самоубийц? Ведь у пациентов есть право «на смерть», и это их выбор «на жить». Анализ ответов на мировоззренческие вопросы показывает, что большинство студентов не безразличны к религии. Был предложен вопрос: «Допускаете ли Вы преподавание ряда тем (смерть, жизнь как ценность) по курсу биомедицинской этики духовным лицом (священником?)». Большая часть опрошенных студентов ответили утвердительно - 55,9%.
Интересные ответы были получены на следующий вопрос – «Можете ли Вы назвать человека, который являлся бы для Вас идеалом медика?». Имя идеала медика было предложено вписать. Результаты опроса показали, что 61,3% студентов не имеют своего идеала медика. Утвердительно ответили на вопрос 38,7% студентов, из них лишь 30,9% его назвали. Ответы студентов, назвавших свой идеал медика: Родители и близкие родственники – 8,6 %; выдающиеся учёные – 12,5 %; преподаватели – 9,8 %.
Среди выдающихся учёных называли имена: Гиппократа, Н. И. Пирогова, Н.Ф. Филатова, Ф. П. Гааза, Св. Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), и других. Чаще других упоминалось имя Н.И. Пирогова – 6,6 %.
Данная работа показывает, что создание СНО в профессиональных образовательных учреждениях помогает выявить проблемы вновь поступивших студентов и помочь им преодолеть трудности в процессе получения профессиональных знаний, организовать работу для эффективного формирования личностно-профессиональных качеств. Привлекать наиболее одарённых студентов к целенаправленной научной и научно-организационной работе, освоению инноваций в различных областях знания; продвижение наиболее активных и перспективных студентов для их использования в качестве кадрового потенциала. Всё это позволяет сделать вывод о потенциале студенческого научного общества в обеспечении социально-культурных условий личностного саморазвития молодого поколения.
Список литературы
- Григорьева Е.И., Панкова Е.И. Студенческое научное общество как фактор личностно- профессионального саморазвития в социально-культурной сфере/ Е.И. Григорьева, Е.И. Панкова// Вестник МГУКИ. 2017. №1.
- Мясникова Т. В. Развитие творческого потенциала студентов учреждений среднего профессионального образования в студенческом научном обществе: дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования / Мясникова Татьяна Вячеславовна; Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2010. 185с.
- Мохов Е.М., Морозов А.М., Кадыков В.А., Аскеров Э.М., Любский И.В., Сядрин М.Г., Пельтихина О.В., Хорак К.И. Влияние студенческого научного общества на формирование компетентного специалиста // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1.
- Кондратьева Т.Н. Организация деятельности студенческого научного общества: обобщение опыта и перспективы дальнейшего развития / Т.Н. Кондратьева, Н.В. Матвеева // Развитие образования. – 2019. – № 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Горжусь своим прадедом, дедом, отцом!»:материалы Всероссийской научно-практической конференции среди школьников и студентов профессиональных образовательных организаций. Май 2021 г./Лискинский промышленно- транспортный техникум имени А.К.Лысенко.-Лиски
Азизов Д.А., Завьялова С.В. Прадеды - участники Великой Отечественной войны. С. 25Манжетова А.О., Завьялова С.В. Треугольники судьбы. С. 29Капустина К.М., Завьялова С.В. Прадедушка - ветеран Великой О...
«Наука и жизнь»:материалы Всероссийской научно-практической конференции среди школьников и студентов профессиональных образовательных организаций. Ноябрь 2021 г./Лискинский промышленно- транспортный техникум имени А. К. Лысенко.- Лиски. 2021 г.
Мигунова К.Р., Завьялова С.В. гений Отечественной науки. С. 93Голышев Д.В. Создатель школы физиков-атомщиков в СССР. С. 137...
«Человек и закон»»: материалы Всероссийской (с международным участием) студенческой научно-практической конференции среди школьников и студентов профессиональных образовательных организаций. Январь 2022 г./ Лиски: ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко», 2022
Голышев Д., Завьялова С.В. Долг и обязанности человека и гражданина. С. 43Кислицына Ю., Завьялова С.В. Правовая культура как одно из условий правопорядка в обществе. С. 61Колеватов И., Завьялова С.В. ...
материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»
Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ) для профессиональных образовательных организаций К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Химия» Специальность естественно-научного профиля обучения 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное
Фонд оценочных средств к РП ,35.02.12...
материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»
Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...
Материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»
Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней профессионализации как условии построения ка...