Критерии оценки курса учебной дисциплины/МДК на электронном сервисе (СПО)
методическая разработка
Образование в эпоху перемен не может ориентироваться на прошлое. Необходимость разработки учебно-методических материалов в системе дистанционного образования обусловлено большим количеством новых технологий и активных методов обучения, появлением цифровых ресурсов для обучения, повышением роли самостоятельности обучающихся и коммуникации в цифровой среде. В условиях информационно-образовательной среды образовательных учреждений разрабатывается немало курсов на электронных сервисв. В предлагаемом материале содержатся рекомендации для разработки курса учебной дисциплины/междисциплинароного курса (МДК) в системе среднего профессинального образования (СПО) и критерии оценивания курса, которые можно использовать на конкурсах методических материалов на уровне образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_soderzhaniyu_elektronnogo_kursa_i_kriterii_otsenki.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Требования к содержанию пояснительной записки
и электронного курса для работы по УД/МДК
Мария Валерьевна Хабарова,
методист, преподаватель
ГБПОУ «Педагогический колледж № 4
Санкт-Петербурга»
В пояснительной записке формулируется предмет, цели и задачи курса, а также требования к уровню освоения содержания курса.
Предмет курса (что изучается) определяется исходя из ФГОС СПО по специальности, концепции и учебного плана профессиональной образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении.
При формулировании цели учебного курса необходимо иметь в виду, что каждая дисциплина содействует достижению целей образовательной программы, в т.ч. подготовке специалиста, отвечающего требованиям квалификационной характеристики выпускника и требованиям к уровню подготовки выпускника, которые устанавливаются ФГОС СПО по специальности. Поэтому цель курса не может быть определена просто как изучение его предмета или ознакомление с его предметом, т. к. и «изучение» и «ознакомление» проводится во вполне конкретных целях, заданных образовательной программой.
Из цели курса вытекают задачи, реализация которых в ходе изучения дисциплины позволяет достигнуть поставленной цели.
С задачами, в свою очередь, тесно связаны требования к уровню освоения дисциплины: какими знаниями, практическими умениями и навыками и в какой степени должны в итоге овладеть студенты; приводится список общих и профессиональных компетенций по ФГОС СПО по специальности. Кроме того, требования к уровню освоения дисциплины в определенной степени зависят и от места дисциплины в образовательной программе. Это поможет избежать занижения или завышения требований к уровню освоения дисциплины.
В пояснительной записке к курсу могут быть отмечены также особенности программы: новизна, оригинальность авторского подхода к преподаванию курса, повторность составления и внесенные изменения, аспекты освещения и рассмотрения предмета учебной дисциплины, связь с другими курсами, хронологические рамки и др.
Помимо этого, в пояснительную записку следует включить информацию:
- о содержании курса или тематический план;
- о формах промежуточного и итогового контроля;
- об учебно-методическом обеспечении курса.
Пояснительная записка к программе завершается указанием методов изучения дисциплины (анализ литературы и источников, деловые и ролевые игры, дискуссии, имитации или анализ конкретных ситуаций и т. д.), используемых организационных форм занятий (например: видеолекции и практические занятия/семинарские занятия; нетрадиционные форму занятий) и предусмотренных учебным планом форм текущего и итогового контроля знаний.
Важнейшими характеристиками электронного учебного курса выступают:
• структурированность материала, подобранного согласно выбранной тематике в соответствии с задачами обучения;
• адекватное целям обучения использование возможностей информационных технологий (доставка материала, отработка умений, обратная связь, наглядность, интерактивность и др.);
• возможность управления процессом обучения преподавателем и обучающимся;
• возможность выбора индивидуальных траекторий обучения при обязательном выполнении требований учебной программы;
• поддержка и стимулирование самостоятельной работы обучающихся;
• обязательное продуманное сочетание дидактического замысла и возможностей информационных технологий.
