Мастер-класс на родительском собрании "Артикуляционная гимнастика дома"
консультация

Кутлубаева Виля Мухаметовна

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс на родительском собрании

«Артикуляционная гимнастика дома»

                                                                                       Подготовила   и провела

учитель-логопед

МДОУ д/с №129

Кутлубаева В.М.

ЦЕЛЬ: знакомство с родителями логопедической группы, формировать у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения; вызвать желание сотрудничать с логопедом и воспитателями, знакомство с целью мастер-класса.

ПРОВЕДЕНИЯ МАСТЕР-КЛАССА

1.Теоретическая часть.

Мини сообщение о работе логопедической группы.                                                                                        Проблемы развития речи детей дошкольного возраста.                      Артикуляционная гимнастика. Значение и рекомендации по проведению.

2.Практическая часть. Выполнение упражнений для губ, щек, языка

3.Советы учителя-логопеда родителям.

4.Вопросы логопеду.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация мастер – класса, интерактивная доска, ноутбук, индивидуальные зеркала.

ХОД .

1.Теоретическая часть.

Знакомство.

Добрый вечер дорогие родители!  Мне очень приятно видеть Вас на нашей встрече.

Наша группа называется речевой или логопедической.

Логопедия – это наука о нарушениях речи, их коррекции посредством специального обучения и воспитания.

Какие дети попадают в логопедическую группу? Это дети, у которых есть проблемы с развитием речи. По результатам психолого-медико-педагогической комиссии у наших воспитанников стоит заключение ОНР или ФФН. ОНР – это речевое расстройство, при котором у детей нарушается формирование разных компонентов речи: звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь. Поэтому, вся работа педагогов нашей группы отличается от работы в массовых группах детского сада тем, что она направлена на преодоление этих расстройств.

А именно, работа с детьми проводится по следующим направлениям:

- формирование правильного звукопроизношения; 

- развитие артикуляционных движений - движений органов речи (губ, щек, языка);

- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;

- совершенствование грамматического строя речи;

- обогащение, активизация словарного запаса речи;

- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму; 

- развитие связной речи, подразумевающее   умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;

   Вся перечисленная работа проводится в группе в форме занятий со всеми детьми, на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе. Кроме того, воспитатели работают над развитием речи ежедневно, используя режимные моменты, прогулки, свободную деятельность детей и повседневное общение с ними.

  Для закрепления материала мы будем заниматься по тетрадям.

На индивидуальных занятиях работа ведется в основном по исправлению неправильного звукопроизношения. Она включает в себя формирование правильного речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, постановку звуков и автоматизацию поставленных звуков в речи. Для этого нам будет нужно завести папки. В них будут записываться упражнения артикуляционной гимнастики для нарушенных звуков и упражнения по автоматизации поставленных звуков.

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения

Систематичное выполнение артикуляционных упражнений позволяет:

 1. Подготовить артикуляционный аппарат к самостоятельному становлению произношения звуков (т.е., чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).

 2. Артикуляционные упражнения помогают детям со сложными речевыми нарушениями быстрее преодолеть речевые дефекты.

 3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям, про которых говорят «каша во рту» (т.е. у таких детей снижен тонус мышц щек, губ и языка).

Очень важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка. От четкой и внятной речи зависит полноценное общение со сверстниками и взрослыми и отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Так же плохая речь часто влияет на самооценку ребенка, формируются такие качества характера как застенчивость, необщительность.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить упражнения нужно систематически. Только тогда будет достигнут нужный эффект.

Разнообразить занятия помогут картинки, детские стихотворения.                               А теперь мы с вами попробуем выполнить некоторые упражнения артикуляционной гимнастики.

2.Практическая часть

Мастер-класс. Демонстрация презентации.

А теперь переходим непосредственно к артикуляционной гимнастики, которую необходимо начинать с упражнений для губ.

(Слайд 7) Упражнения для губ

Улыбка. Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам

(Слайд 8) Слон или Трубочка.

Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

Мои губы – трубочка Превратились в дудочку

(Слайд 11) Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Язычок во рту сидел,

И гулять он захотел.

К потолку на верх поднялся,

Затем вниз он отпускался.

Снова к потолку поднялся,

И опять он отпускался.

Как качели вверх и вниз,

Крепче язычок держись.

     (Слайд 11) Маляр. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд - назад.

      Язычок порядок наводил,

       Потолок покрасить он решил.

       Глубоко назад сбежал,

       Затем к зубам он подбежал.

       И опять назад сбежал,

       Долго красил наш маляр.

(Слайд 12) Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Я лошадка Серый Бок!

Цок-цок-цок.

Я копытцем постучу!

Цок-цок-цок.

Если хочешь – прокачу!

Цок-цок-цок.

(Слайд 12)  Грибочек. улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.

Мы ворота открывали,

Язычок к себе позвали.

Язычок на цыпочки встал,

Крепко к потолку себя прижал,

Крепко-крепко прижимался,

Долго-долго не спускался.

Как грибочек он стоял,

И о чем-то все мечтал

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

• Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать.

Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например, что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?

• Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

• Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

• Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение: ручкой чайной ложки или чистым пальцем помогите ребенку поднять язык вверх.

• Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.

• Не раздражайтесь и не показывайте своего огорчения, если у ребенка не получается какое-то упражнение.

• Похвалите за старание и вселите надежду в успех, который придет, если терпеливо тренироваться ежедневно.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

• Количество повторений артикуляционных упражнений варьируются в зависимости от возраста и двигательных возможностей ребенка и в среднем составляет от 3 до 5 повторений.

 4. Итог.


   Благодарю Вас за участие, если мои рекомендации помогли Вам в решении вопросов в коррекции звукопроизношения, я буду очень рада. 

Раздать родителям памятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов ДОО «Дыхательная гимнастика с детьми дошкольного возраста».

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОО  в вопросе  проведения дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, обобщение знаний по проведению  дыхательной  ги...

Мастер-класс по теме "Подготовка учащихся к олимпиаде по гимнастике"

В работе представлено последовательное обучение акробатики в разделе гимнастики начиная с начальной школы....

Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников. Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"

В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие, так как ребенок быстро утомляем, не может ещё в силу возраста выполнять полноценную артикуляционную гимнастику, Детям трудно запом...

Презентация мастер - класса (приложение к структуре мастер - класса) Тема: «Профессиональная и инфекционная безопасность медицинского персонала. Применение медицинских перчаток. Техника надевания стерильных перчаток»

Мастер - класс или обучающий тренинг предназначен для отработки практического навыка "Техника надевания стерильных перчаток" с целью повышения профессионального уровня и обмена опытом участн...

Методическая разработка Мастер-класс Посвященный празднованию 120-летия со дня основания лицея Для обучающихся первых и вторых курсов по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» Тема мастер-класса «Анимация как способ повышения продаж гостиничного пр

Повышение эффективности образования, в соответствии с новыми образовательными стандартами, зависит от степени активной позиции студентов в учебном процессе. Преобразования требуют существенных перемен...

Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика дома.

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата...