Педагогическая этика в профессиональной культуре педагога
статья

Статья о роли современного педагога в образовательном процессе профессионального обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_etika_3.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая этика в профессиональной культуре педагога».

цель:  расширить представления о педагогической этике.

Сегодня в российском обществе – обществе XXI века остро стоит вопрос о «правильном» этичном поведении, о том, как педагогу строить свои взаимоотношения со своими воспитанниками, с коллегами по работе, другими субъектами образовательного процесса, как вести себя в непростых условиях динамично меняющейся действительности.

Сфера деятельности педагога - это зона доверия между людьми, поэтому педагог должен быть не только хорошим специалистом, профессионалом, но и обладать высоким уровнем профессионально-этической культуры.

 Соответственно проблема этичного поведения учителя, сегодня особенно актуальна.

Закон об образовании Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

1. Педагогические работники обязаны:

1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;

7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

10) проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;

11) соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка

Педагогическая культура.Основной  коллектив мастеров производственного обучения  и  педагогов состоит из работников различных отраслей народного хозяйства.  Овладевая педагогическим мастерством, они не только получают педагогические знания но и грамотно применяют познания и  опыт  преобретённые на производстве. Мастера и педагоги  профессионально владеют этикой межличностного общения,  необходимо не только хорошо знать свой предмет, но и владеть этикой межличностного общения, культурой педагогического труда.

В основе педагогической культуры лежат мировоззренческие, нравственные, эстетические, интеллектуальные и другие компоненты общей культуры преподавателя. Без постоянной работы учителя над развитием своей личности достигнуть высокой педагогической культуры невозможно.

Согласно результатам устного опроса, проведенного среди педагогов, мастеров, учеников, выпусников наших филиалов    основные качества личности учителя:  компетентность, ответственность, интеллигентность, сдержанность,    коммуникабельность, целеустремленность.


Этика (лат. ethica – наука, искусство нравственности)  учение о нравственности и морали. Этот термин введен Аристотелем.

 “Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе; совокупность норм поведения (обычно применительно к какой-нибудь общественной группе)”. (С.И. Ожегов)

В. А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом воспитания — наукой о нравственности, этикой. Этика в школе — это «практическая философия воспитания».

 В современном понимании слова этикет - это установленный порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений. 

 Основные понятия  педагогической этики.

  • Педагогическая мораль - это система нравственных требований, предъявляемых к учителю в его отношении к самому себе, к своей профессии, к обществу, и остальным участникам учебно-воспитательного процесса. Педагогическая мораль признает такие нормы взаимоотношений между воспитателями и воспитуемыми, которые способствуют развитию творческой личности, формированию человека, обладающего чувством собственного достоинства. Важнейшее условие положительного взаимодействия педагога и воспитуемых – сочетание разумной требовательности и доверия к ним.  
  • Педагогическая справедливость характеризует соответствие между достоинствами людей и их общественным признанием, правами и обязанностями.
  • Педагогический долг – одна из важнейших категорий педагогической этики. В ней концентрируются представления о совокупности требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к личности педагога, к выполнению им своих профессиональных обязанностей. Они предусматривают осуществление определенных (преимущественно интеллектуальных) трудовых функций, правильное построение взаимоотношений с учащимися, , коллегами по работе, глубокое осознание своего отношения к выбранной профессии, ученическому и педагогическому коллективу и обществу в целом.
  • Педагогическая честь в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание педагогом своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Если им в своем поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству. Честь педагога – общественная оценка его реальных профессиональных достоинств, проявляющихся в процессе выполнения им профессионального долга.
  • Педагогический авторитет – это моральный статус педагога в коллективе учащихся и коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения.
  • Педагогическое сознание рассматривается как осознание (понимание и принятие) педагогом норм своего поведения, характера взаимоотношений в обществе и ценности качеств человеческой личности, что закрепляется во взглядах, представлениях, чувствах и привычках. Основой формирования нравственных взглядов является знание принципов, требований и норм морали и их специфического отражения в педагогической деятельности. 

Переход от педагогического сознания к нравственной практике раскрывается особой категорией педагогической этики, рассматриваемой как педагогический такт. Педагогический такт есть форма реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. Такт - это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия; в такте проявляется поиск более лёгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт это всегда творчество и поиск.
 

 Культура общения включает как вербальные, так и невербальные средства взаимодействия, поэтому большая роль отводится манерам.

Манеры - один из аспектов культуры поведения. С французского обозначает: прием, образ действия, способ держать себя, который включает характерные для человека

А. 
походку,
телодвижения,
позу при сидении, стоянии,

жестикуляцию,
мимику.

Б а также совокупность свойств речи:

интонации,
силу голоса,

употребление человеком характерных слов или выражений.

В обществе существует представление о педагоге, его имидже.

image - с англ. - образ, картина, изображение, символ. Обучающиеся  нашего училища понимают необходимость соответствия своего образа профессии и с помощью педагогов начинают его формировать. 
Это, прежде всего, касается:

  • внешнего облика, 
  • соблюдения гигиенических требований, 
  • использования вербальных и невербальных средств общения.

Культура общения педагога строится на речевом этикете.

Речевой этикет является необходимым условием делового и личностного общения педагога.

Речевой этикет является формой этикета и словесным выражением уважительного отношения к людям. Он способствует развитию доброжелательных отношений, помогает отстоять свою позицию в споре, не задевая позицию оппонента, воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.

Соблюдение речевого этикета для педагога - важнейшее профессиональное требование. 

В.А. Сухомлинский считал, что искусство воспитания включает прежде всего искусство говорить, обращаться к сердцу человека. Он говорил, что ученики очень тонко чувствуют лицемерное неправдивое слово.

Профессиональная речь должна быть правильной, литературной, лишенной сленговых слов и выражений. Речевой этикет включает в себя правила ведения беседы, дискуссии, критики, овладение некоторыми тайнами ораторского искусства, соблюдение правил этикета при приветствиях, знакомствах, обращениях.

Искусство собеседника, например, состоит в том, чтобы правильно выбрать тему беседы, обойти спорную тему.

Основными требованиями к разговорной речи являются: чистота произношения, правильная грамматика, понятность, уверенность, честность, искренность и присутствие чувства юмора (ирония, насмешка, снисходительный тон недопустимы). В разговорной речи желательно опускать слова, вызывающие реакцию протеста: вместо слов я хочу, ты должна лучше сказать не мог бы ты, мне бы хотелось. Сослагательное наклонение смягчает остроту требования.

Этикет предписывает давать совет только в случае, когда о нем просят.
Не менее ценным в общении представляется этикетное правило: не соглашайся с человеком, когда он характеризует себя негативно. Работа на производстве до  начала  преподавания в  училище, накладывает негативный отпечаток,  и  из за  этого речевой  этикет теряет  своё значение.

В развитии доброжелательных отношений значительную роль играют комплименты - добрые слова о достоинствах человека, помня о том, что неискренний комплимент похож на лесть. А принимая комплимент нельзя отказываться, демонстрировать обратное, стесняться, и обязательно поблагодарить за комплимент.

Этикетные правила ведения деловой беседы, искусство ведения дискуссии, спора, критики основываются на общих этикетных правилах: уважение, доброжелательность, такт. Поэтому бытует мнение, что лучший способ победить в споре - не вступать в него вовсе. 
Но бывают ситуации, когда необходимо выяснить позиции отстоять свою точку зрения. Чтобы не привести к конфликту, можно воспользоваться некоторыми правилами:

  • обсуждайте не личность оппонента, а раскрывайте свой взгляд на проблему,
    аргументацию начните с похвалы,
  • если вы поняли, что неправы, признайте это,
  • используйте метод положительных эмоций. Задавайте собеседнику такие вопросы, на которые предполагается положительный ответ. После серии таких вопросов задайте главный вопрос.
  • меньше критикуйте, а больше подчеркивайте достоинства людей,
  • соблюдайте доброжелательный и уважительный тон.
  • критикуйте конструктивно, предлагая пути исправления ошибок и совершенствования.

Нередко нас мучает критика. Попробуйте сами строго оценить свои недостатки, несправедливую критику игнорировать. Ее часто можно расценивать, как скрытую похвалу: вам завидуют, ваши достоинства оценили, а возможно, их испугались.

Необходимо помнить простейшую формулу речевого этикета, которая выглядит следующим образом: думай, кому говоришь, что говоришь, где говоришь, зачем говоришь, и какие из этого будут последствия.

Кодекс профессиональной этики педагога. В 2010 г  проект был представлен на проходящей в Санкт-Петербурге в РГПУ им. А. И. Герцена "Педагогической ассамблее ". Цель кодекса – определить основные нормы профессиональной этики в отношении учителя с учениками и их родителями, с педагогическим сообществом и государством. 

Кодекс педагогической этики определяет совокупность нравственных требований, вытекающих из принципов и норм педагогической морали, и регулирует его поведение и систему отношений в процессе педагогической деятельности. Одной из его основ является установление основных требований (правил), которые определяют отношение педагога к самому себе, педагогическому труду, ученическому и педагогическому коллективам и т.д.


Этические подходы в системе взаимоотношений «учитель и ученики».