Содержание курса должно состоять из разделов, подразделов и отдельных тем с той степенью подробности, которая, по мнению автора, оптимально способствуют достижению цели и реализации поставленных задач. Автор программы курса самостоятельно определяет порядок и последовательность расположения разделов, руководствуясь логической последовательностью изложения материала, хронологией, тенденциями развития науки и другими факторами в соответствии с концепцией изучения курса.
Рекомендации к разработке электронного курса по учебной дисциплине (МДК)
1. Электронный курс по УД (МДК) по содержанию, объему и форме представления должен отличаться наглядностью, логичностью и последовательностью изложения учебного материала, обеспечивать четкость деления учебного материала дисциплины или модуля.
2. Электронный курс по учебной дисциплине/МДК , размещенный в СДО Moodle, должен обеспечивать интерактивное взаимодействие обучающихся и преподавателя.
3. Содержание и структура Электронного курса по УД (МДК) должны соответствовать предусмотренным по дисциплине (модулю) видам занятий и формам текущего и промежуточного контроля, указанным в учебном плане и рабочей программе дисциплины (МДК).
4. Курс содержит учебно-методические материалы, необходимые для организации всех запланированных в рамках курса видов работ, обеспечивающих достижение всех запланированных результатов обучения.
5. Оценивание результатов освоения ЭУК должно соответствовать методике оценки соответствующей дисциплины (модуля), а также согласовываться с требованиями к текущему, промежуточному и итоговому контролям, приведёнными в рабочей программе.
6. При реализации учебной дисциплины/МДК в системе дистанционного образования, например, Moodle, педагогом должен осуществляться учет и хранение результатов образовательного процесса.
Критерии оценки курса УД/МДК на электронном сервисе
(номинация «Качество») с комментариями: экспертный лист
1. Дидактические критерии | |
1. Диагностируемость целей и гарантированность их достижения | от 0 до 4 баллов |
Каждый электронный учебный курс должен включать конкретные диагностируемые результаты обучения (например, в виде набора компетенций, которыми должен овладеть обучающийся. При этом важно, чтобы эти результаты могли быть достигнуты средствами электронного обучения либо, в случае необходимости, взаимодействием с преподавателем и другими студентами). | |
2. Оптимальный выбор способов обучения и достижимость запланированных результатов | от 0 до 4 баллов |
В соответствии с поставленными целями и задачами предусмотрен и указан студенту оптимальный способ работы с электронным учебным курсом, а именно то, каким образом осуществляется получение основных и дополнительных материалов, происходят отработка практических умений и навыков, интерактивное взаимодействие всех участников образовательного процесса, их самопроверка и т. д. При этом важно, чтобы результаты обучения соответствовали требованиям учебных программ и коррелировали с результатами обучения традиционными методами. | |
3. Структурированность учебного материала, его соответствие общедидактическим принципам | от 0 до 4 баллов |
Структурированность учебного материала, наличие продуманной и логичной системы гиперсвязей. Содержание учебного материала должно отвечать всем дидактическим принципам, которые применяются при формировании содержания учебного материла в процессе традиционного обучения. | |
4. Обеспечение разнообразных видов учебной деятельности обучающихся | от 0 до 5 баллов |
Процесс работы с электронным учебным курсом не сводится только к получению учебного материала, а обеспечивает разнообразные виды учебной работы: • интерактивное взаимодействие обучающихся и преподавателя (электронная почта, электронные консультации, форум); • отработка практических умений (наличие вопросов для самопроверки и обсуждения, заданий-ситуаций, лабораторных работ различной степени сложности и уровня самостоятельности); • оперативную обратную связь с преподавателем (электронные консультации, комментарии по материалам и заданиям и др.); • самопроверку или тестирование обучающихся, предполагающую обратную связь (наличие вопросов или тестов для самопроверки, промежуточного контроля); • выполнение индивидуальных заданий, выбор времени и способов отчетности (возможность контролировать время выполнения заданий); • проведение итогового контроля (например, итоговое тестирование, выполнение итоговых работ); • дифференцированное обучение с учетом подготовленности студентов (в этом случае важно наличие дополнительного учебного материала, заданий и методических рекомендаций по работе с ними). | |
