Урок-игра "Кадры решают всё!" (для специальности 44.02.01 Дошкольное образование)
методическая разработка

Данный урок предполагает знакомство студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование, с нормативными документами, регламентирующими деятельность воспитателя детей дошкольного возраста. Формой урока выбрана деловая игра. Игровая задача состоит в составлении должностной инструкции воспитателя. В ходе урока студенты знакомятся (повторяют) с выдержками из нормативной базы: профессионального стандарта студента СПО ДО, профессионального стандарта педагога (учитель, воспитатель), спецификации стандарта WSSS профессиональная компетенция "Дошкольное воспитание".

По данному принципу можно строить уроки по изучению нормативной базы студентами и других специальностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-igra_kadry_reshayut_vse.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа

Деловая игра «Кадры решают все!»

Мы отбираем людей, и самый ответственный,

самый роковой этап обучения – это именно отбор.

потому что, если вы отберёте, угадаете в человеке

Богом данное, то тогда вы можете не заботиться,

он сам знает, что ему делать.

Фёдор Хитрук

Цель работы: знакомство с нормативными документами, регламентирующими деятельность воспитателя детей дошкольного возраста, развитие умения анализировать информацию, работать в команде.

Время выполнения: 90 мин

Введение в тему

Здравствуйте, уважаемые студенты! Сегодняшний урок пройдет в форме деловой игры.

- Что такое деловая игра?.. / это специально смоделированная ситуация для нахождения определенного решения.

- Вопрос, который мы обсудим, будет касаться формирования кадровой политики дошкольного образовательного учреждения. Ведь не секрет, что КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЕ. Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку –  слова Фёдора Хитрука, известного режиссера- мультипликатора. Как вы понимаете эти слова?..

Обозначение проблемной ситуации

- Какими, по вашему мнению, компетенциями должен обладать руководитель, чтобы грамотно формировать кадровую политику вверенного ему учреждения?..

- Важное значение имеет знание нормативных документов регламентирующих деятельность сотрудников.

- Какие документы, помимо федерального закона об образовании в Российской Федерации, должен изучить руководитель, чтобы управлять деятельностью такой категории педагогических работников, как воспитатель детей дошкольного возраста?..

- предлагаю ознакомиться с выдержками из следующих нормативных документов (см. приложения):

  • Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. N 1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование»

  • Выдержками из спецификации стандарта WORLDSKILLS (WSSS), профессиональной компетенции «Дошкольное воспитание».

Моделирование игровой ситуации

- Представьте, что вы руководители дошкольных образовательных учреждений и собрались на совещании директоров, чтобы выработать единый подход к формированию кадровой политики ДОУ. Ваша задача – разработать должностную инструкцию для воспитателя.

Инструкция к выполнению практической работы

1. Ваша задача – разработать локальный акт[1] – должностную инструкцию воспитателя (пункт «Должностные обязанности»). Работать будете в малых группах (не более четырех человек).

2. Определите приоритетное направление детского сада, которым вы руководите. Пройдя по ссылке, вы можете припомнить, какого вида и направленности могут быть ДОУ: https://vseodetyah.com/article.html?id=2835&menu=parent 

3. Составьте не менее 12 требований к профессиональной деятельности воспитателя детей дошкольного возраста.

3.1. Помните, что в должностной инструкции должна быть отражена деятельность, связанная с реализацией того приоритетного направления, которое реализует детский сад, которым вы руководите.

3.2. В должностной инструкции также необходимо отразить требования к воспитателю, которые содержатся в нормативных документах.

3.3. При формулировке должностных обязанностей используйте клише: «Воспитатель должен…»

Анализ выполнения практического задания

- Итак, сейчас каждая группа «руководителей ДОУ» представит разработанные ею должностные обязанности воспитателя детей дошкольного возраста. Остальные студенты выступят в качестве экспертов. Прослушав выступления «коллег», каждая группа участников дает общую оценку сказанному, опираясь на критерии (см. ниже), уточняет информацию с помощью вопросов, дает рекомендации.

Приложение 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)

Необходимые умения

Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная,  познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства

Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации

Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения

Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)

Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения

Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Необходимые знания

Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания

Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте

Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте

Основы теории физического, познавательного  и  личностного развития детей раннего и дошкольного возраста

Современные тенденции развития дошкольного образования

Другие характеристики

Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики.


Приложение 2

Выдержки из приказа Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1351

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование»

Воспитатель детей дошкольного возраста

3.4.1. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста:

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 1.2. Проводить мероприятия по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима и режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в их самочувствии.

ПК 1.4. Формировать развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую обеспечить разнообразную двигательную активность детей раннего и дошкольного возраста.

3.4.2. Организация различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста:

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общение детей раннего и дошкольного возраста в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать и проводить различные виды деятельности (игры, посильный труд, самообслуживание, рисование, лепку, аппликацию, конструирование) и общение детей раннего и дошкольного возраста в течение дня.

ПК 2.3. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за развитием детей раннего и дошкольного возраста в процессе организации различных видов деятельности и общения, анализировать полученные результаты и соотносить их с общими целевыми ориентирами.

ПК 2.5. Формировать развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую обеспечить совместную деятельность детей и взрослых в различных видах деятельности, общение детей раннего и дошкольного возраста и возможность для уединения.

3.4.3. Организация обучения детей раннего и дошкольного возраста:

ПК 3.1. Планировать и организовывать обучение детей раннего и дошкольного возраста, проводить его в различных организационных формах.

ПК 3.2. Осуществлять педагогическое наблюдение за развитием детей раннего и дошкольного возраста в процессе обучения, анализировать результаты развития и соотносить их с общими целевыми ориентирами.

ПК 3.3. Формировать развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую организовать обучение детей раннего и дошкольного возраста в соответствии со спецификой образовательной программы.

3.4.4. Организация воспитания детей раннего и дошкольного возраста:

ПК 4.1. Планировать и организовывать воспитание детей раннего и дошкольного возраста, проводить работу по нравственному, половому, эмоциональному, трудовому, экономическому и эстетическому воспитанию с целью социально-коммуникативного развития детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 4.2. Осуществлять педагогическое наблюдение за развитием детей раннего и дошкольного возраста в процессе воспитания, анализировать результаты развития и соотносить их с общими целевыми ориентирами.

ПК 4.3. Формировать развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую обеспечить личностное развитие детей раннего и дошкольного возраста, их эмоциональное благополучие и возможность самовыражения.

3.4.5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательной организации:

ПК 5.1. Планировать и организовывать работу с родителями (законными представителями), проводить её в различных организационных формах.

ПК 5.2. Организовывать взаимодействие членов педагогического коллектива, руководителей образовательной организации, родителей (законных представителей) при решении задач обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной подготовкой (с указанием программы дополнительной подготовки)

3.4.6. Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста:

ПК 6.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 6.2. Проводить мероприятия по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста в процессе выполнения двигательного режима и режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 6.3. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья детей раннего и дошкольного возраста, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в их самочувствии.

ПК 6.4. Формировать развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую обеспечить разнообразную двигательную активность детей раннего и дошкольного возраста.

3.4.7. Организация различных видов деятельности и общения детей раннего и дошкольного возраста:

ПК 7.1. Планировать различные виды деятельности и общение детей раннего и дошкольного возраста в течение дня.

ПК 7.2. Организовывать и проводить различные виды деятельности (игры, посильный труд, самообслуживание, рисование, лепку, аппликацию, конструирование) и общение детей раннего и дошкольного возраста в течение дня.

ПК 7.3. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 7.4.  Осуществлять педагогическое наблюдение за развитием детей раннего и дошкольного возраста в процессе организации различных видов деятельности и общения, анализировать полученные результаты и соотносить их с общими целевыми ориентирами.

ПК 7.5. Формировать развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую обеспечить совместную деятельность детей и взрослых в различных видах деятельности, общение детей раннего и дошкольного возраста и возможность для уединения.

3.4.8. Организация обучения детей раннего и дошкольного возраста:

ПК 8.1. Планировать и организовывать обучение детей раннего и дошкольного возраста, проводить его в различных организационных формах.

ПК 8.2. Осуществлять педагогическое наблюдение за развитием детей раннего и дошкольного возраста в процессе обучения, анализировать результаты развития и соотносить их с общими целевыми ориентирами.

ПК 8.3. Формировать развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую организовать обучение детей раннего и дошкольного возраста в соответствии со спецификой образовательной программы.

3.4.9. Организация воспитания детей раннего и дошкольного возраста:

ПК 9.1. Планировать и организовывать процесс воспитания детей раннего и дошкольного возраста, проводить работу по нравственному, половому, эмоциональному, трудовому, экономическому и эстетическому воспитанию с целью социально-коммуникативного развития детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 9.2. Осуществлять педагогическое наблюдение за развитием детей раннего и дошкольного возраста в процессе воспитания, анализировать результаты развития и соотносить их с общими целевыми ориентирами.

ПК 9.3. Формировать развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую обеспечить личностное развитие детей раннего и дошкольного возраста, их эмоциональное благополучие и возможность самовыражения.

3.4.10. Взаимодействие с родителями (законными представителями) и сотрудниками образовательной организации:

ПК 10.1. Планировать и организовывать работу с родителями (законными представителями), проводить её в различных организационных формах.

ПК 10.2. Организовывать взаимодействие членов педагогического коллектива, руководителей образовательной организации, родителей (законных представителей) при решении задач обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

3.4.11. Организация раннего обучения детей дошкольного возраста (с указанием дополнительной области знания):

ПК 11.1. Осуществлять деятельность, соответствующую дополнительной области знания.

ПК 11.2. Применять и анализировать методики раннего обучения детей дошкольного возраста (с указанием дополнительной области знания).

ПК 11.3. Формировать развивающую предметно-пространственную среду, позволяющую обеспечить раннее обучение детей дошкольного возраста (с указанием дополнительной области знания).

Приложение 3

СПЕЦИФИКАЦИЯ СТАНДАРТА WORLDSKILLS (WSSS)

Профессиональная компетенция «Дошкольное воспитание»

1. Соблюдение санитарных норм и правил профилактики травматизма, обеспечение охраны жизни и здоровья детей

Специалист должен знать и понимать:

  • Стандарт отрасли ост 29.127-2002 «Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия» (принят и введен в действие приказом МПТР РФ от 17 января 2003 г. № 10);
  • технику безопасности при работе с электрооборудованием и правила СанПин;
  • технику безопасности при работе с бумагой, клеем, ножницами и правила СанПин;
  • правила техники безопасности и СанПин при работе с конструкторами LEGO;
  • педагогические и гигиенические требования к проведению экскурсий;
  • правила СанПин и техники безопасности при организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми;
  • требования к информационной, материальной, пространственной среде ДОО.

Специалист должен уметь:

  • планировать, организовывать и проводить любую совместную деятельность с детьми в соответствии с правилами техники безопасности и правилами СанПин.

2. Поиск, анализ и оценка информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач

Специалист должен знать и понимать:

  • основную общеобразовательную программу «От рождения до школы»;
  • содержание образовательных областей по разным возрастным группам;
  • литературные произведения для детей дошкольного возраста по образовательной программе «От рождения до школы»;
  • структуру литературного анализа художественного текста;
  • возрастные особенности детей дошкольного возраста;
  • принципы организации проблемного обучения и экспериментирования с детьми дошкольного возраста;
  • определение образовательного контента для разных видов совместной деятельности с детьми;
  • различные виды корригирующей гимнастики (разминка в постели, самомассаж; гимнастика игрового характера;
  • гимнастика с использованием тренажёра или спортивного комплекса; пробежка по массажным дорожкам);
  • авторские методики закаливания детей дошкольного возраста;
  • особенности психических и познавательных процессов учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Специалист должен уметь:

  • анализировать художественные тексты разных родов и жанров;
  • обоснованно делать выбор произведения в соответствии с разработанными критериями (художественный уровень, воспитательное значение, возраст детей, время года, выбор методов работы с книгой);
  • подбирать содержание и материалы для оформления информационно-демонстрационного стенда в группе ДОО в соответствии с возрастными особенностями детей;
  • подбирать корригирующие упражнения для комплекса гимнастики после дневного сна;
  • формулировать цель, задачи и ожидаемые результаты занятия с подгруппой детей.

3. Использование информационно-коммуникационных технологий

Специалист должен знать и понимать:

  • компьютерные средства обучения (интерактивная доска, интерактивный стол);
  • возможности программ Microsoft Office; SMART notebook; SMART table.
  • Специалист должен уметь:
  • применять компьютерные средства обучения (интерактивная доска, интерактивный стол);
  • создавать документы при помощи программ Microsoft Office;
  • работать на программах SMART notebook и SMART table.

4. Планирование, организация и проведение мероприятий совместной деятельности с детьми

Специалист должен знать и понимать:

  • методику разработки и проведения занятий с подгруппой детей;
  • структуру занятия, методы и приемы организации деятельности детей на занятии, виды детской деятельности;
  • содержание образовательных областей по разным возрастным группам.

Специалист должен уметь:

  • определять программное содержание: образовательную, развивающую и воспитательную задачи;
  • организовывать экскурсии в соответствии с методическими требованиями;
  • соблюдать структурные компоненты мероприятий совместной деятельности;
  • организовывать различные виды деятельности в соответствии с режимом дня, перспективным планированием и т.д.;
  • планировать и корректировать образовательные задачи (исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей).

5. Коммуникативные навыки, творческий подход

Специалист должен знать и понимать:

  • профессиональную терминологию;
  • способы и формы общения с детьми;
  • средства выразительности речи;
  • этические нормы.

Специалист должен уметь:

  • владение профессиональной терминологией;
  • коммуницировать с разными субъектами образовательного процесса.

Приложение 4

Критерии оценки практической работы

Отметка

Документ содержит не менее 12 пунктов требований к профессиональной деятельности воспитателя детей дошкольного возраста. Составленный документ опирается на нормативные документы. В Д/И отражена деятельность воспитателя, связанная с реализацией приоритетного направления ДОУ.

5

Документ содержит не менее 12 пунктов требований к профессиональной деятельности воспитателя детей дошкольного возраста. Составленный документ опирается на нормативные документы. В Д/И не четко отражена деятельность воспитателя, связанная с реализацией приоритетного направления ДОУ. Есть некоторые замечания к формулировкам должностных обязанностей.

4

Документ содержит менее 12 пунктов требований к профессиональной деятельности воспитателя детей дошкольного возраста. В составленном документе не четко прослеживаются требования, содержащиеся в нормативных документах, а также не четко отражена деятельность воспитателя, связанная с реализацией приоритетного направления ДОУ. Есть замечания к формулировкам.

3

Составленный документ носит формальный характер.

2

           ОП.10 Педагогическое мастерство, подготовила преподаватель Смирнова З.В.         


[1] Локальный нормативный акт – это документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в организации, в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по МДК. 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Тест по темам "Формирование у дошкольников двигательных умений и навыков в процессе обучения движениям", "Методы обучения дошкольников движениям"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОПД.05 «Теоретические основы дошкольного образования» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОПД.05 «Теоретические основы дошкольного образования» по специальности 44.02.01 Дошкольное образование...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...

Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине ОП.05. Теоретические основы дошкольного образования программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОП.05 Теоретические основы дошкольного обра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...

Комплект контрольно - оценочных средств для квалификационного экзамена по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование е

Комплект контрольно - оценочных средств для квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования пр...