 

Важнейшее условие положительного воздействия педагога на воспитуемого — сочетание разумной требовательности и доверия к нему. Только небольшая часть учителей не имеют четкой позиции по вопросу взаимоотношений с учащимися. Среди этих учителей, есть и такие которые предпочитают в деле воспитания действовать волевыми методами. Несмотря на то, что их единицы, их позиция не может не учитываться при анализе нравственных отношений между учителем и учащимися. Учитель, допускающий грубость, произвол в обращении с учениками, оскорбляющий их достоинство, не может пользоваться авторитетом учащихся. Они, как правило, активно сопротивляются воздействию такого учителя даже тогда, когда он бывает прав.

Разумеется, учитель не всегда поступает намеренно грубо. Порой он не может сдержаться, когда учащиеся не выполняют его требований. По его твердому убеждению, эти требования должны помочь ученикам получить глубокие и прочные знания, стать достойными людьми. Иными словами, свои педагогические требования учитель рассматривает как добро, благо для них. Но учитель должен знать, что требования, посредством которых он добивается от учащихся определенных действий, несут на себе отпечаток нравственных качеств его личности и проникнуты нравственно-психологической атмосферой педагогического коллектива, от которого исходит данное требование.

К сожалению, отдельные учителя придерживаются мнения, что требовательность предполагает неукоснительное выполнение воспитательных мер, строгое соблюдение раз и навсегда установленных правил.

Наиболее распространенные нарушения в этике поведения учителя:

  • Обращение к ученику по фамилии.
  • Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.
  • Приказной, административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова «пожалуйста».
  • Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).
  • Постановка ребенка в неудобное, унизительное положение на уроке.
  • Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.
  • Неумение выразить веру в ученика.
  • Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.
  • Неумение признавать взрослость школьника, его право на другое мнение.
  • Неудачи обучающегося в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.

 

Строгость и требовательность учителя — необходимые условия влияния на нравственное возмужание обучающегося. 

Педагогическая этика не признает бесконфликтного воспитания. Но моральные конфликты должны разрешаться не методом административного нажима, а путем нахождения разумных решений.  

Поэтому следует руководствоваться следующими рекомендациями:

  • Нельзя быть олицетворением лозунга «Учитель всегда прав!»
  • Нужно быть человеком, а если получится, то человеком с большой буквы.
  • Не надо стесняться признаваться  в собственных ошибках, нужно быть честным с обучающимися, добрым, но не добреньким.
  • Не давать обещаний, которые не можешь выполнить.
  • Быть оптимистом.
  • Быть активным и инициативным.
  • Быть простым и человечным, сохраняя дистанцию между собой и учениками, - установить ее снова будет гораздо труднее.
  • Исключить крики и оскорбления.
  • Учитывать мнение учащихся.

Этические подходы в системе взаимоотношений «учитель и педагогический коллектив».

Педагогическое влияние на учащихся оказывает не только отдельный учитель, но и весь учительский коллектив. Морально-педагогический облик учительского коллектива является одним из важных педагогических факторов, воздействующих на учащихся как непосредственно, так и опосредованно, через того или иного учителя.  

  Заслуживает внимания опыт организации педагогического коллектива на основе идеи коллективной ответственности за каждого воспитанника, за профессиональный рост каждого учителя, за повышение качества учебно-воспитательного процесса. Если в коллективе отношения между людьми создают обстановку сплоченности и доброжелательности, то они благоприятны для педагогического процесса.  

Простые секреты бесконфликтности:

    Включите «душевное зрение».

Понаблюдайте за своим собеседником, подумайте, какие его слова раздражают Вас и постарайтесь не обращать на них внимания, а какие слова разряжают напряжённость, прислушивайтесь к словам, которые приближают вас друг к другу.

    Создайте тёплую атмосферу.

Первое и основное правило: «Самый главный человек на свете - тот, кто перед тобой». Принимайте его таким, каков он есть. Постарайтесь, чтобы собеседник Вам понравился. Дарите ему знаки симпатии и уважения

    Ищите то, что вас сближает.

Стиль, манера общения – чем больше будет у Вас в этом сходства с собеседником, тем лучше. Мнения, ценности, установки – чем меньше обнаружится у вас в этом разногласий, тем лучше. Не надо противоречить по любому поводу. Приучите себя находить в собеседнике то, что может вас сблизить.

    Настройтесь на волну собеседника.

Вы должны постараться понять и разделить переживания собеседника. Почувствуйте то, что его волнует. Не нагнетайте напряжённость. Если же его эмоции и установки для Вас неприемлемы, попробуйте настроить собеседника на нужную Вам волну. Например, он грустит, и вы погрустите вместе с ним, а затем мягко подтолкните его к другому настроению.  

    Никогда не обвиняйте собеседника.

В разговоре задавайте нужный тон – корректный и уважительный. Избегайте в разговоре крайностей, обвинений и оскорблений. Не отвечайте грубо.