5. Активизация учебной деятельности | от 0 до 4 баллов |
В учебном курсе учитывается наличие возможностей для активизации обучения и создания проблемных ситуаций (например, на основе использования видеофрагментов, анализа и обсуждения данных эксперимента, работы с виртуальными тренажерами), уровень реализации наглядности и использования графических возможностей в электронном учебном курсе (например, использование компьютерных моделей, «ментальных карт» и других возможностей графики и мультимедиа). | |
6. Уровень методического обеспечения | от 0 до 3 баллов |
Наличие методических рекомендаций для преподавателей и студентов по работе с электронным учебным курсом, рекомендаций по проведению и подготовке к лекционным и практическим занятиям на основе материалов электронного учебного курса, материалов для промежуточного и итогового контроля, организации активных методов обучения и др. | |
2. Организационные критерии | |
7. Наличие плана курса, представленного в текстовом и/или удобном для восприятия графическом виде | от 0 до 3 баллов |
| |
8. Возможность выбора различных способов освоения учебного курса | от 0 до 3 баллов |
| |
9. Возможность статистической обработки данных промежуточного и итогового контроля | от 0 до 2 баллов |
10. Уровень поддержки и сопровождения электронного учебного курса | от 0 до 4 баллов |
| |
3. Технико-эргономические критерии | |
11. Безопасность и наличие защиты от несанкционированного доступа, случайного удаления материалов | от 0 до 3 баллов |
12. Понятность интерфейса и легкость работы с электронным учебным курсом | от 0 до 3 баллов |
| |
13. Качество и разнообразие графических, аудио- и видео составляющих электронного учебного курса, достаточная скорость загрузки учебных материалов | от 0 до 3 баллов |
14. Соответствие эстетического оформления функциональному назначению | от 0 до 3 баллов |
Критерии оценивания
43 – 48 баллов – учебный курс соответствует 90 – 100 % требований
38 – 42 баллов – учебный курс соответствует 80 – 89 % требований
33 – 37 баллов – учебный курс соответствует 70 – 79 % требований
Менее 33 баллов – учебный курс соответствует менее 70 % требований
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания для студентов по выполнению самостоятельной работы по учебной дисциплине «Электротехника и электронная техника»
Данные указания составлены в соответствии с ФГОС по специальности 260103 Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий» и рабочей программой по учебной дисциплине «Электротехника и электронная т...
Методические указания к выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07 "Электронная техника"
Учебное пособие содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.07 "Электронная техника". Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине ОП....
Методические рекомендации к выполнению практических работ по учебной дисциплине ОП.07 "Электронная техника"
Учебное пособие содержит указания по выполнению практических работ по дисциплине ОП.07 «Электронная техника», являющейся общепрофессиональной дисциплиной. Методические рекомендации составлены в соотве...
Методические рекомендации к выполнению лабораторных работ по учебной дисциплине ОП.07 "Электронная техника"
Учебное пособие содержит указания по выполнению лабораторных работ по дисциплине ОП.07 «Электронная техника», являющейся общепрофессиональной дисциплиной. Методические рекомендации составлены в соотве...
УМК по внедрению учебного проекта для обучающихся 1 курса учебной дисциплины ОУД.03. Иностранный язык Специальность: 34.02.01 Сестринское дело. The Doctors and The Writes. The Influence of the Medical Education on the Creativity.
Внеклассное мероприятие. The Doctors and The Writes. The Influence of the Medical Education on the Creativity....
УМК по внедрению учебного проекта для обучающихся 1 курса учебной дисциплины ОУД.03. Иностранный язык Специальность 34.02.01 Сестринское дело Tuberculosis and the Ideals of Beauty in Painting and Literature.
Для обучающихся 1 курса по специальности 34.02.01 Сестринское дело...
КОС для контроля и оценки освоения учебной дисциплины ОУД 05 История
Комплект оценочных средств составлен для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине ОУД 05 История. Включает паке...