    Без нужды не задевайте.

Стройте общение на равных, а не в позиции сверху. Не задевайте того, что человеку дорого. Лучше обойтись без отрицательных оценочных суждений.

    Избиение под знаком юмора.

Юмор прекрасен, но им можно довести человека до белого каления, если он направлен против этого человека, когда смешно всем, кроме того, над которым смеются. Берегите собеседника: избавьте его от уколов, обид и обвинений.

    Разрешите Вас поправить?

Если Вы заметили ошибку или неточность собеседника, то оставьте это открытие при себе. Если уж очень хочется поправить, то делайте это максимально тактично. А советы чаще злят, чем учат. Давайте советы только тогда, когда Вас об этом просят.

    Не спорьте.

Иметь своё мнение и не соглашаться – ваше право, а стремление всегда возражать и спорить – признак невоспитанности. Никогда не спорьте по мелочам и не спорьте с тем, кому важнее поспорить, а не разобраться.

    О категоричности.

Возражая собеседнику, научитесь обходиться без резкости и категоричности, не давайте отрицательных оценок его мнению.

    Философия мира и истины.

Старайтесь не победить в споре, а найти истину. Старайтесь понять то, что хочет сказать собеседник. Ищите то, в чём он прав, а не ошибается, старайтесь согласиться, а не возразить. Признавайте возможность своей неправоты.

Каждый день учителя собираются в учительской, и уже по атмосфере в ней можно во многом судить о нравственных отношениях в коллективе: грубость или доброжелательность, ворчание и угрозы или искренность, раздраженность или внимательность и т. п.— уже какой-то показатель этих отношений. А практика показывает, что даже настроение из учительской учитель несет в класс, и раздраженность, возникшая в ней, влечет за собой недостаточную педагогическую продуктивность на уроке. Плохое настроение испытывают на себе и обучающиеся.

Педагогический коллектив — сложное целое, объединенное общими педагогическими задачами, составленное из людей, различающихся между собой по возрасту и опыту, вкусам и интересам, специальности и педагогическим взглядам, нравственному уровню и интеллекту. Здесь встречаются семейные и несемейные, веселые и грустные, люди с разными типами нервной системы, характерами и темпераментами, с разным уровнем нравственного развития. Для того, чтобы коллектив, собранный из столь разных людей, мог работать как единое целое, необходима согласованность усилий всех его участников. Сотрудничество в выполнении всеми единой задачи обучения и воспитания регулируется разными средствами и, прежде всего, административными: распределением поручений, расписаниями, текущими распоряжениями, решением педсоветов и т.п.


        
Заключение
Специфика профессиональной этики педагога заключается в следующем:
1) объект труда – человек;

2) педагог всегда несет моральную ответственность за будущее человека;

3) труд педагога психологически и организационно сложен;

4) педагог – пример в нравственном воспитании личности, человек высоких моральных идеалов.
Любовь к детям, уважение и требовательность к ним, высокий профессионализм и научно педагогическая подготовленность, умение найти эффективные воспитательные воздействия на личность и коллектив, справедливость, коммуникативность, высокий уровень внешней и внутренней культуры – вот основные особенности профессиональной этики педагога.

Сегодня, когда имеет место опережающее развитие технических аспектов и отставание культурного, очень важно понять, что для стабилизации общества необходимы этические знания. Важно, чтобы каждый учитель хранил Кодекс этики не в папке профессионального мастерства, а у себя в душе.

Должны мы бороться за детские души,
Должны, должны.
Но что, если под поучительской чушью
В нас нету души?
                    Евгений Евтушенко.

 

В.А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель становится воспитателем, лишь овладев тончайшим инструментом, этикой. Этика в школе - это «практическая философия воспитания».  

Настоящий педагог – всегда гуманист, он ориентирован на отношение к другим людям “не как к средству, а только как к цели” (И. Кант) и учит этому своих воспитанников и подопечных. Поэтому он строг и демократичен одновременно. Разумеется, даже самый лучший учитель – живой человек, и у него могут быть ошибки, промашки, досадные срывы, однако из любой ситуации он находит поистине человеческий выход, поступает бескорыстно, справедливо и благожелательно, никогда не проявляя утилитарного расчёта, высокомерия и мстительности. Настоящий воспитатель, как ни затёрто это звучит, учит добру, причём делает это как словесно, так и личным примером.

Педагогическая мораль предъявляет основные требования учителю: воспитатель должен быть прежде всего воспитан сам. В этом, пожалуй, и есть суть всей педагогической морали.

Всем  этим  качествам  соответствует  коллектив  филиалов  № 2 и №1.

Преподаватель  производственного  обучения                                                Судаков Е.И.